В индуистском пантеоне богов Шива - верховное божество наряду с Брахмой и Вишну: Брахма, бог-творец, Вишну, бог-охранитель, Шива почитается в основном как бог-разрушитель. (Но, как рассказывал в беседах индийский гуру, "разрушитель" - неверный перевод и неверное толкование, более верно почитать бога Шиву как трансформатора, в своём космическом танце трансформирующем Вселенную.)
Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы,
Вишну символизирует Божественную любовь,
а Брахман - Божественную мудрость.
В Тривандруме в храме Шри Падманабхасвами (Sri Padmanabhaswamy Temple) есть изображение бога Вишну, возлежащего на змее, покоящемся на волнах мирового океана, в ногах у него сидит богиня Лакшми, а из его пупа в цветке лотоса вырастает бог Брахма. Один бог порождает другого. В этот храм НЕиндусам вход воспрещён, зато рядом с храмом расположен дворец махараджи и музей в нём, там и можно увидеть это великолепие , воплощенное в каррерском мраморе (правда, его уменьшенную копию, ведь длина оригинала превышает 30 метров).
Кришна («Темный», «Черный») восьмое воплощение Вишну, считается наиболее полным воплощением. Кришна Вишну очень популярен в Индии; благодаря этому Кришну часто почитают как Вишну.
Кто главнее
Известен миф о споре Вишну и Брахмы о том, кто из них более достоин первенства в триаде. В разгар этого спора перед божествами появился божественный лингам, «столб, подобный сотне пожаров, поглощающих вселенные, не имеющий ни начала, ни середины, ни конца, несравненный и неописуемый». Превратившись в вепря, Вишну устремился на поиски основания лингама, тогда как Брахма, обернувшись гусем, полетел вверх, дабы достичь вершины столба. Спуск Вишну и подъем Брахмы длились тысячу лет, но оказались тщетными, и потому оба бога были вынуждены склониться перед могуществом Шивы.