Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Храмы 64 йогинь (перевод статьи Девдатта Паттанаика)

  • 1
    29 дек. 2016
    wichy (модератор)
    Последнее время несколько раз упоминались храмы 64 йогини в разных частях Индии, да и Девдатт Паттанаик тоже пару раз "всплывал" - поэтому, когда наткнулась на эту статью на его сайте, решила ее перевести. На мой взгляд, небезынтересно. Статья как раз совсем свежая.

    Храм 64 Йогинь

    Женщины, увешанные драгоценностями, посвятившие себя искусству, творящие музыку, поющие и танцующие, имеющие множество любовников, но преданные лишь божеству, а не одному мужчине - такие женщины жили когда-то при индуистских храмах. Их красота запечетлена в чувственных образах на стенах храмов. Британские правители Индии, неспособные постигнуть столь матриархальный уклад жизни, заклеймили этих свободных женщин, назвав их проститутками. Социальные реформаторы поддержали это веяние, убежденные, что этих женщин эксплуатировали, и они не могли свободно распоряжаться своими телами. Борцы за свободу тоже не оказали никакой поддержки, для них женщина могла быть лишь матерью, дочерью либо сестрой, но никак не желающей и желанной. А жрецы-мужчины вообще вскочили на гребень этой патриархальной и пуританской волны, чтобы отобрать у женского пола право совершать храмовые ритуалы и надзирать за храмовым имуществом.  

    Древние архитекторы представляли себе храм, как тело вальяжно раскинувшейся женщины, во чреве которой (гарбхе) обитает образ божества. Храмы были архитектурным празднованием чувственности и плодородия, резко контрастировавшим с монашеской стерильностью буддистских монастырей. Фактически, 1000 лет назад, до возведения грандиозных храмовых комплексов в честь мужских божеств - Вишну и Шивы, до прибытия Ислама, предпочитающего бестелесного Бога, Индия строила храмы исключительно посвященные женскому началу - круглые храмы йогини. 

    Выжило из них всего несколько. Два в Одише: в Хирапуре возле Бубанешвара и Ранипуре возле Болангиа. Еще три - в Мадья-Прадеш: Бхедагат возле Джабалпура, Митаоли в округе Морена, возле Гвалиора, и не столь уж круглые руины в Каджурахо. Эти храмы были заброшены уже очень давно по таинственной, неизвестной причине. Было ли то естественное угасание почитания культа в пользу Шивы и Вишну? Была ли это отдача вследствие возникновения монашеского направления в Веданте, во главе которого стали мужчины, прославляющие целибат? Было ли то появление мусульманских завоевателей, таких как афганский генерал Калапахада, атаковавшего Одишу и разрушившего большинство ее культовых сооружений? Мы можем лишь предполагать. Храмы были вновь открыты и восстановлены археологами лишь в прошлом веке. Санскритские тексты об божествах этих храмов неясны и противоречивы, с длинными списками имен, атрибутов и ритуалов, но без привязки к определенным мифологическим историям, кроме рассказов о Дурге и Кали, ведущих армии женщин-воинов, чаще всего - шакти мужских божеств, пьющих кровь асуров. 

    Типичный индуистский храм - прямоугольный, его ориентация линейна, божество чаще всего смотрит на восток. Но в этих круглых храмах, божества смотрят в каждом из направлений, хотя вход чаще всего тоже сориентирован на восток. Характерная вимана или купол отсутствуют, фактически эти храмы не имеют крыши. В Ориссе, в Хирапури и Ранипуре, изображения йогинь вырезаны на внутренних стенах и смотрят на центральное святилище. В Мадья-Прадеш, в Бедагат и Митаоли, каждая йогини имеет собственное святилище с колоннами и крышей, но все они открываются в центральный круглый двор. Изображения в Хирапуре, Ранипуре и Джабалпуре достаточно сохранны, в Каджурахо осталось лишь три скульптуры, в Морене вообще нет изображений. Были ли они удалены и заменены шивалингамом? Кто знает. 

