Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Поговорим о тантре

  • 1
    12 дек. 2021
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Из лекций Андрея Всеволодовича Парибка)

    Аналитические йоговские методы работы над собой (нетантрические практики)

    В йоге ставится задача овладением своим душевным состоянием. Это тот свет, в котором нам видны разные содержания. Если мы смотрим на кого-то с отвращением, то мы освещаем его грязным светом, если смотрим на что-то страстным,  то освещаем его красно-розовым цветом и т.д. Это не содержание, а способ данности содержания.

    Допустим у вас есть личностное эмоциональное отношение к человеку, пусть  он вам неприятен. Вы легко можете вообразить его в другом, непривычном виде (в другой одежде, с другой прической), но не сможете по своему решению перейти от состояния острого отвращения к состоянию пылкой влюбленности или от пренебрежения к восхищению.
     
    В развитых методах  йоги существуют приемы, которые позволяют это делать. Чтобы изменить свои душевные состояния йоги используют свой рассудок.

    Вот два примера такой работы:
    1) йог выращивает  в себе участливость: вызывает в памяти состояния дел человека, или домашнего животного, которому очень плохо. В согласии с нашей природой наше душевное состояние подтягивается к этому образу, мы испытываем щемящие чувства.

    2) йогическая тренировка, позволяющая освобождаться от раздражительности или гневливости. Человеку предлагают прописи.  Их надо рассудком  усвоить (это содержание ума) проиграть в своем воображении.  И рано или поздно меняется душевное состояние. 
    "Я понимаю",— говорит йог, читающий эти прописи,— "что плохо когда я гневлюсь: я теряю самообладание, это граница моего добронравия, и когда я не управляю гневом, а гнев управляет мной, то мне это не нравится, то  я могу наговорить или сотворить такое, что трудно или невозможно исправить, что перечеркнёт мои многолетние усилия. Гнев, это препятствие в моей практике.
     
    А когда гнев возникает? При неприятных мне проявлениях людей. Можно повернуть это дело так",  — говорят  прописи, — эти злящие меня люди невольно являются моими учителями в сфере развития терпимости. И надо проникнуться к этим людям уважением и любовью — как к своим учителям, которые учат меня терпению. " 
    То, что они не собирались делать ничего подобного, меня не интересует. Я интересуюсь своим душевным состоянием, а они предоставляют мне возможность для практики.

    По началу практик себя уговаривает, совершает над собой усилия.  Но рано или поздно возникает проблеск того, что он начинает относиться к этим раздражающим его людям  как к своим учителям, которые в своем преподавании используют  странные  методы,  и как только этот проблеск чувства   возникает, практику рекомендуют переместить фокус внимания  с содержания на ощущения, оставив содержание до поры-времени в покое и держа свои новые ощущения как наполненную до краев чашу, чтобы не пролить ни капельки. 

    У нас есть две стадии этой работы.
    Первая стадия работы с содержанием ума, это стадия аналитического  созерцания  а вот вторая - это стадия удержания созерцания, начинающаяся с опознания нового душевного нового состояния и спокойного старания его удержать

    Вот так постепенно душевный склад меняется благодаря проработке умственного склада, а  люди, под девизом отречения или очищения находящиеся,  в благоприятных спокойных условиях могут менять свои поведенческие привычки. 

    А теперь после этого вводного рассказа о нетантрических методах преобразования себя переходим к тантре, которая  является не аналитическим, а синтетическим  методом.


  • 2
    13 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Что означает слово тантра? Это слово образовано от корня "тан", что соответствует русскому слову "тян" — тянуть, и суффикса "тр" — инструмента, который проТягивает.

