САФАРИ В ПУСТЫНЕ ТАР В ОКРЕСТНОСТЯХ БИКАНЕРА
Я не знаю откуда пошел слух о том, что в Биканере какие-то особенные сафари. Наличие верблюжей фермы рядом — это еще не гарантия красивого пустынного ландшафта. Ведь чего мы с вами ждем от сафари, кроме верблюда? Пустынных пейзажей!
И вот тут вас может поджидать разочарование, особенно если вы уже бывали на сафари в Джайсалмере. Вся земля пустыни Тар кому-то принадлежит и активно разрабатывается, а земли пустыни в Джайсалмере государственные - в этом основная причина того, что пустыня Тар в районе Джайсалмера больше отвечает ожиданиям туристов. Регион богат грунтовыми водами и источниками, поэтому пригоден для сельского хозяйства.
Но кроме грунтовых вод есть ещё один источник водоснабжения: махараджей Биканера Ганга Сингхом был построен ирригационный канал, питающей водами реки Саттледж земли пустыни. В настоящее время этот канал носит имя Индиры Ганди, что я считаю великой несправедливостью по отношению к реформатору Ганга Сингху. Потрясенный голодом, который обрушился на его земли в результате засухи, махараджа велел начать строительство системы орошений, чтобы ничего подобного в будущем не повторилось.
Махараджа Ганга Сингх Однако как не велики деяния Ганга Сингха, и как не здорово, что пустыня цветет и колосится, но все же немного обидно ездить на верблюде по задворкам огородов. Я требовала больше пустыни, и мы уходили все дальше и дальше, но так и не достигли места, откуда не торчал какой-нибудь забор, какие-нибудь посадки или грунтовая дорога. Мой сопровождающий - мальчик по имени Рама, хозяин моей верблюдицы, видя разочарование на моем лице, зачерпывал ладошкой песок и просеивал его сквозь пальцы, демонстрируя, что это тоже самое, что и в Джайсалмере, и что это не холм, а высокая дюна, просто она поросла саксаулом. Рама мне сказал, что в Джайсалмере дюны обрабатывают химией, чтобы на них ничего не росло, на них даже специально стригут кустарник — и всё это для того, чтобы угодить туристам, а в Биканере этого не делают, поэтому в "его" пустыне много животных — косуль, оленей, лис и волков.
И действительно он прав, только совершенно не понятно, как в этом океане песка что-то произрастает. Ну ладно саксаул - это его родина, но как тут выживают культурные растения мне не понятно.
Вот мы подъехали к маленькой ферме, которая занимается выращиванием арахиса. Я поела его из кучи - и теперь я знаю вкус свежего арахиса! Не могу удержаться от того, чтобы не показать вам очень удачный потрет девочки с этой фермы: Изначально я заказывала сафари с ночлегом в пустыне, причем оговаривала, что я хочу быть в пустыне одна, а не с другими туристами, и что мне нужна личная маленькая палатка, а не место в шатре. Но несмотря на все мои предельно чётко, по пунктам, сформулированные условия, меня умудрились привезти в огромный кемпинг на окраине Биканера! Увидев гнев на моем лице, попытались задобрить обещанием чудесного раджастанского фолка, а перед этим покатать вокруг лагеря на верблюде,
я же больше всего на свете из всей этнической музыки ненавижу раджастанский фолк: для меня это все равно, что водить ножом по стеклу. В общем, менеджер на ходу начал организовывать мне индивидуальное сафари, и оно получилось, но не благодаря ему, а вопреки. Это был тот самый случай, когда чем хуже, тем лучше.
Рассказываю по порядку.
Мы сели в машину, взяв с собой судки с едой для меня (с подобными судками ходят навещать родственников в больницу) и поехали от лагеря куда-то в сторону пустыни. Там у дороги нашли мальчика, спавшего рядом со своим верблюдом, мальчика растолкали, меня усадили на верблюда и сбоку на седло повесили эти смешные судки. Я поинтересовалась, а где же палатка? На что мне ответили неопределенно, махнув рукой куда-то в сторону пустыни.
