Благодарности: 1840
На сайте с: 14 ноября 2012 в 20:22
Пол: Мужской
Россия, Пущино
Выход один - Шереметьево-два!
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ.
Хотел просто написать – ВВЕДЕНИЕ, потом вспомнил стеб любимого Воннегута, насчет сексуально озабоченного юноши, открывшего «Камасутру» на странице «Введение» и уже от этого слова сразу почувствовавшего неуместное возбуждение...
У меня это возбуждение длится уже шесть лет. Давно хотел написать про свое путешествие, воспоминания уже выдержались даже не на «три звездочки», а уже на «КВВК» тянут. Очарован я был Монголией совершенно. О своей любви к Индии я узнал только в этом году (кому интересно – см. мой керальский репортаж). А самое главное – если свою индоманию я еще временем хочу проверить, то в монголомании уверен теперь абсолютно.
Итак, все началось где-то среди лета 2005 г. До этого у нас сколотилась небольшая, но проверенная компания, с которой мы довольно красиво рыбачили на нижней Волге (на Ахтубе). Решили повторить, но в новой географической точке и с другими рыбками. После волжских сомов, сазанов и жерехов, я всех заразил своей придурочной мечтой – словить тайменя. Нет, не тайменя, а ТАЙМЕНЯ!!! Это здоровенная красная рыбина, хищник. Живет долго – называют предельный возраст до пятидесяти лет! Говорят, до 70 кг экземпляры известны. Водится в сибирских речушках, где сидит под камушком и подкарауливает добычу: Вплоть до мышек, переплывающих ночью реку. Так его и ловят, на «мышь», изготовленную из старой ушанки. Водится также и в Дунае – поскольку в незапамятные времена и в европейской части нынешней России водился, да его перебили еще до Киевской Руси. Поэтому и разбился ареал на два не граничащих друг с другом. В Дунае его охраняют.
После долгих препирательств по маршруту, решили, что монгольский таймень – не такая увертливая бестия, как сибирский, потому как там, где сибирский еще остался в относительной доступности от обжитых мест – стал он, зараза, хитер, разборчив и мелок. А монгольский увалень жиреет себе десятилетиями, и, по правдивым (а каким же еще!) словам рыболовов, удивших его, - на согнутый палец клюет. Монголы же не рыболовы, рыбу вообще не едят и не ловят.
Короче, решили, что в конце августа – сентябре, в лучший сезон, поедем... Решить-решили, но как всегда бывает с большими компаниями, началось... Ой, а у меня загранпаспорт не успевают сделать... Ой, а у меня непредвиденные расходы, совсем на мели и одалживаться не стану!.. И даже такой среди нас затесался, которого жена не отпустила! Уж мы его доставали потом, беднягу! Когда от всей компании осталось только двое, мы решили, что назло всем вдвоем поедем. И вот тут так ужасно сложилось, что заболел этот мой друг не на шутку. Уже нет его, отмучился... Постоим молча, снявши шапки... Золотой человек был.
В итоге – остался я один. Но мечту за пазуху не заткнешь и на полку не положишь... Какой бы глупой и мелкой она не казалась. Да и потом, сами вы понимаете, что таймень – только повод. Так что пошел я получать визу в монгольское посольство.
Я разных посольств в разное время насмотрелся. И стремных, где сутками в очередях стоять приходилось. И японское, в которое раз десять ездить пришлось, доказывая, что я действительно так необходим Восходящему Солнцу, что мне нужно срочную визу выдать... И уютных, где стоять пришлось совсем чуть, но визу, тем не менее, около месяца рисовали... Но монгольское вспоминаю как образец гостеприимства. Разве что у моих ног барана не зарезали. Пришел в 12-00, заполнил анкету, заплатил – и в 16-00 был уже с визой в паспорте. Спросил, а почему у нас визовый режим? Оказалось, что это ответная мера на российский МИДовский абсурд. Будь рядом со мной белорус (а ведь мог быть, подкаблучник несчастный!), имел бы право без визы в Монголию въехать. Ибо тогда «батьковский» МИД еще не обидел монголов визовым режимом. Как сейчас обстоят дела – не знаю. Нынче же мы с Беларусью и Казахстаном – какой-то общак...
Виза есть – ума не надо! Списался с турагенством из г. Барнаула (за давностью лет не помню названия, да и вряд ли оно еще существует), которое обещало трансфер из барнаульского аэропорта, отдых в живописном месте Горного Алтая, довоз до границы в местечке Ташанта, там меня уже перехватывает их монгольский партнер, провожу там дней десять, они меня обратно на границе принимают, пару деньков на горноалтайские достопримечательности, и домой. Тогдашних 7000 руб стоил перелет Москва-Барнаул-Москва, тысчонка долларов барнаульцам, чуть больше – монголам, и на всем готовом – от машин с водителями, гида-переводчика, палаток, до кормежки и ночлегов. Напоминаю, цены 2005 года и тогда за 14 дней казалось дороговато. Но моя жена меня пустила!:))) Только наказала, чтоб рыбки побольше засолил и привез. Уж очень она всякую подводную живность уважает... Заверил ее, что если таймень попадется – его и нам, и всему нашему тридцатитысячному городку хватит! Я же не на мелочь пузатую еду!
