Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Биканер - что посмотреть. Достопримечательности Биканера. Сафари в пустыне. Старый город. Рампури хавели. Форт Джунагарх и его дворцы. Храм крыс Карни Мата

  • 1
    17 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Ратхоры. Рао Бика. Основание Биканера 

    Династия (кула) Ратхоров, ведущая свою историю  от Куша, сына Рамы  — это одна из самых знаменитых раджпутских династий, которая наряду наряду с династией Сисодия прославила Раджпутану на весь мир.

    У Джодхи Рао, правителя княжества Марвар, основателя Джодхпура (город Джодхи), было 16 сыновей — для царя  очень важно надёжно обеспечить себя наследниками, а до брачного возраста и возможности осуществлять самостоятельное правление доживали далеко не все царевичи. Однако, по правилу майората, страна не дробилась на части по количеству детей — трон и всё царство переходили к старшему сыну, а младшие дети отправлялись завоевывать себе свои земли сами. Тот из царевичей, кто не надеялся на свои силы, шел в услужение моголам, надеясь получить от них в дар деревеньку или даже целое княжество. 

    Дети Джодхи Рао, а именно его девятый сын Бика и четырнадцатый сын  - Дуда смогли основать собственные славные династии. Бика, как вы наверное уже догадались,  явился основателем Биканера.  Дуда же создал себе княжество  Мерта и стал основателем знаменитого своей воинственностью клана Мерти, к которому принадлежал и защитник Читтора (в отсутствие Удай Сингха) - Джаймал Ратхор — Ратхоры  считаются самыми храбрыми и воинственными из всех раджпутов (подробнее о Мире Баи и Джаймале Ратхоре тут). 

    Памятник Рао Бике на площади основанного им города (Биканера), установленный неподалеку от форта Джунагарх


     

    Отношения между двумя соседствующими княжествами — Меваром и Марваром были и остаются довольно тесными,  самые знаменитые женщины средневековой Индии - Рани Падмини и Мира Баи были урожденными принцессами из клана Ратхоров. Династией, объединяющей два соседних княжества,  является династия раджей Ганерао, которая так же происходит из кулы Ратхоров, но принадлежит к высшим домам и Мевара, и Марвара  (о землях Ганерао можно почитать тут).

    Самыми крупными княжествами Раджпутаны, которые управлялись махараджами из клана Ратхоров, были Марвар (со столицей в Джодхпуре), и Джангладеш  (со столицей в Биканере). В настоящее время название Джангладеш не употребляется, но всем известен Биканер, который так же является столицей одноимённого округа. 

    Известен, но малопосещаем, а зря!

     Итак, Бика, шестой сын Джодхи Рао,  обратил свой взгляд в сторону  еще свободных земель пустыни Тар и на её северо-востоке заложил Биканер. Живя в пустыне, Ратхоры стали выносливыми и терпеливыми (о них говорили, что они будут есть пищу, не выясняя, кем она приготовлена, и будут пить как воду, так и вино, не спрашивая, чья это чаша). 

    Однако те  земли по своей сути являются не совсем пустыней, а  оазисом пустыни Тар: в этом году я отправилась на сафари из Биканера и поразилась тому, что огромные площади вспаханы, засеяны и на этих песках что-то активно произрастает!


     
  • 2
    2019-02-18 00:10:38
    Elena Vasta (сайт-админ)
    САФАРИ В ПУСТЫНЕ ТАР В ОКРЕСТНОСТЯХ БИКАНЕРА

    Я не знаю откуда пошел слух о  том, что в Биканере какие-то особенные сафари. Наличие верблюжей фермы рядом  — это еще не гарантия красивого пустынного ландшафта. Ведь чего мы с вами ждем от сафари, кроме верблюда? Пустынных пейзажей! 

    И вот тут  вас может поджидать разочарование, особенно если вы уже бывали на сафари в Джайсалмере. Вся земля пустыни Тар кому-то принадлежит  и активно разрабатывается, а земли пустыни в Джайсалмере государственные - в этом основная причина того, что пустыня Тар в районе Джайсалмера больше отвечает ожиданиям туристов. Регион богат грунтовыми водами и источниками, поэтому пригоден для сельского хозяйства.

    Но кроме грунтовых вод есть ещё один источник водоснабжения:  махараджей Биканера Ганга Сингхом был построен ирригационный канал, питающей водами реки Саттледж земли пустыни. В настоящее время этот канал носит имя Индиры Ганди, что я считаю великой несправедливостью по отношению к реформатору Ганга Сингху. Потрясенный голодом, который обрушился на его земли в результате засухи, махараджа велел начать строительство системы орошений, чтобы ничего подобного в будущем не повторилось. 

