Продолжаю делиться материалами А.В. Парибка
Самадхи и смрити
Практика самадхи - это цель йоги.
Самадхи - это собранность, к которой шли путем сосредоточения. Достижение самадхи подразумевает комфортные условия для практики (комфорт не в истинном его понимании, а полиотношение к практике: уединённость, тишина и пр.)
Смрити: памятование – слежение, бдительность за тем, что происходит в обычной жизни. Следить за всем: за своими действиями в быту, за природой. Отличие смрити от самадхи: не мы выбираем, что созерцать, а мир выбирает то, что показывать нам. Что он нам представляет, то мы и созерцаем. Так вся наша жизнь становится занятием йогой.
(из лекций Парибка А.В.)
Медитация – это направленное пользование своим умом с целью добиться ясности в размышлении о важных предметах. .Дхьяна – это режим активности сознания, медитация и дхьяна не тождественны
Пример: добровольное активное содействование тому, чтобы внимать высокому искусству (которое разворачивается во времени: пьеса, музыка, декламация). Первое, что можно отследить, это переживание, что вы возноситесь. Вы не на обычном уровне, а на более светлом, более благодатном, более просторном, возвышение над обыденностью. Без вашего желания и содействия этого не происходит. Мы охотно там пребываем, мы можем отдать себе отчет в том, что наша закапсулированность растворяется, наших границ временно нет. Мы испытываем радость, восторг, распрямляемся – повышенный психический тонус. С точки зрения тела то, что нас до начала исполнения мешало, то задним числом мы понимаем, что это мы не ощущали, а после окончания опять ощутили. В момент душевного подъёма исчезает боль и дискомфорт.
Радость – повышенный психический тонус. Созерцание дает радость своим режимом сознания.
Пример радости: Родственник Будды сказал, что он боится пойти за ним, потому что боится, что там не будет никаких радостей жизни. Будда ответил, что он сам этого боялся. Он понимал, что без радости выжить человеку нельзя. Но он уже знал, что созерцание дает самую большую радость.
О телесном комфорте: Будда сказал Ананде, что он больной старик, и что у него ничего не болит только тогда, когда он находится в созерцании.
Согласно мифам, небожителям Будда преподает буддистскую дхарму через игру на музыкальных инструментах.
Важные факторы: вовлеченность, сконцентрированность, нацеленность и отвлеченность от других раздражителей (пратьяхара).
К нам пришла некоторая тема, с нашего согласия она принята нами. Далее происходит развертывание темы. Тема и ее развертывание – это два содержательных аспекта.
Все вышеперечисленные факторы составляют дхьяну, или первый уровень созерцания. Это совместное наличие пятерки факторов:
1) тема
2) разработка темы
3) радость психическая
4) удовольствие физическое
5) нацеленность (концентрация)
Нацеленность это активный режим сознания, при котором во мне находится фокус контроля, который позволяет мне сконцентрироваться на одних объектах и пренебрегать другими объектами. Это антоним режиму зеваки, когда какой-то внешний объект насильно завладевает нашим вниманием.
Настоящее искусство не насилует тебя. Оно приглашает тебя вкусить радости и рассчитывает на твою активность. У нас первый уровень созерцания бывал в непродолжительных промежутках, после наше внимание ослабевало. Если у нас нет настроя, то дхьяны не получится, но мы приобщались к дхьяне ничего не зная об этом.
Тема (идея) сама приходит к человеку и сама себя разворачивает, а не он разворачивает ее. Он созерцает идею (творческую мысль). Мы не можем насильно вытащить творческую мысль. Мы должны быть достойны того, чтобы она пришла нам в голову: своим интересом, своей активностью, своими знаниями. Это как мы попадаем в мир идей и говорим, что ко мне пришла идея. Эта идея приходит и начинает себя разворачивать. Она себя разворачивает, мы созерцаем мысли. Это доставляет радость (Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!)
Реальность дхьяны: наш обычный режим сознания считается разбросанным. Внешний мир может переключать наше внимание, или мы сами переключаемся с режима адекватности стимулов внешнего мира на но, что у нас на уме.
Обычный режим характеризуется границей и переходами границ между внешним миром и внутренним миром, между собой и не собой. Сравнительная насыщенность того, что происходит вне меня и во мне дает нам интуитивное фундаментальное ощущение скорости хода времени: быстро идёт время или медленно.
