22 ноября российская паломница Зоя Бонецкая была освобождена из индийской тюрьмы Шринагар после 15 месяцев заключения. Узница Шринагара рассказала «Фонтанке» о своих приключениях и своей ятре.
Бонецкую осудили за нахождение на территории индийского штата Кашмир без необходимого разрешения. Сама паломница уверяла, что у нее были все нужные бумаги и документы. В декабре Бонецкая прилетела из Индии в Петербург, и «Фонтанка» встретилась с ней, чтобы узнать подробности этой истории.
Вся в чёрном, бритая налысо, с пронзительными светло-голубыми глазами, Зоя назначила встречу у Волковского кладбища. «Там тихо и спокойно. И воздух хороший» – так она объяснила по телефону необычное место встречи. Фотографироваться она наотрез отказалась, да и к диктофону отнеслась с недоверием – всё это шайтан, по ее мнению, – тёмные силы, которые забирают кусочки человеческой души.
⁃ Зоя, вы получили от индийских властей 1 год тюрьмы за нахождение в стране без документов. Как было всё на самом деле?
⁃ Получила я год, а на самом деле провела в тюрьме 15 месяцев. А началось всё в середине 2014 года - я тогда прилетела из Казахстана в Индию, путешествовала, затем отправилась в Непал, там посещала святые места.
⁃ Если вы прилетели в Индию – значит, документы у вас были? Ведь без паспорта невозможно на самолет сесть.
⁃ Да, у меня было три паспорта – внутренний российский, старый заграничный и новый заграничный.
⁃ И где они теперь?
⁃ Я их сожгла. Два из них – внутренний и старый заграничный. А еще один оставила на всякий случай… Я ведь паломница, совершаю ятру – посещение святых мест очищает душу. Мне документы не нужны. Уже давно я живу только на подаяния, в Непале полгода жила в пещере как аскет. И вот там в Непале я получила специальную карточку паломника – они выдаются тем, кто, как и я, отказался от материального мира, живёт духовными практиками и посещает святые места. У меня ведь и имя уже другое, свое советское имя я уже давно не использую.
⁃ И как вас теперь называть?
⁃ Каши Натх Зуни.
⁃ И с этой карточкой вы и отправились обратно в Индию?
⁃ Да. Потому что так все паломники делают, никого никогда на границе с этими карточками не задерживают – к таким людям относятся с большим уважением. И я с такой карточкой поехала обратно в Индию, чтобы посетить одно из священных мест индуистов – пещеру Амарнатх в штате Кашмир. Это огромная пещера, в нее, наверное, Исаакиевский собор бы поместился. А внутри этой пещеры давным-давно выросла ледяная гора – Шивалингам. В древнеиндийской мифологии это символ божественной производящей силы. И в эту пещеру идут тысячи людей – они все молятся и просят здоровья, удачи, детей. Часть года эта пещера завалена снегом, и поэтому зайти внутрь можно только летом. И я была в числе тех, кто туда шел. В Ладакхе – это тоже в штате Кашмир – полицейские проверили ID, ту самую карточку, спросили куда, прониклись величием моей Амарнатх-ятры и подвезли до развилки на новую трассу на Шринагар, денег дали даже. А вот уже рядом с пещерой другие полицейские меня остановили. Стали мне говорить, что раз я не хинду – то мне нельзя. Я пыталась объяснить, что я паломница, что я прошла все индуистские ритуалы и карточка у меня есть. Но они меня избили и забрали в полицию.
⁃ Известно, что в Кашмире, в принципе, обстановка неспокойная, там сильны сепаратистские настроения, Кашмир хочет отделяться от Индии – может, поэтому кашмирская полиция была так настроена?
⁃ Вообще территория Кашмира похожа сейчас на концентрационный лагерь – всё в колючей проволоке, поделено на секторы, везде полиция. Да, сейчас там очень плохо, можно сказать, что это ад на земле. Каждый день полиция убивает детей-подростков, которые кажутся им подозрительными или опасными. Ведь Кашмир – это мусульманский штат по большей части. И там большая часть населения против индусов, школьники бросают камни в полицейских с криками «Вы нам не нужны! Уходите отсюда!». И полицеские за это бросают в них какие-то адские слезоточивые гранаты. Но меня взяли просто потому, что я белая. А для них это означает, что у меня есть деньги. Мне стали говорить – звони своим родным, проси денег. Я им сказала, у меня нет ничего, никто мне денег не пришлет. Они продолжали избивать и требовать звонить родственникам. Моя карточка паломника из сумки пропала – наверное, они ее забрали или она выпала, именно поэтому я вообще не могла ничего доказать – кто я и откуда.
⁃ А что делало российское консульство? Оно пыталось как-то вам помочь?
⁃ Они просто ничего не знали. Некоторое время у них вообще не было информации, что я в тюрьме. Полиция им ничего не сообщила.
⁃ А оставшийся паспорт, тот, который вы не сожгли, где у вас был? Ведь вы могли сказать, что вы из России, и потребовать связаться с консульством?
⁃ Паспорт остался у моего друга Антона, но он находился в Непале. А как раз в это время произошло то страшное землетрясение. Связь с ним была прервана, я никак не могла с ним связаться и попросить прислать паспорт. Я уже потом узнала, что Антон попал в больницу в Катманду, а сумка с документами (и моим паспортом) у него пропала во время землетрясения.
⁃ Как же всё-таки консульство узнало про вас? Полиция им всё-таки сообщила?