    Первичное значение слова связано с ткацким делом: то ли пряжа, то ли ткацкий станок, который ткет ткань, ну или текст.
    Значит первое значение слова говорит, что речь идет о чем-то сложном, перекрещиваемся, длящимся, системном, устойчивое. Поэтому слово "тантра" мы встречаем и в названии сочинения, адресованного  крепким и тупоумным царевичам,  написанное  неким брахманам (Панчатантра) 

     Философская традиция или система тоже может называться тантрой.
    Но в нашем случае ТАНТРА  рассматривается как  система, связанная с транстенденцией - с превосхождением своего устройства: ограниченностью во времени, локализацией в пространстве,  непреодолимыми границами между собой и другими, между собой и окружающим миром и т.д.

    Тантра является не аналитическим, а синтетическим  методом преобразования  себя.

    Нетантрический йог изыскивает удобное место и комфортные условия для занятий (нет шума, насекомых, ветра, сырости) - короче говоря, йог сильно упрощает среду, абстрагируется от сложностей меняющегося мира и занимается аналитическим созерцанием. 

    Из-за того, что жизнь иная, не такая как в искусственно созданной комфортной обстановке, там есть напряжения физической энергии,  умственной  энергии,  мы должны реагировать то на одно, то на другое, то на третье, и утомительно бывает переключение от одной задачи к другой, при том, что тотально энергии мы тратим не больше, но чувствуем себя сильно измотанными.

    Исходя из того, что жизнь иная, чем созерцание в спокойной обстановке, мы понимаем, прогресс в практике пойдет не очень быстро. Не раз наблюдали, как люди вышедшие из длительных затворов с отличными результатами отмечают  ухудшение анализа ситуации в обычной жизни: у них  не получается привнести свой покой и ясность в обычную жизнь.

     Тантра ставит задачу справиться с этим быстрее и  предлагает  методы, которые синтетичны и моделируют многообразие ситуаций на фундаментальном  уровне.

    Йогический анализ закопан глубже обыденного мышления, но тантрический синтез закопан еще глубже, чем йогический анализ.
     
    Дойти до тантрических синтетических методов только с помощью человеческого   рассудка, который используется в нетантрическом аналитическом созерцании,  не получается. 
    Как сообщает нам тантрическая традиция суть и методы тантры даны в откровениях  Шивы,  Парвати, или  откровениях  Будды, явившегося  в теле совершенного блаженства (дхармакайя)  великому йогу.



  • 3
    14 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    (Из лекций Андрея Всеволодовича Парибка,  которому я безмерно благодарна за этот курс)

    Развитие философского усмотрения (воззрения), которое дошло до предела аналитичности, поставило вопрос о проходе за эти пределы и получило интуитивную подсказку. Эти методы (тантрического типа) и то, как человек работает с собой в тантре находят параллели в методах  преобразования себя, характерных для более архаичных стадий культурно-социального  развития (эпоха неолита или даже палеолита).  

    Какие-то аналоги методических приемов тантры можно встретить в том, что называют шаманизмом (об алтайском  шаманизме можно почитать тут)

    Говорить о том, что  воззрение, философская основа, и тем более цели шаманизма являются тантрическими целями - это в корне не верно. Но методическое сходство безусловно есть.  Шаманистские  практики много где существовали в Северной Евразии и по своему методу работы с энергиями и появлению некоторых сверхспособностей являются более эффективными  по сравнению со спокойными йоговскими аналитическими методами очищения или отречения, которые не всегда дают возможность длостигнуть таких сверхспособностей — в этом они не так успешны.  Но при этом  преимущество шаманизма в достижении транстенденции  - например в вызывании духов  и  общении с ними спорно — ведь это малая трансценденция, это не йоговские цели, а шаманские цели.

    Не смотря на эффективность этих методов у них есть существенное ограничение: они не приспособлены к тому, чтобы быть переданными какому-нибудь значительному количеству учеников (шаман передает знания одному шаману).  


     

    Когда появилась йогическая школа, то возникла потребность в трансляции новой культуры и были разработаны методы передачи знаний значительному числу учеников. Во многих местах  неолитические  методы работы были вытеснены и развенчаны именно потому, что они не смогли конкурировать по способу передачи знаний с более поздними цивилизационными методами.

