Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Сакральные принципы создания индуистских храмов и поклонных образов

  • 1
    09 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    В основах создания индуистских храмов и поклонных образов лежит концепция сочетания  трёх гун и пяти махабхут, заключенных в каркас мантра-янтры.

    Для того, чтобы начать серьезный разговор на заявленную тему, мне необходимо начать издалека, чтобы заранее договориться о правильном, или, если хотите, едином понимании основных эзотерических терминов, которые будут использоваться при изложении материалов профессора искусствоведения Веры Георгиевны Белозёровой, блистательного лектора РГГУ (с её согласия). 

    Я приглашаю в это замечательное учебное заведение всех неленивых и легких на подъём москвичей - расширяйте свой кругозор, друзья! Никакое заочное изучение не заменит живого общения со специалистом. Туда же я отправляю всех несогласных с данным материалом: я лишь пересказываю в сокращенном варианте услышанное без всякой отсебятины и без моих авторских измышлений.

    Итак, храмы и поклонные образы - это маленькая часть того многообразия жизни, которое создаёт Пракрити с помощью трёх гун и пяти махабхут.

    Гуны (санскр. "нить") - это энергетические модальности всего сущего, которые бесконечно играют и смешиваются друг с другом, и прежде всего в сознании человека. 

    Когда гуны находятся в равновесии,  Пракрити  не проявлена

    Саттва-гуна (нулевая): восходящая по своей динамики гуна гармонии, уравновешенности, прогресса, восходящая по своей динамике. В божественной Триаде ей соответствует Вишну (равновесие)

    Раджас-гуна: активная, агрессивная, лишающая покоя, наполняющая энергией, это Брахма в Тримурти (творение)

    Гуна тамас - это разрушение, недеяние, энерция, хаос, сдерживание, это Шива (разрушение) в божественной Триаде, который отвергает всё проявленное.

    Божество одновременно проявляет себя как безкачественная эманация (ниргуна - без гун), так и иметь ее (сагуна). 

    Одновременность чистых и гунных эманаций позволила появиться поклонным образам, а универсальный принцип трёх гун определил  всю индийскую эстетику, в частности храмовую скульптуру и архитектуру.

    Кроме чистых и гунных эманаций  лежит в основе создания поклонных образов лежит принцип  пяти махабхут. 

    Пракрити строит проявленное, используя как и эти три модальности, так и пять махабхут.

    Смотрим на кратинку ниже и идём по махабхутам снизу вверх:



      - махабхута земля - нижний квадрат, ей соответствует желтый цвет

    - махабхута вода - горизонтальный полумесяц, её цвет синезеленый

    - махабхута огонь, цвет красный

    - махабхута воздух, ветер, атмосфера - круг или шестиугольник, цвет серо-голубой

    - махабхута акаша - точка. Это некая субстанция, благодаря которой существует пространство, это божественный эфир, цвет - белый (поэтому белят верхушки храмов)

    Вертикальные линии - это время, которое течет сверху вниз

     Горизонтальные линии - это характеристика пространства, поэтому крест - это означает "сейчас и здесь". Это "сейчас и здесь не статично", оно вращается, образуя свастику. 
     

     
    Вращающаяся по часовой стрелке - правая свастика (солнечная), левая свастика считается женской
     
    Наложение правой и левой свастик дает диаграмму "врата сознания"
     

     Возникновение мира - это переход от хаоса к порядку -"рита". Рита же начинает устанавливаться в результате первовибрации - "нада", возникшей в момент  разделения Шивы и Шакти, Пуруши и Пракрити, появлении полярности среди хаоса, и эта первовибрация проявляется и в оптике и в акустике. 

    Первовибрации акустики - это и есть мантры. Мантры иногда ошибочно называют молитвами, но это заблуждение. Молитва - это разговор человека с богом, мантра же - это сам бог. У каждого бога есть его акустический код.

    Есть слоговые мантры (Аум), их еще называют корневыми  (бидж-мантрами) и есть расширенные (имя бога и еще какой-то слог).

    Корневые мантры распределяются по бхутам (земля, вода, огонь, воздух, эфир), и их важно произносить в правильной тональности. Индия смогла сохранить эти тональности неизменными до наших дней. 

    Бхарати - это те, кто поклоняется богу чувствами, тональностью и ритмом.

