Ну а теперь, когда я окончательно заморочила вам голову, начну рассказ о самой поездке и древнем затерянном городе.
Возникновение кхмерского царства. Как гласит одна легенда: древние династии кхмерской империи произошли от союза принца Прех Тхонга с дочерью Короля Змей Нагаражди. Индийский царь Индрапрашта, выгнал из дома своего сына Прех Тхонга, за страсть к путешествиям. Однажды во время своих странствий он остановился на ночлег на острове Ко Тлок. И случайно увидел он купающуюся в морских водах прекрасную девушку. Красавицу звали Сома (Луна). Она была так ослепительно прекрасна, что принц влюбился с первого взгляда. К великой радости Прех Тхонга, Сома ответила ему взаимностью. На свадьбе Награджа - отец невесты, влиятельный царь-змей на радостях одним глотком выпил воду, которая окружала остров Ко Тлок и подарил молодым осушенную землю, построил город и дал новому царству имя Камбоджа. Считается что от брака индуса-брамина и царевны-змеи (Нагини) и произошли все кхмеры. Поэтому часто кхмеров называют детьми нагов. Другая легенда, воспроизведенная на надписи в Мисоне в Чампе (посреди Вьетнама) и в различных описаниях Камбоджи, заменяет принца брахманом Кондинья. Он "женился на змее Сома (Луна), чтобы завершить обряды" и, бросив волшебное копье, которым был вооружен, основал в месте его приземления королевский город. Легенды имеют разную трактовку, но свидетельствуют о том, что кхмеры появились на свет не без помощи индийцев.
До начала XIV века, в китайских летописях Камбоджа называлась Женлой. Изначально её территория занимала северную часть современной Камбоджи, юг Лаоса, центральный Вьетнам и часть территории Таиланда, ограниченной бассейнами рек Мун и Менам Чао Прая. Начало золотого века кхмерской архитектуры пришлось на правление Джаявармана II (802 - 854) великого строителя, воина, стратега, политика, философа и мыслителя. Строительство храмового комплекса Ангкор Ват задали высокую планку для архитекторов последующих поколений. Джаяварман II создал культ девараджи, остававшийся официальной религией более шести веков. Даже сегодня он остаётся божественным героем, сыном Индры, чей прославленный меч, бережно хранится священнослужителями и вот уже 1200 лет является главной реликвией церемонии коронации кхмерских монархов. Преемники Джаявармана II продолжили непрерывное расширение империи, уже называвшейся Камбуджадеша. Окончательное объединение кхмерских земель закончилось в правление Индравармана I (877 - 889). В эти годы империя достигла размеров Камбоджи, превратившись, в многонациональное государство. Существенные изменения произошли и в экономике страны. Причина этого быстрого успеха состояла в освоении кхмерами новых технологий создания систем искусственного орошения. Ещё одним символом камбоджийской гордости по праву является король Джаяварман VII (1177 - 1220). Он взошёл на престол в возрасте около 50 лет и энергично принялся за государственные и религиозные реформы, жизненно необходимые для сохранения империи, которая после воин с чамами была на грани краха. Джаяварман VII первым возвёл буддизм в статус официальной религии и стал первым буддийским монархом в стране, ныне исповедующей буддизм. Почитание бодхисатвы, то есть богочеловека, получает единение с культом девараджи, то есть бога-короля, в который раз убеждая, что кхмерский правитель является земным воплощением Создателя. Джаяварман VII взошёл на трон как король-воин, но стал королём-созидателем, прославив на века свои деяния и свершения своего народа и оставив потомкам прекрасный образец кхмерского зодчества в виде построек Ангкор-Тома (Большого города). А главный храм « большого города» - Байон становится символом не только центра столицы и империи, но и всей вселенной. Лики Байона - это «Авалокитешвара милосердный, чей взор устремлен на четыре стороны света, дабы хранить всё живое». В то же время, это и Джаяварман VII в аспекте бодхисатвы Авалокитешвары, бдящий о каждом уголке Камбуджадеши, тем являя вездесущность и всемогущество короля, власть и покровительство которого распространяется на всякого из его подданных. Именно при правлении Джаявармана VII Камбуджадеша вступает в свой золотой век.
Есть гипотеза, что храмовый комплекс Ангкор представляет собой карту звёздного неба, а главные сооружения повторяют отображение северного созвездия дракона. Если спроектировать на землю карту звёздного неба 10500 г. до н. э., то окажется, что стена Ангкор Тома очерчивает «сердце» созвездия дракона. На фоне общего «небесного плана» храмов, на месте «сердца» дракона расположен храм Байон и совпадает с местом нахождения северного полюса эклиптики. В пользу этой гипотезы говорит найденная на одной из стен дворца, надпись времён Джаявармана VII, которая гласит «страна Камбу аналогична небу».