Благодарности: 45625
На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06
Пол: Женский
Москва
За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми
Бхотия (ронгпо и шока), поселившиеся на стыке двух очень разных агроэкологических зон - засушливого Тибетского плато на севере и субтропических средних холмов Малых Гималаев на юге играли центральную роль в облегчении трансгималайской торговли, причём для обеих сторон: и для жителей индийских и непальских равнин, и для высокогорных холодных пустынь Тибета.
Высота, экология и культура вместе взятые сформировали сложные гималайские торговые модели, которые, в свою очередь определили особый статус региона.
И хотя определенную роль в становлении бхотия королями трансгималайской торговли сыграла их выносливость и привычка к жизни в условиях высокогорья, но не это является определяющим фактором. Обладающие теми же физическими качествами индуисты пахари Химачала не смогли составить конкуренцию бхотия — тибетцы отказывали пахари в праве присутствовать на своих рынках. Пахари могли быть заказчиками товара, или его поставщиками, но открытие ежегодного торгового сезона тибетскими чиновниками (под названием сарджи) и обмен подарками между эксклюзивными торговыми партнерами (под названием митра) тибетцы проводили только с бхотия.
Индуисты не садились за стол тибетцами, они даже отказывались пить вместе с ними их традиционный чай.
А тибетцы не хотели торговать с теми, кто отказывался разделить с ними пищу – деловые разговоры они вели только с сотрапезниками.
Шока же не имели подобных предрассудков, не придерживались строгих кастовых ограничений, не являлись ранее и не являются сейчас вегетарианцами.
С индийскими торговыми партнерами они вели себя как индуисты, с тибетскими – как буддисты: в нижних долинах с преимущественно индуистским населением они совершали обряды поклонения индийским богам, а в Тибете оказывали знаки уважения буддистским святыням и принимали участие в совместных трапезах с тибетцами не даром их называют торговцами с лицом двуликого Януса.
Их культурная гибкость и прагматичный подход к религиозной и расовой идентичности способствовали процветанию их трансгималайского бизнеса.