    Но в Индии такого вытеснения и развенчания не произошло. Индия толерантна к различным учениям. И  если кому  не нравилась наступающая цивилизация, то он  мог уйти в джунгли. 

    Если мы почитаем знаменитые индийские эпосы — Махабхарату, Рамаяну, то там везде описываются как города, поселения с населяющим их людом, так и обязательно  обитатели ближних лесов, в которых сосуществовали как дикари (демоны), так некие сверхлюди, так называемые  риши,   которые в некоторых случаях были едва ли не могущественнее богов. 

    В Индии социальная и климатическая среда позволяла  ушедшим в лес аскетам, владеющим архаичными практиками,  дождаться развитой цивилизации, и передать свои знания  новым искателям, которые были готовы к такой передаче, так как практиковали йогу Патанджали или буддистскую йогу.

    Так происходила передача знаний и возникало синтетическое учение, соединившее архаические практики с йогическими аналитическими практиками.

    Если мы углубимся в историю возникновения  тантрических традиций, то мы увидим в их начале какой-то очень сомнительный персонаж: какой-то бомж, хулиган, чудак, юродивый, а потом у него появляются почтенные ученики. 


     

    Был такой пример в буддистской тантре: у большого чудака Тилопы появился ученик, который  ранее был деканом философского факультета виднейшего буддистского университета. Ему было видение, после которого он сбежал из университета, на 12 лет стал учеником Тилопы и достиг полного просветления. И если от Тилопы осталось ничтожное количество текстов, весьма кратких и труднопонятных даже  йогам, то наследие его ученика обширно, после него  осталось много текстов, существующих как в тибетском переводе, так и на санскрите.

    Тилопа 


    Соединение наследия неолита с новыми практиками мышления привело к появлению синтетических тантрических традиций. 



  • 4
    17 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    (Из лекций Андрея Всеволодовича Парибка)

    Методологические аспекты буддистской и индуистской тантр схожи. Различие между ними состоит рамках одной символической пары.   

    Многократно происходил взаимообмен между индуистскими  и буддистскими тантрическими традициями, трудно сказать, кто был первым,  а кто последним, наверное им это было менее интересно,  их интересовала личность учителя и личный результат. 

    Про Наропу известно, что у него  были главные ученики и  еще по нескольку сот  второстепенных индуистских и буддистских йогов-тантристов.  

    Наропа

     

    Другой пример: великий в последствии буддистский йог Будда Гупта Натха, живший в начале 17-го века.
    Сперва он был точно йогом в традиции гималайского тантрического шиваизма о чем говорит его второе имя (Гупта Натха), а потом он стал буддистским тантриком, и у него появилось имя "Гупта". 

    Будда Гупта Натха был учителем одного очень крупного тибетского йога, а в последствии даже преподавал мусульманам Афганистана и восточного Ирана, и остался в их истории  как крупный суфийский шейх. 

    Будда Гупта Натха

     
    Прежде чем перейти к тантра, я напомню  о нетантрической йоге, в основе которой  лежат два аспекта: философский и технический.
    1) Философский аспект: 
    — если йог  хочет  не только сам добиться результата, но и быть держателем традиции, то  он должен  освоить  воззрение,  то есть ему философское мышление нужно;
    — если он не хочет стать держателем традиции, а хочет использовать знания себе во благо, то ему будет достаточно интуитивного усмотрения  взгляда на мир и на себя, или мира в ситуации практики.

    2) Технический аспект: 
    Держать концентрацию,  иметь собранность,  владеть практиками дхьяны. 

    Люди разнообразны по своим качествам. У кого-то сильнее мышление, у кого-то сильнее йоговские способности, и в одной из традиций нетантрической йоги говорится, что люди могут заниматься так:

    1) одни сперва понимают умом, потом это дезактивируют и превращают в свое состояние;
    2) другие сперва работая техническими методами получают состояние,  а потом его понимают — понимание и состояние обязательно должны быть вместе.

