Индуизм и мировоззрение индийцев

  • 1
    17 июл. 2017
    VarD

    Индуизм хотя и далеко не единственная, но всё-таки основная религия в Индии. И без понимания её основ невозможно составить точное представление о мировоззрении и мировосприятии большинства индийцев. Можно сказать, что индуизм - уникальное явление, возникшее и развивавшееся почти естественно, без каких-либо искусственных векторов и внешних направлений. В основу мировоззрения большинства индийцев положено представление о множественности всего сущего людей, богов, животных, растений, миров и т.д. Также очень важно для любого индуса - представление о вечности и бесконечности бытия, а также наличии в этом бытии определенного смысла.  Именно наличие смысла не только в жизни вообще, но и в каждом поступке человека, в каждом его действии и каждой мысли – основа традиционного индийского мировосприятия. Любой индиец считает, что не только каждое его действие и поступок, но даже и мысль оказывают влияние на его дальнейшую судьбу не только в этой жизни, но и в последующих перерождениях. Недаром еще Владимир Семенович Высоцкий как-то заметил: "Хорошую религию придумали индусы". Предлагаю обсудить индуизм на данном форуме, тем более, что специальной темы, посвященной этой религии, на данном форуме я не нашел.

    Кстати, довольно много интересных материалов, посвященных индуизму, можно найти (удалено модератором)

  • 2
    17 июл. 2017
    Alt
    VarD сказал(а):
    Именно наличие смысла не только в жизни вообще, но и в каждом поступке человека, в каждом его действии и каждой мысли – основа традиционного индийского мировосприятия. Любой индиец считает, что не только каждое его действие и поступок, но даже и мысль оказывают влияние на его дальнейшую судьбу не только в этой жизни, но и в последующих перерождениях.
    Реалии показывают, что всё же не "любой". Было бы так, как Вы изволили выразиться, то бишь, действительно когда любой считал бы, что каждая его мысль, каждый замысел, каждое действие и слово влияли на его будущее, то люди были б более осознанные и ответственные...
    А на поверку мы видим условия жизни индийцев, их качество жизни вполне достойного тому, чего заслужили...
    Мне, разумеется, можно возразить, мол, они всё равно счастливые, жизнерадостные и улыбчивые. Потому, что они проще относятся к окружающему их бытовым и прочим условиям...
    Но и на это у меня есть аргумент - то количество болезней и таких, "маманегорюй" болезней у индийцев в моём понимании говорит о том, что они отнюдь не так осознанно живут, как иной раз может показаться...
    Извините, если у меня моя тирада получилась немного сумбурно и скомканно. Просто, для более удобоваримого восприятия мне понадобиться текста несколько страниц. А у меня на это нет никакого желания... ;)
  • 3
    17 июл. 2017
    VarD
    Видите ли, к сожалению, далеко не всё всегда зависит от человека, а часто и от ситуации. Кроме того, я ведь говорю о мировоззрении индусов, а не о том, насколько оно соответствует реальности.
  • 4
    17 июл. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Есть такая тема, я чуть изменила название
  • 5
    17 июл. 2017
    Alt
    VarD сказал(а):
    я ведь говорю о мировоззрении индусов
    А я о чём-то другом разве говорил? :))))
    Мой опыт и знания показывают, что сознание определяет бытие, а никак не наоборот. 
    Таким образом, осознанное, а не "шаблонное" (по канонам индуизма) мировоззрение в результате приводит к тому виду существования, когда у человека действительно в душе доброжелательность, любовь, благодать и многое другое...И действительно, даже при невысоком уровне жизни, при наличии серьёзных заболеваний физического тела есть умиротворение и покой...Счастье, в обычном понимании человеческими категориями...
    Но, когда говорится и преподносится одно, а на самом деле люди полны ненависти, зависти, агрессии, вражды и неприятия, да и много чего другого - для меня это означает лишь двойной стандарт и ложь...
    Коль упоминули песню Владимира Семеновича, то, если и вправду человек понимает со всей ответственностью что "...тот облезлый кот был раньше негодяем", то он сам не станет жить и поступать, как негодяй. Осознавая последствия. И даже стремиться стать после дворника "прорабом", а после до министра..." - тоже не станет. Потому, как это корысть и алчность... И при таких мыслях "не воздасться"...
     

