Видео недели

Погода в 243 странах мира
Маршрутизатор Brouter

Актуальные темы

Поздравления
Сегодня в 22:18
Приветствую вас , Индомане! Извините, припозднилась, была немного пьяная, праздник, сами понимаете. Поздравляю вас всех...
Блоги
Сегодня в 15:03
Elena Vasta сказал(а): А в каком месяце в Питере марафон? по-моему в августе, он год...
Индийские фильмы, фильмы про Индию
Сегодня в 14:23
NataRani сказал(а): Это связка моих раздражающих прегрешений на ваш взгляд? :))) Наташа, если по...
Блоги
Сегодня в 13:14
Svetliaciok сказал(а): и.. весна. ;)))))) Да уж, весны на этих фотах привалило с избытком )) С...
Блоги
07 марта 2021 в 17:59
Бежевенькие)))) поклеили уже...
Всё про трекинг в Гималаях
07 марта 2021 в 16:26
Надо перечитать. Дошла же, обведенные озера, которые в виде почки, видела...
Хобби
07 марта 2021 в 14:11
Нет, картинка. Вспомнила о тебе. )))...
Тибет, Бутан, Пакистан
07 марта 2021 в 13:53
Информация от Ирины Мамченко: Кое-какие изменения в законодательстве в Пакистане провели. Новшество касается любителей...
Визовые, паспортные, таможенные новости
07 марта 2021 в 09:51
Elena Vasta сказал(а): Я это говорю к чему: я на таких условиях не поеду...
Блоги
06 марта 2021 в 18:23
Такая милота)...


Поговорим о йоге

Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 37743

Авторские темы: 87

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми mamadevochka3

Личный кабинет

Материалы из лекционного курса "методы индийской йоги", прочитанного Парибком А.В 

 Определение йоги с точки зрения западной цивилизации: "Йога есть элемент высшей культуры, возникший в индийской цивилизации, назначение которого формальное управление своими состояниями. Мощный йог может распространять управление состояниями на окружающих"

 Из индийских текстов (Патанджали, Бхагаватгита): "Йога есть искусство в совершении действий".

 Йога есть соединение того, как мы себя понимаем (знаем) с чем-то более значимым, о котором мы знаем понаслышке, и с которым имеет смысл (мы хотим) установить контакт. (Термин йога переводится с санскрита как соединять, запрягать)"

 
tan_ka сказал(а):
так что как всегда, в конечном итоге, все от тебя зависит, какой мир будет вокруг
Цель йоги - управлять своими реакциями. Высший же йог может управлять реакциями других и менять существующую реальность. Описаны случаи, когда рядом с деревней селился святой человек, и на деревню изливалась благодать)

Еще одна цитата Андрея Всеволодовича: "...с точки зрения последовательной философии, которая опирается на методы йоги,   мы, наша нормальность  - это результат того, что это не йоги, а мы сошли с ума, заигравшись в людей. Мы стали рождаться и умирать, рождаться и умирать, у нас  стали зубы болеть , живот, что-то еще, нас  стали волновать дрязги в семье и на работе, мы отождестивили состояние чистого духа (Пуруши) с бытовым состоянием ума.  И надо его растождествить"
tan_ka

Сообщение

Благодарности: 3444

Авторские темы: 14

На сайте с: 13 июня 2013 в 23:25

Пол: Женский

Личный кабинет

Elena Vasta сказал(а):
Цель йоги - управлять своими реакциями. Высший же йог может управлять реакциями других и менять существующую реальность. Описаны случаи, когда рядом с деревней селился святой человек, и на деревню изливалась благодать)
 Вот да, так все и есть. 

Сначала ты осознаешь, что вполне можешь реактивно не реагировать на любые импульсы от мира. А потом, чувствуя и сливаясь с ситуациями и пространством,  выравнивая свое состояние, гармонизируешь и все вокруг.

