Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Коренные жители Гималаев. Этническое сообщество Ранг шокас: ареал проживания и декоративно-прикладное искусство, мифы и боги

  • 1
    22 авг. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    КТО ТАКИЕ РАНГ ШОКА?

     Небольшой городок Дхарчула (Dharchula), расположенный по обоим сторонам реки Махакали, и, как следствие, одновременно в двух государствах - Индии и Непале (граница между Индией и Непалом проходит по руслу Махакали) является  воротами в земли,  принадлежащие этнической группе шока (Shaukas), а точнее к той ветви  шока (шаука), которая называется "ранг шока" (Rangs Shaukas), или просто "ранг". 

     

    Ну и тут же напомню, что шокас - это автохтонные  племена  тибетского происхождения (автохтонными называют первопоселенцев, которые проживают в данных местах с незапамятных времен), ведущие полукочевой образ жизни,  исторически ориентированные на трансгималайскую высокогорную торговлю и живущие в верхних гималайских долинах восточного Уттаракханда и западного Непала и связанных перевалами с Тибетом. 

    Очень часто шокас называют «бхотия», хотя это не совсем верно, они сами возражают, когда их называют бхотия. Бхотия - это более широкая группа, представителями которых являются и шокас в том числе (о бхотия  я писала тут),  но надо знать оба названия, потому что в литературе  они употребляются одинаково часто. Однако на местах, если хотите быть понятыми, говорите "шока" (на слух нечто среднее между "шока" и "сока").

    Шока ведут полукочевой образ жизни, их часто называют "движущимися людьми", потому что большинство из них  живёт на две деревни, между которыми два раза в год проходят сезонные миграции населения (подобные миграции называются "Kuncha"). В нижних деревнях шокас находятся с ноября по апрель, в верхних деревнях с мая по октябрь. Кроме совсем уж нижних деревень, есть деревни, которые можно охарактеризовать как "средние", в них шока тоже живут круглогодично.

    Сообщества Ранг шокас проживает на территории трех долин:
      - в долине Вьяс, или Биас -  так называются верховья реки Махакали и её западного притока реки Кути
      - в долине Чауданс - так называется долина Махакали в своей средней части (ниже индийской деревни Будхи и непальского местечка Кунтисон)
     -  в долине Дарма, образованной рекой Дхаулиганга - западным притоком Махакали.  


     Бьянси шокас
    Людей, населяющих долину Биас (Вьяс ), называют  "Бьянси шокас", они живут  в  семи  верхних (летних) деревнях, расположенных на индийской стороне Махакали: Будхи, Гарбянг , Ганджи, Напалчу, Ронконг, Кути и Наби (Budi, Garbyang, Ganji, Napalchyu, Rongkong, Nabi и Kuti) и в двух летних (верхних) непальских деревнях: Чангру (Changru) и Тинкар (Tinkar).

    Дармани шокас
    Людей, населяющих долину Дарма, называют "Дарма шокас", или "Дармани". В долине Дарма расположено 14 верхних (летних)  деревень: Села, Чал, Наглинг, Балинг, Бон, Филим, Дукту, Сон, Данту, Го, Дакар, Тиданг, Марча и Сипу (Syela, Chal, Nangling, Baling, Baun, Philam, Saun, Duktu, Daantu, Go, Dhakar,Tidang, Marcha, Seepu) и 4 нижних деревни: Собла, Дар, Тинжим и Боунлинг. 



     
    Чауданси шокас
    В нижних (зимних) деревнях , расположенных в нижнем течении Сарды - Махакали ( в низовьях Махакали правильнее  называть просто "Сарда" ) проживают Чауданси.

    Бянси шокас, Дарма шокас и Чауданси шокас являются представителями единой этнической группы, которую принято называть "Ранг шокас" (Rang Shaukas). У ранг шокас есть своя страничка в фейсбуке, она называется rungmung.net

    Западнее долины Дармы в долине Джохар, образованной рекой Гориганга, проживает другая ветвь шокас: людей, населяющих эти места, называют "Джохари шокас", или просто "Джохари". Как Дхарчула является воротами  в земли ранг шокас, так Мунсьяри является воротами в долину Джохар.

    Долина Джохар на картах не ищется, надо забивать "Милам-мул трек"

    Между долиной Джохар и долиной Дарма есть еще долина Ралам, в которой находится 2 затеряные деревни, в которых тоже живут шокас, но вот тут различные источники не сходятся во мнении: одни утверждают, что долина Ралам принадлежит Дарма шокас, в других говорится, что Ралам населяют джохари. Во всяком случае, долина Ралам легко достижима из долины Джохар через перевал Бриджганга, а вот с долиной Дарма сообщение очень трудное  - потребуется два, а то и три дня пути через перевал Ралам, который используется крайне редко и считается самым сложным перевалом в регионе. 


