Ещё раз к разговору о религиях (интервью с Учителем)

  • 1
    29 авг. 2015
    Aspirina
    Давно когда-то перевела этот текст. Хочу поделиться )


    «Полная эволюция проходит через желание помочь как можно большему количеству людей»

    Интервью с Хуаном Мансанера, преподавателем медитации

    27 марта 2007. Его знания восточной и западной духовности ставят его в привилегированное положение. Он же пользуется этим преимуществом разумно и осторожно. Двеннадцать лет монашества в Непале, Индии и Франции наложили на нем печать мудрости, но не ностальгии. Он оставил монастырь, но принес с собой немного покоя и света тех высот. И знает как сеять семена гармонии и благополучия в большом городе.

    Здесь (в Мадриде) он создал школу медитации и в его зале негде яблоку упасть. Простота, покой и знание – пожалуй это именно та формула, что здесь присутствует. Он принимает нас в своём скромном и пустом кабинете. Отсюда его стремление, как он неоднократно признается на протяжении всего интервью, опустошить стены разума от форм и убеждений.


    Что ты преследуешь в медитации?

    Медитируя, находишь нечто внутреннее, в чем можешь найти убежище. Ты не ищешь его специально, но к нему приходишь. Обнаруживаешь источник творчества, энергии, способности создавать новое. Наблюдаешь, что в глубине всего, что происходит с тобой в жизни, всего, что с тобой случается, есть свет, есть некое надежное место, место покоя и внутренней поддержки.
    Не то, чтобы у тебя исчезают проблемы и эти уже не превносят беспокойство в твою жизнь... нет, просто находишь некую внутреннюю референцию, которая придает тебе основательность (надежность). Возникающие трудности и проблемы амортизируются и никогда не доводят до отчаяния.

    Что тебе было сложнее всего перенести в монашеской жизни?

    Культуру. Во всех религиях - и буддизм не исключение - существует множество верований (убеждений). Ты оказываешься в любопытной ситуации. С одной стороны, видишь положительные результаты, происходящие в твоей жизни внутри этой традиции и свидетельствующие о больших изменениях. С другой стороны замечаешь, что принимаешь некие верования и религиозные практики, в которые до конца не веришь, но тем не менее продолжаешь их развивать, поскольку другой аспект учения идет тебе на пользу.
    В моём случае всегда существовал этот конфликт с нормами и догмами, которые на другом уровне давали мне результаты. Лично мне трудно верить. Мне важнее то, что я могу открыть в себе.

    Ты не советуешь верить во что-либо?

    Я убрал из моих сеансов медитации всё то, что требует веры. Люди меня спрашивают: «Ты преподаешь буддизм?». «Нет, я даю уроки медитации», - отвечаю. Буддисты говорят, что прежде чем во что-то верить, нужно это проанализировать. Одно из изречений Будды гласит: «Не верь тому, что я говорю тебе. Проверь на себе». Однако, не будем забывать, что любая религия – это религия.
    Стараюсь убрать из моих уроков всё то, что так или иначе связано с верованиями, чтобы прийти напрямую к переживанию того, кто ты есть.

    Значит, Буддизм Запада должен прийти именнно к этой наготе от норм и верований?

    Не обязательно. Я считаю, что большинству людей нужны нормы и правила. На сегодняшний день общество нуждается в четких референциях. Религия выполняет социальную роль гармонизации, создания мифов, способствует солидарности... Эта социальная её роль должна существовать, не должна исчезнуть. На мой взгляд буддизм замечателен так как он есть на данный момент. Считаю, пусть он продожает быть таким. Другой вопрос, это личность и к чему она хочет прийти со своей практикой.

    Системы верований всё еще выполняют некую роль?

    Будем откровенными, есть люди, которым необходима традиция и зависимость, что неизбежно ей сопутствует. Нет ничего плохого в том, чтобы им её предоставить. Зависимость на некоторых уровнях сознания может быть положительной.
    Люди находятся там, где должны находиться. Иначе был бы хаос. Есть люди, чувствующие себя неуютно в независимости. Они приходят в замешательство и теряются. Есть люди, склонные к зависимости, к тревоге, к депрессии... не справляющиеся с внутренней пустотой, впадающие в состояния зависимости. Если этим людям предоставить четкую структуру, они могут научиться обращаться с этой пустотой.
    Ты не можешь вести кого-либо к состоянию сознания независимости – что было бы идеально для того, чтобы научиться жить в пустоте – если человек не справляется с самим собой.

    Значит, религия продолжает быть необходимой?

    Религия предоставляет очень хорошую базу для дальнейшей эволюции, платформу, от которой можно оттолкнуться и прыгнуть на другие уровни сознания. Проблема возникает тогда, когда религия становится тормозом, пробкой.
    Будем откровенными. Большинство людей находятся на этом уровне выживания, где превалируют элементарные потребности: еда, человеческая привязанность… И не надо с них требовать большего. Всё, что они хотят, это экономической и эмоциональной надежности... На элементарные запросы – элементарные ответы.

    Мы перегружены страхами?

    Человек чувствует себя стиснутым страхом. Ему свойствено глубокое ошущение хрупкости перед смертью. Эта хрупкость проявляется также во время болезни, при потери работы… Эта хрупкость должна компенсироваться уверенностью, которую в какой-то степени может дать религия. Если же подняться на иной уровень сознания, то уже не обязательно компенсировать эту неуверенность.

    Чем ты объяснишь этот расцвет буддизма на Западе?