    То, что идет впереди, а что позади  — зависит от склада человека.

    Есть такие крайние примеры, когда человек одарен исключительным  умом и не одарен технически йогой, его можно назвать философом, поэтому он занимается исключительно мышлением. Тем не менее он все равно достигает цели: освобождается от сансары.  

    Йоги тут находятся в чуть менее выигрышном положении, чем философы: они могут  достигнуть высот в практике созерцания. Но если ты достиг в созерцании высот, но это ещё не осознал, то тебе осталось произвести над собой умственное, а не  практическое усилие  все это понять, на что может потребоваться ещё одна жизнь.

    Так что главное, всё-таки, это понимание.

    В традиционной биографии Будды есть эпизод, где он учился у адептов санкхьи, где  осваивал оба метода этой пары (философский и технический). 

    Эта пара методов символизирует дружбу  йога и философа

    В тантре вместо пары йога и философа  возникает более фундаментальная пара: два аспекта тантры  символизируются половым диморфизмом — одно есть мужчина, другое — женщина.

    Взаимное тяготение полов (мужчины и женщины) друг к другу гораздо сильнее, чем взаимное тяготение друзей (йога и философа). 

    В индуистсткой тантре с одной стороны и в буддистской тантре с другой стороны   была выбрана взаимопротивоположная символизация, что и является их главным различием.

    Согласно индуистской тантре  когда Шива соединен со своей супругой, то он творит и разрушает миры, а когда он не с нею, то он и пальцем шевельнуть не может. Кроме множества имен супругу Шивы называют Шакти, что означает мощь, энергию, потенцию.  У схоластов потенцией называют бытие возможностей, но этот термин  в более физиологическом аспекте можно дотянуть и до мужской силы. 

    Итак, согласно индуистской тантре активное начало - это женское начало, а пассивное, спокойно, философское , чистое содержание - это мужское.  

     
    В буддистской тантре наоборот. В ней говорится, что мужчина - это приём, это метод (упая), а женщина — это мудрость (праджня), постигающая что-то насквозь. 
     

     
    В жизни у нас бывают сильные страстные переживания. Тантра использует эти переживания, преобразуя их - это один из главных признаков тантры.

    Как от соединения полов рождаются дети, от соединения мудрости и метода рождается окончательная реализация. 



  • 5
    27 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    (Из лекций Андрея Всеволодовича Парибка)

    В нетантрических созерцаниях используются абстрактные аспекты: пламя свечи, звук и т.д.

    В тантрических созерцаниях используется образ некоего персонажа. Мы можем его назвать, памятуя, что это условно, богом, или божеством (Шива, Кали или буддистские Чакрасамва и Ямантака), но нужно понимать, что это не божества в таком роде, как Индра, Зевс или Варуна. С позиции тантры эти персонажи (Индра, Зевс или Варуна и им подобные) находятся внутри сансары, они как и люди - сансарические существа, просто более могущественные. А раз они находятся в пределах сансары, то у них есть свои интересы, и не исключена ситуация, когда наши интересы вступят в конфликт с, например, интересами Индры. Понятно, что они выберут свои интересы, а не наши, поэтому безоглядно полагаться на этих божеств нельзя. 

    Ямантака —  гневное медитационное божество (идам) с головой быка, относящееся к классу высшей йога-тантры, а также защитника Дхармы. Ямантака является наряду с Чакрасанварой одним из трех главных медитационных божеств (идамов) школы Гелуг 

    Чакрасанвара

    А Шива, Кали  — боги несансарные, и вот в каком смысле: У НИХ НЕТ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ. Согласно тантрическому воззрению, они преодолели границу между собой и другими, между собой и несобой, они для себя не являются чем-то отдельным: ОНИ НЕДВОЙСТВЕННЫ.