    Апи Шокас
    Восточнее региона Биас, в заповеднике Апи-Нампа, на территориях, относящихся к Дальнему Западу Непала, есть два больших кластера деревень шокас: Рапла и Ситуала. Это, если можно так сказать, срединные, или средние деревни, расположенные ниже верхних деревень, но гораздо выше находящихся в предгорьях  Дхарчулы и Гокулешвора.




    На представленной ниже диаграмме видно, что и джохари шокас, и ранг шокас  ( а от себя добавлю, что и Апи -шокас) - это единый этнос, но разные сообщества. Думаю, что их обьединяет исключительно территориальное расположение: сообщество ранг шокас расселено по соседним долинам, джохари же отделены от них высокими труднопроходимыми перевалами. Язык  у джохари и ранг сходный, во всяком случае местные жители говорили мне, что они понимают друг друга легко, и различия лишь в акцентах, своей же письменности у шока нет. Я читала, что их пробовали записать, и лучше всего для записи их речи подошла тибетская  письменность, на деванагари записать гораздо сложнее.
     

     
     Космология  и религиозная жизнь "шокас" вращается вокруг многих богов, непосредственно связаных с  силами природы, из которых основными являются Sya и  Gabla, но самое интересное - это мифологические истории и легенды, которые благодаря яркой и богатой  устной традиции сохранились и через бесчисленное количество поколений дошли до наших времен, отразившись в великолепном декоративном убранстве домов. Я имею в виду удивительную резьбу по дереву, которая украшает оконные и дверные проёмы и особенно эффектно смотрится в сочетании с каменными стенами и крытой сланцевой черепицей крышей. Традиция украшения оконных и дверных проемов причудливой резьбой по дереву характерна для всего гималайского региона, но в каждом регионе есть свои изюминки, свои творческие находки, а самое главное - свои предания и верования, свои традиции и ландшафт, что находит своё отражение и в в мотивах деревянной резьбы. У жителей Уттаракханда и западного Непала такая традиция называется "Kholi".

    О долине Джохар и мифах Джохари шокас я подробно рассказывала тут. 

    В этом же топике я хочу собрать информацию о богах и легендах исключительно  ранг шокас, проживающих в долинах Дарма и Вьяс, а так же сделать акцент на декоративно-прикладном искусстве региона и его мотивах.

    Я благодарна своим друзьям, побывавшим в этих долинах, за иллюстративную поддержку топика.  Мы будем постепенно подниматься в верх, задерживаясь в каждой деревне.
  • 2
    22 авг. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ДОЛИНА ДАРМА и ДАРМАНИ ШОКА

    Начинается в местечке под названием Тавагхат (Tawaghat), где  в Махакали  с востока впадает река Дармаганга, которую на некоторых картах называют Дхаулиганга.
    -

    В настоящее время практически из Дхарчулы и  до Наглинга проложена автомобильная дорога. Я читала в индийской прессе  статьи, что эта дорога  убьёт самобытность шокас, которые веками целыми семьями мигрировали из нижних деревень в верхние, перевозя свой скарб на своих коровах и козах, и что "движущимся людям" настаёт конец. 

     

    Села
    Первая из "верхних" деревень Села находится на левом берегу Дхаулиганги. Мифов этой деревни я пока не нашла, но возможно плохо искала). Рассказывая о Селе необходимо упомянуть, что от деревни начинается маршрут  к перевалу Села Пасс (Намо Пасс), соединяющий долину Дарма с долиной Биас. Перевал не простой, но тем не менее используется жителями обеих долин очень активно. Так же в направлении перевала Села Пасс находится прекрасный луг, который местные называют  Chalkhamfo. Обычно тут делают остановку пастухи, которые во время сезонной миграции перегоняют стада коз и овец.

    В Селе находится довольно большой (для высокогорной деревни) храм Дурги. Вообще культ Деви более характерен для долины Джохар и соседнего с ней округа Чамоли, а для ранг шокас более характерен культ Шивы, ну и конечно же, как и все шокас, они имеют огромное количество местных языческих богов




    Декор зданий

    К сожалению у меня нет достойных фотографий резьбы по дереву, которой украшены двери и рамы деревенских домов шокас.

     Светлана photinya пишет тут
    "В Селе мы впервые столкнулись с местной деревянной резьбой. Это восторг. Далее в каждой деревне мы ходили как по музею среди старинных домов с резными наличниками."