    Каждая тональность соответсвтует определённой бхуте:

    Тональность Лам соответствует бхуте земля (цвет жёлтый)
    Тональность Вам - вода (цвет сине-зелёный)
    Тональность Рам - огню (цвет красный)
    Тональность Йам - воздуху (голубой)
    Тональность Хам - божественному эфиру (цвет белый)

    Всего индийская традиция открыла 50 мантр, из которых и возникла вселенная, они запустили процесс космогенеза. 

    Но мантры - это акустическая составляющая, а что же на, так сказать, оптическом уровне? А на оптическом уровне этим же вибрациям  - мантрам соответствуют янтры. 

    Если мантра - это акустическая вибрация, то янтра - это оптическая вибрация. 

    Визуально янтра - это двухмерная диаграмма. Янтра означает "поддерживать", это "инструмент" медитации. Вы смотрите на оптическую конфигурацию и рецитируете соответствующую этой янтре мантру, идет соединение акустических и оптических вибраций, которые вводят человека в изменённое сознание.

    У каждого как и божества, так и человека есть своя янтра, свой визуальный код. Янтра чертится строго по правилам, которые категорически нельзя нарушать,  надо знать, как вести линию: снизу вверх, слева направо - имеет значение каждая точка, каждое движения. 

    Во время немого йогического тысячелетия в Индии были открыты визуальные и акустические коды сознания. Визуальные янтры работают в независимости от того, знаете ли вы о них или нет, являетесь ли вы носителем культуры или нет.

    Кольцевая янтра Ранакпура 

     
    Вышеописанные гуны и махабхуты, наравне с концепцией мантра-янтры,  лежат в основе правильной конструкции как индуистского храма, так и поклонного образа: пространство храма должно помогать сознанию человека выходить за его пределы

  • 2
    09 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Трансформация богослужений в древней Индии вызвала необходимость создания поклонных образов божеств и первых храмов. 

    От яджны к пудже

    Яджна (ягья) - древнейший обряд жертвоприношения, и  ее в Индию привнесли арии. Обряды проводили брахманы, которые наделяли обряды магическими силами: асу. Для проведения подобных ведических обрядов были необходимы алтари.

    Алтарей должно было быть несколько, чаще всего их было три, что соответствовало трёхчастной структуре космоса.  Нижний уровень - бхур (земля), её символ- круг; верхний уровень - свар (небо); средний уровень - бхувас (воздух) 

    И что интересно: кирпичи, из которых строились эти алтари, полностью копировали пропорции кирпичей, из которых были построены города Харппы - их пропорции были строго  4-на-2-на-1.

    Фотография сделана в Дхолавире (Кач, Гуджарат, Индия)

    Круглый алтарь земли - алтарь домохозяина, он располагается на западе, на востоке располагается квадратный алтарь неба, на юге полукруглый алтарь воздушного мира (бхувас), между ними делалась ямка - ее выстилали травой и лили туда жертвенные жидкости, или приносили в жертву животных а иногда и людей.

    Особую сложность представляло возведение алтаря Агни (огня) для исполнения  обряда "агни чаяна".  Для этого обряда сооружался алтарь из 10800 кирпичей в виде птицы со сложенными крыльями.  

     Для этого обряда специальным образом подготавливалась земля, причем бралась самая плодородная почва.  

     Такой алтарь изготавливается целый год под рецитацию мантр, каждый кирпич имеет свое имя и символизирует какую-либо величину пространства или времени. Сейчас подобные обряды тоже проводятся, но только очень редко и лишь на юге
     


      
     Постепенно ягью стала вытеснять пуджа (обряд подношения богу, который, как считают историки, проводился в погибшей Харрапской цивилизации), и этому в немалой степени способствовали проповедуемая буддистами и джайнами ахимса (ненасилие). 

    Ортодоксальный брахманизм смог перестроиться и уйти от жертвоприношений. Возникла потребность в молитвенных поклонных образах (кому делать подношение?), а вместе с ними и в навесах, которые должны защищать эти поклонные образы от непогоды. Эти навесы прошли сложный путь эволюции и превратились в  храмы.

  • 3
    10 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Янтра и майя

    Итак, мы с вами уяснили, что янтры - это  геометрические схемы, если, если хотите, медитативные машины для работы с сознанием.  Для того, чтобы это не было так явно, потребовалось эстетика искусства, набрасывающего на янтровый каркас вуаль красоты.

    В данной потолочной фреске Аджанты точка бинду "прикрыта" лотосом, но этот акцент на центре присутствует. 