  • 6
    17 июл. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    VarD сказал(а):
    В основу мировоззрения большинства индийцев положено представление о множественности всего сущего людей, богов, животных, растений, миров и т.
     В основе индуизма лежит следование законам дхармы, неукоснительное выполнение СВОЕГО долга, соблюдение религиозных предписаний, выполнение обрядов. Я не случайно выделила слово "своего", потому что кастовое общество является  основой индуизма, и каждый сверчок должен знать свой шесток. Человек принимает своё рождение в той или иной касте как данность богов, зная, что если он будет жить по дхарме, то в следующем рождении может расчитывать на улучшение своего положения в обществе).


  • 7
    17 июл. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    VarD сказал(а):
    поступок, но даже и мысль оказывают влияние на его дальнейшую судьбу
     Это гораздо в большей степени относится к буддизму, который  во главу угла ставит мышление и сознание,  чем ритуал или действие. Поэтому кармически более тяжелым "проступком" может быть помысел об убийстве, чем само убийство (совершенное по неосторожности или незнанию).
    Индуизм, как мне кажется,  больше про безусловную личную преданность (бхакти) своему ишта-девате и неукоснительное следование долгу (дхарме).
  • 8
    17 июл. 2017
    Alt
    VarD сказал(а):
    Видите ли, к сожалению, далеко не всё всегда зависит от человека, а часто и от ситуации.
     О да, и вижу и знаю не по наслышке.
    Что когда у человека "проблемы", то это есть следствие того, что была и осталась причина. И причина эта не в ситуации, а в человеке. В его сознании "косяк", в его мыслях, в словах, в делах...
    Вижу и знаю также и то, что очень хорошо работает выражение, что когда человек хочет, то ищет пути и способы. А когда не хочет, то ищет повод. Слово "ситуация" тоже подойдёт...
    И касается это не только материального мира, но и духовного развития.
  • 9
    17 июл. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Alt сказал(а):
    важаемый, и вижу и знаю не по наслышке. Что когда у человека "проблемы", то это есть следствие того, что была и осталась причина. И причина эта не в ситуации, а в человеке. В его сознании "косяк", в его мыслях, в словах, в делах...
     Мы же сейчас об индуизме как о религии и религиозной философии, а не в в общем о человеке?
    Alt сказал(а):
    Мне, разумеется, можно возразить, мол, они всё равно счастливые, жизнерадостные и улыбчивые. Потому, что они проще относятся к окружающему их бытовым и прочим условиям... Но и на это у меня есть аргумент - то количество болезней и таких, "маманегорюй" болезней у индийцев в моём понимании говорит о том, что они отнюдь не так осознанно живут, как иной раз может показаться...
     болезней "маманегорюй" много у низкокастовых и неприкасаемых, которые стоически их переносят, рассчитывая этим самым отработать неблагую карму в этой жизни. Поэтому в Индии так редки забастовки - люди от рождения принимают свою участь как волю богов
    Alt сказал(а):
    Но, когда говорится и преподносится одно, а на самом деле люди полны ненависти, зависти, агрессии, вражды и неприятия, да и много чего другого - для меня это означает лишь двойной стандарт и ложь...
     Этого в Индии гораздо меньше, чем в других странах
  • 10
    17 июл. 2017
    Alt
    Elena Vasta сказал(а):
    Есть такая тема, я чуть изменила название
     Лена, вот, кстати здесь, когда ты "от себя" высказалась, причём кратко, и, вместе с тем ёмко,  мне гораздо более располагает к обсуждению, нежели "научный подход" в той теме. Потому туда и носа не совал ;)
    К слову сказать, у меня об индуизме научных знаний нет вообще. Только непосредственно индийские трактаты изучал, да с людьми "носителями" индуизма общался. Только и всего ;)
    п.с.
    Да, не стоит забывать, что индуизм - это не только об Индии. Это и Шри-Ланка, и Бангладеш и ещё ...
  • 11
    17 июл. 2017
    Alt
    Elena Vasta сказал(а):
    Мы же сейчас об индуизме как о религии и религиозной философии, а не в в общем о человеке?
     Пардон, а кто носитель религии и религиозной философии, как не человек? Я конкретно об индуистах и говорю, а не в общем о человеке...