     фотографии photinya

  • 3
    23 авг. 2018
    IrinaVolga (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    читала в индийской прессе  статьи, что эта дорога  убьёт самобытность шокас, которые веками целыми семьями мигрировали из нижних деревень в верхние, перевозя свой скарб на своих коровах и козах, и что "движущимся людям" настаёт конец. 
    Можно еще посожалеть, что когда-то люди покинули пещеры .  Да, было бы интересно изучать вживую и жизнь пещерных людей и дикарей с острова Барнео и много всего утраченного.  А эти пишущие в индийской прессе и жалеющие о том, что "движущиеся люди"  будут перевозить свой скарб на авто,  они сами пробовали пожить такой жизнью , или жалеют , попивая кофе на веранде кафе ?  
    Мне тоже жаль уходящую аутентичность ... но что же делать , будем радоваться , что им теперь полегче будет жить. 
  • 4
    23 авг. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga сказал(а):
    эти пишущие в индийской прессе и жалеющие о том, что "движущиеся люди"  будут перевозить свой скарб на авто,  они сами пробовали пожить такой жизнью , или жалеют , попивая кофе на веранде кафе ?  
     Пишут представители этноса. Пишут о том, что у всех есть комфортные деревни внизу, а один из Гарбянга в комментариях к моему ролику в ютубе прямо чуть не плакал, что культура кочевников уходит.
    И это про том, что шока имеюм массу преференций в Дхарчуле от правительства Индии как коренные жители и малые племена: квоты на образование, особый режим работы школ. Пишут, что кто не хочет, оставляет миграцию, мигрируют те, у кого зов крови сильнее
    IrinaVolga сказал(а):
    о что же делать , будем радоваться , что им теперь полегче будет жить.
     Они - самые богатые люди региона))

    Что еще меня расстраивало: начинают крыть крыши железом, а не сланцевой черепицей. Это проще! Но шум от дождя сланцевая черепица гасит, и так же теплоизоляция у нее выше. И железные крыши выглядят не так красиво)
  • 5
    23 авг. 2018
    IrinaVolga (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    мигрируют те, у кого зов крови сильнее
     :) Это знакомо. 
  • 6
    23 авг. 2018
    photinya
    Elena Vasta сказал(а):
     Шока иначе называют "движущимися людьми", потому что они живут на две деревни, и  между этими деревнями два раза в год проходят сезонные миграции населения. В нижних деревнях шокас проживают с ноября по апрель, в верхних деревнях с мая по октябрь. В этом топике я буду рассказывать исключительно о жителях верхних летних деревень.
     Но Села, Наглинг, Балинг, Бон  - не сезонные, а постоянные поселения  народа ботия (так они себя называют). В Дукту заметили, правда, приход жителей в мае. Но создалось впечатление, что раньше и там жили постоянно, а сейчас им удобнее на  зиму, собрав урожай,  спускаться вниз и закрывать родительские дома до следующего сезона сельскохозяйственных работ. 
    Кстати, мы читали исследования 19 в, где говорится , что народом  bhot называли всех тибетцев, живущих на высоте гор вдоль путей через перевалы и осуществляющих движение торговых караванов через них. И что как народ  он вымирает с закрытием караванных путей и появлением границ между Китаем, Непалом, Индией, Бутаном, на территории которых он и проживал в высокогорных районах. 
  • 7
    23 авг. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    photinya сказал(а):
    Но Села, Наглинг,
     Эти деревни частично сезонные (зимуют, но не все). Балинг и выше  полностью сезонные деревни, когда я пришла в Балинг, там было только 3 семьи: дедуля с бубулей и дуканщик с женой и дочкой, и еще семья с мальчиком, а на обратном пути в деревне было 4 семьи.  

    Подумай сама: как дети будут ходить из Балинга в школу?

    При мне  в Балинге открывали зимние овощехранилища, откапывали из камней. Что интересно, при отсутствии телефонной связи сарафанное радио работает безупречно. Люди точно знают, кто уже вышел и когда ждать в деревне.

    Когда я вышла в Дукту из Балинга нам сказали, что там никого нет, но вечером придут - так и было. Я ходила по абсолютно пустой деревне - посмотри мой рассказ

    Дукту, Данту и Бонн полностью сезонные. Когда я пришла туда, не было никого в Дукту и Данту, пришёл человек из Бон, сказал, что он там один. Он мне и открыл гестхаус. Вечером в Дукту пришло ещё 2 семьи, в Данту ещё никто не пришёл. На обратном пути встретила группу людей, наверное одна семья, шли в Бон.
  • 8
    23 авг. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    photinya сказал(а):
    народа ботия (та
     Я проясню ситуацию. Бхотия- это не то, чтобы ошибка, но это очень общее собирательное название. Местные люди просто соглашаются, что они бхотия, и не конкретизируют. Но очень радуются, когда говоришь правильно, особенно в Чангру народ заценил, что я знаю слово «ранг».
    Это все равно что нас называть славянами. Мы, конечно же, славяне. Разве тут поспоришь? 

