Психопрактики в шаманизме

  • 1
    18 авг. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Подробнее о мероприятии

    Шаманизм – одно из наиболее трудно определяемых религиозных направлений. За время исследований шаманизм его описывали как древнюю экстатическую технику, архаичную форму театрального представления, экзотическую форму психического расстройства. Шаманизм до сих пор представляет собой загадку, несмотря на то, что о нем написаны тысячи исследований по всему миру. В шаманизме нет догматики, может не быть системной космологии, однако присутствует психопрактика с верификацией результатов деятельности шамана. Существуют общие тенденции, характерные для шаманского мировоззрения, но нет никакой объективной реальности мира в шаманизме: она зависит от его психической конституции и предельно различна. Однако при внимательном наблюдении, не только религиоведы и этнографы, но и психологи могут «считывать» те или иные модели переживаний или особенности поведения шаманов, что может находить применение в науках о человеке. В ходе авторского спецкурса «Психопрактики в шаманизме» будут затронуты основные аспекты жизни, психических состояний шамана (например, призвание, шаманская болезнь и др.), а также будет построена типология психопрактик шаманов из разных этносов и мест проживания.

    1. Становление шамана.
    Как правило, в родовых обществах, шаманами не становятся по желанию или случайно. За редкими исключениями шаманизм передается по наследству в роду. Передача шаманского дара сопровождается серией психических состояний. Одной из самых распространенных форм избрания будущего шамана является встреча с божественным или полубожественным существом, которое является ему во сне, видении, во время болезни, и сообщает, что он «избран»; склоняет его к тому, чтобы с этого момента он вел другой образ жизни. Выбор, который сделан за шамана, как правило, безальтернативен. Далее должны быть произведены определённые ритуальные действия, свидетельствующие о принятии шаманом своего призвания. Обо всём этом мы поговорим на первом занятии.

    2. Шаманская деятельность.
    Шаман – лицо не самостоятельное, а зависящее от общины. Шаман призывается на служение духами для решения человеческих проблем. И хотя шаманы не лишены честолюбия и часто демонстрируют стремление к умножению шаманских знаний и умений, тем не менее, шаман – это функция в обществе, и его деятельность – это ответ на запрос людей. Но этим запросам соответствуют оригинальные психические состояния, каждое из которых вызывается определённым образом, при помощи разных инструментов: от активной работы воображения, произносимых звуков и заклинаний до использования огня, бубна, символических предметов: частей животных, лент и т.п. Цель шамана – выйти из привычного пространства и отправиться для решения задач в иные миры, черты и способ посещения которых он знает. На втором занятии мы поговорим о вариантах шаманских камланий, о том, чему они посвящены, какие проблемы решают люди, прибегая к шаману, на какие вопросы ищут ответы. Мы рассмотрим практики шаманских камланий, сохраняющие описания психических состояний шамана, и характерных действий их вызывающих.

    3. Смерть в шаманизме.
    Деятельность шамана касается не только мира живых, но и затрагивает область мира, где живые люди не ходят. Но шаман не обычный человек, и потому странствие в загробный мир – это одна из обязанностей сильных шаманов, возложенная на них общиной. В мир мертвых ведет особая дорога, шаманы рассказывают о «щели, сквозь которую дует ветер», об особенной норе, от которой нужно держаться подальше, если не хочешь неприятностей. Но есть особенные шаманы, редкие, которые должны проходить в эту нору, и умеют возвращаться назад.

    Автор курса и лектор: Иван Олегович Негреев, религиовед, исследователь в области феноменологии и психологии религий, автор работ и множества преподаваемых курсов по описанию экстатических и ритуальных практик в неписьменных культурах, древнего и современного шаманизма. Заведующий кафедрой религиоведения РПУ.

    Спецкурс платный - 2000 рублей за 3 лекции + вводная лекция. Запись осуществляется любым из следующих способов: здесь, в мероприятии ("пойду"), в письме prostranstva.info@gmail.com, через личное сообщение на странице "PROстранства".

    Фрагмент вводной лекции для ознакомления: https://youtu.be/-Vw5pwKpN4E
  • 2
    19 авг. 2020
    NataRani
    В начале 90-х, когда на Москву хлынули экстрасенсы, ясновидящие, колдуны, маги, шаманы, прорицатели и медиумы, многие из нас заинтересовались этой таинственной сферой, и я ходила на некоторые выступления этих неординарных личностей. И вот однажды мы с подругой записались на курсы "Академии иррациональной психологии". Мы посетили все занятия и даже получили Сертификаты об окончании.  У меня сохранились эти бумажки, датированные 1995-м годом.
    В числе прочих многочисленных тем у нас были занятия шаманскими практиками. Это были мои самые яркие воспоминания, другие темы стёрлись из памяти. Четверть века прошла, а я до сих пор вспоминаю мои шаманские путешествия в Верхний и Нижний мир. Мы занимались тогда в спортзале, лежали на ковриках с закрытыми глазами, и нам ставили шаманскую музыку (с постепенно убыстряющимся темпом). На глубокое изучение шаманской темы времени на курсах не отводилось, и перед нами (нас было около 25-30 человек) была поставлена конкретная задача - найти своего покровителя-духа в Верхнем мире и в Нижнем мире. Вот так быстро...
    Помню, ритмичная шаманская музыка произвела на меня сильнейшее впечатление и, действительно, унесла моё сознание очень далеко и растворила его. Я старалась максимально очистить своё сознание от привычных ассоциаций, и мне это удалось.  Сначала нам велели найти своего покровителя в Верхнем мире, а после перерыва, отдыха и обсуждения - в Нижнем. В обоих случаях я честно увидела образы, совершенно неожиданные для меня.  Я хочу сказать, я не настраивалась увидеть желаемые и ожидаемые образы, они просто сами возникли перед закрытыми глазами в виде коротких "фильмов", которые были гораздо ярче реальности, со всеми деталями и во всех ракурсах.
    Когда наш учитель предложил группе назвать своих покровителей из Верхнего мира (кто не хотел называть, мог промолчать), большинство назвали имя Христа. Учитель хмыкнул...
    Когда речь зашла о Нижнем мире, то же большинство назвало могущественного льва или волка.  Учитель уже ожидал это.
    Видимо, тут роль сыграло простое самовнушение. И никаких "путешествий" у них не состоялось.
    Я не стала раскрывать своих покровителей.  Они были неординарные и очень "мои".  Это сокровенное.


  • 3
    20 авг. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    NataRani очень круто!
    А вы читали мой материал об Алтае?
  • 4
    20 авг. 2020
    NataRani
    Elena Vasta сказал(а):
    А вы читали мой материал об Алтае?
     Ещё как - с восторгом!  Дай Бог, судьба позволит побывать там.