    Референции некоторых ценностей придают покой. Образ лам как предполагаемо просветленных и продвинутых существ обладает огромной силой, особенно для потерянных и без референций. У нас нет моделей цельных людей. Наверняка они существуют, но публично их голоса не слышны... И вот приезжают ламы, и люди притягиваюся. Потом вдруг обнаруживают, что учения превносят в их жизнь очевидно положительные результаты.

    Намекаешь на нехватку референций в нашей стране?

    В Испании есть очень ценные люди, но они не видны, их не поддерживают, их не признают.

    Однажды мы избавимся от костыля под названием религия?

    Думаю, в обществе всегда будет часть населения, нуждающаяся в этом костыле. Изменение уровня сознания требует усилия и многие не готовы на это.
    Осознание глобальной хрупкости тем не менее способствует пробуждению сознания.

    Выбор монашеского ухода от мира продожает быть действенным в наше время?

    Необходимо, чтобы существовали люди здоровые эмоционально, ментально и духовно. Невозможно жить в мире без этого необходимого равновесия.
    Если ты не готов, мало чем можешь помочь людям, можешь совершить много ошибок. Одна из форм подготовки – это уход из мира. Мы очень обусловлены культурой и воспитанием. Уход от мира помогает разобусловиться. Очень полезно уйти, чтобы потом вернуться. Такая форма предусмотрена тоже в буддизме.

    Монашество как средство, а не как цель...

    Именно так. Сделаться монахом – это средство, чтобы достичь более высокого уровня сознания и оттуда иметь большие способности помочь. Необходимы периоды углубления, трансформации, связи с истинным...
    Как я говорил раньше, для многих людей образ монаха обладает большой силой. Этот образ очень признан и он пробуждает. Монах, выходя в мир из заточения, излучает всего лишь своим присутствием.

    Суждено встретиться духовности Востока с духовностью Запада, хотя бы внутренне?

    Никогда и не было никакой реальной разделенности. Могло показаться, что она была на уровне иерархий, форм, но не среди людей истинно духовных. Человек, находящийся на определенном уровне сознания, в независимости от данной ему этикетки, всегда узнает подобного ему.
    Эти узнавания происходили всегда, даже когда в мире форм проходили войны. В конце концов религии продолжают поддерживать своё могущество.
    Главное – это цель, которую мы преследуем. Избранный путь - та традиция или иная - уже не суть важно. Если же переживание твоей религии основано на страхе, все остальные религии будут казаться нижестоящими.

    Есть существенная разница между молитвой и медитацией?

    Молитва предполагает обращение к высшему существу, более совершенному и идеальному. Медитация имеет отношение к осознанию чего-то. Мы можем вообразить и созерцать образ Будды и это будет медитация, но можем также и обратиться к Будде за вдохновением, благословением или за помощью в жизни, в разрешении проблем... это будет уже молитва. Медитация не останавливается на дуальном видении.
    Всегда есть первый этап, на котором молишься кому-то. На втором этапе вдруг осознаешь, что это высшее существо у тебя внутри. И наконец на третьем и последнем этапе чувствуешь, что являешься частью этого высшего существа.

    В твоих книгах ты указываешь на то, что медитация помогает нам узнать кто мы есть...

    Именно так. Медитация подводит нас к этому наблюдению, кто мы есть на самом деле. Можем в конце концов прийти к открытию того, что, то высшее существо, что, как нам казалось, находилось во вне, в реальности и есть мы сами и что это и есть наша истинная эссенция. Медитация приводит именно к этому недуальному видению мира. Существует абсолютная реальность по ту сторону логики и разума и мы являемся частью этой абсолютной реальности.

    Одна только форма медитации...?

    Нет, есть разные формы медитации: созерцание, пробуждение положительных состояний, которые имеются у медитирующего в скрытой форме... И, наконец, медитация, предназначенная для расширения сознания.

    Чтобы медитировать, нужно остановить мышление?

    Медитировать не означает остановить мышление. Если мы хотим познать нашу истинную эссенцию того, кто мы есть в реальности, а не то, что мы думаем о том, кто мы есть, существует такая мощная практика как наблюдение за умом, за мыслями. Наблюдаешь, что с ними происходит, но не останавливаешь их.
    А происходит то, что при наблюдении мысли становятся медленнее. Каждый раз возникает более широкое пространство межде ними. Мало-помалу открываем так называемую изначальную природу ума, то что в буддизме называют «природы Будды», эссенция того, что мы есть.

    В этом открытии того, что есть ум и что есть мышление, нет смысла останавливать их. Можем попытаться приостановить мысли, но эта попытка так и останется не иначе как мыслительным упражнением, которое позволит нам хорошо себя почувствовать и добиться ментальной силы, но не позволит нам узнать, что же мы есть. Чтобы увидеть, что мы есть, нужно наблюдать, ничего не сдерживая.


    И, медитируя, нет ли риска забыть о мире?

    Очень важно, медитируя, придать практике альтруистскую направленность.
    Лично я очень много работаю с такими (ценностями) как сострадание, альтруизм, прощение...
    В буддийской традиции путь не считается завершенным пока он не реализуется в рамках отношений с другими. Человек в индивидуальном плане может достичь состояния глубочайшего покоя, но это только полпути. Буддийская традиция предлагает завершить этот путь позитивными (? relaciones positivas) отношениями, помогая другим.

    Можем придать медитации альтруистский смысл?

    Очень важно думать, что практика служит для чего-то большего. Необходимо помнить то, что говорят ламы: я буду медитировать, с целью обрести мудрость во благо других, чтоб располагать большими ресурсами, овладеть большими искусными средствами, научиться сострадать, чтобы помогать другим.
    Каждый раз, когда мы медитируем, необходимо вспоминать прежде всего об этой мотивации. Это предупредит нас от падения в легкую ловушку, состояние, из которого нам не хочется выходить и в котором мы можем застрять. Наше стремление к полной эволюции проходит через желание помочь как можно большему количеству людей.

