Туристы, по ее словам, ведут себя неуважительно и нарушают правила поведения, карабкаясь на статуи и делая кадры, как они якобы ковыряются у них в носу. Также туристы ходят по охраняемой территории и просто вытаптывают ее полностью. В целом, по словам Ван Тилберг для хрупкой экосистемы острова имеющийся турпоток – непосильная нагрузка, 150 тыс. туристов на острове, площадью 163 кв. км – это чрезмерно.
Напомним, что количество разного рода запретов для туристов велико почти по всему земному шару. Часто для них закрывают «опасные» зоны для фото – как, например, пляж Май-Кхао на Пхукете, где туристы фотографировались на фоне садящихся и низколетящих самолетов. В Праге туристам запрещено ездить на сегвеях, в Риме – есть и пить вблизи исторических фонтанов, тем более – купаться в них. Администрация Вероны долго и безуспешно борется с попытками туристов оставлять любовные записки на доме Джульетты – а в Гоа туристам запрещают целоваться в общественных местах, считая это непристойным поведением. Наконец, «головная боль» почти каждого курортного места – туристы, разгуливающие в бикини – например, это попыталась запретить Майорка.
1 августа 2018 года Остров Пасхи не только официально переименовался в Рапа-Нуи, но и существенно ограничил возможности для посещения туристами. А всё потому, что толпы заезжих гостей уже пошатнули экосистему этого отдаленного тихоокеанского острова, известного на весь мир своими каменными статуями. Какие еще заветные уголки мира ввели ограничения на турпоток или задумались об этом и почему — читайте в материале «Известий».
Конец распростертым обьятиямКрошечный островок с гигантскими статуями из вулканического пепла считается одним из самых удаленных населенных уголков мира. Остров Пасхи находится в 3,5 тыс. км от берега континентальной части Чили, и, если лететь туда самолетом из Сантьяго — а это кратчайший путь, — дорога займет целых пять часов. Но тот факт, что это далеко не ближний свет, уже давно не является помехой для растущего числа иностранных и чилийских туристов. Число ежегодных посетителей Острова Пасхи превышает 100 тыс. человек.
Одной из предпосылок туристического бума на острове стало решение Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США, то есть NASA, расширить в 1987 году взлетно-посадочную полосу на случай аварийных посадок своих космических шаттлов. С тех пор самолеты стали приземляться на острове куда чаще, а число туристов стало расти на 20% ежегодно. Долгие годы у местного населения — рапануйцев — это вызывало не только радость в связи с пополнением островного бюджета, но и гордость за внимание к их древней и самобытной культуре. Это даже нашло отражение в выборе имени для детей: если до конца 1980-х новорожденных на Острове Пасхи называли преимущественно испанскими именами и обучали испанскому языку, то с развитием туризма и ростом островного самосознания большинство детей стали получать уже рапануйские имена и обучаться местному языку.
Сложно сказать точно, когда именно островитяне стали понимать, что массовый туризм — это не только деньги. Возможно, в 2017 году, когда прошла последняя по времени перепись населения. Ее итоги показали, что жителями острова являются уже 7750 человек, хотя еще лет 20 назад местное население не превышало и 3 тыс.
«Иностранцы уже захватили остров. Они наносят ущерб местной самобытности, 1000-летняя культура меняется, и не к лучшему», — посетовал агентству AFP мэр острова Петро Эдмундс.
Примечательно, что ограничения коснутся не только иностранцев, но и чилийцев с континента. Именно из-за их переселения на остров, а не по причине бурного увеличения рождаемости среди рапануйцев и произошел существенный прирост местного населения. Так что власти решили подстраховаться на будущее и от «своих». Как признался тому же AFP мэр теперь уже острова Рапа-Нуи, он предпочел бы ввести полный запрет на выдачу новых видов на жительство, но прежде должен закончить с мерами по ограничению туризма. Уже в ближайшее время вчерашний Остров Пасхи намерен ввести ограничения еще и на число туристов, которым дозволят посещать уникальный музей под открытым небом.