- Обращение директора картины
"В мире, становящемся все более механизированным и автоматизированным, находящимся на пороге создания искусственного интеллекта, в котором с подозрением смотрят на суеверия, я в этом фильме пробую исследовать некоторые из последних подлинных останков тибетского мистицизма.
За редкими исключениями, такими как персонаж Мастера линии передачи левой руки в этом фильме, основанный на личности выдающегося реального мастера, эти традиционные верования, поведение и мировоззрение все реже встречаются даже среди тибетцев, не имея почти никакой ценности.
И все же я верю, что эта древняя мудрость, отражающая буддийский взгляд на реальность, может предложить нынешнему миру кое-что важное. Особенно многовековое уважение и почитание женской энергии как абсолютно незаменимой в наши времена перемен. Поэтому я хочу этим фильмом выразить то, как традиционно эта энергия призывалась.
Эта и другие темы из данного фильма сегодня передаются лишь нескольким очень, очень выдающимся практикам. Я чувствую, что время требует их изящного открытия для более широкой публики. Вот задача этой истории.
Именно поэтому Непал – идеальное место для этого фильма. Кроме того, что он известен горами и треккингом, Непал – очень волшебное духовное место. Я хотел запечатлеть это через взгляд местных жителей, и через то, как эта лента снята.
Например, я дам публике достаточно времени на размышление, поэтому кадры не будут мелькать, а то и будут вовсе долго оставаться неподвижными. Также я хочу поймать волшебные стороны жизни глазами персонажа, который по-настоящему паникует, для чего мы задействуем ручные камеры.
Фильм точно будет созерцательным, потому что оператор-постановщик у нас Марк Ли Пинг Бинг (Mark Lee Ping Bing), которого я безмерно уважаю за чувствительность, созерцательный стиль, чудесную способность схватывать образ.
Я собираюсь снимать только непрофессиональных актеров, не только потому, что в отличие от запада в Непале мало данных профессионалов, но ещё и потому, что персонажи, которых я хочу изобразить, должны быть настоящими. Например, одного из них – духовного мастера, о котором я говорил выше, – сыграет настоящий уважаемый духовный мастер, чьи качества и поведение не смогут постичь сто тысяч актеров, не говоря о том, чтобы их передать.
К несчастью сейчас всё – от моды и товаров потребления до рассказов, литературы и кино – делается по заданной формуле, которая обеспечит продажу. Хотя некоторые картины избегают влияния голливудских и болливудских формул, в этом фильме я хочу исследовать самобытный гималайский способ изобразить и рассказать историю согласно культуре, традициям и мудрости этого региона.
Я надеюсь, что благодаря таким приемам, эта картина перенесет зрителей в глубокое мистическое и все же очень реальное и доступное измерение жизни, контакт с которым, к сожалению, наш современный мир быстро теряет".
________________
"Ты любишь места кремации,
Так что я сделал своё тело одним из них,
Чтобы ты, Дэви,
Могла вечно танцевать здесь.
Не остается желаний,
О, Возлюбленная, на погребальном костре,
Ведь тело моё и ум сжигает пламя.
И я покрыл все его пеплом, готовясь к твоему приходу.
Что касается Шивы, Бхрамы и Вишну,
БА! Они могут лежать у твоих ног,
Но ты, моя Госпожа с клыками и усами, танцуй в такт.
Я буду смотреть на тебя с закрытыми глазами."
~ Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Ринпоче
***
перевод подготовлен Викторией Трубниковой
— "Кхьенце Норбу, родившийся в Бутане в 1961 году, является сценаристом и режиссером нескольких художественных фильмов, удостоенных наград и почестей многочисленных престижных международных кинофестивалей.
Его первый фильм "Кубок" (1999) стал международной сенсацией после премьерного показа на престижном Каннском кинофестивале «Две недели». Потом он получил признание критиков и попал в официальную программу ведущих мировых фестивалей, включая Сандэнс, Гонконг, Лондон и Москву. Он получил награды на четырех международных фестивалях, включая премию Международной федерации кинокритиков (FIPRESCI) в Пусане и приз зрительских симпатий в Торонто.
Второй фильм Норбу – "Маги и странники" (2003) – стал первой полнометражной художественной картиной, снятой в гималайском королевстве Бутан. Премьера состоялась на Венецианском международном кинофестивале, откуда отправилась в Торонто, Пусан, Тайпей (Золотая лошадь), Сан-Паулу, Сидней, Москву и прочие международные кинофестивали, завевав три награды.
Его третий художественный фильм "Вара: благословение" (2013) основанный на повести бенгальского писателя Сунила Гангопадхьяя и снятый на Шри-Ланке, привлек ведущих международных кинематографистов, среди которых художник, номинант на Оскар, Брэдфорд Янг и известный монтажер Уильям Чанг, с индианкой Шаханой Госвами в главной роли инженю.
Премьерой "Вары" стал открывающий показ на Пусанском международном кинофестивале. Картина была показана на нескольких фестивалях по всему миру, в том числе на Лондонском кинофестивале BFI, Тайпейской "Золотой лошади", кинофестивале Трайбека (где состоялась северо-американская премьера и где картина получила награду как лучший полнометражный художественный фильм в рамках Tribeca Online Film Festival).
"Хема Хема: спой мне песню, пока я жду" (2016), его четвертая режиссерская работа, вероятно, является самой личной. Снятый в удаленных областях Бутана, этот малобюджетный фильм был впервые показан на фестивале в Локарно, отправившись в Торонто, Пусан, Сингапур, на Малайзийский международный кинофестиваль, а также на лондонский BFI, мумбайский JIO MAMI, Osaka Asian и на тайпейскую "Золотую лошадь".
В 2016 году картина получила приз зрительских симпатий от Golden Global Awards на Малазийском международном кинофестивале, а также почетную премию Platforms Prize в Торонто.
Известный в буддийском мире как Дзонгсар Кхьенце Ринпоче, Норбу привносит в свои фильмы глубокое изящное знание и понимание буддийских философии и практики. Он всемирно известный буддийский учитель, автор бестселлеров, основатель нескольких крупных благотворительных организаций и глава монастырей и институтов по изучению буддизма в Тибете, Индии и Бутане".