Утро следующего дня началось ещё до рассвета. Прогулку на лодке мы заказали в отеле. Примерно в половине шестого за нами пришёл лодочник и проводил до отправной точки.
Непривычно пустынные переулки, пара поворотов и мы у реки. Мы загрузились в лодку, и наше путешествие началось. С воды, в предрассветные часы гхаты выглядели несколько иначе, чем накануне.
Некоторые из них пустынны, а некоторые заполнены людьми, совершающими омовения. На Ганге можно наблюдать ежедневную пуджу. Этот ежедневный обряд включает в себя омовение на восходе (или закате) дня и чтение священных писаний. Сопровождается пуджа зажжением свечи, установленной в маленькой бамбуковой плошке вместе с цветами, которую опускают в реку. Удивляет, что люди, приходящие для утренних процедур, совсем не обращают внимания на фотографирующих их туристов. Видимо, помыслы их полностью заняты молитвой.
По мере освещения набережных утренним солнцем, краски меняются и всё преображается. Серые сумерки отступают и здания окрашиваются в золотистый цвет. Город проснулся и начинает жить привычной жизнью.
Мы проплыли от Джайн гхата до Маникарники. Вот информация о некоторых гхатах, которой я запаслась ещё до поездки. Здесь нет хронологии посещения гхатов, но есть (как мне кажется) интересная информация.
Кедар гхат. Этот гат весьма популярен у жителей Бенгалии и Южной Индии. Ниже находится Гаури кунд (искусственный водоем), вода из которого обладает лечебными свойствами. Этот водоём связан с женой Шивы Парвати, также известной под именем Гаури. Считается, что Гаури жила в Гималаях рядом с водоемом и занималась там йогой. Возле него Шива объяснился ей в любви, после чего они вскоре поженились. Так же этот кунд связан с легендой возникновения любимого божества Индии – Ганеши. Считается, что именно около этого источника в Гималаях он приобрел свою слоновоголовость. Храм Шивы Кедарнатх был построен одним из махараджей империи Виджаянагар, знаменитого тем, что в погребальном костре вместе с ним сожгли 3000 жен и наложниц. Храм Кедара и его гат становятся центром активности во время периода дождей священного месяца Сравана (июль-август).
Виджая Нагарам гхат. Раз в месяц женщины приходят сюда, чтобы помолиться о семье, детях, здоровье, загадать желание на мужей и детей. Для усиления молитв они спускают на воду тарелочки с ноготками и лепестками лотоса, пропитанными маслом и поджигают их. Гхат назван в честь существовашего ранее в Южной Индии царства Виджаянагар. Правитель этого королевства основал фонд для строительства гата в 1890 году. Расположенный рядом храм посвящен Нилакантха (Шиве). А наверху находится ашрам Свами Карапатри.
Лали гхат. Этот гат был построен раджой Варанаси в 1778 году. Наверху находится несколько храмов, посвященных различным богам и богиням, таким как Киратешвара и Махалакшми.
Харишчандра гхат. Как я уже писала ранее, это один из двух кремационных гхатов. Здесь имеются святилища, они посвящены божествам Харешчандрешвара, Рохитешвара, Ади Маникарникешвара и Вриддха Кедара. Стоимость сожжения на костре из дерева составляет 3000 рупий, немыслимая сумма для большинства индусов. Цена значительно выше, если используются дрова сандалового дерева. Прежде чем возложить умершего на костер, его сначала омывают в водах Ганги, потом сжигают, а останки снова опускают в реку. То есть процедура выглядит так «вода-огонь-вода». Таким образом, стихии воды и огня очищают карму человека от всех накопленных грехов. В качестве альтернативы существует электрический крематорий, который обходится в 300 рупий. Чтобы уменьшить загрязнение воды и справиться с большим количеством трупов, нуждающихся в кремации, правительство штата Уттар Прадеш в 1986-87 годах построило этот крематорий с современным способом сжигания. Однако он не очень востребован, даже нищими. Естественное уничтожение тела на костре предпочтительнее, по этому на эту процедуру верующие индусы копят деньги всю жизнь. Есть исключения: детей, беременных и прокаженных, умерших от укуса змеи, а также садху не кремируют на костре. Им привязывают камень на шею и бросают в воду.