Как в той притче про человека, которого пригласила в деревню вызвать дождь - все загибалось от засухи. И потом, когда дождь пошел, он ответил на вопросы, что никакой дождь не вызывал, а только выровнял свое состояние, восстановил нарушенное Дао.
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 37743

Авторские темы: 87

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми mamadevochka3

Личный кабинет

Продолжу цитировать Андрея Всеволодовича

И вот начинающий садхака, прикладывая йоговский усилия, собирается избавиться от каких-то фундаментальных ограничений нашего бытия (напр. неконтролируемость рождений и смертей). И он задает себе вопрос: почему у меня этого еще нет? Ответ очевиден: что-то этому мешает, какие-то препятствия, которые воспроизводятся и сейчас, и ранее, и они будут препятствовать, если я захочу вылечиться от сансары.

В отношении к этим препятствиям отражается то, что Андрей Всеволодович называет девизом практики. 
Есть несколько уровней отношения к препятствиям, которые встречаются и в брахманистской йоге (йога Патанджали), и в буддистской йоге, и в джайнской йоге.

1) Отречение. Это самый надежный метод, но самый медленный. Однако если выбрать себе метод не по силам, не по способностям, то можно получить значительный отрицательный эффект, другие методы более опасные. Метод отречения требует меньше ответственности.

Садхака думает: Есть ситуации, где я не не смогу сохранить бдительности сознания и самохозяйного отношения, где я не справляюсь. Я отрекаюсь от этих ситуаций. Это и есть принцип отречения.
 
Или такой практик даёт обеты. Например обет "не есть мяса" уезжая за границу дал сегодняшний именинник Махатма Ганди. Он и так его не ел, но в Индии это осуществить легко. А вот как будет за границей он не знал - и дал слово самому себе.

Может быть вариант отречения от ситуации, в которой вы боитесь не устоять.  С тем же мясом: не ходить в гости, не ходить в ресторан, если ваши спутники не придерживаются вегетарианства.

Полезно так же  отрекаться от занятий, которые тратят ваш ресурс.
Когда вы достигли своей цели (приобрели в данной ситуации контроль над собой), то обет можно снять.
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 37743

Авторские темы: 87

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми mamadevochka3

Личный кабинет

Любая религия имеет свой определенный свод правил. Правила делятся на два типа: положительных рекомендаций (делай то-то), и отрицательных (не делай то-то). 

В отличие от религий в йоге прослеживается тенденция к регулированию отрицательных рекомендаций (от этого и вот этого отрекись, а в пределах этих отречений поступай так, как тебе рекомендует совесть):

1)    воздержание от лжи (сакья). Последствием этого воздержания становится то, что всё, что говорит йог, становится правдой

2)    воздержание от причинения вреда (ахимса) и одобрения причинения зла. Когда йог утверждается в этом, то люди перестают вредить друг другу в его присутствии

3)    целомудрие (брахмачарья)

4)    отказ от того, чтобы брать что-то без спроса (астея)

5)    Отказ от того, чтобы иметь лишнее 

В йоге гораздо меньше ограничений, чем в религии, в йоге человек ограничивает себя сам по своему разумению, или по подсказке Учителя, в отличие от религии, где рекомендовано вести себя так-то и так-то. Это начинает выводить йога за пределы социальности (он не следует положительным рекомендациям делать то-то и то-то). 

Это очень хороший тест на счет того, это йоговская традиция (какой я собираюсь следовать) или она лишь подделывается под йоговскую традицию: если в ней очень много позитивных предписаний (делай то-то, и не иначе), то эта школа тяготеет к социальным целям, а не наоборот – к выведению человека из социума, а затем из сансары, что является истинным предназначением йоги.

Словесное поведение в йоге Патанджали нашло отражение только в воздержании ото лжи.

В буддизме нормы словесного поведения трактуются шире: 

1)    Отказ от лганья

2)    Отказ от грубой речи: избегания грубых слов, крика, неприятной интонации. У говорящего не должно быть осознанного намерения  досадить человеку, доставить ему своей речью неприятность 

3)    Отказ от коварства. Целью речи не должно быть внесение раздора между людьми, которые ладили между собой, даже если вы говорите правду. Тут главное – с какой целью вы говорите свою правду

4)    Отказ от пустословия


Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 37743

Авторские темы: 87

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми mamadevochka3

Личный кабинет

2) Очищение — второй девиз йоги 

Принцип очищения превосходит принцип отречения.