    Как мы можем достичь покоя на асфальте, так далеко от природы?

    Покой он приобретается внутри, он не зависит от внешнего мира. Наш покой нарушает не столько среда, сколько наш ответ на среду. В городе мы подвергаемся гиперстимуляции. Проблема заключается в нашей реакции на эти постоянные раздражители. Может проявиться в виде отторжения, неприязни или адикции, привязанности... Если же ты не реагируешь ни в той ни в другой форме, то твой ум может находиться в покое. Проблема заключается в эмоциональной реакции. Именно она нас выводит из равновесия: что-то происходит и я вовлекаюсь, происходит нечто другое и я это отторгаю... Большинство людей реагирует именно таким образом на раздражители.

    С физическим шумом происходит точно так же?

    Да, именно так. Важно не место, а то как ты размещаешься в этом месте. На нас действует не шумное место, а то как мы реагируем на это место. Эти реакции автоматические и необходимо от них разучиться.

    В Индии я жил в монастыре на природе. По возвращении в Мадрид я всё время наблюдал за собой, что же со мной происходит. Сначала я почти не выходил из дома, для меня это было ужасно утомительно. Но постепенно начинаешь справляться с ситуацией.
    Помню я достиг невероятного покоя в самом “El Corte Inglés” (гиперсупермаркет - пер.), когда сопровождал Ламу Сопа, моего учителя, во время покупки ботинок.


    И сейчас?

    Я предохраняю себя. У меня есть некоторые упражнения, которые помогают мне контролировать внешние раздражители. Они стали частью моей жизни и потому не требуют особых усилий. Развилась своеобразная бдительность, поскольку некоторые раздражители могут быть слишком агрессивны и, если ты не предохраняешься, они тебя могут поглотить. Уровень бдительности зависит от человека.

    Ностальгия по Востоку?

    Я получаю большое удовольствие от работы с людьми здесь, чувствую себя нужным.

    Каков у тебя личный опыт встречи с Далай Ламой?

    Он посвятил меня в монахи. Однако практически никто не имеет возможности личного опыта с Далай Ламой. Я всегда видел его в рамках групповых собраний и тем не менее встречи эти всегда были магическими: что-то всегда происходило в моем поведении, всегда появлялся какой-то свет... Не знаю как это выразить более четко, всегда вспыхивала какая-то внутренняя радость, открывались новые пути, новые двери, идеи при виде его...
    Это один из выдающихся людей на земле. Есть люди, что были на его конференциях, и что-то очень важное происходило в их жизнях.


    Koldo Aldai
    Fundación Ananta


  • 2
    29 авг. 2015
    wichy (модератор)
    Замечательное интервью, спасибо!!! 
    Aspirina сказал(а):
    Медитировать не означает остановить мышление. Если мы хотим познать нашу истинную эссенцию того, кто мы есть в реальности, а не то, что мы думаем о том, кто мы есть, существует такая мощная практика как наблюдение за умом, за мыслями
     Блин, как же трудно за ними просто наблюдать, не погружаясь :(
  • 3
    30 авг. 2015
    Aspirina
    wichy сказал(а):
    Блин, как же трудно за ними просто наблюдать, не погружаясь :(
     Да уж, иногда уходят годы, чтобы ощутились хоть какие-то микропродвижки. Зато как кардинально меняется восприятие себя и мира )
  • 4
    23 окт. 2015
    tan_ka
    Elena Vasta сказал(а):
    Прав был Макс Мюллер: что индийские слова круглые, а неиндийские - квадратные
    Красиво! Наверное и восприятие такое же :)
  • 5
    27 авг. 2019
    _newra (модератор)
    Понравилось интервью с православным священником

    Батюшка ответил. Священник о размерах пожертвований, зарплатах и иконках на бардачке 

    Вот недавно познакомились с Александром Кухтой. Это молодой священник, который служит в Михановичах и ведет просветительский блог «Батюшка ответит» (очень крутой). Саша рассказал о карьеризме, размерах пожертвований и крестов, испанском стыде, сути походов в храм, использовании мата и соцсетей.

    «Допускаю, что есть священники-карьеристы»

    — Вы всегда ходите в рясе?

    — Вне церкви — в обычной одежде. Но между службами, когда нахожусь в храме, ношу подрясник. Либо подрясник и рясу. Это еще одна накидка сверху, со стороны похожая на кимоно. Но сейчас жарко, поэтому я без рясы.

    — Бывают подрясники с начесом?

    — Бывают зимние рясы. Они тепленькие. Но у меня нет. Наверняка стоит дорого, поэтому я все-таки предпочту ей хорошую куртку аляску, которая более универсальна.

    Стоимость всей нашей одежды зависит от качества. К примеру, у меня два подрясника. Один покупал в Украине — он обошелся в какие-то копейки, долларов 20. Но такой подрясник синтетический и не очень удобный. Второй пошил себе сразу же после того, как стал священником, долларов за 100. Еще видел шелковые подрясники. Они очень дорогие. Но у меня таких нет.

    Есть облачения, в которых мы служим. Цвет выбирается в зависимости от праздника. Красный — пасхальный, черный и фиолетовый — постные, грустные, голубой используется на богородичные праздники, белый — на венчание, крещение.

    «Вообще, красивый крест — это как медаль, как награда. Показывает твои статус, заслуги и выслугу лет»

    Есть еще стихари — это облачение дьяконов. Дьякон — первая ступенька священства. Сначала дьякон, потом священник, потом епископ. Но епископами у нас бывают только монахи, так что это не моя история. Я женат.