Карнатка гхат. Этот гхат был построен правительством штата Карнатака в 1910 году. Здесь есть святилище Руру "Собаки" Бхайравы (Бхайрава - особо разрушительный и ужасающий аспект Шивы).
Прачина Хануман гхат. Построен в 1825 и имеет отношение к святому Валлабха, положившему философское начало почитания Кришны. Здесь празднуют его день рождения в апреле-мае. Святилище содержит 5 Шива-лингамов: Рамешвара (в честь Рамы), Лакшманешвара и Бхаратешвара (в честь двух его братьев), Ситешвара (в честь его жены) и Ханумадишвара (в честь божественной обезьяны Ханумана).
Хануман гхат. Этот гхат ранее назывался Рамешварам гхат, так как считалось что его построил сам Рама. В настоящее время он находится внутри храма, в котором в разное время жили аскеты. Район рядом населяют выходцы из Южной Индии.
Маханирвани гхат. Назван в честь Маханирвани, секты Святого Змея. Здесь рядом расположены 4 небольших святилища, посвященных Шиве. Их возвел непальский махараджа. В 7-м веке здесь жил известный философ Ачарья Капил Муни. Рядом находится дом матери-Терезы.
Ниранжани гхат. Также принадлежит секте Святого змея, которая основала здесь в 1897 году святилище Ниранжани Акхара. Здесь имеется 4 святилища, включающие отпечаток ноги Ниранжани Махарадж Дурга Гаури Шанкар и образы Ганги.
Чета Синх гхат. Это место было ареной жестокой схватки между войсками Уоррена Гастингса и Чет Сингха в 1781 году. И сам форт и гхат был отвоеван у британцев во второй половине 19 века махараджей Прабху Нараян Сингхом. Гхат имеет 3 храма постройки 18 века, посвященных Шиве.
Панчкота гхат. Дворцовое здание и одноименный гат были построены королем из Бенгалии во второй половине 19 века. Внутри дворца расположено 2 святилища.
Нишад гхат Здесь можно увидеть многочисленных лодочников с их плавсредствами и сетями. Гхат обладает храмом Нишадрадж, который на самом деле был построен на пожертвования лодочников совсем недавно.
Джайн гхат. Джайны осуществляют омовения и проводят религиозные обряды на южной стороне гата, а северную оккупировали семьи лодочников, придавая ему совершенно другое звучание. У гата есть 2 джайнских храма.
Вакчараджа гхат. Был построен торговцем по имени Вакчараджа во второй половине 18 века. Считается, что 7 учитель-тиртханкар Супаршванатха родился поблизости. Сегодня здесь живет большинство джайнов. Идущая вверх к улицам лестница имеет три небольших святилища, посвященных Шиве, Ганеше и великолепной Ганге, оседлавшей крокодила. Время от времени здесь проводят культурные мероприятия.
Манасаровара гхат Этот небольшой гхат назван так в честь одноименного священного озера в Тибете (близ Ганготри), у подножия горы Кайлас, гималайского жилища Шивы. Наверху гата, действительно, имеется небольшой пруд. А построен этот гат был раджой Ман Сингхом из Джайпура в 1585 году, и был перестроен в 1805. Рядом находятся святилища, посвященные Раме и Лакшману.
Нарада гхат. Был сооружен Даттатрея Свами, главой монастыря, в 1788 году. Этот гат посвящен Саге Нарада, божественному музыканту и мудрецу. Здешнее святилище содержит изображения 4 божеств: Нарадешвара, Атришвара, Васукишвара и Даттатреяшвара.
Раджа гхат. До 1887 года это была очень известная пристань. Со строительством моста (с 1 января 1887 года), его значение, как переправы, было утеряно. В старой литературе этот гхат неоднократно упоминается за свои заслуги.
Панда гхат. Назван так в честь известного борца Бабуа Панде. Рядом находится святилище Сомешвара (Шивы). По соседству находится еще одна святыня – Прабха Тиртха. Здесь обычно сушится белье. Простыни прямо выложены квадратами на откосах. Считается, что на солнце из белья испаряются злые силы.