    Я спрашивала и про разницу в языке. Они сказали, что прекрасно понимают джохари, но у них с джохари немного разный акцент. Где-то у меня на диктофоне есть эта беседа

    Тут есть большая диаграмма с бхотия 
  • 9
    23 авг. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Наглинг

    Приблизительно в  шести километрах от Селы на правом берегу Дхаулиганги находится  очень важная деревня региона -  Наглинг.  

     

      Считается, что на самом деле  верхняя Дарма  (Mala Darma) начинается именно с Наглинга, а не с Селы. Прекрасные ровные луга, отграниченные высокими горами, создают свой микроклимат и условия для круглогодичного проживания.

    Если проанализировать название деревни, то бросится глаза его "змеиная" составляющая - "Наг"! Кто из нас не помнит гигантских кобр Нага и Нагайну из замечательного рассказа Редьярда Киплинга "Рики-Тики-Тави?"

    Ну а если пройти по деревне и внимательно рассмотреть прекрасные резные оконные наличники и дверные проемы, то вы найдете множество кобр, явных и неявных. 




    И дело не только в том, что исторически в Индии  змей изображали у дверных проемов - как стражей дома. 

    У деревни Наглинг есть свой миф, объясняющий и её название, и декор её  зданий - это миф о гигантской кобре и человеческом мужестве. 

    Историю пишут одиночки! 

    Слушайте же, о индомане, историю о том, как храбрый кузнец по имени Калува Лвар победил гигантскую  кобру

    Не было во всей долине деревни, богаче Наглинга! Все караваны проходили через Наглинг, все купцы посещали его, и каждый обязательно останавливался здесь хоть на какое-то время. Но завелась в окрестностях Наглинга огромная кобра: она поджидала путников и жалила их, и не было от этой кобры спасения. Решили, было, жители Наглинга сделать обходной маршрут, но забоялись змея - а вдруг он рассердится на жителей и погубит деревню? 

    И вот молодой кузнец придумал, как извести злого Нага. Он буквально втёрся к нему в доверие, закатывая для змея ежедневные роскошные пиры с  тибетским масляным чаем и сладостями.

    Как-то раз  раз кузнец приготовил восхитительные сладкие шарики из манки и дал попробовать новое блюдо Нагу - тот был в восхищении! Тогда Калува Лвар пообещал, что сласти станут еще вкуснее, если  полить их специальным красным соусом, а удовольствие от еды многократно возрастет, если проглотить угощение с закрытыми глазами. Злодей поверил своему единственному другу, закрыл глаза и доверчиво разинул страшную пасть. И кузнец закинул змею в глотку раскаленные до красна железные шары! 

    Смерть змея была ужасной - его живот разорвался и змеиные останки  разметало по окрестностям.  Гуляя вокруг Наглинга, обращайте внимание на камни - вы сможете увидеть на них отпечатки чешуи огромной кобры.

    А произошло это историческое событие у огромных камней чуть выше Наглинга - на дороге, ведущей в Балинг. 

     И чтобы смягчить жестокое послевкусие этой истории скажу, что в Наглинге много других прекрасных декоративных узоров:  гуляйте неспешно, любуйтесь селением и его окрестностями, змеи обходят Наглинг стороной. 



     Фотографии Коротаева Алексея

    Как и во всем регионе в Наглинге встречается изображение Ханумана - тема «full power» у горцев всегда востребована.

     
  • 10
    24 авг. 2018
    IrinaVolga (модератор)
    Если бы не легенда, то не во всяком завитке я бы угадала кобру. :)
  • 11
    24 авг. 2018
    photinya
    IrinaVolga сказал(а):
    Если бы не легенда, то не во всяком завитке я бы угадала кобру. :)
    Вот и современные жители Наглинга уже не видят в своих орнаментах змей. Увы. Современные их украшательства настолько примитивны и далеки от сакрального смысла , что можно сделать вывод: змеиный культ остался только на этих полустертых орнаментах.
  • 12
    24 авг. 2018
    photinya
    Elena Vasta сказал(а):
    Смерть змея была ужасной - его живот разорвался и змеиные останки  разметало по окрестностям.  Гуляя вокруг Наглинга, обращайте внимание на камни - вы сможете увидеть на них отпечатки чешуи огромной кобры
    Мы встречали в отчетах индусов фотографии довольно большого камня с отпечатком змеи.
    Он находился на пути от деревни к леднику. Но не так давно он исчез. Наверное, кто-то унес в свое святилище. Мы встречали в отчетах индусов фотографии довольно большого камня с отпечатком змеи.


