Нам будет интересна и полезна позиция философа Шри Ауробиндо о дхарме великих аватаров Вишну – Рамы и Кришны.
В статьях собрания сочинений Шри Ауробиндо (ШРИ АУРОБИНДО. ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Сочинения на бенгали. Том 7. Издательство «АДИТИ», 2001) имеется, в частности, анализ Бхагават-Гиты.
Многие характеристики, данные философом Шри-Кришне, вполне можно отнести и к царю Раме - поскольку это полные аватары одной и той же Верховной Личности, Вишну.
Величие миссий обоих аватаров неоспоримо: «Они приходят на стыке двух эпох: [Рама – на стыке Трета-юги и Двапара-юги], Кришна – Двапара-юги и Кали-юги. В каждом эволюционном цикле, кальпе, Бог всегда воплощается во всей своей полноте на подобной границе эпох».
""" Шри Кришна Махабхараты — это герой действия, великий йогин и выдающийся светский правитель, основатель империи, государственный деятель и воин, познавший Брахмана в физическом теле кшатрия. Его жизнь является несравненным примером манифестации и таинственной игры Верховной Силы, Махашакти. … Шри Кришна — Господь проявленных миров, вселенский Васудэва. Но при этом, скрывая свое величие, Он вступает в игру и входит с людьми в отношения отца и сына, брата и мужа, соратника, друга и врага. Его жизнь таит в себе высший секрет арийского знания и сокровенный смысл подвижнического пути божественной любви и преданности, основные принципы которых также освещаются в учении Гиты. """
Оба божественных аватара столкнулись с необходимостью нравственного очищения общества, оба показали высокий пример следования Дхарме:
""" Правильное соблюдение установленных исстари законов рода есть залог его долголетия и процветания. Народ приходит в упадок в результате забвения высших идеалов и нарушения жизненных, социальных и политических устоев, унаследованных от своих предков. Эти идеалы и жизненные устои сохраняются в народе до тех пор, пока он пребывает в силе и ему сопутствует удача. Если же он слабеет и начинает приходить в упадок, то происходит обесценение великих идеалов вследствие распространения идей тамасического характера. """
""" Благополучие отдельной семьи не должно ставиться выше благополучия целого народа. … Жалость и сострадание — это не одно и то же. Жалость может быть по своему характеру чувством, противоположным состраданию. Движимые состраданием, мы несем в мир добро, облегчаем страдания других людей и народов. И если я уклоняюсь от совершения добрых дел только потому, что не в состоянии переносить своих собственных страданий или страданий каких-то определенных людей, то тогда я испытываю лишь чувство жалости, а не сострадания. Если я беру на себя бремя избавления от страданий своего народа или всего человечества, это сострадание. Если же в страхе перед совершением кровопролития, насилия над другими я уклоняюсь от своей священной обязанности и содействую продолжению страданий своего народа, то это и есть жалость. Сильное побуждение устранить страдания других из сочувствия к их мучениям и горестям называется состраданием. Ощущение беспомощной слабости при виде или даже при мысли о страдании ближних называется жалостью. Беспомощная слабость — это не сострадание, а жалость.
Сострадание — удел сильных, жалость — участь слабых. Движимый состраданием, Господь Будда оставил в печали своих жену и сына, родителей, друзей и родственников и отправился искать путей избавления людей от страдания. """