Вы находитесь в режиме совместимости с новой версией сайта

Видео недели

Наш канал в Telegram
Погода в 243 странах мира
Маршрутизатор Brouter
Виза в Индию

Актуальные темы

Индия: Сикким, Аруначал Прадеш и горная часть Западной Бенгалии (Дарджилинг, Калимпонг)
Сегодня в 01:06
Думаю пока...
Новости из разных стран
15 ноября 2025 в 20:55
IrinaVolga Наверное это естественный отбор. И выбор. И решимость...
Блоги
15 ноября 2025 в 15:40
Просто слов нет(...
Пальчики оближешь!
15 ноября 2025 в 15:00
Сегодня так...
Это интересно
15 ноября 2025 в 14:55
IrinaVolga сказалa: День очистки холодильника Праздников, связанных с едой гораздо больше чем дней физкультурников))...
Индия
14 ноября 2025 в 10:45
Пришло время когда эти новости перестали поражать. Просто отмечаешь для себя факт...
Индия: Уттаракханд
08 ноября 2025 в 18:42
По поводу трека Пиндари: его ходят по прежнему, нашла отчеты о походах 2023 и...
Блоги
06 ноября 2025 в 06:42
Elena Vasta , у меня тоже не было, гид мой, который на Месоканто вел, сказал что...
Театр, музыка, танцы
05 ноября 2025 в 20:58
Ваш браузер не...
Непал
05 ноября 2025 в 19:01
Полнолуние...

Стелла Дупуис о скульптурных изображениях йогини, находящихся в музеях мира

Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 46179

Авторские темы: 95

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми

Личный кабинет



Музеи 

Для великого востоковеда Александры Давид-Неель музей Гиме в Париже был храмом. Туда она приходила в поисках божественного вдохновения. Очарованная безмятежным образом Будды, представленным в различных скульптурах, Александра вступала во внутренний диалог. Закрывала глаза. Отправлялась к оси, где образы Великого Учителя соединялись со знаниями, полученными в священных текстах. 

Созерцание ушедшего в себя и молчаливого Будды привело её к свету знания. Там, в музее Гиме, Александра Давид-Неель грезила об открытии великой мудрости. 

Годы спустя, во время своего путешествия на Восток, полная чувств, она искала в храмах Шри Ланки тот же самый экстатический опыт. Но та первая встреча с народным буддизмом оказалась чуждой её исканиям и ожиданиям. Она тосковала по духовному и интеллектуальному опыту, который пережила в залах музея Гиме и в библиотеке, находившейся в сердце музея. Окружённая книгами, она училась, мечтала, работала. 

До девяностых годов библиотека была расположена в том самом центре здания, где Александра и многие другие учёные изучали Восток и писали о Востоке. Книги, столы и стулья, кажется, сохранили переживания всех тех учёных, исследовавших духовные пути Востока. Нынче музей располагает современной библиотекой сбоку от входа. Поскольку мы знали прежнюю библиотеку, у нас оставалось ощущение меланхолии, когда мы посещали старое помещение, окружённое витражами, где выставлены в качестве музейных экспонатов некоторые старые книги.

В музее Гиме находятся три скульптуры йогини в очень хорошем состоянии, происходящие с Юга Индии, из храма, который следовало локализовать в окрестностях Канчипурама.

Западные музеи прошли через длительный период эволюции. Желая перенести посетителя в другие эпохи и культуры, временные выставки становятся незабываемыми событиями, и постоянные экспозиции уже не ограничиваются демонстрацией предметов вне контекста. Получили развитие удачные идеи коммуникации. 

В огромном большинстве музеев на Западе стремятся придать новое достоинство священному предмету, который был жестоко вырван из своего места почитания, лишён подношений, песнопений и шума церемоний и обрядов. В залах создаётся утончённо сакральная атмосфера посредством игры цветов на стенах и между светом и тенью, падающими на скульптуры, представленные взору. 