    Elena Vasta сказал(а):
    болезней "маманегорюй" много у низкокастовых и неприкасаемых, которые стоически их переносят, рассчитывая этим самым отработать неблагую карму в этой жизни. Поэтому в Индии так редки забастовки - люди от рождения принимают свою участь как волю богов
    Ну, не только у них. А в принципе, то-то и оно, что стоически переносят, как неотвратимое наказание, как часть, ты верно сказала...
    Мне не нравится слово "расчёт", но оно в данном контексте многое проясняет. Человек может рассуждать так, что мол, потерплю, это наказание, но после, в другой жизни мне станет лучше...
    Но вот парадокс, он в этой жизни либо ничего не делает для улучшения свой участи  ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Либо делает только для галочки по причине того, чтобы получить преференции в будущем. Ни то, ни другое не достойно человека сознания...
    То есть, говорить о том, что

    VarD сказал(а):
    Любой индиец считает, что не только каждое его действие и поступок, но даже и мысль оказывают влияние на его дальнейшую судьбу не только в этой жизни, но и в последующих перерождениях.
     основания не имеется ;)
  • 12
    17 июл. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Alt сказал(а):
     Пардон, а кто носитель религии и религиозной философии, как не человек? Я конкретно об индуистах и говорю, а не в общем о человеке...
     Я же пытаюсь - и этого же, как я поняла, хочет и топикстартер (если только его цель - не пропиарить свой ресурс) поговорить  о сути индуизма и его базисных ценностях, а не о том, как и кто этим ценностям следует. Чем индуизм отличается от, скажем, христианства или буддизма.

    При чем тут "человек" в этом контексте мне не понятно. Человек - это индивидум, и один индивидум может трактовать учение так, другой иначе, один ему следовать, а другой нет. Вроде бы речь идёт о том, что было "услышано" великими Риши, которых даже с большой натяжкой трудно отнести к человеческим субъектам (в привычном для нас понимании).

    Поэтому я, продолжая тему индуизма и его основ, считаю, что главное в индуизме - соблюдение ритуалов, преданность избранному богу и житие по дхарме: принятие своей участи и выполнение своих обязанностей 
  • 13
    18 июл. 2017
    VarD


    Alt сказал(а):
    Но вот парадокс, он в этой жизни либо ничего не делает для улучшения свой участи ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Либо делает только для галочки по причине того, чтобы получить преференции в будущем. Ни то, ни другое не достойно человека сознания...То есть, говорить о том, что VarD сказал(а):Любой индиец считает, что не только каждое его действие и поступок, но даже и мысль оказывают влияние на его дальнейшую судьбу не только в этой жизни, но и в последующих перерождениях. основания не имеется ;)
     Таким образом, получается что вообще любая религия недостойна человека сознания, поскольку предполагает получение в будущем либо преференций, либо наказания. Тогда и обсуждать религии не имеет никакого смысла. Зачем же тогда Alt этим занимается? Мне же представляется, что индуизм - совершенно потрясающее явление, вошедшее в кровь и плоть индийского народа, делающее этот народ в миллион раз симпатичнее, чем представителей так называемой западной цивилизации, и именно на нем построено "здание" индийской культуры, несмотря на мощное влияние в Индии и других религий (буддизма, ислама и т.д.).
  • 14
    18 июл. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Я согласна с академиком Рабаковым, который выносит индуизм за скобки мировых религий, потому что его практически невозможно рассматривать в отрыве от Индии. Это  сакрализация всего общественного уклада, свод правил и ритуалов, упорядочивающих жизнь от рождения до смерти. 

    Я как-то раз оказалась в компании индийца, который называл себя атеистом, но при входе в храм он привычно и быстро опустился перед брамином на пол и убрал волосы со лба, представляя его для нанесения тилака. Эти действия у него уже давно неосознанны и естественны, и он, пожалуй, не сможет стать "настоящим атеистом", как не может европеец стать "настоящим хинду"- все же эта религия неотделима от Индии, и индиец не сможет стать агностиком, исключения лишь будут подтверждать правила. Я видела, как годовалым и двухлетним детишкам складывают в храме ладошки в намасте: они ещё несмышлёныши, но становятся индуистами до того, как начинают ходить. 
    Буддизм и джайнизм - плоть от плоти Индии, хотя и не прижились в ней. Эти религии - результат углубленного поиска истины людьми, чья религиозная культура научила их медитативным техникам и развила способность к концентрации и созерцанию. На таком бекграунде и расцвели эти великие традиции, и меня никто не переубедит в обратном. Не будь индуизма - не было бы джайнизма и буддизма. Да, буддизм далее был подхвачен и развивался за пределами Индии, но появиться он там не мог.
  • 15
    18 июл. 2017
    VarD
    Elena Vasta сказал(а):
    Не будь индуизма - не было бы джайнизм и буддизма. Да, буддизм был подхвачен и развит далее за пределами Индии, но появиться он там не мог
     