В дхьяне происходит поэтапное временное растворение границ между собой и не собой.
Научиться созерцанию это значит научиться опознавать и отбрасывать помехи. Это итог того, что ты избавляешься от того, что тебе мешает.
Пять этапов овладения созерцанием:
1) Поза. Сосредотачиваемся на объекте. Начинаются жалобы (душно, дует, больно, чешется и тд – из внешнего мира). Это возникает у всех. Надо оттормаживать внешние раздражители. Надо переключить внимание на раздражитель — и он исчезнет. Пусть почесать нос, но наблюдая за ощущениями и происходящим. Надо чтобы внешний стал внутренним. Это преодоление первых препятствий, первого этапа
2) Начинают одолевать изнутри помыслы. Чаще какие-то неприятные, обидные мысли. Не хватает концентрации. Надо перенести на них фокус внимания. Помыслы пугаются. Мы заметно ослабили границу между собой и миром. Мы подготовили почву для дальнейшего. Эти два фактора (первый и второй) были связаны с содержаниями (умственными и чувственными). Это содержательные факторы. Дальше идет пара НЕсодержательных факторов.
3) Созерцание – это некоторое занятие, требующее оптимального тонуса (не слишком активного, не слишком пассивного). У нас может быть как недостаток тонуса, так и его избыток (слишком высокий тонус) – перевозбуждение, спохватывание, угрызение. Пример чрезмерного тонуса при работе с текстом: прочитать первую мысль и сразу начать ее опровергать. Надо постараться расшифровать текст, сквозь текст увидеть мысль, чтобы слова и синтаксические конструкции стали прозрачными. Проблема низкого тонуса: мы начинаем зацепляться за словесную ткань, за словесные конструкции, пытаемся уловить смысл (мысль). Правильно: словесной ткани нет, есть только мысль. Как при грязном стекле автобуса (машины) можно видеть то, что за окном, а можно видеть грязь на стекле. Если это так, если мы не можем удержаться на объекте значит тонус маловат. При избыточном тонусе надо садиться на более мягкое сидение, одеваться теплее, смотреть чуть ниже, свет приглушить, садиться там, где мало отвлечений, в небольшой комнате, кушать плотнее. При недостаточном тонусе надо уменьшить рацион, прохладнее одеваться, сидение жестче, в более тугую одежду, смотреть чуть выше. Асаны на прогибы – повышают тонус, а сгибание понижают.
4) Возникает мысль: созерцаю я или нет? Это то или не то? Нужно терпеть эти сомнения.
5) И тогда сомнение пропало, то вы находитесь в режиме созерцания. С 1 по 4 этапы проходила поэтапная работа, которая называется прятьяхара, за эти этапы начинающий йог ее освоил. Когда пратьяхара выполнена, то начинается созерцание, то есть дхьяна (первый уровень дхьяны).
Дальнейшие уровни дхьяны доступны только через прохождение первого уровня. Следующие уровни дхьяны будут различаться тем, что будут вбираться одна в другую.
1) Витарка (санскритское слово) – появление темы, событие взаимного захвата объектом внимания и вниманием объекта
2) Вичара (дискурс) — объект созерцания раскрывает себя йогу
3) У индийских йогов — ананда (блаженство), у буддистских йогов притхви (радость)
4) У индийских йогов - Асмита (чувство себя), у буддистских – приятность
5) ?????
В мышлении йоговских школ популярно представление материала в виде пятерок.
Когда человек долго находился в первом уровне созерцания, сам собой проявится второй уровень. Сначала на короткое время и потом исчезнет, потом на более длительный уровень. Нет отдельно темы и отдельно разработки темы нет, они слились. То есть выпадает первый фактор, остается четыре.
На третьем уровне выпадает два фактора, остается три: нет необходимости показывать объект, все ясно сразу (например, Моцарт услышал свое произведение сразу всё). Вся суть объекта присвоена сознанию, сильнее выпирает радость, удовольствие. На 4-м уровне начинает выцветать радость, остается только удовольствие (физические). Ощутимо уряжается пульс, дыхательные движения. Его из состояния глубокого созерцания надо выводить.