Посетитель осторожно приближается, говорит тихим голосом, читает надписи, желает научиться различать и правильно называть каждое божество, чтобы избегать непочтения к образам, наполненным историей, легендами и символами. Рядом со скульптурами время замирает и спешка улетучивается. 
Диалог может быть короток, от нескольких секунд до вечности. Без литургий и обрядов в музее исчезают страхи незнания того, как правильно действовать, и проявить непочтение. Представленная там божественность пересекла эпохи, явилась в свою новую обитель, чтобы обрести новую жизнь, когда на неё опустится взгляд посетителя.

 В Соединённых Штатах я была свидетелем диалога нескольких посетителей с четырьмя йогини, происходящими из Рикхияна, высеченными на камне прямоугольной формы. Они выставлены на привилегированном месте, откуда обращаются к посетителям. Я увидела нескольких человек, приблизившихся к йогини, читающих пояснительные тексты и вглядывающихся в черты богинь. Когда наши взгляды пересеклись, мы обменялись улыбками и сказанными наудачу шёпотом словами, не осмеливаясь говорить громким голосом. 

Этот опыт повторился в других музеях в Северной Америке, среди них в Галерее искусств Саклера в Вашингтоне (Д.С.), в Музее искусств в Миниаполисе, в Институте искусств в Детройте, в Галерее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити и в Музее искусства Сан-Антонио, где находится йогини из мастерской Наресара. Вероятно, знакомства со священными изображениями йогини можно будет скоро продолжить, когда в ближайшее время возобновит работу отдел Южной Азии Королевского музея Торонто в Канаде.

В Европе, кроме музея Гиме в Париже мы также рекомендуем посетить Британский музей в Лондоне, где находится другая йогини из группы Канчипурама, и Музей Ритберг в Цюрихе, где представлена одна йогини без головы также из Канчипурама.

Несколько иные впечатления от посещения индийских музеев. Хотя тишина, освещение, соразмерность пространства не являются частью «образа знания», разнообразие и количество скульптур поражают. Рекомендую посещать музеи во всех городах, хотя иногда экспозиция и пояснительные надписи оставляют желать лучшего. 

Особенно рекомендую музеи Нью-Дели и Бхопала за их выставки и квалифицированных сотрудников, которые там работают. Хотя в них нет ни одной йогини, зато имеется чрезвычайное разнообразие скульптур и образов, сакральных и мирских.

В музее Дхубелы мы можем увидеть некоторых йогини из Шадола; в Археологическом музее Гвалиора выставлены несколько йогини из Наресара; в музее Ченнаи есть одна йогини из Канчипурама – без головы; в музее Калькутты есть несколько других йогини из Шадола; в музее Бирлы в Бхопале есть четыре йогини из Хингладжгадха, и йогини оттуда же находятся в музее Индора.

Для некоторых музеи это новые храмы. Посетитель приходит туда с умом, жаждущим мудрости. Вместо того чтобы выказать почтение, он анализирует образы. Вместо того чтобы возносить молитвы, он учится делать перечень и классифицировать. Вместо того чтобы открывать своё сердце для духовного диалога, он открывает свой интеллект, чтобы занести в каталог причины преданности тех других людей, которые некогда простирались перед идолами из камня или какого-либо другого материала.

Многообразие культур в Индии находит своё выражение в загадочных образах алтарей и богов, которые очаровывали и будут очаровывать лучшие умы Востока и Запада.

Йогини, вдали от своих разрушенных или забытых храмов, отыскали новый алтарь в музеях. Служа символом могущества и блаженства, они волнуют мысли и меняют представления. Может быть, однажды они начнут полёт, чтобы отыскать свои многочисленные грани, рассеянные по миру, и своими незримыми крыльями потрясти предрассудки и открыть новые перспективы.

Источник: Dupuis S. Templos de Yoginis en la India. Notas de viaje, leyendas y misterios. Varanasi, 2008. P. 103–106. Перевод с испанского Андрея Игнатьева.

Со страницы  фейсбука Андрея Игнатьева
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 46179

Авторские темы: 95

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми

Личный кабинет

Я очень люблю востоковедческие музеи! И как раз за академичную тишину и большую возможность созерцания. Кроме всего, я могу прочитать подписи, что в дальнейшем помогает в "опознании")
Написать пост
Чтобы написать пост необходимо войти