    Недвойственность - это ключевой пунк тантрического воззрения, если его не понимать, но заниматься тантрой, то это будут практики, граничащие с шаманством, небезопасны, их результатом может быть выращивание какой-то поразительной мощи (ибо тантра эффективна), но эта мощь будет двойственной и человек станет демоном.

    Чем демон отличается от человека? Человек боязлив. Если человек с помощью тантры выращивает в себе грандиозное могущество, но не освоил недвойственность, то есть он понимает так, что "я - это не они, я себе важнее, главное  - я и мои интересны", то он становится демоном. Это - реальная опасность, таким демоном стал Махиша, побеждённый богиней Кали

    Если мы встречаем такое представление: у божества есть много имен и обликов  (например у Шивы главных 8.) Но для самого Шивы они одно и то же, он недвойственен, а йог, занимающийся созерцанием, исходит из того, что это разные облики одной и той же сущности, что нет, Шивы-1, Шивы-2 и т.д,  Есть единый Шива,  просто йогу для акцентирования какого-либо из аспектов Шивы более подходит тот или иной его облик. И если мы  воспринимаем все эти разные ипостаси как раздельные и не можем "слить" их воедино, то это свойство нашей ограниченности.

    Кстати, когда мы видим многорукие изображения божеств, то это верный признак тантризма

  • 6
    28 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    (Из лекций Андрея Всеволодовича Парибка)

    Подход к методам воображения (материал дан нам в откровениях в виде сетки соответствий)

     У нас существуют в поэзии, в пословицах, поговорках, в бытовой речи  странные параллели, или тяготения разных аспектов друг к другу, и понять почему эти тяготения имеют место рассудок нам не поможет.

    Вкус: кислый, сладкий, горький. соленный

    Цвет: зеленый, красный, синий, желтый

    Эмоция: страсть, злость, ревность, уныние

    Органы чувств: осязание, слух, зрение, обоняние 

    Можно рассудком определить разные страсти: такая-то эмоция возникает от того-то или от того-то, разные вкусы (такой-то вкус возникнет на языке от такого-то продукта) — эти параллели объяснимы. Но почему происходит закономерное тяготение, обнаруживаемое в самых разных языках земли и, следовательно, относящееся к фундаментальным ощущениям, мы постичь не можем.

    Например, почему нам всем понятно выражение "сладкая" женщина? Мужчины не едят женщин. И если словосочетание, например, сладкое манго" нам понятно — это идет из личного опыта, то  словосочетание  "сладкая женщина" нам тоже понятно, но не понятно, почему понятно.

    Почему нам понятно о чем идет речь в фильме "Сладкая жизнь"? Почему у нас в голове возникает не образ кондитерской,  а образ богемы, образ любовных  отношений и праздного времяпровождения?

    А почему нам понятно, что "насолить" какому-то человеку означает навредить? Непонятно почему нам это понятно.

    Почему нам понятно словосочетание "горькая обида"?

    А почему человек от зависти "зеленеет"? А от расстройства "скисает"? 

    Эти все параллели лежат глубже аналитического уровня сознания.

    Красное соответствует страсти, искусному выбору из многообразия, сладкому вкусу, соответствует переду

    Зеленое соответствует зависти, соответствует кислому вкусу

    Такого рода тяготения используются в тантре

    Например утренний  разговор двух тантристов: 

    —  Друг, откда такой прекрасный запах?

    — Никакого запаха нет

    — Как нет? Но  я ощущаю его!

    — Да это идет у тебя изнутри. Посмотри на чертёж соответствий - чем ты вчера занимался?

    — Да, правда, понятно

    Его бытие относительно обоняния изменилось, потому что он изменился на фундаментальном уровне: в тантре занимаются преображением фона своего бытия, актуализируя те или иные тяготения.

    Аналитический подход позволяет дойти до определенного предела. Например у нас есть страсти, среди них есть сложные. 

    Пример сложной  страсти: производить на других лучшее впечатление, чем ты сам о себе думаешь. Почему эта страсть сложная? Потому что тут есть оценка (самого себя), планирование, мотивы. 