     В "чистом" виде кольцевая янтра выглядела бы так: 

     


    Перед вами два браслета еще хараппской цивилизации (уже в рамках этого топика не буду развивать эту огромную тему, остановлюсь на важных частностях): это классический пример гладкого и сжатого, пластическая матрица всего индийского искусства, прототип, по принципу которого во всех древних индуистских храмах строились все кольцевые потолочные янтры с непременной точкой бинду в центре. Обычная круглая янтра, или кольцевая янтра  не показывает динамику эволюции мира, его сворачивание и разворачивание, как это показывает  зубчатый архитип "второго браслета". 
     

     
    Этот  архетип навязчиво следует сквозь всю индийскую эстетику, показывая сжатие и разжатие вселенной. Если Китай - это циркуляция, то Индия - это пульсация, вибрация, в Китае все течет, а в Индии вибрирует, сжимается и разжимается.

     Кешава темпл, Сомнатхпур

     

    Индийская иконография совмещает иконические и неиконические типы мышления, причём они не вступают в противоречие, а дополняют и обогащают друг друга.  Янтра - это сакральная геометрия, неиконическая форма мышления и изображения, но она является внутренним каркасом иконической формы божества или храма, которая как вуаль накладывается на янтровый неиконический каркас: получается как бы "два в одном". 

    По такому принципу и создавались и поклонные образы и храмы Индии: янтровый геометрический каркас "закрывался" либо двухмерным изображением, либо скульптурной формой, либо храмовым комплексом, являясь тем самым планом, или чертежом будущей проявленной формы.

    Если ваш уровень сознания не позволяет продвинуться глубже проявленного, то вы любуетесь искусством ваятелей и архитекторов, если ваше сознание подготовлено, то вы идёте глубже  - за покрывала майи, которыми, собственно, и является искусство.

    Индийское искусство всегда передает объем, оно трехмерно, два измерения зарезервированы за янтрой, одно измерение - это центр янтры, точка бинду, чем меньше измерение - тем выше сакральный статус.

    Янтра является основой так же и индийского классического танца и основных йоговских асан.

    Живопись янтр - одно из популярных направлений в индийской живописи, в частности всем известные ранголи, но мы сейчас не об этом.

  • 4
    10 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Создание поклонного образа

    Исходя из янтровых схем существует разметка для скульптора "паньджара". На ровный каменный блок  проецируют энергию махабхут, которая должна освятить этот каменный блок - это важнейший этап начала строительства. Специальным веревочным циркулем рисуется круг, с центром в точке бинду. Ошибиться было нельзя, и запутаться веревке было нельзя, это могло привести к смерти скульптора или заказчика. Работы велись под рецитацию мантры божества, постился брамин, читающий мантру, постился и готовился к работе ваятель, который был из варны вайшью. 


    В круг вписывается квадрат, затем соединяются углы - в итоге получается разметочная сетка паньджара с точкой бинду в центре (тут не отмечена). 

    В эту разметочную сетку вписывался будущий поклонный образ, в данном случае в сетке панджара разложена фигура танцующего Шивы-Наттараджи.
     

     Горизонтальные линии в этой сетке пнджара - бхута воды, вертикальные  - бхута огня, диагонали - бхута воздуха, 
    сам квадрат - бхута земли и точка акаша в центре.

    Далее прописывается фигура, которую будет ваять мастер. Остаётся отсечь все лишнее))

    От мастера требуется особая концентрация, работа ведется строго молча, иначе сохранить эту концентрацию на божественном невозможно.

    Перед сном скульптор программирует свое сознание,  ежедневно читая молитву: "О господи, научи меня в снах осуществить ту работу, которую я вижу в уме".
     

     
    Готовую скульптуру помещают в храм, где длительно постящийся брахман освещает изваяние, совершая обряд вдыхания жизни, приглашения божества в созданный поклонный образ (обряд раскрытия глаз). 

    Брамин постами и мантрами готовит свое тело и свое сознание к важнейшему  тантрическому обряду: соединение своего тела с телом божества. Затем, вместив в себя тело божества, жрец прикасается к частям своего тела и последовательно к таким же частям поклонного образа: голова к голове, глаза к к глазам. 

    Таким образом через тело жреца происходит "заселения" поклонного образа божеством, которое оно изображает.