     Махараджа Ганга Сингх

     Однако как не велики деяния Ганга Сингха, и как не здорово, что пустыня цветет и колосится, но все же немного обидно ездить на верблюде по задворкам огородов. Я требовала больше пустыни, и мы уходили все дальше и дальше, но так и не достигли места, откуда не торчал какой-нибудь забор, какие-нибудь посадки или грунтовая дорога. Мой сопровождающий - мальчик по имени Рама, хозяин моей верблюдицы, видя разочарование на моем лице, зачерпывал ладошкой песок и просеивал его сквозь пальцы, демонстрируя, что это тоже самое, что и в Джайсалмере, и что это не холм, а высокая дюна, просто она поросла саксаулом. Рама мне сказал, что в Джайсалмере дюны обрабатывают химией, чтобы на них ничего не росло, на них даже специально стригут кустарник — и всё это для того, чтобы угодить туристам, а в Биканере этого не делают, поэтому в "его" пустыне много животных — косуль, оленей, лис и волков.

    И действительно он прав, только совершенно не понятно, как в этом океане песка что-то произрастает. Ну ладно саксаул - это его родина, но как тут выживают культурные растения мне не понятно. 



     Вот мы подъехали к маленькой ферме, которая занимается выращиванием арахиса. Я поела его из кучи - и теперь я знаю вкус свежего арахиса! 


    Не могу удержаться от того, чтобы не показать вам очень удачный потрет девочки с этой фермы: 

      Изначально я заказывала сафари с ночлегом в пустыне, причем оговаривала, что я хочу быть в пустыне одна, а не с другими туристами, и что мне нужна личная маленькая палатка, а не место в шатре. Но несмотря на все мои предельно чётко, по пунктам, сформулированные условия, меня умудрились привезти в огромный кемпинг на окраине Биканера!  Увидев гнев на моем лице, попытались задобрить обещанием чудесного раджастанского фолка, а перед этим покатать вокруг лагеря на верблюде, я же больше всего на свете из всей этнической музыки ненавижу раджастанский фолк: для меня это все равно, что водить ножом по стеклу.

     В общем, менеджер на ходу начал организовывать мне индивидуальное сафари, и оно получилось, но не благодаря ему, а вопреки. Это был тот самый случай, когда чем хуже, тем лучше.

    Рассказываю по порядку.  

    Мы сели в машину, взяв с собой судки с едой для меня (с подобными судками ходят навещать родственников в больницу) и поехали от лагеря куда-то в сторону пустыни. Там у дороги нашли мальчика, спавшего рядом со своим верблюдом, мальчика растолкали,  меня усадили на верблюда и сбоку  на седло повесили  эти смешные судки. Я  поинтересовалась, а где же палатка? На что мне ответили неопределенно, махнув рукой куда-то в сторону пустыни. 

    Я оставила  в машине рюкзак со своими вещами (забыв там документы и деньги!), и мы отправились в дорогу.  

     Рама полностью доверил мне Рани (верблюдицу), периодически мы с Рани уходили далеко вперед, на развилках я спрашивала у Рамы дорогу, и долее опять ехала сама. Иногда, уехав особенно далеко, я разворачивала Рани и ехала навстречу Раме. Рама научил меня голосом укладывать верблюдицу и поднимать ее - это было круто: когда такая махина слушается тебя! Вот только заставить бежать ее у меня не получалось, она соглашалась только ускорить шаг.


     Через какое-то время мы остановились на ланч, Рама наломал сухого саксаула, разогрел еду, от которую я скормила ему, себе взяла лишь одну чапати, которую он ловко подогрел на углях.

    А потом Рама помыл посуду.

     Песком!  


     
     Мы еще поездили какое-то время, и потом Рама сказал мне спешиваться.
    Я выполнила его требование, но никак не могла понять - зачем мы тут и где я буду спать? Где мой рюкзак? Где мой спальник? Рама успокоил меня, расседлал Рани и сказал, что все для нашего лагеря он скоро принесет, включая мои вещи.

     Вот это естественный предзакатный свет без грамма обработки:

     Я начала подмерзать (как солнце опустилось, так сразу похолодало), и стала собирать саксаул, чтобы разжечь костер. Слава богу, в саксауле недостатка не было — это вам не гладко выбритые дюны Джайсалмера. 

    Потом я услышала крики о помощи и кинулась навстречу Раме, который из последних сил тащил гору вещей.  Он не хотел ронять их на песок, потому что потом надо было бы всю ночь выщипывать колючки, но почувствовал, что сейчас разожмет руки. Среди вещей были три одеяла, тяжелая палатка, судки с едой, мешок корма для Рани и мой рюкзак. Оказывается менеджер привез это все добро вместе с моим рюкзаком в ближнюю деревню и скинул это все в деревенском храме, а Рама оставил меня неподалеку от деревни и пошел за вещами. 

    Так  в каком-то деревенском храме в пустыне Тар полдня провалялись все мои деньги и документы.