 Вопрос: почему на предыдущем этапе мне рекомендовали отречение? 
 Ответ: потому что у меня есть шаблон действия в той или иной ситуации, я действую как автомат, у меня просыпается одна реакция, или запускается алгоритм, которые, или который мне не нравятся (вредят мне), и их необходимо отменить

 Вопрос: нельзя ли менять алгоритм? Откуда берётся алгоритм? Если в определённой ситуации у меня возникает установка, алгоритм, которые я хочу и могу изменить, убрать, то это и есть очищение.  Я перестаю воссоздавать себя. 

Ответ: Сансара — это бесконечное повторение себя. Йога подразумевает избавление от линии самовоспроизводства. 

 Ситуация может восприниматься по-разному. От ее оценки зависит реакция. Йог увидел ситуацию, когда маньяк собирается напасть на человека. Он убил маньяка и в медитации направил его в лучшее перерождение. Если бы у него был обет ненасилия, то его невмешательство принесло бы вред. 

 Есть субъективная часть ситуации. Если человек боится рассеяться, если он женится и заведет детей, то ему лучше от этого воздержаться. Так же, если он боится, что не справится с жизнью богатого человека, то он отказывается от богатства. Но если он понимает, что на его продвижении в практике ему не помешает ни семья, ни богатство, но он от них не отказывается. 

Описаны случаи, когда очень богатый гражданин посрамил монахов. Он не раб богатству, а богатство ему подчинятся. Он — хозяин самому себе. Человек не уходит от мира, а берет на себя ответственность за свои деяния.
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 37743

Авторские темы: 87

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми mamadevochka3

Личный кабинет

Elena Vasta сказал(а):
 Очищение — второй девиз йоги
 Разовью  эту тему.
Как йоги меняют алгоритмизации своих механистических реакций с помощью метода очищения?

С помощью двухтактной процедуры

Едва ли не главное преимущество  человека перед животным такое: мы можем вообразить что-то, чего сейчас нет. Например, мы можем  вообразить себя на океане, или мы можем вообразить своего визави в другой одежде, в очках или без очков, мы можем управлять своим сознанием. Но мы не можем управлять своим душевным состоянием так же легко, как содержимым своего сознания. Например, мы не можем  мгновенно по своему желанию перейти к состоянию острого отвращения или ненависти к состоянию приязни или острой влюбленности.  

 Душевное состояние – это не содержание, это тот свет, в котором нам видны разные содержания. Один и тот же объект может быть освещен и отвратительным (грязным светом), и розовым прекрасным – это зависит от душевного состояния смотрящего. 

 Йог может вырастить в себе нужное ему душевное состояние). Для этого он вызывает в памяти тот эпизод, который вызывает нужное душевное состояние (1-я стадия: стадия аналитического созерцания). Знаменитые будистские «Восемь строф» предлагают относиться к обижающим нас как к своим учителям – они учат нас держать свои эмоции в узде. Это не важно, что эти люди на самом деле  ничему не собирались нас учить. Важно, что мы вспомним своих реальных учителей, к которым преисполнены благодарности,  «отцепим» это душевное состояние и перенесем его в другую ситуацию. Возникает проблеск состояния, когда человек начинает относиться к человеку не как к какому-то паршивцу, а как к своему учителю. 

 В момент появления этого проблеска человеку рекомендуют быстро сменить фокус своего внимания и перевести его с содержания на ощущение, оставив содержание в покое.  Надо держать это ощущение бережно,  как наполненную до краев чашу – эта стадия называется «стадия удерживания созерцания».  Так постепенно душевное состояние меняется с помощью проработки содержания.  Можно вырастить в себе и отрицательное душевное состояние: высокомерие или черствость.

Вот так йоги изменяют свой душевный склад в методе очищения.

1) Работа с содержание ума (аналититическая)

2) Работа с опознание нового сотояния и попытка его спокойно удержать

  


_newra
Модератор

Сообщение

Благодарности: 11787

Авторские темы: 9

На сайте с: 05 декабря 2012 в 09:06

Пол: Женский

Минск

Личный кабинет

Elena Vasta сказал(а):
Последствием этого воздержания становится то, что всё, что говорит йог, становится правдой
Красиво ) 
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 37743

Авторские темы: 87

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми mamadevochka3

Личный кабинет

3) Преображение — третий девиз йоги

Мир – это потенция многообразных ситуаций: я дома, я на работе, я с друзьями и тд.

