Отдельного рассказа требуют АПСАРЫ и ГАНДХАРВЫ, чьими изображениями изобилуют все храмы Камбоджи.
"– Как ты думаешь, Нанда, кто краше, прелестней, очаровательней – девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, или эти пятьсот розовоногих апсар? – Преподобный Учитель, в сравнении с этими розовоногими небесными девами девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее." (Нанда Сутта. Сутра о Нанде) Изящные фрески и барельефы апсар украшают фасады и стены многих буддийских храмов и дворцов разных стран, таких как Индия, Камбоджа, Индонезия, Тайланд, Китай и др.
Обычно апсар описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами. Эти изображения свидетельствовали о красоте и грациозности этих божественных созданий.
Интересно, что все красавицы имеют отличные друг от друга лица, позы, украшения и одежду. Апсары описываются в Ведах как женские духи вод, воздуха, гор и лесов. Апсар часто сравнивают с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками. Особенно много барельефов апсар находится в храмовом комплексе Ангкор.
И не удивительно, ведь согласно представлениям кхмеров, Ангкор Ват олицетворяет собой гору Меру, а именно в прекрасных рощах на горах Меру эти красавицы жили вместе со своими мужьями.
В царстве Индры, во дворце Пушкарамалини апсары услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Они перевозили их в небесных экипажах, ловко управляя конями. Апсары обладали магическими силами: были способны переноситься в пространстве, менять свой облик, принимать любые формы и превращаться в любых существ.
К "божественному" разряду относились апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов. Частенько по «божественным» поручениям, небесные красавицы соблазняли асуров или аскетов, которые своими подвигами достигали чрезмерной власти и пытались стать равными богам. Соблазненные апсарами Риши (мудрецы и святые), теряли свою силу и снова становились простыми смертными.
Но апсары не только соблазняли асуров и смертных. Иногда они влюблялись в них, вступали в законные браки и рожали детей, которые становились царями и героями. В Древней Индии апсары всегда ассоциировались с плодородием.
На барельефах ангкорских храмов не редко апсары изображены со своими мужьями - гандхарвами. Гандхарвы – небесные воины, они составляют свиту Индры, ездят на небесных конях и участвуют в битвах Индры с его врагами.
Гандхарвы вечно юные, бессмертные и прекрасные длинноволосые человекоподобные создания, иногда с крыльями, услаждали богов игрой на лютне и чудесными песнопениями. Иногда их голоса доносились до земли. И так же как и апсары, они могли принимать различные обличья.
Гандхарвов и апсар, можно считать родоначальниками «гражданского брака». Они соединялись друг с другом по обычаю гандхарвов. А именно, влюбленные по взаимному согласию вступали в интимную близость и начинали вести совместное хозяйство без согласия родителей невесты, без «ЗАГСу, фаты и пупса на капоте». Видимо поэтому апсар не мучила совесть, когда они соблазняли кого-то кроме своих мужей.