    ....Первым делом Рама задал корма Рани, потом мы в четыре руки установили палатку, разогрели ужин, поели, посидели у костра, я любовалась  на угли, мерцающие, как звезды, и на звезды, мерцающие как угли, и наш костёр казался отражением Вселенной.   

     
     Потом мы  разошлись,  я - в палатку (Рама выдал мне еще два ватных одеяла, которые были старше моей бабушки), а  Рама  - в норку: он вырыл себе нишу в песке, завернулся в снятое с Рани одеяло, категорически отказавшись  переехать ко мне в палатку или взять себе  хоть одно из моих одеял. 

    Я похвалила себя за спальник. Ночью было чудовищно холодно, и без спальника я бы там окочурилась, и как остается здоровым босоногий мальчик, спящий в песке, завернувшись в одно драное лоскутное одеяло — ровесника пустыни, мне не ведомо.

    Норка Рамы

     Моя палатка: 

     
    Рани ужинает 

     
    Подводя итоги

    Не спеши расстраиваться, когда что-то пошло не так, погоди немного, возможно, что получится лучше, чем ты хотел. И  мне на самом деле повезло: благодаря пройдохе-менеджеру у меня получился  не попсовый поход, а маленькое приключение, я целый день училась управлять верблюдом, я увидела то, что не видела раньше - цветущую пустыню и фермы в ней, я увидела, как просто и рационально устраивает лагерь Рама, как по домашнему он чувствует себя в своей пустыне, я сидела у коста, я смотрела на звездное небо, я провела ночь в пустыне, а утром помогала седлать верблюдицу, таскала вещи, разбирала палатку и потом мы сели на Рани вместе  и поскакали - я немного заспалась и мы опаздывали на стрелку с пройдохой.

    Я с благодарностью вспоминаю мальчика, который был одновременно и предупредителен, и полон достоинства, спасибо тебе, друг мой Рама) 

     Штрихи к портрету  Биканера:
     - пустыня в регионе Биканера - это орошаемый оазис и сельскохозяйственные фермы, а не просто океан песка
  • 3
    18 фев. 2019
    IrinaVolga (модератор)
    Ленка, прекрасное сафари вышло ! Прям завидую !   

    Почему верблюду потребовалась доп. еда ?  А колючки не ест ?  Это привозные что ли верблюды ?

    Как вы там ориентировались ? 
  • 4
    18 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga сказал(а):
    Почему верблюду потребовалась доп. еда ?  А колючки не ест ?  Это привозные что ли верблюды ?
     По дороге Рани щипала веточки, но не такой саксаул, который рос в нашем лагере. Рани родом из под Джайсалмера. Думаю, что Раму и Рани подцепили внепланово, из-за моей забастовки, вот Рани и оказалась голодной.
    Как ориентировались: да там полно ориентиров, кроме солнца: дюны, каждая из которых имеет свой профиль, фермы, заборы. Бесконечно надо было открывать какие-то ворота. Рама шёл уверенно, не задумываясь. 
    Видела вереницу несчастных туристов, которых катали около ближних огородов вдоль забора, я все же вытребовала себе хоть какой-то простор) 
  • 5
    18 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Когда Рама седлал Рани, то он ей звуком подавал сигнал, и она втягивала живот. Очень интересно! Стоящего верблюда оседлать невозможно, а когда он лежит на песке, то просунуть под него шлейки от седла очень трудно, так как живот распластан, надо под животом подкоп делать в песке. Рама подавал верблюдице сигнал и она втягивала  в себя живот - жаль, что фотоаппарат и телефон были недоступны, потому что у меня были заняты руки всякими тряпками с седла, а то бы я сняла видео
  • 6
    18 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    СТАРЫЙ ГОРОД. РАМПУРИЯ ХАВЕЛИ

    Так почему же Бика отправился добывать себе государство в пустыне Тар? Причиной такого, казалось бы странного поступка являлся трезвый расчет на торговую выгоду: через эти земли проходила часть Великого Шёлкого Пути, овчинка стоила выделки,  и Бика отвоевал у раджпутского клана Бхатти земли, на которых построил свой город. 


    В 15 веке Биканер украсили элегантные  особняки, выстроенными из красного песчаника по заказу богатой купеческой семьи Рампурия. Рампурия хавели называют гордостью Биканера, обидно, что среди российских  туристов мало кто знает о том, что они существуют - и очень хорошо сохранились. Рампури Хавели  - это свидетельство эпохи 15-17 века, когда в Биканере было выгодно и престижно селиться богатым купцам, роскошь домов которых порою затмевала убранство дворцов махараджи. 

    Именно из-за этого квартала купеческих особняков Биканер называют "Красным городом"

     

     К сожалению нынешние хозяева Рампури Хавели живут за рубежом, поэтому прекрасным внутренним убранство можно полюбоваться лишь через случайно открытое окно.  Однако никто не мешает наслаждаться филигранной резьбой по красному песчанику. И если Джайсалмер - это золотистое кружево хавели, то в Биканере то же самое исполнено из красного камня.