    Поэтому по  окончании этого обряда поклонный образ считается живым телом живого бога

  • 5
    10 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Требования к божественному образу

    Лакшаны - признаки совершенной личности. Они носят межконфессиональный характер, требования одинаковы к изображениям в индуизме, буддизме и джайнизме. Всего лакшан может быть от  32-х до 80-и, они описывают все части тела, включая половые органы. 

    Ушниша - выступ над темечком, там, где у младенца родничок - это седьмая чакра (сахасрана), там часто изображается либо пучок, либо корона, либо язык пламени. Даже если ушниша скрыта причёской, но она подразумевается.  

     
    Урна - завиток между бровями ( предпоследняя чакра, у Шивы в этом сете  третий глаз).  

     
    Тринули - тройная складка на шее -  (горловая чакра)
     

     
    Важной лакшаной считается удлиненная форма ушей:

      Шриваста - завиток на груди, знаковая лакшана. Обычно шриваста находится по центру, в редких случаях справа
      

      

     
    натомический центр человеческого  сердца находится слева, энергетический же центр тонкого энергетического тела находится справа)

    Джалангури. Довольно странной лакшаной являются перепончатые пальцы. Возможно это символизирует поле всей ладони: вспомните благословения поднятой ладонью!

    Раздетость божественных образов диктуется необходимостью продемонстрировать лакшаны. 

    Даже когда одежда присутствует, то она...отсутствует. Так намёками показан плащ Будды, который не должен скрывать его совершенного образа, или одежды якшинь, которые присутствуют отсутствуя
     



     Но несмотря на фактическое отсутствие одежды, количество украшений зашкаливает.  

    Все это соответствует концепции "сырого и варёного". "Сырое" - не украшенное, простое, неугодное богам. Богам подавай варёное, богато украшенное!


    Это парадоксальное сочетание раздетости и украшенности прослеживается со времён харапской цивилизации: вспомните знаменитую танцовщицу!  

     Узкая талия, гладкое молодое тело, без акцентированных суставов, жил и мускулатуры - это важные требования к воплощению божеств. Гладкое тело - это выровненность кармы, которую 
    демонстрируют через выровненность тела, отсюда женственность всех поклонных образов: икры никогда не выражены, ноги ровные. Из-за следования этому принципу выравнивания кармы все божества плоскостопые - требования иконографии не позволяли вырезать даже свод стопы, и ее искусственно выравнивали.
      

     
    Отсутствие явной анатомии в этих образов неслучайно. 

    Божественная гладкая форма индийских поклонных образов одновременно очень плотная: от всех этих божественных тел исходит ощущение чуть ли не надутости, отсутствия внутренних пустот, "шунья" - отсутствие внутренних форм в пустоте, своеобразная чёрная дыра. 

    Что же это за плотность? 

    А это плотность праны!


  • 6
    10 июл. 2016
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    бхута воздух, ветер, атмосфера - круг или шестиугольник, цвет серо-голубой
     Ага?! А в традиционной символической геометрии круг связан со стихией воды. Интересно!

    Анатомически, мне кажется, тело любого индостанца подходит под описание божественного образа. Пальцы с перепонками, ноги без выраженных икр- и руки, и ноги-все ровное.
    Очень интересная лекция, спасибо, Лена, что учишься и нас образовываешь.
  • 7
    10 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    tarjuman сказал(а):
    Ага?! А в традиционной символической геометрии круг связан со стихией воды. Интересно!
     Вот ты сразу усекла нестыковку)  
    Но вот тут ты писала, что круг - это небо
  • 8
    10 июл. 2016
    wichy (модератор)
    Да, Лена, очень интересно, спасибо!!! буду ждать продолжения!
  • 9
    10 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    wichy сказал(а):
    Да, Лена, очень интересно, спасибо!!! буду ждать продолжения!
     Спасибо, что читаете! Продолжение будет, я только на середине того, что планировала рассказать. Но материал подзабыла, вот уже три дня слушаю нон-стопом эти лекции, слава богу, что они у меня есть в записи)
  • 10
    10 июл. 2016
    _newra (модератор)
     Очень интересно, спасибо, Лена
    Elena Vasta сказал(а):
    Все это соответствует концепции "сырого и варёного". "Сырое" - не украшенное, простое, неугодное богам. Богам подавай варёное, богато украшенное!
    А в чем сакральный смысл большого количества украшений? Я интересуюсь, как любитель сырой еды и не любитель украшений (у меня ни одного золотого и сербряного украшения нет) 
  • 11
    10 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    _newra сказал(а):
    А в чем сакральный смысл большого количества украшений?
     Так угодно богам) Они "предпочитают" быть богато украшенными)

    Концепция сырого и вареного имеет древние, еще ведические корни. 