    Изображения в Хирапуре - женские фигуры в разных позах. Некоторые танцуют, некоторые охотятся с луками и трезубцами, некоторые исполняют музыку на барабанах, другие пьют кровь или вино, а кое-кто даже выполняет домашние обязанности, держа в руках веялку. Большинство из них увешаны драгоценностями, с замысловатыми прическами. У других - головы змеи, или медведя, или льва, или слона. Пьедесталами им служат человеческие головы, тела мужчин, вороны, петухи, павлины, быки, буйволы, ослы, свиньи, скорпионы, крабы, верблюды, собаки, а иногда вода или даже пламя. Некоторые вполне узнаваемы - костлявая Чамунда, Сарасвати с виной, Лакшми с сосудом, женские формы аватаров Вишну - Нарасимхи и Варахи, или прочих ведических богов - Индрани. 

    Что можно сказать определенно - что эти йогини жизнеутверждающи. Если йог отвергает жизнь, бежит от нее, йогини кажутся принимающими жизнь с радостью. Если йог стремится к бессмертию, йогини не боятся смерти. Если йог старается воздерживаться от желаний, йогини дают желаниям волю.

    Почему именно 64? И вновь, лишь догадки. Возможно, это связано с 64 искусствами, в которых в те времена были искусны апсары и куризанки. Возможно, здесь более эзотерический смысл, имеющий отношение к восьми единицам времени, составляющим день, или к восьми направлениям, или к восьми частям игровой доски в шахматах, игре, изобретенной в Индии. 

    Все эти круглые святилища имеют центральную постройку. В Хирапуре в центре -павильон, пустой и открытый небесам, с четырьмя изваяниями Бхайравы и четырьмя изваяниями Йогини на четырех стенах. В Ранипуре, центральное святилище занимает трехголовый образ Бхайравы, ужасающей формы Шивы. В Морене - лингам. В Бедагат - храм, в котором установлен образ Шивы и Парвати, восседающих на Нанди, что достаточно необычно. Возможно, он попал туда позже? Ведь для храмов Шивы более распространено поклонение Богу в образе Лингама, а не в антропоморфной форме. 

    Когда образ Богини отражается в форме нескольких богинь, как в тантрической традиции, даже если богини выстроены в линию, а не в круг, их обычно сопровождает один мужчина - Бхайрава, чаще всего изображенный в яростной форме и с эрегированным фаллосом. Он сопровождает их как защитник и возлюбленный. Женщины окружают его. Почему? Возможно, здесь отшельника, отрекшегося от мира, заставляют признать женское начало? Отражение ли это природы, где каждое чрево священно, а среди мужчин имеет значение лишь альфа-самец, а остальные отвергаются? А может, это тантрический предтеча того, что позже обрело образ раса-лилы, где йогини превратились в робких пастушек, а Байрава стал очаровательным Кришной? И здесь возможны лишь догадки. 

    И вот именно тогда, когда вы подумали, что Индия совсем забыла своих йогини, кто-то говорит тебе, что круглое святилище йогини в Митаоли вдохновляло британских архитекторов во время постройки здания индийского парламента. Да, оно тоже круглое, да, в центре круглый двор, и да, в его центре - зал. Возможно, там слишком много Бхайрав. Наверно, пришло время добавить больше йогини?

    Храм в Хирапуре, Одиша (отсюда)


     Храм в Ранипуре, Одиша (отсюда):
     


     Бедагат, Мадья-Прадеш (Отсюда и отсюда)
     


     Митаоли, Мадья-Прадеш (отсюда)
     


     
  • 2
    29 дек. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Вичи, как интересно! В голове сразу стали крутиться варианты "когда и как встроить посещение этих храмов в свой трип"
  • 3
    29 дек. 2016
    tarjuman (модератор)
    Очень интереесно! Теперь по-другому буду смотреть на красивые барельефы на храмах !
  • 4
    30 дек. 2016
    bird
    wichy 
    Спасибо. Интересный материал. Отличный перевод. Девдатт как всегда даёт почву для последующих размышлений. Не диктует, а размышляет. 
  • 5
    30 дек. 2016
    IrinaVolga (модератор)
     

