Благодарности: 44857
На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06
Пол: Женский
Москва
За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми
Изложение содержательного подхода (рефлективного захвата), которым Будда воспользовался во время своей первой лекции в Сарнатхе (Дхамма - чакка - паваттана сутта, или Сутта запуска колеса дхаммы).
До этой лекции буддизма не было. Был учитель (Будда), было учение (Дхарма), но не было общины, не было учеников (сангхи)
Что происходило в Оленьем парке?
Будда размеренно через паузу, чтобы слушатели могли осознать сказанное, излагал свои мысли о страдании пятерым аскетам.
Ближе к концу Будда сказал, что есть арийский путь (путь для арьев, для тех, кто хочет быть господином самого себя) восьмиаспектная стезя. Но изначально предполагается иметь правильное воззрение (осознание всех 4-х благородных истин).
Один из аскетов (Каундинья) внимательно слушал размеренную речь Сиддхартхи. Он понимал, он находится в парке, слушает Сидхартху, который говорит что-то существенное.
Каундинья задал себе вопрос: «я понял им изложенное, значит у меня есть правильное воззрение». Значит я нахожусь внутри".
Таким образом он был перенесен внутрь системы воззрений. Сначала он существовал отдельно - как слушатель, а Сиддартха существовал отдельно как лектор, который выглядел внушительно и говорил об интересных вещах.
Речь Будды оказалась выстроена так, что Каундинья оказался перенесен внутрь системы представлений, о которой он слушал своего теперь учителя (Будду). «Меня накрыло содержание лекций, я оказался внутри учения. Не потому, что я поверил, а потому что я рефлектировал. Я заметил, что я все понимаю и принимаю»
Каундинья – один из 5 первых учеников, который с первого же раза «понял» то что говорил Будда.
Произошел рефлективный захват, характерный для буддистского учения.
Этот содержательный подход (рефлексивный захват), характерный для буддистской традиции, направлен на то, чтобы человек адекватно принял ее как руководство к действию.
Каундинья находился в сансаре. Но то, что он был в сансаре, знал Будда. А Каундинья понял, что Будда говорит и про него в том числе, когда осознал себя.
Будда это увидел, указал на него и сказал «ты понял». С тех пор Каундиньо называют «понявшим».
«И от слушания этой проповеди
достопочтенному Каундинье незапыленное,
незагрязненное видение Дхармы открылось»
Хорошим пример того, что случилось с Каудиньей, является чаньская притча про рыбку которая приплыла к большой рыбе узнать: что же такое океан? И та ей указала, что океан-то вокруг нее, и был там всегда. И маленькая рыбка осознала океан как Каудинья осознал сансару.
После того, как он это понял, он стал учеником Будды. Как только человек осознает, что он не просто слушает инересный и стройный материал, а то, что говорят про него лично, он становится учеником.
После первой лекции появилась триратна, необходимая для появления буддизма. До этого «буддизма» не было. Был Будда (учитель), была изложена дхарма (учение), но не было сангхи (общины).
С появление первого ученика появилась сангха, а значит и буддизм.
Пять дней спустя, услышав следующую проповедь Будды, Каудинья стал первым архатом.