     Я ходила вокруг, открыв рот: настолько эта часть Биканера не походила на окружающую безвкусицу и хаос. Впечатляло все: и не совсем типичная для Индии, и даже для Раджастана архитектура, и уже ставшее привычным каменное кружево, и удивительные барельефы на стенах. 


      

     Я обошла весь район - он небольшой, не по индийские чистый, и не по индийски же безлюдный.  

      

     А какие чудо-двери! Вы только посмотрите!  



     Вот такой он, старый город в районе купеческих особняков.

    Рикша от форта до Старого города стоит 100 рублей (говорите  рикшевале "Рампури Хавели")

    Штрихи к портрету Биканера:
    - Биканер известен как "Красный город Раджастана, в нём сохранился целый квартал старинных купеческих хавели удивительной красоты, построенных из красного песчаника
  • 7
    19 фев. 2019
    IrinaVolga (модератор)
    Вот это красотища ! Я не была там :(
  • 8
    19 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga сказал(а):
    Вот это красотища ! Я не была там
    Информации о Рампури хавели никто не даёт. Смутно намекают на Олд Сити, не расшифровывая, а что там, собственно, смотреть.

    А вот в районе Рампурия хавели очень красиво! И район очень компактный, максимум час там можно провести, а так 30 минут достаточно, а Старый город - это ещё и длинная базарная тесная улица.

    Самих хавели, принадлежащих семье Рампурия, всего пять, все они в прекрасной сохранности, есть ещё  несколько удивительных хавели, принадлежащих другим купеческим  семьям. Я свои записи не могу найти(( Но если найду, то допишу, вернее подпишу фотографии прямо в посте. 

    После осмотра хавели я потащилась длинной базарной улицей к джайнскому храму, о котором будет следующий рассказ.
  • 9
    19 фев. 2019
    enchanted
    Отличное сафари получилось! Всё, как мы любим )))
    А хавели - красота, конечно.  Вообще, раджастанские хавели очаровательны. И некоторый дух заброшенности и запустения им даже к лицу. Эдакая увядающая красота - немного грустная, но все еще волнующая....
  • 10
    20 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    enchanted сказал(а):
    А хавели - красота, конечно.  Вообще, раджастанские хавели очаровательны. И некоторый дух заброшенности и запустения им даже к лицу. Эдакая увядающая красота - немного грустная, но все еще волнующая....
     Это так. Но совсем их не украшает разруха рядом. Чуть немного отойдешь - и там...а рядом с этими горами мусора  сидят мужчины и дуются в карты: нет, чтобы организовать уборку пространства. Однако проблема в том, что их глаз не воспринимает мусор как мусор!

    А эти чудовищные сплетения проводов? Уже когда Моди прекратит ставить идиотские монументы, а сосредоточится на отмывании той красоты, что есть? Это гораздо больше повлияет на имидж страны, чем его колоссы на глиняных ногах. Район Рампури хавели явно убирают  - причем ежедневно, глядя, как легко в Индии мусорят, я в этом не сомневаюсь, и эти прекрасные здания смотрятся прямо каким-то оазисом на фоне всего остального шанхая. Как это на хавели не понаделали разной рекламы  - при индийской любви-то к рекламным плакатам! Чтобы разглядеть красоту Лакнану надо обладать очень богатым воображением, чтобы сначала попытаться перестать воспринимать свисающие со зданий удивительной красоты лоскутные одеяла рекламных плакатов, грязь и мусор везде, кроме пространства возле мечетей
  • 11
    21 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Старый город, Бада Базар, джайнский храм Бхандасар, храм Лакшминатх 

    Обычно путеводители, рекомендуя путешествие по Старому Городу Биканера, в качестве ориентира для начала путешествия  называют старые городские ворота Кот Гейт (Kote Gate). Но вы должны знать, что от Кот Гейт до района купеческих особняков и  Рампури Хавели около 1,5 км по пыльным загазованным и грязным улицам, поэтому, если  вы стеснены во времени, то приезжайте сразу к Рампури Хавели. Вы ничего не потеряете, поверьте!  Ну и кроме того, некоторые просто не доходят до района хавели, я читала очень симпатичный отчёт по Раджастану, в котором турист рассказывает о том, как он послонялся по грязным базарным удочкам, но так и не нашёл никаких особняков.

    Старые городские ворота Кот Гейт


         А вот далее, если у вас есть время и желание, то можете после осмотра Рампурия хавели проследовать  в сторону джайнского храма Бхандасар (рекомендую) по улице под названием "Бада Базар" — вот тут я настоятельно советую не брать рикшу, а идти пешком.
     

    Красота старинного купеческого квартала угасает постепенно, хавели бледнеют, беднеют и простеют, но это всё еще старый город, построенный в те времена, когда индийцы еще не разучились строить красивые дома и не начали лепить вместо них безобразные кубики без крыш и опутывать пространство между домами уродливыми сплетениями электрических проводов: в способностях испортить красоту Индии нет равных!