    — То есть у вас возможен карьеризм. Это нормально с точки зрения религии?

    — Формально карьерного роста конкретно для меня нет. Я описал три ступеньки священничества. Выше священника уже не вырасту, потому что я не монах и не могу стать епископом. Но есть мелкие внутренние различия. Например, просто священник — это иерей. А уважаемый, заслуженный священник — это протоиерей. Он как бы первый среди равных. Формально такой же, как и все, но приставка «прото-» подчеркивает его заслуги перед церковью.

    Бывают настоятели храмов, бывают не настоятели. Есть священники с внутренними церковными должностями, например те, кто отвечает за социальную или миссионерскую работу. Наверное, эти должности как-то можно привязать к карьерному росту. Но больше геморрой и всякие бумажки.

    То есть в теории карьеризма быть не может, но практика — дело немного иное. Да, мы несовершенны. Да, есть священники, которые хотят себе храм покомфортнее, хотят храм в центре города. И если не быть там настоятелем, то хотя бы просто служить. В некоторых случаях это оправданно, если у человека большая семья, например, или он городской по натуре и в деревне чувствует себя некомфортно.

    Но допускаю, что есть священники-карьеристы, которые утверждаются, собирая должности.

    «В Минске священник будет получать среднюю по городу зарплату»

    — Крест дорогой?

    — Мой священнический крест стоит 1300 российских рублей — 40 белорусских.

    — Есть какая-то церковная мода по размеру креста?

    — За заслуги священники могут награждаться правом ношения какого-то креста. Есть простые священнические кресты — стандартные, их вручают сразу после рукоположения. Они все примерно одинаковые и почти не отличаются друг от друга.

    Второй крест такой же, но желтого цвета, он называется золотым. Но золота там столько же, сколько в моем серебра. И «золотые» кресты быстро выцветают, становясь грязно-серыми.

    Следующая стадия — крест с украшением. Насколько я в курсе, в большинстве случаев там бутафорские камешки. Но наверняка существуют кресты и с настоящими камнями.

    «Часто больно читать новости о жизни священников, понимая, что там много правды»

    Вообще, красивый крест — это как медаль, как награда. Показывает твои статус, заслуги и выслугу лет. Однако можно иметь очень навороченный крест, но быть вторым священником в маленьком храме. Если человек служит 20 лет, ему предоставят право ношения такого креста. Пользоваться этим правом или нет — личное решение священника.

    — Сколько может зарабатывать священник в Беларуси?

    — Верхней границы я не знаю. Но есть правило: священник получает примерно среднюю зарплату местности, в которой служит. Даже если ты очень-очень сильно захочешь, вряд ли получишь больше среднего работника своей местности, если дело происходит в самом далеком колхозе страны. В Минске — да, ты будешь иметь минскую зарплату.

    — С вашей зарплаты получается отложить?

    — Сейчас — совсем нет. У меня ремонт. В прошлом месяце я получил примерно $450. Но я не монетизировал блог. С него я вывожу от $150 до $250. Раз на раз не приходится.

    — Куда священники едут в отпуск?

    — Все по-разному. Есть благочестивые, которые копят целый год и ездят на Афон помолиться. Есть любители отправиться на море, чтобы лежать на шезлонгах и смотреть на воду. Есть путешественники. Все по возможностям. Многие вообще не могут позволить себе никуда выбраться, разве что в деревню к бабушке или на дачу к родителям.

    «Стыдно за некоторые поступки некоторых священников»

    — Как в храме происходит распределение пожертвований?

    — У храма есть два основных источника дохода. Спонсоры — они могут быть или не быть. Пожертвования прихожан — они тоже могут быть, а может их и не быть. Как минимум из поступивших денег надо уплатить налоги. В Беларуси церковь платит их, как и все религиозные некоммерческие организации. За эти деньги храм нужно ремонтировать, отапливать и поддерживать в надлежащем состоянии. За эти деньги нужно содержать семинарию, заниматься миссионерской работой. С этих денег нужно в том числе платить зарплату священнику.

    — Есть какой-то «общак» в головном офисе церкви, который собирает все пожертвования?

    — По всем храмам не знаю. Но есть налог, его платит каждый храм. Конкретных цифр не скажу, потому что в моем случае распределением пожертвований в храме занимается настоятель.

    — Как реагировать на священников, которые носят Gucci и катаются на Mercedes?

    — Я тоже не знаю, как на это все реагировать. Проблема конкретно моего служения — в чувстве испанского стыда, который я регулярно испытываю. То есть вроде бы я не при делах, вроде бы сам на «мерсе» не езжу, но да, мне стыдно за некоторые поступки некоторых моих братьев.

    Часто больно читать новости о жизни священников, понимая, что там много правды. Подобные истории действуют антимиссионерски. Но все, что я могу делать, — это быть на своем месте и хорошо делать свою работу.

    — Допустим, но как реагировать, когда говорят, что поповский «мерс» — это пожертвование? Звучит ведь неубедительно.

    — Прекрасно понимаю. Но думаю, что если мы рандомно проедемся по Беларуси, посещая каждый храм в каждом населенном пункте по пути следования, и будем смотреть на машины священников, то найдем достаточно малый процент автомобилей представительского класса. Все-таки чаще люди говорят о вещах из ряда вон выходящих. О том, что ненормально. То есть если ты говоришь со мной о Mercedes, значит, ты сам признаешь, что это не норма. Я же, признавая проблему, хочу обратить твое внимание, что в массе мы не ездим на крутых автомобилях.

    Я бы различал христианство и христиан. Мы люди, мы несовершенны. К сожалению, часто вещи, которые мы проповедуем, в жизни реализуются очень плохо.