    Более простые  переживания: гордость (я лучше других), или зависть (у них лучше чем у меня). 

    Вот мы дошли до фундаментального разложения эмоций: вот они такие-то (гордость, зависть, гнев и т.д.), до фундаментального разложения вкусов (горький, сладкий, кислый, солёный), фундаментального разложения цветов. И все, дальше идти некуда

    Оказывается, что все эти конечные элементы вступили друг с другом  в какие-то логически непонятные тяготения. Произошел како-то изначальный синтез, который глубже анализа, произведенного нашим умом, с ним и работает тантра.


  • 7
    29 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Ну-с, не смотря на оглушительное молчание, продолжу 

    ______________________________________

    Аналитический подход похож вот на что:

    Например физика, в которой есть фундаментальные уравнения, есть перечень так называемых эффектов. Есть среди них пьезоэлектрический эффект. Человек, понимающий что такое пьезоэлектрический эффект, придумал пьезоэлектрическую зажигалку. Существует такой обьем знаний по физике, с которыми отдельно взятый человек может ознакомиться и успешно применить в создании какого-то изделия.

    Такого рода методы соответствуют нетантрической йоге (йоге Патанджали или буддистской йоге по системе сутр): ознакомился, обдумал, понял, применил.

    Но всё ли в физике может быть познано аналитическим методом? Оказывается нет

    Например, сверхзвуковые самолеты, подводные лодки, компьютеры. Определенный узел этих объектов понимает и может  воссоздать определенная группа людей, но никто из индивидуумов не может, начиная с простейших физических эффектов и конструктивных элементов так же детально понимать и воссоздавать операционную систему и языки программирования. То есть в целом это доступно ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, но не доступно ОТДЕЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ. Эти конструкции настолько сложны,  что они превосходят способности индивида.

      Индивид принимает на веру, что то или иное работает так-то и так-то. Капитан воздушного судна представляет себе последовательность своих действий для маневрирования воздушного судна, но он не сможет воссоздать самолет самостоятельно.

    В этой вере в то, что самолет, компьютер ил подводная лодка при определенных действиях поведут себя так-то и так-то нет ничего религиозного. Так и в тантре: в вере в то, что такие-то ритуалы будут работать так-то и так-то нет ничего религиозного,  это настолько сложная система, что постигнуть ее разумом невозможно, можно только "принять к сведению".

    А то пока будешь разбираться пройдет не одна жизнь.

    Таких самонадеянных людей в техническом мире, которые говорят, что вот мы почитали как это делается, теперь соберем подводную лодку и отправимся в путь нет. Всегда нужна "доводка" и "натурные испытания". Теоретических знаний недостаточно.

    В тантре точно так же. Только йогам создать что-то самостоятельно приходит на ум редко, иначе выходит  что-то одно из двух: либо ничего не вышло, либо вышло странное сумасшествие или странная физическая болезнь. Что  и случалось с теми самонадеянными практиками, которые думали, что их сильного ума для этого хватит.

    Как у нас устроены знания, к примеру, самолёта. Конструкторы не могут управлять им и не нуждаются в этом,  а пилоты могут управлять, но не знают устройство самолета на уровне конструкторов и не нуждаются в этом: им нужно осуществить полет.

    Точно так же те мыслимые источники тантрических знаний (откровения Шивы, откровения его супруги, или откровениях  Будды, явившегося  в теле совершенного блаженства великому йогу) не нуждаются в том, чтобы применять тантрические меры преобразования себя - у них и так все хорошо.

    Таким образом мы получаем две группы знаний: конструкторское и управляющее. Конструкторское - это нечто сверчеловеческое, а управляющее адресовано конкретному человеку: ты будешь действовать так-то и так-то, и с тобой будет работать на первых этапах инструктор (тот йог, который это уже освоил).



