В выходные, гуляя по Копенгагену, зашла в местный «ГМИИ им. Пушкина» - Ny Carlsberg Glyptotek. Шла за Гогеном, Сезаном и прочими Ван Гогами (есть у меня такой пунктик – во всех городах, где бываю, ищу, где можно посмотреть на импрессионистов, нео-, пост- и т.п.))
Ван Гог в количестве одной штуки, конечно, порадовал, но потрясло совершенно другое.
В зале, отданном под скульптуру, среди массивных, белоснежно-мраморных работ Родена, каким-то образом затесалась маленькая морщинистая старушка. Не знаю, кто догадался поставить ее среди обнаженного роденовского великолепия, но при одном только взгляде на нее Роден отступает, уходит на туманный задний план и начинает казаться чем-то пусть и совершенным в своей красоте, но – бездушным, неживым.
Скульптура называется “The Oldest of the Line” - и вы действительно видите, чувствуете в этой женщине все прожитые ею десятилетия, видите в ней всю историю ее семьи. Мудрость. Спокойствие, от этой мудрости проистекающее. И что-то еще, что трудно описать словами, но такое острое, такое пронизтельное, отчего в горле возникает спазм, дрожат губы и наворачиваются слезы.
В ней столько мощи, что, убери всех окружающих ее персонажей с телами античных богов, вы не почувствуете возникшей пустоты. Она одна сможет заполнить собой весь этот огромный зал.
Она невероятно красива. Но это не красота старой женщины. Это Красота, как она есть. Не могу насмотреться.
Stephan Sinding
1898 (1897)
*фотографировала не телефон, поэтому качество ни о чем, к сожалению