25-я серия – это Вьяса.
Согласно Википедии и другим источникам, Вьяса, известный как Ведавьяса, Вьясадева, Бадараяна или Кришна-Двайпаяна — мудрец, считающийся автором или редактором-составителем многих древних и обширных по объёму памятников — Вед, Пуран, философской системы Веданты, а также знаменитого эпоса «Махабхарата». Вьяса считается автором «Веданта-сутр», входящих наряду с «Бхагавадгитой» и главными Упанишадами в так называемый «тройной канон» («прастханатрайя»).
В "Пуранах" упомянуты двадцать восемь Вьяс, которые в различные века сходили на землю для распространения ведийских истин – а может, это был один и тот же мудрец, живущий вечно. Считают, что, как и Нарада Муни, Вьясадева бессмертен, он до сих пор пребывает в этом мире. «Вьяса» - тот, кто излагает или развивает, толкователь или, вернее, открывающий; ибо то, что он объясняет, толкует и развивает, является тайной для профана. Этот термин в древности относился к высшим Гуру в Индии.
Ведавьяса «Махабхараты» был незаконным сыном мудреца Парашары и рыбачки Сатьявати; ребёнок родился на острове на реке Джамне. Странствующий мудрец Парашара был автором первой пураны, Вишну-пураны, и был внуком одного из семи Великих Риши — мудреца Васиштхи — и воспитывался у него. До рождения Вьясы Парашара совершил суровую аскезу, и Господь Шива дал ему благословение, что его сын будет великим мудрецом, равным Васиштхе, и прославится своими знаниями.
После своего рождения Вьяса сразу же стал взрослым и ушёл вместе со своим отцом, пообещав матери, что придёт к ней, как только ей понадобится. Он обучался у четырёх Кумаров, Нарады и самого Господа Брахмы. Вьяса всегда был абсолютно честен, миролюбив, безгрешен и очень строг в подвижничестве.
После рождения Вьясы Сатьявати вышла замуж за царя Шантану и родила от него двух сыновей. Старший из них — Читрангада — был убит в сражении, а младший — Вичитравирья — умер бездетным. Вьяса, ведший аскетическую жизнь в лесу, по законам страны и по настоянию своей матери взял в жёны двух бездетных вдов своего младшего единоутробного брата — Амбику и Амбалику. От них он имел двух сыновей: Дхритараштру и Панду, родоначальников двух враждующих в «Махабхарате» родов — Кауравов и Пандавов.
Согласно «Бхагавата-пуране» (песнь 1, гл. 3, стих 21) Вьяса является семнадцатым воплощением Бога. Вьясадева для более понятного людям толкования разделил единую Веду на четыре части: Самаведу, Яджурведу, Ригведу и Атхарваведу, и преподнёс их в такой форме, чтобы люди века Кали, находящиеся в большинстве своём под влиянием гун страсти и невежества и не отличающиеся особым интеллектом, могли на практике следовать им.
Помимо этого, Вьясадева записал разъяснения к Ведам — Пураны, «Махабхарату», самхиты и другие произведения, известные как пятая Веда. Пураны и «Махабхарата» составлены на основе связанных между собой исторических фактов. Чтобы изложить «сливки» ведического знания, Вьясадева составил также «Веданта-сутру», или «Брахма-сутру». В пору же своей духовной зрелости по милости и наставлениям своего духовного учителя Шри Нарады Вьясадева составил комментарий к «Веданта-сутре» — «Бхагавата-пурану», или «Шримад-Бхагаватам». Именно изучение «Шримад-Бхагаватам» Вьясадева ставит превыше всего.
Когда Вьяса решил записать все Веды, он понял, что в одиночку, без помощника, он этого не сможет сделать. Тогда он обратился к Брахме с просьбой посоветовать, кого взять в помощники. Брахма сказал, что нужно попросить сына Господа Шивы — Ганешу, и Вьяса обратился к Ганеше с просьбой записать под его диктовку Веды. Ганеша согласился, но при одном условии. Он сказал, что так как он является жителем высших миров, его время приёма пищи и сна отличается от человеческого, и если он станет придерживаться режима Вьясы — прерываться на сон и еду, то ему будет очень скучно. Поэтому Вьяса должен диктовать, не отвлекаясь на еду и отдых. Вьяса согласился, но тоже с оговоркой: Ганеша должен будет записывать мысли Вьясы только после того, как поймёт их смысл. На том и порешили. Вьяса и Ганеша сидели в Гималаях на берегу реки Сарасвати в разных пещерах, значительно удалённых друг от друга, то есть, общение между ними происходило на расстоянии. Ганеша отломал один свой бивень и писал им Веды. А Вьяса, когда ему нужно было поесть или поспать, диктовал настолько сложно и непонятно, что Ганеше приходилось брать паузу, чтобы обдумать смысл сказанного. Этого времени Вьясадеве как раз хватало, чтобы отдохнуть и подкрепиться.
У Вьясадевы был ещё один сын — Шукадева Госвами, ставший его духовным наследником. Именно ему он передал все ведические знания. Шукадева Госвами, в свою очередь, изложил их Махарадже Парикшиту, внуку Пандавов, и мудрецам, присутствовавшим при этом, среди которых был Сута Госвами. В начале Кали-юги Сута Госвами передал это священное знание 88 тысячам мудрецов, которые собрались в священном месте — в лесу Наймишаранья. Сута Госвами сидел на возвышении (вьясасане), а мудрецы занимали пространство вокруг него, протяженностью в 15 км. Сута Госвами передавал им священное знание на протяжении тысячи лет, с помощью телепатии, а мудрецы в медитации усваивали это знание. Сидение, на котором сидят духовные учителя, до сих пор называется вьясасана — вьяса асана, то есть, место Шри Вьясадевы.
В этой серии «Дхармакшетры» идёт краткий обзор узловых моментов Махабхараты и пояснение Вьясы к методу описания им персонажей Махабхараты. Принцип повествования: показать и позитивные, и негативные стороны каждого персонажа. Например, даже такой отрицательный персонаж, как Дурьодхана, наделяется таким положительным качеством, как доверие и преданность «своим». И так – каждый персонаж. В результате, все персонажи остались довольными тем, как их изобразил Вьяса. Мне показалось, что сам Вьяса здесь показан слабовато, невыразительно. Можно было бы придать ему большей монументальности, что ли.
Вьясу здесь играет популярный актёр Shishir Sharmа.