Продолжаю делиться знаниями, полученными на семинарах А.В. Парибка
Медитация – это направленное пользование своим умом с целью добиться ясности в размышлении о важных предметах. Медитация и дхьяна не тождественны. Дхьяна – это режим активности сознания.
Дхьяна
К нам пришла некоторая тема, с нашего согласия она принята нами. Далее происходит развертывание темы. Тема и ее развертывание – это два содержательных аспекта дхьяны, или первого уровеня созерцания. Дхьяна - это совместное наличие пятерки факторов:
1) тема
2) разработка темы
3) радость психическая
4) удовольствие физическое
5) нацеленность (концентрация)
Пример: добровольное активное содействование тому, чтобы внимать высокому искусству (которое разворачивается во времени: пьеса, музыка, декламация). Настоящее искусство не насилует тебя. Оно приглашает тебя вкусить радости и рассчитывает на твою активность. Первое, что можно отследить, это переживание, что вы возноситесь. Вы находитесь не на обычном уровне, а на более светлом, более благодатном, более просторном, возвышаетесь над обыденностью. Мы охотно там пребываем, мы можем отдать себе отчет в том, что наша закапсулированность растворяется, наших границ временно нет. Мы испытываем радость, восторг, распрямляемся – это повышенный психический тонус.
Без нашего желания и содействия этого не происходит.
С точки зрения тела то, что нам до начала исполнения мешало, в эти возвышенные моменты мы не ощущали, мы забыли о мешающих факторах, а после окончания опять их ощутили. Отвлеченность от раздражителей называется пратьяхара.
В тех непродолжительных промежутках возвышенного блаженства, когда мы не ощущали никаких мешающих факторов, а лишь испытывали чистую радость, мы находились в первом уровне созерцания. Потом наше внимание ослабевало. Мы приобщались к дхьяне ничего не зная об этом, но все же у нас был настрой (в данном примере на какой-то вид искусства). Если же у нас нас нет такого настроя, то и дхьяны не получится.
Созерцание дает радость своим режимом сознания.
Пример такой радости: Родственник Будды сказал, что он боится пойти за ним, потому что боится, что там не будет никаких радостей жизни. Будда ответил, что он сам этого боялся. Он понимал, что без радости выжить человеку нельзя. Но он уже знал, что созерцание дает самую большую радость.
О телесном комфорте: Будда сказал Ананде, что он больной старик, и что у него ничего не болит только тогда, когда он находится в созерцании.
Нацеленность — это активный режим сознания, при котором во мне находится фокус контроля, который позволяет мне сконцентрироваться на одних объектах и пренебрегать другими объектами. Это антоним режиму зеваки, когда какой-то внешний объект насильно завладевает моим вниманием, а не я сама концентрируюсь на выбранном объекте, отметая остальные.
Тема (идея) сама приходит к человеку и сама себя разворачивает, а не он разворачивает ее. Он созерцает идею (творческую мысль). Мы не можем насильно вытащить творческую мысль. Мы должны быть достойны того, чтобы она пришла нам в голову: своим интересом, своей активностью, своими знаниями. Это как мы попадаем в мир идей и говорим, что ко мне пришла идея. Эта идея приходит и начинает себя разворачивать. Она себя разворачивает, мы созерцаем мысли. Это доставляет радость (Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!)