     В Каджурахо храм прямоугольный почему-то ...  Ниши пусты и загадочны .  :-) 
  • 6
    30 дек. 2016
    bird
    Первое, что приходит в голову, когда речь идёт о 64 йогини, это 64 искусства, которыми должна владеть Женщина, 64 ипостаси Великой Богини, 64 "женские" энергии. Свои энергии они направляют Великому Лингаму ибо он защитник Женщины, и его надо поддерживать и питать энергией. Для гармонии мира должно поддерживаться установленное Природой соотношение Мужского и Женского. Перекос в сторону одного или другого ведёт к перекосу развития и существования мира, общества, отдельного человека. 64 это то, чем должны заниматься Женщины по Природе.
  • 7
    31 дек. 2016
    Сергей
     Вот, будущая Йогиня! Сколько самообладания!!!  ))
    Всех с ПРАЗДНИКОМ!
     
  • 8
    01 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    wichy 
    Я восхищена качеством перевода, браво, Иринушка!
  • 9
    01 янв. 2017
    wichy (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Я восхищена качеством перевода
     Леночка, спасибо, но там такой текст, что его приятно и легко переводить. Пишет Девдатт очень читабельно и образно. Если интересно читателям - могу по возможности переводить его наиболее интересные статьи :) 
  • 10
    02 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    wichy сказал(а):
    очень читабельно и образно. Если интересно читателям - могу по возможности переводить его наиболее интересные статьи
     Ты еще спрашиваешь? Конечно интересно!
  • 11
    02 янв. 2017
    lotusik
    Ириша, умничка. 
    С удовольствием прочла, было очень много нового для меня. Буду признательна, если время от времени будешь выкладывать свои переводы статей Девдатта.
  • 12
    03 апр. 2017
    tan_ka
    В контакте Андрей Игнатьев пишет, что перевел книгу Стелла Дупуиса  ХРАМЫ ЙОГИНИ В ИНДИИ (ссылка на пдф.)
  • 13
    03 апр. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    tan_ka спасибо большое! Уже читаю
  • 14
    04 апр. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    tan_ka сказал(а):
    книгу Стелла Дупуиса  ХРАМЫ ЙОГИНИ В ИНДИИ (ссылка на пдф.)
     Очень интересно - рекомендую.
    Вот цитата: "Твое тело - это храм  возможностей. Через него ты открываешь крайнюю степень утонченности чувств. Дисциплина асам и ритмы дыхания учат тебя контролировать временное, чтобы превзойти его и оказаться вне времени. там. где нет пут. Там, где ты полностью свободна"


  • 15
    12 янв. 2020
    Балу
     Немного фоток из Джабалпура. Бедагат. 

      

      

      

      

      

      

      

      

     
    Немного фоток из Джабалпура. Бедагат.
  • 16
    12 янв. 2020
    Балу

     Недалеко от Бубанешвара. Орисса.  




      


     Чтобы всех сфотографировать, пришлось поползать на коленках.  


      


  • 17
    12 янв. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Балу, расскажи, как добирался до храмов! И в Джабалпуре, и в Ориссе
  • 18
    12 янв. 2020
    IrinaVolga (модератор)
    Да,да, в подробностях ! Я там буду через месяц :)
  • 19
    13 янв. 2020
    Балу
    Elena Vasta сказал(а):
    как добирался до храмов
     Как обычно, на автобусах. Из Джабалпура автобус до Бедагат. А в Ориссе на трассе Бубанешвар-Пури, остановка около Белакати. Дальше или как я - 7 км пешком, или на чем-нибудь подъехать.
  • 20
    13 янв. 2020
    IrinaVolga (модератор)
    Балу сказал(а):
    или как я - 7 км пешком
     О, мой вариант :)  а там по шоссе ? движение оживленное ?