Мы замещаем эти ситуации на иные: мы — йоги, и другие — йоги, находящиеся в божественной игре. Всё, что происходит, это игра, и мы будем реагировать на неё как на игру. Это тантрическая йога, которая исходит к первому источнику йоги (брахманистскому) – воображению в уме.   

Пример1: если люди о своём сексе говорят «перепихнуться», и если они оба таковы, то они именно это и делают. Если люди называют свои половые взаимоотношения «заниматься любовью», и этот образ удерживают постоянно в голове, то именно это между ними и происходит. 

 Пример2: боксёра на тренировке бьют по голове – и он на это не сердится, потому что у него смысловая рамка такая: «это тренировка». Если на него нападает хулиган и бьет по голове, то боксёр приходит в ярость, потому что у этой ситуации другая смысловая рамка

Если бы он владел тантрическими методами, то он оценивал бы эту ситуацию как тренировку и не испытал бы гнева. Вот так преобразовывают мир. Когда навязанная тебе ситуация становится ситуацией практики.

 А если ты следовал только очищению, то там практика гораздо более ограниченная. 

Конечно, йог понимает, что его соперники не занимаются тренировкой, и их цель – отнять у него кошелек или жизнь. Понимая действительность, он поддерживает изменённым свой смысловой горизонт, которым он не может поделиться с соперниками.  Вступив в бой он переходит в другое состояние, в другую роль, с помощью инженерной мифологии (инженерная мифология – мифология, которая является художественным йоговским способом преображения себя)

  Он оказывается в позиции, которой достиг своими предыдущими воплощениями в предыдущих жизнях и своей практикой. 


Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 37743

Авторские темы: 87

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми mamadevochka3

Личный кабинет

4) Преображение в себя самого – четвёртый девиз

Можно не преобразовывать видение мира и себя во что-то другое. Можно просто понимать истинность своего бытия, которое есть у тебя в обычной жизни и освобождаться из той ситуации сознания, в которой ты сейчас находишься (шкала узнавания своего мира) – это называется освобождение в себя самого.

Кашмирский шиваизм — школа узнавания своего лица (пратьябхиджня). Мы на самом деле Шивы. Только он этого никогда не забывал, а мы забыли.  

У буддистов этому соответствуют два направления: «великое совершенство» и «великий символ».

Тантрический метод — воображение. Ты воображаешь, что твоя цель достигнута. Ты исходишь из конечной цели: подтягиваешься к ней. 

У человека должен быть тренированный рассудок (как у математика), мощное воображение (как у человека искусства) и самодисциплина как у офицера.

Если не получается, то надо вернуться на шаг назад: преображение — очищение — отречение. 

Наилучший метод такой, который с тобой работает 

Всё эффективное опасно. Самые эффективные методы  – узнавание себя самого. Но если делать неэффективно, то можно преобразовать себя совсем не в того, кем собирался (в сурка, спящего по полгода).  

Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 37743

Авторские темы: 87

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми mamadevochka3

Личный кабинет

«Читта» является познаваемым объектом для высшего «Чит» и призмой, через которую происходит восприятие и мышление индивидуума. Читта включает в себя ум (манас), разум (буддхи) и эго (ахамкара). 

Читта подобна линзе, собирающей «свет» чистого сознания пуруши. Внутренняя ее часть чиста и ощущается в виде совести, внешняя – объединяет ум, разум и эго и принимает форму наблюдаемых внешних объектов. 

Читту можно уподобить колесу, а колебания в нем (вритти) – его спицам. Когда колесо неподвижно, спицы находятся в бездействии и читта освобождается от вритти. Посредством чувств восприятия (индрий) в читте формируются чувственные впечатления и отпечатки воспринятых объектов (самскары), которые преобразуют и затуманивают Читу, отождествляя ее с видимыми предметами и затуманивая сознание (чит, пуруша). 