  • 8
    31 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    (Из лекций Андрея Всеволодовича Парибка)

    Соответствия эмоций и цветов

    Страсть связана с тёплым красным цветом 

    Ненависть соответствует синему  холодному цвету 

     Уязвленное самолюбие соответствует желтому цвету 

    Звисти соответствует зелёный цвет

    Ну и центральный  цвет - белый, соответствует неразличению важного и неважного, то есть глупости.

     __________________________________________________

    Соответствие эмоций и вкусов

     Сладкий вкус соответствует любой страсти к чему-либо . Он так же соответствует любовной страсти при некоторой выделенности объекта полового влечения влечению (есть такая склейка конкретного влечения и влечения  как такового).

    Соленый вкус, как мы договорились, соответсвует ненависти (насолить = навредить).

    Кислый вкус - зависти,  расстройства, обескураженности. Я лучше всех!  Почему у меня нет того, что есть у другого? 

    Когда уязвляется гордость, то становится горько, горький вкус соответсвует уязвленному самолюбию.

     Возникает две пары: 

    1) кислый + горький 

    На химическом уровне кислый и  горький вкусы  соответствуют качествам воды. Они по отношению к воде разнополярны по отношению к воде рН.  Вода, напомню, ph нейтральна (ph воды = 7,0), вода —  фундамент всех вкусов.  Кислый вкус имеет Н < 7,0, а горький вкус соответствует щелочам (они горькие, их рН > 7,0)

    2) сладкий + соленый. 

    От переизбытка и сладкого, и соленого нам хочется пить ("разбавить" себя), а вот от кислого или горького нет. 

    Таким образом, реакции по сравнению, как "я лучше  (зависть) и "у меня хуже " (уязвленное самолюбие, зависть) соответствующие кислому и горькому, образуют вторую пару. 

    А такие такие строгие противоположности как позитивная реакция по овладению (страсть) и негативная реакция уничтожению (ненависть), соответствующие сладкому и соленому, образуют первую пару.

    Можно взять еще пару вкусов:  жгучий вкус и вяжущий. Они так же являются противоположностями: вяжущий вкус соответствует скупости, алчности, а жгучий соответствует ревности.

    В самом центре является общий фундамент вкуса, который не является конкретным вкусом - отсутсвие какой-либо реакции, на чьем фоне может проявиться любая реакция, и этот нейтральный вкус соответствует воде как таковой. Ну а в страстях это соответствует авидьи (невежеству, дури, необращение внимания на главное). Отличение важного от неважного это общий фундамент страстей так же как вода - фундамент всех вкусов.

    _____________


    Следующий пост продолжит шкалу соответствий

  • 9
    12 нояб. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Теперь посмотрим на цвета. 

    Страсть связана с тёплым красным цветом 

    Синий  холодный цвет соответствует синему, ненависти.

    Желтый цвет соответствует горькому (перезрелые испорченные продукты горчат)

    Зеленый соответствует кислому (незрелый плод).

     Ну и центральный  цвет - белый, соответствует неразличению важного и неважного, то есть авидьи, или глупости.


  • 10
    12 нояб. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Итак, мы провели параллели между эмоциями, вкусами и цветами.

    Существуют еще параллели с тремя группами: 

    — с органам чувств, которых во всех традициях насчитывают пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

    — с направлениями на горизонтали: вперед, назад, вправо, влево, в центре;

    — со временем;

    Какому органу чувств какое направление соответствует?

    Ответ лежит вне логики, его надо просто принять. 

    зрение - спереди

    А что спереди и сзади?

    В различных  схемах тантры в центре быть слух, а сзади осязание, или наоборот: в центре осязание, а сзади слух. Что мы помещаем в центр  во время практики зависит от наших целей работы над собой в той или иной тантре.

    Что находится справа, а что справа  слева ответим позднее.