     Но скоро и эти последние вкрапления благородной старины остаются позади, и вы выходите к торговым рядам, которые сжимаются, сжимаются, и вот вы уже еле протискиваетесь между рикшами и стенами, торговыми рядами и покупателями — берегитесь карманников! 


     Наконец толпа выдавливает вас на широкую площадь, и вы видите впереди сквер с двумя храмами. Справа - индуистский храм Лакшминатх (я в него не заходила), слева - джайнский храм  Бхандасар. Отдохните на одной из лавочек в этом сквере, и идите смотреть храмы. В Лакшминатх не зашла потому, что спешила в музей Биканера (мне рекомендовал его хозяин моего гестхауса, заметив мой углубленный интерес к архитектуре и искусству древней Индии), но в результате и в музей опоздала, и в храм не зашла.


    Джайнский храм  Бхандасар (Bhandasar Jain Temple)

    Небольшой (с первого взгляда), но на самом деле трёхэтажный храм, построенный в 15 веке богатым биканерским купцом и считающийся самым значимым храмом Биканера, посвящен пятому тиртханкару Суматинатху. Суминатх так же, как и многие другие просвященные умы (вспомним Будду), принадлежал к царской семье, но выбрал путь отречения и аскезы.
     

     Скромный снаружи внутри храм ошеломляет красотой инкрустаций и богатством росписи и жанровых рисунков.

    Войдя в храм сначала я немного прищурилась, потому что роскошное внутреннее убранство меня ослепило. Ранее я таких храмов-шкатулок не видела, мне казалось,  что подобный декор характерен для дворцов Раджастана, а не для храмов. Однако впоследствии я встретила еще несколько джайнских храмов,  декорированных подобным образом. Сходство с декором дворцов  неслучайно:  и дворцы, и храмы расписываются в особом запатентованном стиле, принадлежащим Биканерской школе Usta - подробнее я коснусь этого направления, когда мы будем гулять по дворцам Биканера.

    В декоре храма, кроме знаменитых росписей, использовано сочетание различных сортов местного мрамора, сусальное золото, вкрапление зеркал и инкрустация декоративным разноцветным камнем  — и всем этим великолепием украшены и колонны, и и пол, и роскошный потолок, и изображения тиртханкаров, якш и якшинь. 





      
  • 12
    21 фев. 2019
    lotusik
    Лена, потрясающе! Дух захватывает от красот Биканера и его старинных хавели.
    Спасибо большое, что рассказала и показала нам свое путешествие и сафари! А джайнский храм совершенен!
  • 13
    22 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    lotusik Спасибо, Тань. Биканер очень даже достоин более пристального осмотра — и это я пока рассказывала о тех его красотах, которые малоизвестны, впереди еще рассказ о форте, дворце и храме Карни Мата.
  • 14
    22 фев. 2019
    IrinaVolga (модератор)
    Ух ты ж, какой храм нарядный !  Красотища !
  • 15
    22 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga сказал(а):
    Ух ты ж, какой храм нарядный !  Красотища !
     Некоторые источники утверждают, что он старше Биканера. Конечно, он претерпевал реставрацию, но тем не менее там надо побывать - посмотреть на уникальный, характерный для Биканера, стиль росписи Устана. Я подробно расскажу про эту живопись, когда буду рассказывать про дворцы.
  • 16
    22 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Форт Джунагарх

    Изначально форт носил имя Чинтамани и был переименован в  Джунагарх уже в 20 веке. Официальная дата основания  17 февраля 1589 года, а завершения  строительства — 17 января 1594 года

    Если рассматривать этот форт с точки зрения неприступной твердыни, то он не производит такого впечатления. Выстроенная  на сухих равнинных местах крепость, с точки зрения Каутильи (автора античного трактата "Артхашастра", на который в Индии ориентировались при строительстве крепостей) считается самой уязвимой. Но поди ж ты! Джунагарх никогда не был завоёван. 

     Посмотрите сами: что тут неприступного?  И даже если учесть, что мы видим форт перестроенным, то все равно вряд ли когда-то он имел более грозный вид.
     

     Это что — ров? 

     
    Для сравнения ставлю вам фотографии двух других фортов Раджастана:


    Джодхпур
     

     

    Кумбалгарх
     

     
    Я выскажу крамольную мысль: форт Биканера не был завоёван потому, что махараджи Биканера не воевали с серьёзными противниками, а вовремя им уступали — поэтому и ходили в фаворитах и у Великих Моголов, и у англичан:   раджа Рай Сингх  был генералом в войске Акбара, а  радже Ганга Сингху за верную службу британской короне  сам король  Георг V вручил орден Звезды Индии:  

    Орден Звезды Индии: 

      Когда-то Рао Бика покинул отцовский Джодхпур со 100 верблюдами и 100 солдатами, и этого было достаточно для завоевания Биканера. Поэтому верблюжьий полк стал талисманом Биканера, а впоследствии верблюжий корпус Биканера стал украшением английскоих воинских частей, расквартированных в Индии.
     