С помощью средств йоги достигается «прозрачность» читты и проявляется изначальная природа пуруши. Внимание читты может быть направлено «вовне» или «внутрь». Направленное «вовне», оно познает внешний мир, уподобляясь его предметам. Направленное внутрь к «зрящему», оно возвращается к источнику сознания – «Чит» и этим достигается состояние йоги. 

Посредством чувств восприятия отпечаток объекта проникает в читту и превращается в чувственное впечатление. Читта впитывает чувственные впечатления, а они, в свою очередь, преобразуют и затуманивают ее. Для такой читты объекты становятся пищей, и она тянется к ним, дабы утолить свой голод. Чтобы завладеть объектами, читта принимает их форму.

 Таким образом, мысли об объекте полностью окутывают ее, и душа затмевается. Сознание мутнеет и по мере отождествления себя с видимыми предметами вызывает изменения в поведении и настроении.

Б.К.С Айенгар

Частично добавлены в формулировки Айэнгара словообразовательные вставки (для Альпина 2021): Citta (от √cit – ‘знать’, ‘наблюдать’; √cit-ta) – ‘узнанный’, ‘воспринятый’; индивидуальное, «сотворенное» сознание, возникающее под влиянием 3 гун – саттвы, раджаса и тамаса – из изначального, космического наблюдателя «Чит». 


Перевод Марциса Гасунса 

 
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 37743

Авторские темы: 87

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми mamadevochka3

Личный кабинет

Три аспекта всякой традиции. Первый – это воззрение. Два других – регуляция поведения и работа над собой

Девиз отречения целит исключительно в ситуации поведенческие (нечто, что может быть замечено наблюдателем, проявлено в мире). Отречение может быть связано с телесными действиями, с внутренними действиями (медитация) и есть воззрение.

Воззрение

Воззрение надо понять в обычной ситуации, например, во время лекции, и затем необходимо, чтобы оно у тебя всплыло во время работы над собой (во время медитации – например, представление единства Атмана и Брахмана. Хотя это и философия,  но не европейская философия, которая занимается тем, как мы ведем себя в обыденных ситуациях и даёт на это ответы. 

Тут не дают ответы, потому что всякое воззрение йоговской школы первично и относится только к ситуации работы над собой, в которую снаружи никто не проникает. 

И только много потом этот ценностный срез,   пережитое в ситуациях работы над собой, будет проявляться у йога  и в обычной жизни.

 Главные доктрины

— обнаружить себя как хозяина и упрочить это состояние (брахманистская традиция);

— буддистская идеология ясности. Достичь состояния, когда ясность не замутняется никаким внешним или внутренним состоянием.

 Эти воззрения мы сперва изучаем, а потом желательно иметь опыт интуитивного понимания вхождения в это воззрение. Если у нас есть сильные способности, тяготение к этому воззрению, мы можем иметь опыт ощущения нескольких секунд этого воззрения даже от чтения текста

Признание этого воззрения называется видение (даршана). 

Нужно иметь йоговское видение. Чтобы войти в традицию достаточно интуитивного усмотрения, а потом разные методы работы над собой будут опираться на память об усмотрении и подсоединяют к этому усмотрению ситуацию практики. Люди слушали йога, или читали текст, а затем они сели в падмасану и нужно вызвать этот образ. Без этого это будет чистая техника. Поначалу много занимаются чистой техникой, но она нужна для того, чтобы через нее выходить в чистую интуицию.  

Видение в йоге Патанджали – это убеждения и переживание, что я на самом деле – это Пуруша – чистый дух, а все остальное преобразование трёх гун, я на это смотрю как бы снаружи. Сходный опыт мы имеем в Веданте, Веданта и йога с санкьей отличается по тонкому, философски обсуждаемому различию Различия между индивидуумами (в ситуации работы над собой). 

Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 37743

Авторские темы: 87

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми mamadevochka3

Личный кабинет

Продолжаю делиться материалами А.В. Парибка

Самадхи и смрити 


 Практика самадхи - это цель йоги. 

Самадхи - это собранность, к которой шли путем сосредоточения. Достижение самадхи подразумевает комфортные условия для практики (комфорт не в истинном его понимании, а полиотношение к практике: уединённость, тишина и пр.) 