    Пква - вареное (pakv`a)

    Вот, например, бытовая речь - это "сырое", голое тело - это "сырое". Все, что сырое, неугодно богам в виде жертвы. Богам угодно только паква - варёное. Варёное - это слово поэтическое, не имеющее ничего общего с кулинарией. Это означает украшенное, сложное, приготовленное, обработанное.

    Кстати, если божество изображено без украшений и без ездового животного, то это саттвичное изображение: 

      Если в множестве украшений и с ездовым животным - то раджасичное: 
      

     Если с оружием, или в сражении - то тамасичное: 


     
    Интересно, правда? Логичнее, что оружие и бой - это раджас, ан нет - это тамас.
  • 12
    10 июл. 2016
    _newra (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Кстати, если божество изображено без украшений и без ездового животного, то это саттвичное изображение
    Вот, значит без украшений все-таки круче всего ) 
  • 13
    11 июл. 2016
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Но вот тут ты писала, что круг - это небо
     Думаешь, я помню))
    Похоже, что воздух и вода сильно взаимосвязаны. Небосвод в виде шара. Атмосфера, наполненная водой и воздухом. Капля круглая. Пузырь.

  • 14
    11 июл. 2016
    _newra (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Так угодно богам) Они "предпочитают" быть богато украшенными)
     Вспомнилось, что во время скандала с часами патриарха всплывало мнение, что у высшего духовенства должны быть и часы, и яхты, и мерседесы, потому что народ у нас уважает богатство и так лучше для авторитета церкви. То есть они типа вынуждены страдать в мерседесах и яхтах и квартирах на набережных только для повышения авторитета церкви. 

    Может и здесь так? Индийцы любят золото, чем больше золота, тем красивее. И что ж это за бог такой слабый, если не смог раздобыть себе пару килограмм бусиков? 
  • 15
    11 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)

    _newra 

    Будду и джайнских тиртханкаров всегда изображали в саттвической эманации, без бусиков))) Джайны вообще всегда голенькие - что тут поделать - дигамбры! Им ничего не пририсуешь, как бы не хотелось! Они одеты ветром.
     

     
    В изображении же индуистского пантеона богов доминирует принцип "вареного". Исключение состоявляют изображения аскетов, которые ничем, кроме пышных  причесок не украшены.
     

     
    В основе индийского искусства, я сейчас говорю исключительно про индийское храмовое искусство - скульптуру и архитектуру, лежит ювелирный принцип. Колонны храмов часто напоминают женские руки в браслетах, храмы снаружи богато декорированы не менее, чем невеста на свадьбе, жанровые канонические сцены заполнены персонажами так, что практически нет пустого места, ну прямо как на индийских улицах! 
     

     Индийское искусство в своем стремлении заполнить все пространство событиями и персонажами резко контрастирует с минималистическим принципом искусства Китая

  • 16
    11 июл. 2016
    Svetlana27
    Елена, спасибо Вам огромное, очень интересно, продолжайте, пожалуйста!
  • 17
    12 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Иконометрия

    Индия довольно небрежна и неконкретна по отношению к точным мерам времен и величин, но  уважительна к традициям и пропорциям.

    Какими же метрическими величинами руководствуются скульпторы для создания совершенного по пропорциям поклонного образа?

    Индия, она и тут такая Индия)) 

    Смотрите, что они придумали:

    В индийской иконографии существует малая мера и большая мера

    Малая мера - ангула: размер среднего сустава среднего пальца. Иногда берут ширину кулака и делят ее на 4 части - получается та же фаланга.

    Но чей же палец? А палец либо мастера либо заказчика! В сложнейшие расчеты вводится метрика живого человека, и с того момента, как его метрика запущена в работу, его судьба завистит от мастерства скульптора. Если мастер ошибется сам, или запутается веревка разметки, или еще какие возникнут препятствия - последствия могут быть ужасными: вплоть до гибели царя или падения царства.

    Большая мера - это ладонь (тала) - высота кисти руки без пальцев, естественно). В разных шастрах есть различные варианты пропорций, но все придерживаются общих требований - в одной тала должно быть двенадцать фаланг (ангула)

    Есть в более поздних тестах варианты - одна тала равна 13 и даже 14 ангулам - это небольшие разницы у различных школ.