    — Если священник нарушает ПДД, это в первую очередь грех или пренебрежение законодательством страны?

    — В Уголовном и Административном кодексах страны есть понятия, которые совпадают с формулировками греха. Но есть и несовпадения.

    Вообще, грехом мы считаем оскорбление образа Бога в себе или в своем ближнем. Нарушение ПДД — да, это плевок в те правила, которые написаны кровью, поэтому я считаю это грехом.

    — Как часто грешат священники?

    — Священники — тоже люди. Мы все пациенты, которые лечатся от греха. У кого-то лечение протекает более успешно, у кого-то менее. А кто-то вообще демонстративно забивает на предписания врачей и смывает таблетки в унитаз. Все случаи уникальны, но мне хотелось бы верить, что среди моих сослужителей общая картина более-менее красивая.

    — Священник, который согрешил, сам себе их отпускает?

    — Нет такого, чтобы я садился перед зеркалом и говорил сам с собой по душам. Священники периодически собираются на общую исповедь, где духовник епархии, один из самых опытных из присутствующих, исповедует других священников. Но вообще, это очень интимный момент. Покаяние не сводится к формальному «Я согрешил». Настоящее покаяние — это реальное изменение образа жизни.

    «Углями для кальяна можно растапливать кадило»

    — Как определяется цена ритуалов?

    — В каждом храме по-своему. Так сложилось, что в храме, где служу я (это Михановичи), нет никаких цен и никаких такс. Если тебе нужно крестить ребенка, ты просто проходишь собеседование (это обязательно).

    И когда человек задаст вопрос «Сколько?», я отвечу, что оплата — исключительно его желание. В других храмах может быть такса. Но опять же она может формироваться от потребностей.

    — Не боишься ударить кого-то из прихожан, размахивая кадилом?

    — Это опыт. Такого страха уже нет. Понятно, когда ты впервые получаешь кадило в руки, рука не набита. Но через два-три, не знаю, четыре раза становится ясно, что кадить просто. Нужно соблюдать баланс — это технический момент.

    — Углями для кальяна можно растапливать кадило?

    — Я не эксперт, но думаю, что можно. Правда, кадильные угли для кальяна не совсем подходят. Кадильный уголь дает больше дыма, что для кальяна нехорошо.

    — У тебя уголь падал из кадила?

    — Да, прожег себе ковер в храме. До сих пор эта дырка напоминает, какой я был неопытный. У меня в семинарии не было предмета «Что делать священнику, если во время службы что-то пошло не так». Но когда у меня упал уголь, я сделал вид, что все нормально. Мы все быстро убрали. Храм я не сжег.

    — Какое вино можно использовать для причастия?

    — Только кагор — красное сладкое вино. Централизованного поставщика у церкви нет. Знаю о случаях, когда используется не кагор, но это не в традиции.

    — Хлеб, который дают прихожанам, какой-то специальный?

    — Это называется просфора. Не продукт какого-то хлебозавода, а церковный крафт, скажем так. Это вопрос не догматики, а скорее традиции. Он печется по особой технологии, но момент не сильно принципиальный.

    — От брезгливых вопрос. Вы же кормите людей с одной ложки?

    — Да. После службы священник, который покормил всех присутствовавших людей с этой ложки, должен потребить все остатки. Мы верим, что в каждом атоме причастия находится сам Бог. То есть ты не выльешь остатки. Самое благочестивое потребление — это в себя.

    «У иконы, которую мостят на приборную панель в машине, тоже нет функции вас оберегать»

    Знаешь, есть любители устраивать погони за самыми большими святынями и посещать их. Но это бредовая идея. Потому что самая большая святыня — это причастие, сам Бог, который присутствует на каждой службе в чаше с причастием. И если говорить о брезгливости — да, это момент нашей веры. Мы верим, что во время совершения таинства ничего болезнетворного передаваться не может.

    — А если ты налил полную чашу кагора, а прихожан было мало?

    — Может ли священник напиться? Слушай, ну ты же видишь, сколько людей пришло на службу, и можешь примерно понять, сколько из них будет причащаться. Я лично всегда использую чуть-чуть кагора.

    — На сколько причастий в итоге хватает бутылки кагора?

    — В моем маленьком храме — надолго. Бутылка — на месяц.

    — Не боишься, что ребенок упадет, когда ты держишь его во время крещения?

    — У меня свой маленький ребенок, я опытный папа, детей держать умею. Но когда приносят совсем крох, снова боюсь, потому что забыл, каково это — держать на руках грудничков.

    Теоретически я мог бы крестить и своего ребенка. Но я этого не делал, просто чтобы не смешивать для себя священство и отцовство. Это как врач, который не лечит своих домашних.

    «Икона на заставке телефона — это моветон»

    — Зачем ходить в храм, если говорят, что Бог у человека внутри?

    — Все, что я могу делать как человек, реально осуществить дома. Не выходя из квартиры, я действительно способен совершать добрые дела. Не знаю, у меня есть банковская карточка и интернет — могу пожертвовать кучу денег на лечение ребенка. Я могу дома молиться. В принципе, качество молитвы не зависит от вашей локации.

    Храм сам по себе — просто помещение, в котором удобно собираться. При желании и необходимости мы можем собираться в любом другом помещении. Или даже вообще без помещения. Мы приходим в храм потому, что удобно, потому, что здесь проводится служба — литургия. Мы верим, что во время службы происходит какое-то таинство, мистерия. В конце священник выносит чашу с причастием. И мы верим, что в каждой частице причастия, в каждом атоме находится сам Бог.