Я оставила в машине рюкзак со своими вещами (забыв там документы и деньги!), и мы отправились в дорогу. Рама полностью доверил мне Рани (верблюдицу), периодически мы с Рани уходили далеко вперед, на развилках я спрашивала у Рамы дорогу, и долее опять ехала сама. Иногда, уехав особенно далеко, я разворачивала Рани и ехала навстречу Раме. Рама научил меня голосом укладывать верблюдицу и поднимать ее - это было круто: когда такая махина слушается тебя!
Вот только заставить бежать ее у меня не получалось, она соглашалась только ускорить шаг. Через какое-то время мы остановились на ланч, Рама наломал сухого саксаула, разогрел еду, от которую я скормила ему, себе взяла лишь одну чапати, которую он ловко подогрел на углях.
А потом Рама помыл посуду.
Песком!
Мы еще поездили какое-то время, и потом Рама сказал мне спешиваться. Я выполнила его требование, но никак не могла понять - зачем мы тут и где я буду спать? Где мой рюкзак? Где мой спальник? Рама успокоил меня, расседлал Рани и сказал, что все для нашего лагеря он скоро принесет, включая мои вещи.
Вот это естественный предзакатный свет без грамма обработки: Я начала подмерзать (как солнце опустилось, так сразу похолодало), и стала собирать саксаул, чтобы разжечь костер. Слава богу, в саксауле недостатка не было — это вам не гладко выбритые дюны Джайсалмера.
Потом я услышала крики о помощи и кинулась навстречу Раме, который из последних сил тащил гору вещей. Он не хотел ронять их на песок, потому что потом надо было бы всю ночь выщипывать колючки, но почувствовал, что сейчас разожмет руки. Среди вещей были три одеяла, тяжелая палатка, судки с едой, мешок корма для Рани и мой рюкзак. Оказывается менеджер привез это все добро вместе с моим рюкзаком в ближнюю деревню и скинул это все в деревенском храме, а Рама оставил меня неподалеку от деревни и пошел за вещами.
Так в каком-то деревенском храме в пустыне Тар полдня провалялись все мои деньги и документы.
....Первым делом Рама задал корма Рани, потом мы в четыре руки установили палатку, разогрели ужин, поели, посидели у костра, я любовалась на угли, мерцающие, как звезды, и на звезды, мерцающие как угли, и наш костёр казался отражением Вселенной.
Потом мы разошлись, я - в палатку (Рама выдал мне еще два ватных одеяла, которые были старше моей бабушки), а Рама - в норку: он вырыл себе нишу в песке, завернулся в снятое с Рани одеяло, категорически отказавшись переехать ко мне в палатку или взять себе хоть одно из моих одеял.
Я похвалила себя за спальник. Ночью было чудовищно холодно, и без спальника я бы там окочурилась, и как остается здоровым босоногий мальчик, спящий в песке, завернувшись в одно драное лоскутное одеяло — ровесника пустыни, мне не ведомо.
Подводя итоги
Не спеши расстраиваться, когда что-то пошло не так, погоди немного, возможно, что получится лучше, чем ты хотел. И мне на самом деле повезло: благодаря пройдохе-менеджеру у меня получился не попсовый поход, а маленькое приключение, я целый день училась управлять верблюдом, я увидела то, что не видела раньше - цветущую пустыню и фермы в ней, я увидела, как просто и рационально устраивает лагерь Рама, как по домашнему он чувствует себя в своей пустыне, я сидела у коста, я смотрела на звездное небо, я провела ночь в пустыне, а утром помогала седлать верблюдицу, таскала вещи, разбирала палатку и потом мы сели на Рани вместе и поскакали - я немного заспалась и мы опаздывали на стрелку с пройдохой.
Я с благодарностью вспоминаю мальчика, который был одновременно и предупредителен, и полон достоинства, спасибо тебе, друг мой Рама)
Штрихи к портрету Биканера: - пустыня в регионе Биканера - это орошаемый оазис и сельскохозяйственные фермы, а не просто океан песка