Накупил сувениров (мандарины, конфетки, лимоны, таблетки сухого спирта, зажигалки каминные, туристические спички, еще какие-то мелочи, – не помню). Кроме рыбацкой экипировки: двух спиннингов (легкого строя - на хариуса, а помощнее – на него, зверюгу), блесен, мушек и прочих предметов рыбацкой гордости; также взял с собой спальник (до -10 градусов), переносной термобокс-холодильник (в надежде забить его засоленной рыбкой), налобный фонарь с запасными батарейками, неопреновые сапоги-болотники (пригодились только раз, без них можно было обойтись), трекинговые ботинки (сто раз спасибо сказал неизвестному интернет-советчику), термос, термокружка, чай, кофе, горчицу. Без последних мелочей, как впоследствии оказалось, можно было обойтись – всем этим монгольская турфирма снабдила в достатке. Кроме горчицы! Берите ее побольше! Почему?
Вот тут сделаю коротенькое отступление. В кулинарном отношении Монголия – антипод Индии. Вегетарианец там с голоду помрет. Как я где-то прочел, типичное монгольское меню – это мясо с мясом. Истины ради, я бы прибавил сюда молоко от разной домашней скотины и продукты из него, муку, соль-сахар, зеленый плиточный чай, а также деликатесные и редкие яйца, репчатый лук, морковь, рис, картошку, растительное масло – и это уже новомодные штучки, не одобряемые старшим поколением. И все!!! Зато уж из мяса, молока и муки столько всего готовят... И никто, что характерно, никакой цингой не болеет, мне было стыдно свои редкие зубки перед ровесниками-аборигенами обнажать. При этом они не то что зубной пастой, даже «кирпичом их не чистют»! Вот какой я секрет из их государства вывез! Боюсь, что как и левшовский, этот секрет никому здесь не пригодится...
И вот я уже в барнаульском аэропорту. Встречает меня замечательный парень на японском микроавтобусе, знакомимся, и поехали... По сибирским понятиям – всего ничего, каких-то 600 км.
Проехали столицу Алтайского края Барнаул. Городок еще спал, и я после ночного перелета подремывал. Поэтому, толком не разглядел города. Зато когда к Оби подъехали... Редкой красоты и величавости река, да еще с утренней дымкой, рыбьими всплесками... Жаль, аппарата тогда с собой не взял, думал рядовая остановка «мальчики – направо». С тех пор всюду аппарат с собой носил. Заурядную пленочную мыльницу. Не фотограф я, извините, но кое-что поснимал. Дальше будут фотки, не судите за качество. Тогда еще на пленку снимали, я уж потом сканировал готовые снимки.
В следующий раз водитель остановился у часовни, воздвигнутой на месте гибели губернатора Евдокимова (фото 1). Насколько я знаю, его и сейчас на Алтае любят и почитают. Дальше проехали мимо памятника Шукшину, сидящему на горе, и глядящему на свою родную деревню. Похоже, патриоты своей малой Родины алтайцы!
Я, кстати, думал, что алтайцы – собирательное название жителей Алтая. Оказалось, и народность такая есть. Это я понял, как только мы пересекли границу Алтайского края и Республики Горный Алтай. Появились надписи на алтайском, которые я, ввиду своего азербайджанского происхождения, даже понимал иногда. Язык тюркской группы. Вот так, нежданно-негаданно! Хотя ведь знал, что еду в прародину всех тюрков, и это был один из поводов поехать. Уже потом я выяснил, что живет там прорва народностей, и в-частности, довольно много казахов. Останавливаюсь на этом факте, потому что дальше я узнал, что хоть этот регион России напрямую и не граничит с Казахстаном, но казахи юго-восточнее границы с Казахстаном населяют также и Китай (много их в Синьцзяне), и плавно перетекают в Монголию (западную ее часть, т.н. Монгольский Алтай). А также то, что собственно говоря, я еду не к монголам, а к монгольским казахам в Байян-Ульгийский аймак, населенный преимущественно казахами. Уже легче, подумалось мне, как-нибудь на пантюркизме прорвемся. А то беспокоился насчет общения. Не так все просто оказалось, хотя и частенько помогало общий язык находить...
Но это уже отдельные рассказы. А пока посмотрите место на берегу лазурной Катуни, возле пансионата, где мы остановились отдохнуть с дороги перед дальнейшим рывком на юг по Чуйскому тракту (фото 2). Вот ради одного этого вида стоило приехать. А сколько их еще впереди!
Далее последует серия рассказов, не всегда в хронологическом порядке. И первый рассказ будет о том, как меня оставили с вещичками одного на границе в городе Ташанта, и как я продирался через границу...