    Для христиан принципиально важно причащаться регулярно — желательно на каждой службе. Если я этого не делаю, то могу быть просто хорошим парнем, который совершает добрые поступки, молодцом, но не христианином.

    — Могут ли священники пользоваться соцсетями?

    — Я пользуюсь. Если человек начнет постить какую-то жесть, понятно, с ним как минимум будет проведена воспитательная работа. Потому как со священника часто берут пример в христианской жизни. В остальном все свободно. Если тебе 40 лет, ты вряд ли станешь выкладывать в соцсетях какую-то дичь. Потому как твой сетевой след будет тянуться за тобой всегда.

    — Сторис со службы — это нормально?

    — Есть священники, которые это делают. Но для меня это странно. Вообще, я не очень понимаю Instagram — наверное, слишком старый для него.

    — Священники используют мат?

    — Я — практически нет. Опять-таки я человек, у меня может что-то проскочить, как и у всех людей. Но это скорее случайность. Естественно, в такой ситуации нет ничего хорошего. Но если я ругнулся, то не занимаюсь самобичеванием. Просто считаю, что такая лексика не должна проскакивать у культурных людей. Поэтому стараюсь не использовать мат не только по религиозным причинам.

    — Если на заставку телефона поставить икону, это поможет?

    — Нет, я вообще считаю это моветоном. Икона должна быть на месте иконы, а заставка телефона… Тыкать пальцем в икону? Запускать иконки с иконы? Это как-то кощунственно.

    У иконы, которую мостят на приборную панель в машине, тоже нет функции вас оберегать. Да, многие водители используют их как некий оберег. Но это проблема водителей. Икона — она как фотография. Если я далеко уезжаю, то везу в кошельке фотографию своей супруги. Вечером я могу достать ее, сказать «Я люблю тебя» и даже поцеловать. Понятно, в этот момент я целую не бумагу и краску, а образ человека. То же самое с иконой. Это некий предмет, через который проще обратиться напрямую к тому, кто на ней изображен.

    «У нас нет православной „Камасутры“»

    — Священник имеет право жениться?

    — Молодой человек до того, как стать священником, должен определиться: идти ему в монахи или жениться. Монах не имеет права жениться. Со своей женой я познакомился еще в школе. Потом мы несколько раз расставались и общались, когда я был семинаристом.

    — Что такое подкат семинариста?

    — Не думаю, что он чем-то отличается от любого другого подката. Все то же самое. Такая же милая и немного приторно-противная романтика.

    — Молодой священник испытывает страсть к девушке, с которой хочет завести отношения. Это греховно?

    — Это физиология. Просто да, я пытаюсь держать себя в руках, пытаюсь чаще включать голову, разум и совесть, чем какие-то другие органы. Наверное, так должны делать все молодые люди, которые настроены на серьезные отношения и хотят вступить в брак.

    — Хорошо, первый секс, который происходит в таких отношениях, угоден церкви?

    — Церковь считает, что секс — это круто. Церковь за секс. Посмотрите хотя бы тексты нашего таинства венчания. Другой вопрос, что такое секс в нашем понимании. Мы считаем грехом любой секс вне брака. С другой стороны, в брачную жизнь, в спальню к супругам мы не лезем. У нас нет православной «Камасутры», мы не вешаем графики на стенах и не раздаем советов.

    «Зайди к тем же католикам — там намного больше молодежи. Зайди к протестантам — там бабушек не будет вообще»

    Если ты считаешь себя обезьянкой, то в мире обезьянок вообще не важно, кто, где, как и с кем спит. Но если ты не обезьянка, возникает вопрос: кто такой человек? В христианской системе определение человека, кроме прочего, затрагивает такие важные аспекты, как мое естественное желание размножения. В нашем понимании секс должен быть в браке как наивысшая точка супружеской любви.

    Поэтому мы не считаем, что секс должен быть только для зачатия и рождения детей. Нет, это естественная часть супружеской жизни.

    — Как церковь относится к татуировкам с куполами и крестами?

    — Например, есть копты, коптские христиане, которые живут среди арабов. Для них важно вытатуировать на себе крестик — либо на запястье, либо на лбу. С одной стороны, это какой-то вызов арабскому миру, что вот мы христиане, с другой — это просьба в случае чего похоронить по-христиански. Это религиозная татуировка, к которой у меня нет вопросов. Это оправданная традиция.

    В других случаях церковь относится к татуировкам сложно. Потому что мы видим в теле человека храм Святого Духа. И не каждое изображение, даже если внешне оно благочестиво, может хорошо смотреться на нем. Поэтому мы не то чтобы запрещаем, но относимся к тату с осторожностью.

    — Батюшка с татуировками — это реально?

    — Реально. Я таких видел. Их не очень много. Обычно это татуировки из прошлой жизни. Их оставляют как память о бурной молодости и прочих приключениях.

    «Тон православия очень подходит бабушкам»

    — Священник может быть неверующим?

    — Наверное, да. Технически. Потому что у нас нет линейки, которая замеряет степень веры каждого человека. Я читал дневники и истории постреволюционных священников, которые писали, что давно уже не верят, но люди они в возрасте и потому просто делают привычные для себя вещи.

    — Почему у православия такой слабый маркетинг?

    — Меня тоже интересует этот вопрос. Я не знаю. Понимаю, речь о более проработанном имидже и большей привлекательности.

    — Кришнаиты танцуют, протестанты поют госпелы — веселье...

    — Понимаю. Вопрос: почему у нас в храме столько бабушек? Зайди к тем же католикам — там намного больше молодежи. Зайди к протестантам — там бабушек не будет вообще. Смысл в том, что у нас ведется очень хорошая работа с бабушками как с целевой аудиторией. Тон нашей церковной проповеди очень соответствует запросам именно этой группы людей.