     Но чему строго следуют все школы: расстояние от одной подмышки до другой должно равняться расстоянию от яремной впадины до пупка

    Получается некий фиксированный квадрат универсальной фигуры. А вот длина рук и ног будет варьировать в зависимости от статуса персонажа.

     

     
    В Индии разработали одну из самых сложных систем пропорционирования, которая называется тала-мана:  сколько ладоней должно укладываться в рост  поклонного образа, и система тала-мана тоже носит межконфессиональный характер.

    Тут сущесствуют такие стандарты: чем выше статус, тем выше рост. В росте должно быть 9, или даже 10 тала. Но мы же  не можем удлинять корпус тела: он фиксирована размером между подмышками! Поэтому  у высокостатусных персонажей, чтобы выйти на рост 9 или 10 тала удлиняются руки и ноги. 

    Персонажи низшего звена могут быть высотой около 1 тала: то есть короткорукими и коротконогими. Таким образом по росту сразу понятно - кто в данном божественном доме хозяин: 

     
    Один любопытный искусствовед рассчитал, что 8 тала - пропорции Праксителя, а 7 тала - пропорции Поликлета.

    В системе тала-мана существует три подгруппы, но в основу каждой вводится замер реального человека.

    Женский персонаж должен доходить до плеча божества своего ранга.

    Будем считать, что на моем примере так и есть, если не принимать во внимание корону, или причёску

    Правда я нашла много примеров, когда богини были выше плеча своего супруга. Допустим, что эти скульпторы придерживались своей системы таламала))  Или слова "должны доставать до плеча" можно трактовать как "не ниже плеча"))

     Уясним, что основное - это пропорции туловища, длинные руки и ноги. И да - стопы! Маленьких стоп у богов и богинь быть не должно.


  • 18
    12 июл. 2016
    YES
    Elena Vasta сказал(а):
    Интересно, правда? Логичнее, что оружие и бой - это раджас, ан нет - это тамас.
     Пока живой, то может и раджас. Но это ненадолго! :-) Тамас - разрушение.

    Я бы тоже на такие лекции сходил. Спасибо за просвещение. Вы - флагман российского флота.
    И радость за Вас, что имеете токи души, которые преодолевают психологические препятствия. Хорошая карма.
    Какие разные миры Восток и Запад. Чисто западному человеку с его пониманием искусства (эти люди часто смеются над индийскими изображениями, считая, что они неуклюжие), трудно будет понять даже после объяснений.

    Вот как например тут жить, если сознание уже перестроил ни Индию? Риторический вопрос.
    Всё реалистичное искусство кажется кривым и примитивным. Песни, картины вызывают чувство глубокой неудовлетворенности...
    Знания умножают скорбь.
    И если уж сознание там, то и душа будет там когда-нибудь.
    "Удобную религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем" (В. Высоцкий, кто помнит)
  • 19
    12 июл. 2016
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Если мастер ошибется сам, или запутается веревка разметки, или еще какие возникнут препятствия - последствия могут быть ужасными: вплоть до гибели царя или падения царства.
     Круто.
    Elena Vasta сказал(а):
    ь (тала) - высота кисти руки без пальцев,
     Кстати, в Пакистане швеи до сих пор кроят шальвар камизы, используя расстояние между растопыренным большим и средним пальцами) 
    Вишь, индусы насколько раньше использовали пропорции тела, прежде чем Леонардо Да Винчи сделал для Европы научное открытие математических пропорций человеческого тела в 15 веке. 

    Согласно его рисунку Витрувианского человека:

    - длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони

    - ступня составляет четыре ладони

    - локоть составляет шесть ладоней

    - высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони)

    - шаг равняется четырём ладоням

    - размах человеческих рук равен его росту

    - расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты

    - расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты

    - расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты

    - максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты

    - расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты

    - расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты

    - длина руки составляет 2/5 его высоты

    - расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица

    - расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица

    - длина ушей 1/3 длины лица

    - пупок является центром окружности
  • 20
    12 июл. 2016
    tarjuman (модератор)
    YES сказал(а):
    Чисто западному человеку с его пониманием искусства (эти люди часто смеются над индийскими изображениями, считая, что они неуклюжие), трудно будет понять даже после объяснений.
     Надо же, мне всегда индийские скульптуры казались верхом совершенства.