 Смрити: памятование – слежение, бдительность за тем, что происходит в обычной жизни. Следить за всем: за своими действиями в быту, за природой. Отличие смрити от самадхи: не мы выбираем, что созерцать, а мир выбирает то, что показывать нам. Что он нам представляет, то мы и созерцаем. Так вся наша жизнь становится занятием йогой.
 (из лекций Парибка А.В.)

Медитация – это направленное пользование своим умом с целью добиться ясности в размышлении о важных предметах.  .Дхьяна – это режим активности сознания,  медитация и дхьяна не тождественны

Пример: добровольное активное содействование тому, чтобы внимать высокому искусству (которое разворачивается во времени: пьеса, музыка, декламация). Первое, что можно отследить, это переживание, что вы возноситесь. Вы не на обычном уровне, а на более светлом, более благодатном, более просторном, возвышение над обыденностью. Без вашего желания и содействия этого не происходит. Мы охотно там пребываем, мы можем отдать себе отчет в том, что наша закапсулированность растворяется, наших границ временно нет. Мы испытываем радость, восторг, распрямляемся – повышенный психический тонус. С точки зрения тела то, что нас до начала исполнения мешало, то задним числом мы понимаем, что это мы не ощущали, а после окончания опять ощутили. В момент душевного подъёма исчезает боль и дискомфорт.

 Радость – повышенный психический тонус. Созерцание дает радость своим режимом сознания.

Пример радости: Родственник Будды сказал, что он боится пойти за ним, потому что боится, что там не будет никаких радостей жизни. Будда ответил, что он сам этого боялся. Он понимал, что без радости выжить человеку нельзя. Но он уже знал, что созерцание дает самую большую радость.

О телесном комфорте: Будда сказал Ананде, что он больной старик, и что у него ничего не болит только тогда, когда он находится в созерцании.

Согласно мифам, небожителям Будда преподает буддистскую дхарму через игру на музыкальных инструментах.

Важные факторы: вовлеченность, сконцентрированность, нацеленность и отвлеченность от других раздражителей (пратьяхара). 

  К нам пришла некоторая тема, с нашего согласия она принята нами. Далее происходит развертывание темы. Тема и ее развертывание – это два содержательных аспекта.

 Все вышеперечисленные факторы составляют дхьяну, или первый уровень созерцания. Это совместное наличие пятерки факторов: 

1)    тема

2)    разработка темы

3)    радость психическая

4)    удовольствие физическое

5)    нацеленность (концентрация) 

 Нацеленность это активный режим сознания, при котором во мне находится фокус контроля, который позволяет мне сконцентрироваться на одних объектах и пренебрегать другими объектами. Это антоним режиму зеваки, когда какой-то внешний объект насильно завладевает нашим вниманием.

Настоящее искусство не насилует тебя. Оно приглашает тебя вкусить радости и рассчитывает на твою активность. У нас первый уровень созерцания бывал в непродолжительных промежутках, после наше внимание ослабевало. Если у нас нет настроя, то дхьяны не получится, но мы приобщались к дхьяне ничего не зная об этом. 

 Тема (идея) сама приходит к человеку и сама себя разворачивает, а не он разворачивает ее. Он созерцает идею (творческую мысль). Мы не можем насильно вытащить творческую мысль. Мы должны быть достойны того, чтобы она пришла нам в голову: своим интересом, своей активностью, своими знаниями. Это как мы попадаем в мир идей и говорим, что ко мне пришла идея. Эта идея приходит и начинает себя разворачивать. Она себя разворачивает, мы созерцаем мысли. Это доставляет радость (Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!)

 Реальность дхьяны: наш обычный режим сознания считается разбросанным. Внешний мир может переключать наше внимание, или мы сами переключаемся с режима адекватности стимулов внешнего мира на но, что у нас на уме.  

 Обычный режим характеризуется границей и переходами границ между внешним миром и внутренним миром, между собой и не собой. Сравнительная насыщенность того, что происходит вне меня и во мне дает нам интуитивное фундаментальное ощущение скорости хода времени: быстро идёт время или медленно.

 В дхьяне происходит поэтапное временное растворение границ между собой и не собой.