    То есть то, как мы говорим, близко женщинам, которые прожили жизнь. С одной стороны, они смотрят в свое прошлое. У людей есть потребность в покаянии. Не в том смысле, что «прости, Господи». Просто люди старшего возраста хотят исправить ошибки прошлого.

    С другой стороны, они смотрят в будущее. Но понимают, что там их ждет медленное увядание и затухание. Они чувствуют дыхание смерти. И вот получается, что наша традиция и тон проповеди подходят таким людям. Оттого бабушкам и заходит православие.

    Но наша проповедь по форме чужда и непонятна условному программисту, который только-только окончил универ. Он не мыслит нашими материями, у него другие формулы в голове. К нему нужен другой подход. В своем блоге я и занимаюсь тем, что пытаюсь подобрать подход к своему поколению и к самому себе.

    — Почем опиум для народа?

    — Как настоящий священник, я спрыгну с темы. Но, насколько я помню, первоначальная задача опиума — не быть дурманом, а снимать боль. И религия во многом — да, снимает боль.

    — Что бы ты поменял в своей профессии?

    — Мне нравится гипотеза лингвистической относительности, которая предполагает, что наш язык, то, как мы говорим, определяет наше сознание. Поэтому я бы выкинул из церковного обихода все эти ритуальные византизмы — обращения вроде «Ваше Высокопреподобие, Преподобие, Преосвященство» и так далее. Знаешь, если ко мне официально обращаться, а это происходит редко, то я «Ваше Преподобие».

    — Пацан 27 лет?

    — Это византизм. Церковь — очень традиционное общество. Но уже настал другой мир. Самый яркий элемент из прошлого — поцелуй руки священника. Да, мы говорим о том, что священник — это образ Христа, поэтому люди целуют не руку священника, а божью десницу. Но в реальности это часто развращает священников, которые перестают видеть в окружающих людях ближних, а видят подчиненных.

    Наверное, в византийской культуре такое смотрелось гармонично и естественно. В нашей — уже нет: дико и непонятно. Я бы от этого отказался, чтобы церковное общество стало человечнее. О каком равенстве может идти речь, когда я тебе целую руку каждый раз, когда с тобой здороваюсь? Это первое.

    Второе. Я хотел бы перевести наши службы на адекватный язык, на котором мы общаемся. На белорусский или русский. Да, каждую субботу в Петропавловском храме проводятся службы на «мове». Периодически проводятся службы на русском языке либо с элементами русского языка. Но это не массовая практика. А мне бы хотелось, чтобы была массовая. Наши прихожане любят хвастаться, что понимают старославянский язык. Но на самом деле это не так. Славянский язык не понимает практически никто. Да, слова знакомые, но язык — это не только слова. Язык — это и синтаксис — построение предложений. Так вот, церковнославянский язык в своем синтаксисе — это калька с греческого.

    А как быть с наполовину переведенными словами, которые один корень имеют славянский, а второй — греческий?

    А как быть с ошибками и неточностями, которые присутствуют в церковнославянском языке?

    Ну или хотя бы попробуйте, не подглядывая в словарь, точно сказать, что такое «благоутробие» — слово, которое встречается чуть ли не в каждой молитве. А это милосердие.

    Третье. Я бы отказался от практики крещения всех подряд. Сейчас мы крестим практически любого младенца, которого приносят в церковь. Иногда я отказывал, но то были исключения. Мне бы хотелось вернуться к древней практике — крестить либо взрослых людей, которые пришли к этому осознанно, либо детей исключительно своих прихожан. Логика в том, что если папа — футболист, то и своего ребенка он отдаст в футбольную секцию, делясь с ним тем, что сам имеет, умеет и ценит. Нельзя воспитать ребенка в вакууме. Так и родители, которые являются христианами, будут воспитывать своего малыша христианином. Поэтому авансом по вере родителей мы должны крестить малышей.

    А мы, получается, крестим всех подряд. Есть даже не смешной анекдот по этому поводу про прихожан на колесиках, которые ногами в церковь никогда не ходят. Сначала ребенка привозят родители, потом он сам приезжает в свадебном кортеже, и в конце его везут на катафалке.




  • 6
    28 авг. 2019
    IrinaVolga (модератор)
    Понравился ответ на "Что бы ты поменял..."
  • 7
    23 нояб. 2019
    Elena Vasta (сайт-админ)
    "Не лги, не убий, не укради" - это не мистическая жертва, которую требует от нас Господь в силу своей непостижимой субъективности, и даже не классово и социально обусловленный регулятор фертильности и социального этикета, а просто инструкция по плаванию в вечности.

    Можно плыть брассом, можно кролем, можно по-собачьи - учений в мире хватает. Но если мы действительно плывём, мы перемещаемся в другие вселенные, причём сразу. Мы не чувствуем и не помним этих переходов, потому что в каждом из новых миров, куда мы прибываем, мы оказываемся просто его составной частью, которая была там всегда. 
    Такой вот парадокс.

    Бывает и так - мы делаем что-то дурное, а потом словно в ответ на это, вдруг меняется весь наш мир. Происходит значительное и очень неприятное событие, бросающее мрачную тень и на нашу жизнь тоже. Причём масштабы этого события, затрагивающего миллионы людей, настолько велики, что мы понимаем - оно никак, ну никак не могло быть вызвано нашим микроскопическим грешком. И тем не менее нас не отпускает уверенность, что мы правильно поняли суть дела - и вселенная каким-то образом сводит счёты с нами.