Диджпатья гхат. Он расположен почти на самом берегу реки, сами сходы узкие и крутые, но широкие. Дворец представляет собой изысканную архитектуру Севера Индии и нынче известен как как «Ашрам Каши». Он был построен в 1830 году бенгальским раджой Диджпатья.
Каусаттхи гхат. Название ‘causatthi’ происходит от слова ‘chausatha’, означающего 64. Это указывает на число йогиней, прислужниц грозной богини Кали. Храм Чаусаттхи Деви расположен неподалеку. Храм был восстановлен в 1670 году королем Удайпура. Сегодня в храме представлено только 60 йогинь, четыре из них находятся в других местах. Этот гхат привлекает толпы паломников во время полнолуния в период марта-апреля. Другим важным событием, отмечаемым здесь, является яркий праздник Холи. Большой песчаный дворец возвышается над этим гхатом, он был построен в 1807 году. Сейчас его используют для религиозных церемоний, а иногда и для проведения музыкальных концертов.
Ситала гхат. Он называется так из-за находящегося рядом храмом Богини болезней (ситала). В марте-июле и сентябре-октябре здесь празднуется «8 день» в честь богини Ситала Астхами. Сюда также приходят на поклонение молодожены и члены их семей. Они совершают здесь последовательные ритуалы после выхода из храма.
Дасашвамедх гхат. В переводе «место принесения в жертву 10 коней». Иногда его еще называют Мэйн-гхатом. В соответствии с мифом, посвященным Дивадаси (царю ариев), Брахма осуществил жертвоприношение именно на этом месте. Шива и Парвати ожидали, когда у царя лопнет терпение, и он покинет город Каши, позволив им вернуться туда. Однако сложная серия жертв помогла царю Девадаси закрепиться в городе надолго. На вершине лестницы находится несколько святилищ: Сулатанкешвара, Брахмешвара, Варахешвара, богинь Ганга и Банди Деви. Все они включены в обязательное посещение для паломников. Здесь самое популярное, доступное и святое место для утреннего омовения с целью избавления от грехов. Здесь под большими бамбуковыми зонтиками сидят местные массажисты в ожидании клиентов.
Раджендра Прасад гхат. Почти до конца 19 века каменная статуя лошади украшала этот гхат, в доказательство жертвоприношения. В связи с этим гат имел и другое имя "Гхода" ("Лошадиный"). Считается, что это изображение лошади переместили в храм Санкатмочана. Согласно легендам, служанки Бхара Шива Нагас купались здесь. В настоящее время здесь ежедневно проводятся разнообразные культурные мероприятия проходящие на специально построенной для этих целей сцене. Узнать это место можно по двум водонапорным башням, окрашенным в нежно-розовый цвет, с расположенными внизу огромными изображениями божеств.
Маникарника гхат Является самым священным гхатом города Варанаси. Именно здесь проходит наибольшее число кремаций.
Во время нашего пребывания у этого гхата мы наблюдали грустную картину. Двое усопших «ждали» своей очереди для ритуала кремации. Домы убирали останки догоревшего кострища и ссыпали останки в общую кучу золы. У воды в поисках еды сновали собаки. Одна из них выловила в реке недогоревший череп с частью позвоночника и начала жадно вгрызаться в находку. Другая собака захотела получить часть добычи «удачливой» соперницы, завязалась драка. В это время в водах, грязных от гор мусора и пепла, нырял человек с большим блюдом в руках. Он погружался в воду с головой и собирал со дня реки глину. Потом тщательно промывал её. Лодочники объяснили нам, что таким образом он ищет мелкие предметы (серёжки, браслеты или другие украшения, которые могли быть на умерших). Постояв около Маникарники примерно 10 минут, мы отправились в обратный путь.
Днём мы снова гуляли по узким улочкам, а вечером отправились на вечернее Ганга Аарти. Интересное зрелище. Несколько юношей в атласных одеждах стоят на специальных постаментах. На протяжении часа они совершают выверенные синхронные движения. В ритуале используются различные масляные лампы, какие то метёлочки, веера из павлиньих перьев. На вечернюю пуджу собирается очень много народа. Как правило, индусы наблюдают за церемонией с гхатов, а иностранные туристы с лодок.