    Военные верблюды были тщательно выдрессированы, их даже научили брать барьеры, что сделать невероятно  трудно: у верблюда тяжелый корпус и тонкие ноги. 

     В 1965 году в свободной республике Индия  были созданы пограничные силы безопасности, куда были направлены индийские военные верблюды для обучения и несения службы, так сохранились славные  традиции верблюжьего корпуса Биканера. 


    Если у вас есть время, то можно съездить на ферму, расположенную рядом с городом, на которой выращивают верблюдов, мне на это не хватило времени, поэтому поделиться впечатлениями не могу.

    На этом лирическом отступлении рассказ о форте Биканера мне хочется свернуть, потому сказать по существу мне больше нечего:  решением администрации памятника туристам проход  к "неприступным" крепостным стенам  крепости закрыт, вы можете посмотреть на них только со второго этажа дворца:  

    Чтобы попасть во дворцы, надо, сделав несколько витков,  пройти сквозь все ворота форта, расположенные, по всем правилам, под прямым углом к друг другу - эти повороты должны замедлять бегущих воинов и не давать возможность боевым слонам набрать скорость. Створы ворот укреплены страшными шипами - так в Индии защищали их от ударов головами боевых слонов.
     

     Кстати: по бокам от входа в полный рост выполнены изваяния воинов на боевых слонах -  это славные герои Читтора Джаймал  и Патта 

    А вот во дворцах есть на что посмотреть, поэтому  им и будет посвящен следующий пост. 

    Штрихи к портрету Биканера:
    - Биканер - родина знаменитого верблюжьего корпуса индийской армии
  • 17
    24 фев. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Дворцы форта Джунагарх. Биканерская школа живописи "Уста" (Usta)


    Итак, мы вошли на территорию дворцов форта, выстроенных характерным тесным каре. 

     Самый высокий дворец принадлежал махарадже Ганга Сингху, я упоминала об этом правителе дважды — именно его Георг V награждал Звездой Индии,  именно он провел из Пенджаба  в своё княжество ирригационный канал для орошения полей, но одним ирригационным каналом махараджа не ограничился, он электрифицировал штат, построил железную дорогу, добился того, что пустынные земли Биканера стали давать небывалые урожаи зерновых, открыл первые школы для девочек.

    Ганга Сингх запечатлел свои деяния на стенах своего дворца,  посмотрите: панно под крышей повествует о строительстве железной дороги,  ирригации пустыни, а вот что обозначает третий барельеф, я забыла. 

     

    Я не буду переписывать название дворцов форта, последовательность, в которой  они появлялись, а так же имена махараджей, возводивших их -  эти факты мало кто запоминает. Тот, кому это важно, легко найдет нужную информацию на других ресурсах, я же предлагаю взглянуть на дворцы не с точки зрения истории, а с точки зрения искусствоведения. Это будет по своему исторично, потому что речь пойдет о знаменитой биканерской школе живописи, так что рассказ о Биканере станет более объёмным и многогранным, и сам Биканер станет более выпуклым, что ли, а то о нём знают постольку, поскольку в его окрестностях есть храм крыс.
     
    Здесь и далее декор дворцов форта Джунагарх 

     
    Я уже показывала вам джайнский храм Бхандасар, похожий на разноцветную шкатулочку. Этот храм расписан так же расписан в стиле  Уста, котора применялась и при украшении дворцов Биканера. 

    В Раджастане произошло объединение двух видов искусства - архитектуры и живописи в искусство росписи архитектурных объектов. 
    Расписывали всё: и потолки, и колонны, и стены, и двери. 

      


     

    Соперничать с Раджастаном в яркости может только Гуджарат -  и именно из Гаджарата в Раджастан пришла техника художественной росписи миниатюр, поэтому гуджаратские мотивы всегда заметны в живописи Раджастана.

     Дополненная  художественными мотивами  джайнских храмов западной Индии и приёмами, позаимствованными у персидских и могольских художников, художественная техника развилась в самостоятельную биканерскую школу росписи помещений, называемую "Уста".
        

     

      
    Роскошь декора в традиции "Уста" требует от его создателя исключительной сосредоточенности и терпения, оно очень трудоёмко, поэтому в этой технике работает очень мало художников, хотя работы их ценятся очень высоко. Можно сказать, что это искусство вырождается, но пока еще есть мастера, работающие в традиции. 


     Эта яркая художественная роспись в сочетании с золотым тиснением  наносится на мрамор, дерево, камень и даже кожу. Золотое тиснение, делающее поверхность рисунка становится объёмной - это именно тот приём, который отличает биканерскую технику живописи  "Уста". 