    Людей, говорящих об этом в слух, называют солипсистами, или проще - шизофрениками.
    Тем не менее интуиция их не обманывает. Причина трансгрессии мироздания в них - они просто не видят механизма, перекинувшего их из счастливого мира во вселенную, где раньше не было хорошо, а потом вдруг стало совсем плохо.

    Если бы я ощущал в себе задатки проповедника и верил, что людей можно уговорить прыгнуть из плохого мира в хороший, я надел бы маскировочную балаклаву (иначе не будут слушать), залез бы на бронетранспортёр и прокричал бы что-то вроде:

    - Человек! Не нравится то, что вокруг? Желаешь жить среди нормальных людей? Стань таким, каким хочешь видеть других. Только не притворяйся на пять минут, не хитри - а действительно стань.

    Миру не останется ничего как последовать за тобой.

    Это и есть магия..."

    Виктор Пелевин "Любовь к трём цукербринам"
  • 8
    21 апр. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Долго копалась на сайте, думая, куда разместить это интервью с Ильей Беляевым. Решила сюда: 

    Советские мистики: история человека, который умер при жизни


    "Я даже открыл для себя путь противоположный пути любви — путь ненависти к собственному скотству. У нас внутри много остатков от животных жизней — похоти, страха, лени. Можно разжечь внутри себя ненависть ко всем этим вещам. Только не в отношении других людей — обычно все идут по этому пути! Можно возненавидеть собственное дерьмо, а потом взять совок и вынести."

  • 9
    21 апр. 2020
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    интервью с Ильей Беляевым
     Как интересно! А он в Ютубе есть?
    Ага, есть! мастер сатсанг. Искала его книги и наткнулась на книгу по суфизму. Что-то новенькое. Утопленная книга
  • 10
    21 апр. 2020
    lotusik

    "Пока я жил в Канаде, жена изучала санскрит, кашмирский шиваизм. Тогда мы начали с ней ездить в Индию. Она очень любит эту страну, в итоге она туда переехала и живет там уже много лет"
    Elena Vasta сказал(а):
    интервью с Ильей Беляевым
     Леночка, я так думаю, что Виктория Дмитриева - индолог, была женой Ильи. Очень много совпадений.
  • 11
    21 апр. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    lotusik сказал(а):
    Леночка, я так думаю, что Виктория Дмитриева - индолог, была женой Ильи. Очень много совпадений.
     Мне говорили об этом. Но я Вику не стала сама спрашивать)
  • 12
    21 апр. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    tarjuman сказал(а):
    Ага, есть! мастер сатсанг. Искала его книги и наткнулась на книгу по суфизму. Что-то новенькое. Утопленная книга
     Иринка! Хочешь эту книгу? Я тебе ее вышлю!
    tarjuman сказал(а):
     Как интересно!
     Интересно, это понятно. А какое как бы "послевкусие"? 

    lotusik 

    Тань, а у тебя?

    А кто-то еще полюбопытствовал?
  • 13
    21 апр. 2020
    lotusik
    Elena Vasta сказал(а):
    Тань, а у тебя? А кто-то еще полюбопытствовал?
     Не поняла вопроса, Лена.
  • 14
    21 апр. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    lotusik сказал(а):
    Не поняла вопроса, Лена.
     какое "послевкусие" после прочитанного)
  • 15
    21 апр. 2020
    lotusik
    После прочитанной статьи? Никакого, если честно...Странное учение.
  • 16
    21 апр. 2020
    _newra (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    А кто-то еще полюбопытствовал?
     Все, что в этом интервью - вроде бы было в "Острие кунты". Только в фрагментарной и не очень связной форме.  А "Острие кунты" в свое время очень понравилось. 
  • 17
    21 апр. 2020
    NataRani
    Elena Vasta сказал(а):
    А кто-то еще полюбопытствовал?
        Я полюбопытствовала и прочла интервью с Ильей Беляевым. Трудный был у него путь, даже очень опасный в самом начале.
    Мне кажется, он несколько красуется, когда говорит о себе: «Я мертв. Это результат моей практики».
    То, что вокруг него "вьётся стайка восторженных учениц", меня не удивляет.  Потому что Беляев, на самом деле, человек страстей, сильной воли и магнетизма.  Такой мужчина легко притягивает к себе неофиток. Есть в нём самоуверенность, но она отчасти напускная, мне кажется.

    Что в нём хорошо - что он идёт по собственному пути, прилагает усилия, и ему многое открывается.  Волевой человек, да.
  • 18
    22 апр. 2020
    Svetliaciok
    "Стайка восторженных учениц"... )
    Волею судьбы бывала знакома с некоторыми эзотериками - "учителями". Что-то все они были бабниками ;)) 
  • 19
    22 апр. 2020
    Talia_Lia
    Elena Vasta сказал(а):
    А кто-то еще полюбопытствовал?
    По крайней мере, он искренне верит в то, что говорит. Во всяком случае не чувствуется вот этой фальшинки и притянутости за уши, как у других вещающих. И сама форма видения, убеждений достаточно прозрачная, логичная, твердая. В них нет сказочности или сверхзапредельнореального.

    Я не могу судить о самой сути, я говорю о внешней форме.

    А так ищет все еще человек себя. И это хорошо. Ничего нет хуже уверенных в своей правоте. 

    Эти два утверждения противоречат друг другу: 

    Сейчас внутри меня счастье, которое ни от чего не зависит: я счастлив когда один, я счастлив, когда облеплен людьми. Раньше мне от этого было плохо. Мне надо было очищаться, восстанавливаться, а сейчас — нет.
    и
    Если жить в своем ашраме, можно быстро сойти с ума: люди просто сожрут.  
  • 20
    22 апр. 2020
    Talia_Lia
    А "Острие Кунты" прочту.