  • 11
    12 нояб. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Четыре формы времени

    Мы сами - центр течения нашего времени. Единое течение времени — это времённость, но не время. Оно получается тогда, когда йогу удалось войти в дхьяну (созерцание), когда всё пространство объекта принадлежит его внутреннему миру, во время дхьяны не воспринимаемое как внутренний (а до этого у него был отдельно внешний мир и отдельно внутренний, и "обычный человек" осознает это время как прошлое, настоящее и будущее).

     Что же это за 4 формы времени? Не вообще, а для любой конкретной деятельности  и для любого объекта?

    Для любой деятельности есть свое отдельное время: прошлое (былое припоминаемое), настоящее (подвергаемое управлению), будущее (планируемое) и неизменное (являющееся фоном всего этого, для всего нужен некий фон). 

    Например: 

    — у меня есть то, что я уже прослушала и написала - это прошлое

    — у меня есть то, что я сейчас слушаю и пишу — это нынешнее

    — у меня есть то, что я собираюсь прослушать и записать — это предстоящее

    —  я сижу за столом перед компьютером несколько дней от начала и до конца лекции— это неизменное (константа) 

    Вот такие четыре формы и я в центре как организатор времённости.


  • 12
    12 нояб. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    А как органы чувств соотносятся с формами времени?

      Строго нынешнее время связано с осязанием: я могу что-то потрогать СЕЙЧАС. Не зря человека чтобы он осознал реальность "щипают", брызгают водой — его возвращают в настоящее, в котором главная   опора на осязание.

    Зрение с вязано с постоянным временем. Мы можем вызвать образ когда-то ранее виденного нами объекта или представить какой-то объект, который ранее не видели.

    Сам слух связан с течением времени, поэтому слух в тантре является самым важным, самым интегральным. самым глубинным из  органов чувств. Ведь говорят, что плод слышит уже в утробе матери и слух последним прекращает свое бытие, своё функционированиеи в случае умирания, и в случае комы или обморока.   

    Будущее время связано со вкусом. Не случайно есть такой термин: предвкушение.

    Итак 

    1) СЛУХ = ВРЕМЕННОСТЬ = ЦЕНТР= ЭМОЦИЯ???? = НЕЙТРАЛЬНЫЙ ВКУС = ЦВЕТ ??????

    2) ЗРЕНИЕ = ПОСТОЯННОЕ ВРЕМЯ = ВПЕРЕД = СТРАСТЬ, СЛАДКИЙ ВКУС

    3) ОСЯЗАНИЕ = НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ = НАЗАД = НЕНАВИСТЬ = СОЛЕНЫЙ ВКУС??????

    4) ОБОНЯНИЕ = БУДУЩЕЕ = ПРАВО = ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ = КИСЛЫЙ ВКУС

    5) ВКУС = ПРОШЛОЕ = ЛЕВО = ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ = ГОРЬКИЙ ВКУС

    (Направление у большинства населения правшей движется справа налево - поэтому прошлое справа, а будущее слева)

  • 13
    12 нояб. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Почему я в пункте 1) эмоции и цвет сопроводила знаками вопроса? Эту лекцию я слушала в записи, поэтому не имела возможности задать вопрос, а Андрей Всеволодович сказал так: "слух - временность - центр", и не указал соответствующую  эмоцию и цвет, как он сделал с другими направлениями

    Далее я уже домысливала сама, и у меня получилось так:

    СЛУХ = ВРЕМЕННОСТЬ = ЦЕНТР= АВИДЬЯ = НЕЙТРАЛЬНЫЙ ВКУС = БЕЛЫ Й ЦВЕТ 

    Почему я так решила?


    Elena Vasta сказалa:
    центральный  цвет - белый
    Поэтому я выбрала белый цвет и поставила его в центр
    Elena Vasta сказалa:
    Ну и центральный  цвет - белый, соответствует неразличению важного и неважного, то есть авидьи, или глупости.
    Поэтому из эмоций я выбрала авидью, но тут меня терзают сомнения, и я этот факт постараюсь уточнить