    Elena Vasta сказал(а):
    Не было во всей долине деревни, богаче Наглинга! Все караваны проходили через Наглинг, все купцы посещали его, и каждый обязательно останавливался здесь хоть на какое-то время.
    Это точно - Наглинг до сих производит впечатление столицы долины Дарма. В нем даже сохранился "дворец"  местного князя, управляющего всей округой. Это большой двухэтажный  дом,  обильно украшенный искусной резьбой, с внутренним двором и несколькими примыкающими к нему постройками, тоже богато орнаментированными. 
  • 13
    29 авг. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Балинг

    В 5 км выше Наглинга находится Балинг - первая деревня после выхода на плато. Говорят, что когда цветут поля палти (palthi), то деревня выглядит особенно эффектно, и вообще высокогорную деревеню можно  разглядеть издали - каменные дома сливаются с ландшафтом, но розовое облако цветущих полей палти является прекрасной подсказкой.

    Как я поняла, palthi - это местное название на языке шокас/бхотия, на непальском это "fapar" , на английском buckwheat, на русском же это гречиха.

    Мой непальский друг говорит, что этот злак очень хорошо растет в горах, и в пищу употребляют как и его стебли,  так и и по созревании делают  из семян муку. Мука получается темная, из нее выпекают роти и блины. Он особенно подчеркнул, что на чапати мука палти не годится, а вот на роти она в самый раз. Тесто получается особенно вкусным, если муку палти смешивают с пшеничной мукой. Меня в Балинге кормили и темными блинами, и темными роти - это настоящее объеденье! 

    Над Балингом находятся потрясающей красоты луга и цветущие пастбища, а сам Балинг окружен кедровыми лесами. 


    Фотографии Newra

    Может поэтому в дизайне окон и дверей в  Балинге так популярны шишки и цветочные орнаменты?


    Фотографии Алексея Коротаева и Светланы Николаевой


    В Балинге находится большой (по деревенским меркам) храм Шивы и маленькие придорожные храмы (так же шиваистские),  есть в деревне и пуджари, а на крышах и над дверными проходами часто встречается тришула, популярно так же изображение Ганеши. Но тем не менее санкритизация региона не вытеснила из памяти народа его языческое (бонское) прошлое, и в сердце неистребима вера и почитание языческих богов природы и погоды, защитников домашних животных и покровителей региона. После моего посещения храмового холма, находящегося в соседней деревне, мои квартирные хозяева из Балинга жадно рассматривали фотографии, выискивая  фото храма их любимого божества.

  • 14
    30 авг. 2018
    IrinaVolga (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
     на русском же это гречиха.
     :)))))))))))))))) прикольно.  Так они на муку гречу изводят, кашей не едят ?  :)
  • 15
    30 авг. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga сказал(а):
    Так они на муку гречу изводят, кашей не едят ?  :)
     Надо их научить)
  • 16
    30 авг. 2018
    _newra (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
     Надо их научить)
     единственная каша, которая мне не надоедает вообще, могу есть бесконечно )
  • 17
    30 авг. 2018
    надежда (модератор)
    Действительно, надо научить! Кажется никто кроме нас не ест вкуснейшую гречневую кашу!  
  • 18
    30 авг. 2018
    IrinaVolga (модератор)
    Читала у какого-то американца, что гречка - это газовое оружие России. Они даже запах не выносят. :)))
  • 19
    30 авг. 2018
    Elena Vasta (сайт-админ)
    _newra сказал(а):
    единственная каша, которая мне не надоедает вообще, могу есть бесконечно )
     Вот! Я и ем почти ежедневно) Мой фаворит  - с гвоздикой и соевым соусом. И ещё  - делаю соус из помидоров и зелени (проматываю на мельнице) и поливаю им гречку.
    Вот Гаутам вспомнил, что я его кормила гречневой кашей в походе, а наш Асин испугался ее вида)) В следующем году скажу ему, что это палти, может есть бесстрашно)
  • 20
    30 авг. 2018
    надежда (модератор)
    IrinaVolga Возможно. У моей знакомой близкая подруга вышла замуж за американца и уехала с ним. Так вот, когда к ней в гости едут друзья и родственники, везут в подарок гречку, селёдку, черный хлеб и водку)))).