⁃ В консульстве могли вообще ничего не узнать. Меня могли в тюрьме убить, и никто бы ничего не знал. Но, когда было слушание дела, в суде ко мне подошел адвокат, мусульманин, Умар Рашид Вами. И предложил помощь. Я ему сказала, что у меня денег нет и я не смогу ему заплатить. И никто из моих родственников мне деньги не пришлет. Но он сказал, что это его личный хадж, его миссия на земле – помогать неимущим и просветленным. И он совершенно безвозмездно стал мне помогать – позвонил в российское консульство, сообщил обо мне. Если бы не он - я бы до сих пор сидела или уже мертвая была…
⁃ Как дальше развивались события?
⁃ Я находилась в тюрьме Шринагар несколько месяцев до суда. На самом деле, почти половина сидящих там – они все ждут суда. Официальная вместимость тюрьмы – 360 человек, но там реально раз в 5 – 6 больше людей. Там нет вообще лимитов нахождения под следствием. Ни для иностранцев, ни для местных. Можно сказать, действует «презумпция виновности». И только деньгами, оперативностью консульства или связями можно доказать обратное. Там можно сидеть и 2 года, и 10, и 12, ожидая решения по твоему делу. Я могла тоже долго так прождать. Но меня в тюрьме жестоко избили сокамерницы, у меня было сотрясение мозга, на голове до сих пор осталась вмятина, а к этому времени российское консульство уже прознало про ситуацию. И решили срочно провести суд. А после суда наконец-то перевели в другую тюрьму, уже не мусульманскую. Я почти каждый день писала письма о переводе – в мусульманской тюрьме я провела 4 месяца, и это было тяжело. Все женщины содержатся в одном большом помещении, все в одну кучу – женщины с детьми тоже, все спали на полу. Было холодно, в Кашмире зима тоже с минусом. Давали плесневелые матрас и одеяла, отопления нет. Чтобы согреться, давали специальные горшки, оплетенные лозой, а в горшках угли. Можно накрыться с горшком одеялом и греться, но главное не уснуть – можно тогда пожар устроить или угореть. Одна так от отравления дымом погибла.
⁃ В индуистской тюрьме условия стали лучше?
⁃ Тут даже не в условиях дело. В Шринагаре я единственная была не мусульманка, и вообще единственная белая женщина – после намазов они там все впадали в раж, особенно по пятницам, даже лица себе царапали в экстазе, в том числе и дети, рожденные в тюрьме, – все в едином порыве. А потом все в едином порыве начинали запугивать меня, что я грешная, что только мусульманином быть хорошо, что мусульмане – особые чистые люди, и такие разговоры в любой момент могли закончиться метанием посуды и избиением меня. В основном там сидели по обвинению в терроризме или пособничестве, просто за пакистанскую национальность или за домашние убийства. Самый распространенный там способ убийства - обливают бензином и поджигают тех, кто им чем-то не угодил. А в индуистской тюрьме Джамму ко мне относились с уважением, как к просветленной, – приходили за благословением, просили совета. Многим я пыталась помочь – писала письма в различные инстанции, помогала составить нужные бумаги на английском. Там была одна женщина-бродяжка. Её тоже взяли без документов на границе с Пакистаном, с новорожденным ребенком – ее прямо в больнице бросил муж. Она пошла куда глаза глядят, даже не зная, что пересекла границу. Сначала ее хотели обвинить в терроризме, а теперь за нарушение паспортно-визового режима. Но она всё еще ждет суда, в отличие от меня. А ее ребенку уже 4 года в тюрьме исполнилось… Очень хорошая девочка, не хочется, чтобы она всё детство там провела…
⁃ Вам дали год, но вы просидели 15 месяцев. Почему лишние 3 месяца?
⁃ А это по какому-то отдельному специальному местному акту мне нужно было дождаться true arrangment for travel – официальных документов по моему выезду из страны. Единого уголовного права в стране нет в принципе, а есть разные акты в разных местах, с разных времен и прецедентов. То есть вроде как номера статей есть, но иерархии или соподчинения с актами – нет. И еще особая логика. В общем, три месяца все эти документы готовились. И только тогда консульским автобусам разрешили приехать за мной и забрать в Дели.
⁃ Как прошло возвращение в Россию?
⁃ Хорошо прошло, холодно только очень. Вот теперь заново учусь есть еду каждый день. Пока это странно. За время в тюрьме у меня было много голодовок или приходилось пить один чифирь. То что туалет наконец не заледенелый и ванна есть – это тоже очень приятно. Я ведь отсюда, из Петербурга, на "Лесной" когда-то жила. Сейчас меня приютила подруга – мы с ней вместе учились на библиотечном факультете. Потом я, правда, на лингвиста пошла учиться, но дружба осталась. Еще у меня здесь старшая дочь учится, студентка Лесопилки.
⁃ В Петербурге собираетесь остаться?
⁃ Нет. В ближайшие дни поеду на перекладных на Кубань – у меня теперь там прописка, и только там мне могут сделать новые документы. Пока у меня только бумажка есть из консульства. И с ней я могу только автостопом ехать, на самолет не пустят. И самое главное, у меня на Кубани сын живет. Ему сейчас 10 лет, я его с 2014 года не видела…
⁃ Возможно ли, что вы еще вернетесь в Индию? Вам запрещен туда въезд?
⁃ По поводу запрета мне ничего не сказали. Но думаю, я не скоро туда соберусь. Это как, знаете, у вас есть любимый ресторан, вы туда ходите постоянно, а потом вас вдруг берут и прямо в помойку этого ресторана лицом швыряют. Наелась я пока… Но обиды на Индию нет. Они и так уже живут там в аду. И если бы всё можно было вернуть – я бы точно так же отказалась бы искать деньги, чтобы дать взятку арестовавшим меня полицейским. Я бы снова села в тюрьму. Это ведь только в первый раз страшно… А потом уже нет.
Беседовала Александра Емельянова
http://www.fontanka.ru/2016/12/20/097/