     Одновременно с персидскими мотивами и цветочными орнаментами выписываются сцены из жизни царей, богов, батальные сцены или праздники. Среди жанровых миниатюр наибольшее количество изображает различные сцены с участием Кришны и Радхи, Кришны и гопи, сцен поклонения Кришны. 

    Хочется напомнить, что это не случайно: все Ратхоры были Кришна-бхактами ("бхакти" означает преданность), только в  атмосфере бхакти могла появиться такая принцесса, как Мира Бхаи.

    " ...выросшая в атмосфере преданности Богу, Мира Баи  больше всего любила слагать песни для своего возлюбленного Кришны, петь и танцевать для него..." (полностью рассказ о Мире Бхаи можно почитать тут).
     


      





      Комната, в которой махараджа проводил ночь с махарани (обычно они спали отдельно). Обратите внимание на то, какая низкая кровать: это делалось для того, чтобы под ней не мог притаиться злодей:
     

     
    Хочу дополнить свой рассказ упоминанием о том, что во дворе Ганга Сингха находится одна из самых лучших коллекций средневекового оружия, кому это актуально - не пропускайте Биканер! Там же, а большом зале, выстроенном специально, находится аэроплан времен первой мировой, говорят, он до сих пор на ходу. 



     Штрихи к портрету Биканера:
      - здесь появилась особая техника художественной росписи архитектурных объектов под названием "Уста"
    - в форте Джунагатх  самая лучшая в Индии коллекция средневекового оружия!
  • 18
    2019-03-02 00:52:20
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Карни Мата  и каста Чаран

    Карни Мата, почитаемая как богиня Дурга,  это исторически достоверно жившая в этом регионе женщина, родившаяся в   в 1387 году в касте Чаран, и получившая при рождении имя Нари Бай. Эта удивительная женщина была и остается почитаемым мудрецом и аскетом Раджастана, а так же  официальным божеством сразу двух королевских семей: Джодхпура и Биканера.  

      

     
    Вот несколько достоверных исторических фактов:

     - в 1453 году Карни Мата дала свое благословение Рао Джодхе  (радже Джодхпура) на завоевание Аджмера , Мерты и Мандора 

     - в 1457 году  по просьбе Рао Джодхи Карни Мата   заложила краеугольный камень великого форта Мехрангарх в Джодхпуре.

    - в  1485 году по просьбе Рао Бика она заложила первый камень в фундамент форта Биканер. Мало того, Рао Бика испрашивал ее совета и благославения на свой династический брак с дочерью раджи из Пунгала - вот каково было влияние этой женщины, и каков вес ее мнения!

    - в 1538 году Карниджи (так уважительно обращались к святой в Раджастане цари)  отправилась навестить махараджу Джайсалмера 

    Будущий основатель Биканера Рао Бика встретил святую отшельницу сразу после того, как он покинул дворец своего отца Рао Джодхи в Джодхпуре, и в сопровождении 100 воинов отправился странствовать по пустыне. Святая предрекла  юному махарадже, что его слава превзойдет славу его отца — так и случилось, поэтому позднее он обратился к ней  с другой  просьбой:  заложить камень в основании своей крепости. И я  не оговорилась: Карни Мата закладывала камень и в основание форта Мехрангарх  в Джодхпуре, и в основание форта в Биканере — летописи утверждают, что она прожила 151 год. 

    (Кстати, Карни Мату называли "старой женщиной, носящей бороду" - глядя на этот единственный обнаруженный мной портрет я, кажется, поняла, почему) 


     

    Для того, чтобы лучше понимать, почему в патриархальной Индии, да еще в Раджпутане, женщине при жизни  оказывали воистину царские почести, я расскажу, что такое каста Чаран, в которой была рождена Нари Бай, ставшая в последствии Карни Матой. 

    Каста Чаран признаётся бОльшей частью раджастанского общества практически божественной. Считается, что люди этой касты сочетают в себе лучшие качества кшатриев и браминов: они образованы и чисты — как брамины, и мужественны и полны достоинства — как кшатрии, а их проклятия обладают такой силой, что их  брали в армию специально для того, чтобы они проклинали соперников. Кстати, существует и целый пласт литературы Чаран - я не зря упомянула об их образованности!

     Женщины  этой касты обожествляются другими жителями региона как земные воплощения богини-матери.  Воинственные раджпуты чтили силу, поэтому поклонялись Шакти, и каждый раджпутский род, или кула,  обязательно имел свою покровительницу  и защитницу рода,  или кулдеви.  


     Дурга Деви с крысами (икона Карни Мата)

     
     Да, несколько фактов из биографии святой. Нари Бай была выдана замуж, но отказалась вступать с  мужем в супружеские отношения, для чего ее муж женился на ее младшей сестре. Надо сказать, что он уважал и поддерживал  стремление своей старшей жены  к целомудрию. После его смерти Карни Мата со своими последователями и стадом крупного рогатого скота покинула родовую деревню, чтобы жить далее кочевой жизнью.