 Научиться созерцанию это значит научиться опознавать и отбрасывать помехи. Это итог того, что ты избавляешься от того, что тебе мешает.

  Пять этапов овладения созерцанием:  

1)    Поза. Сосредотачиваемся на объекте. Начинаются жалобы (душно, дует, больно, чешется и тд – из внешнего мира). Это возникает у всех. Надо оттормаживать внешние раздражители. Надо переключить внимание на раздражитель — и он исчезнет. Пусть почесать нос, но наблюдая за ощущениями и происходящим. Надо чтобы внешний стал внутренним. Это преодоление первых препятствий, первого этапа

2)    Начинают одолевать изнутри помыслы. Чаще какие-то неприятные, обидные мысли. Не хватает концентрации. Надо перенести на них фокус внимания. Помыслы пугаются.  Мы заметно ослабили границу между собой и миром. Мы подготовили  почву для дальнейшего. Эти два фактора (первый и второй) были связаны с содержаниями (умственными и чувственными). Это содержательные факторы. Дальше идет пара НЕсодержательных факторов.

3)    Созерцание – это некоторое занятие, требующее оптимального тонуса (не слишком активного, не слишком пассивного). У нас может быть как недостаток тонуса, так и его избыток (слишком высокий тонус) – перевозбуждение, спохватывание, угрызение. Пример чрезмерного тонуса при работе с текстом: прочитать первую мысль и сразу начать ее опровергать. Надо постараться расшифровать текст, сквозь текст увидеть мысль, чтобы слова и синтаксические конструкции стали прозрачными. Проблема низкого тонуса: мы начинаем зацепляться за словесную ткань, за словесные конструкции, пытаемся уловить смысл (мысль). Правильно: словесной ткани нет, есть только мысль. Как при грязном стекле автобуса (машины) можно видеть то, что за окном, а можно видеть грязь на стекле. Если это так, если мы не можем удержаться на объекте значит тонус маловат. При избыточном тонусе надо садиться на более мягкое сидение, одеваться теплее, смотреть чуть ниже, свет приглушить, садиться там, где мало отвлечений, в небольшой комнате, кушать плотнее. При недостаточном тонусе надо уменьшить рацион, прохладнее одеваться, сидение жестче, в более тугую одежду, смотреть чуть выше. Асаны на прогибы – повышают тонус, а сгибание понижают.

4)    Возникает мысль: созерцаю я или нет? Это то или не то? Нужно терпеть эти сомнения. 

5)    И тогда сомнение пропало, то вы находитесь в режиме созерцания. С 1 по 4 этапы проходила поэтапная работа, которая называется прятьяхара, за эти этапы начинающий йог ее освоил.  Когда пратьяхара выполнена, то начинается созерцание, то есть дхьяна (первый уровень дхьяны).

 Дальнейшие уровни дхьяны доступны только через прохождение первого уровня. Следующие уровни дхьяны будут различаться тем, что будут вбираться одна в другую.

 1)    Витарка (санскритское слово) – появление темы, событие взаимного захвата объектом внимания и  вниманием объекта

2)    Вичара (дискурс) — объект созерцания раскрывает себя йогу

3)    У индийских йогов — ананда (блаженство), у буддистских йогов притхви (радость)

4)    У индийских йогов - Асмита (чувство себя), у буддистских – приятность

5)    ?????

 В мышлении йоговских школ популярно представление материала в виде пятерок.

Когда человек долго находился в первом уровне созерцания, сам собой проявится второй уровень. Сначала на короткое время и потом исчезнет, потом на более длительный уровень. Нет отдельно темы и отдельно разработки темы нет, они слились.  То есть выпадает первый фактор, остается четыре. 

На третьем уровне выпадает два фактора, остается три: нет необходимости показывать объект, все ясно сразу (например, Моцарт услышал свое произведение сразу всё). Вся суть объекта присвоена сознанию, сильнее выпирает радость, удовольствие. На 4-м уровне начинает выцветать радость, остается только удовольствие (физические). Ощутимо уряжается пульс, дыхательные движения. Его из состояния глубокого созерцания надо выводить.

Написать пост
Написать пост как пользователь соц. сети        или как    пользователь сайта