     Совершенно согласен с этим утверждением. И джайнизм, и буддизм как своего рода оппозиционные религиозно-философские доктрины по отношению к индуизму однозначно отталкивались от его положений. Характерно, что несмотря на соперничество между этими тремя религиями не было агрессивного противостояния, даже близко напоминающего "разборки" всех уровней между направлениями христианства, да и внутри них, или межу направлениями ислама. Это характерное и одно из важнейших отличий политеизма от монотеизма.

    Что касается джайнизма, то сейчас мало чем отличается от индуизма, разве что более жесткими правилами, а вот буддизм, конечно, не особо сблизился с индуизмом, продолжая оставаться действительно оппозиционным учением. И это неудивительно, поскольку цели у правоверного индуса и такого же буддиста совершенно разные: у первого - получение лучшего перерождения, а у второго - достижение нирваны как прекращения всех перерождений. С моей точки зрения, очевидно, что цель индуса гораздо более доступна для понимания большинства людей, чем цель буддиста. Недаром же буддизм так сильно трансформировался в других странах Востока, превратившись в чань(дзен)-буддизм , очень сильно отличающийся в своей доктрине от изначального индийского варианта.

  • 16
    18 июл. 2017
    Alt
    Elena Vasta сказал(а):
    двойной стандарт и ложь...  Этого в Индии гораздо меньше, чем в других странах
     Рад был бы согласиться с тобой. Индию люблю с детства :) Но, стараясь быть объективным и беспристрастным - не соглашусь. Для таких утверждений нужно как минимум: а) знать, как с этим обстоят дела не просто в других странах, а в большинстве (хотя бы самых крупных).
    И пунктом б) определить категории: чем мерять? По количеству людей? В процентном соотношении к населению? ... ;)

    Elena Vasta сказал(а):
    поговорить  о сути индуизма и его базисных ценностях,
     Чисто теоретически? Пожалуй, тогда мои посты не у дел. Но, что до меня, то мне читая теория представляется скучной. Именно по причине отдаленности от реальности :)))))
  • 17
    18 июл. 2017
    Alt
    VarD сказал(а):
    Таким образом, получается что вообще любая религия недостойна человека сознания, поскольку предполагает получение в будущем либо преференций, либо наказания.
     Именно так. Подавляющее большинство из известных мне религий основаны на страхе наказания и заманивании (подкупе) благ в будущем...

    VarD сказал(а):
    Тогда и обсуждать религии не имеет никакого смысла.
     О, нет! Смысл имеется ;)

  • 18
    18 июл. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    VarD сказал(а):
    С моей точки зрения, очевидно, что цель индуса гораздо более доступна для понимания большинства людей, чем цель буддиста.
     В этом плане буддизм оказался для огромной Индии слишком "элитарен", потому что требовал серьёзной работы с сознанием, отринув наскучивший ритуализм. Однако укоренившись и распространившись в Тибете, Шри Ланке и в незначительном проценте в других странах, он так же (для большинства населения) вновь стал набором механистических религиозных ритуалов (исключение - китайский дзен). Однако все эти религии: индуизм, джайнизм  и буддизм будут неизменно привлекать к себе не только тех, кто ищет "свой путь", но и тех, кому интересно уникальное наследие мыслителей и философов древности, которое стоит вне времени и вне религиозных конфессий, это такой же бесконечный и неисчерпаемый океан мудрости и знаний, как бесконечна и непознаваема сама Вселенная. 
  • 19
    18 июл. 2017
    _newra (модератор)
    VarD сказал(а):
    поскольку цели у правоверного индуса и такого же буддиста совершенно разные: у первого - получение лучшего перерождения, а у второго - достижение нирваны как прекращения всех перерождений.
    В индуизме разве цель не мокша? По буддизму тоже не соглашусь, нирвана - это цель Хинаяны.
  • 20
    18 июл. 2017
    tan_ka
    _newra сказал(а):
    В индуизме разве цель не мокша?
    Тоже об этом подумала.
    А как же освобождение? Все читаю и читаю - там только об этом :)