    Храм крыс Карни Мата в Деншоке

    В Раджастане есть несколько храмов Карни Мата, один из них расположен в Удайпуре, один в Алваре, но самый знаменитый храм - это, безусловно, храм крыс в 30 км от Биканера - в его пригороде Деншоке. 

    Самым правильным и самым бюджетным способом попадания в Деншок является государственный автобус, на который можно сесть не только на басстенде, но и в городе, потому что автобус довольно долго едет по Биканеру, и, возможно, проходит мимо вашего отеля. Поэтому наводите справки у жителей города или  в вашем отеле — вам подскажут, где находится  ближайшая остановка.


     
    Храм Карни Мата в Деншоке известен тем, что в нем проживает около 20 000 крыс, этим он отличается от других храмов Карни Маты. 

     Легенда гласит, что когда умер ребенок одного из членов  клана Чаран (вероятно племянник), то Карни Мата  попыталась вернуть ребенка к жизни, обратившись к богу смерти Яме с мольбой.  Бог смерти Яма с грустью ответил святой, что это невозможно. Тогда Карни Мата заключила сделку с Ямой: начиная с этого ребёнка все ее соплеменники будут перерождаться крысами до тех пор, пока не смогут родиться людьми в клане Чаран. 
      

     В индуизме смерть знаменует собой конец одной главы и начало нового  пути к возможному единству души со вселенной. Этот цикл трансмиграции душ известен как сансара.
     
    Однако у Чаранов свой особый путь:  временное воплощение в крысах гарантирует им, что они ВСЕГДА будут проводить свои человеческие жизни как чараны, и не возродятся в других существах,  народах, кастах или местах. Фактически,  храмовые крысы считаются своего рода сосудами для душ умерших чаранов, где они могут ждать, пока не станет доступным другое тело чарана, - никогда не сталкиваясь с судом Ямы и не рискуя оказаться в раю или аду.  

     Это довольно сильно отличается от основной индуистской веры в возможность  воплощения в самых разные человеческие и нечеловеческие тела и места — в соответствии с накопленной кармой. Чараны верят в карму в обычном индуистском смысле, но, очевидно, не считают, что это распространяется на их касту.  

     

    Здание было завершено в его нынешнем виде в начале 20 - го века  махараджей Биканера Ганга Сингхом.

    Перед храмом расположен красивый мраморный фасад с серебряными дверями, так же подаренными храму махараджей Ганга Сингхом. Он же финансировал золотую крышу внутреннего святилища, в котором находится золотое изваяние Карни Маты. 





     

    Храмовые крысы живут прекрасно, питаются молоком и ладду.


     

     Потомки Карни Маты, члены общины Чаран, поклоняются Богине, прося исполнить её свои самые сокровенные желания.  
     Всякий раз, когда чьи-то желания  исполняются, то этот человек готовит прасад в двух больших котлах из железа. Этот прасад распространяется среди присутствующих.
     

      Доесть еду за священными крысами, или съесть надкушенное ими,  считается большой удачей. Но крысы своим внешним видом как бы предупреждают, что делать этого не стоит: или мой врачебный взгляд выхватывает болячки, или половина крыс в лишаях, так что обработайте стопы после выхода из храма, а еще лучше оденьте бахилы или носки. Появление перед вами белой крысы так же считается удачей, а уж если она пробежит по вашей ноге, то, пожалуйста, не визжите —  можете считать, что получили благословение свыше, и покидайте храм счастливым и умиротворённым.

     Внутреннее пространство храма довольно просторное, так что на крыску вы не наступите, хотя там их и много. Но вы постарайтесь быть внимательным - если вы ненароком раздавите кого-нибудь из  переродившихся Чаранов, то обязаны будете оплатить его серебряную копию. Уж я не могу себе представить, во сколько обойдется нанесение неумышленного вреда белой крысе!

    Храмовые крысы в таком огромном количестве производят совсем иное впечатление, чем если бы они выскочили в полном составе у вас в квартире, и не внушают ни страха, ни отвращения. Возможно дело в том, что они находятся в своем доме, а вы — у них в гостях. Так что крыски в храме ходят сами по себе,  они вас не боятся, они на вас не нападают — они вас просто не замечают. 

    Я бы, конечно, предпочла бы храм котиков, но за неимением такового, с удовольствием посетила храм крыс. Спасибо Карни Мата за то, что она силой своего авторитета ломала шаблоны отношения к отверженным, занималась озеленением своего пустынного региона, защитой прав женщин, но с крысами у нее получилось эффектнее всего! 

     Штрихи к портрету Биканера:

    - вы совершенно точно больше нигде не увидите храма, посвященного крысам!
  • 19
    02 мар. 2019
    Svetliaciok
    Прекрасно!.. )