Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Горный Алтай: в поисках сказителей и шаманов

  • 1
    22 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Алтай - это сгусток вихревых энергий в сочетании с вневременным  покоем, это природная гармония, проявленная через одухотворённость живой и неживой природы, это древняя вера предков, наделившая душами горы, реки и растения и провозгласившая родину главным божеством Алтая. 

    Алтай - это территория, где человек исторически  взаимодействовал с природными объектами как с равными себе в достоинстве, это территория, где понятие рода важнее понятия семьи, где смерть означает не уход, а переход на иной уровень, и души умерших продолжают взаимодействие с душами живых, не прерывая связь времён. 

    В основе понимания Алтая лежит органичная целостность окружающего алтайцев мира: род каждого алтайца существовал, существует и будет существовать на территории, где все взаимосвязано, где каждый живой или неживой объект встроен в свою нишу и несет свою меру ответственности за происходящее в крае. Поэтому если с этой местностью в какой-то её части поступать по варварски, то будет рушится вся система - как неделимое целое. Отсюда уважительное, даже почтительное отношение алтайцев к природе: не стоит рвать цветок, чтобы насладиться его запахом и потом отбросить, не стоит разрушать горы и раскапывать древние могильники, не стоит шуметь, переезжая через великую реку. Любое насилие над природой должно иметь оправдание: если требуется срубить дерево, то у него просят прощения, как просят у земли разрешения на сбор лекарственных трав.

     

     Художник Г.И. Чорос-Гуркин

    Для общения с духами предков и духами природы в горном Алтае испокон веков существовали посредники - камы (шаманы), а для воспитания у народа любви и почтения к своему краю и своему народу - кайчы (сказители). 

    Основной целью нашего путешествия была попытка осознать уникальность края, живущего в первозданном единстве природы и человека, увидеть его  во всем территориальном разнообразии, для чего было решено пересечь  Алтай практически навылет. Но главная цель путешествия - это путевые встречи, общение с шаманами, сказителями и местными жителями.

    Шаман Слава Челтуев

     

    При написании топика использованы материалы лекций Сергея Викторовича Щербака, прочитанные нам во время нашей экспедиции
  • 2
    22 авг. 2017
    staricc
    Elena Vasta сказал(а):
    Шаман Слава Челтуев
     На ацтека похож ( как я их себе представляю )
  • 3
    22 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    staricc сказал(а):
    На ацтека похож
     Да,  колоритный персонаж)
  • 4
    23 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    НАШ МАРШРУТ

    Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск - Чемал - Акташ - Чуйская степь  (конечный пункт - село Ортолык) - возвращение в Акташ - Балыктуюль -  перевал Кату-Ярык - долина Челушман -  мыс Кырсай (южный берег Телецкого озера) 

    Далее, поскольку  ГуглМапс отказывается рисовать маршрут по озеру, я ставлю вторую часть карты:
     мы переплыли с юга на север все Телецкое озеро: от мыса Кырсай - до поселка Артыбаш, и далее опять пересели на автобус: Артыбаш - Горно-Алтайск - Бийск - Барнаул

    В Барнауле мы  замкнули наше алтайское кольцо. 

    Таким образом мы начали и закончили наше путешествие в Алтайском крае, проехав его практически без остановок (исключение - ночлег и половина дня до вылета в Москву в Барнауле, да еще по дороге туда и обратно две остановки на обед в Бийске), а в основном мы смотрели на Алтайский край из окна автобуса  - на более подробный осмотр у нас не было времени. 

    Зато довольно подробно, хотя и стремительно мы увидели Республику Алтай, которая для нас началась в Горно-Алтайске: столице республики  и ее единственном городе, а далее мы побывали в Чемальском, Улаганском, Кош-Агачском, Челушманском и Турочагском районах.
  • 5
    24 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    staricc сказал(а):
    А Сростки далеко ?
      Мы проезжали сквозняком через родину Шукшина - село Сростки, но памятника Шукшина, установленного над Катунью, не видели. Но я засняла часть дороги на видео: специально для Старикка: 
      
     
  • 6
    24 авг. 2017
    staricc
    Elena Vasta 
    Ой Спасибо !
    А насчет памятник не сняла - так ведь когда он там жил памятника не было
  • 7
    24 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    staricc сказал(а):
    А насчет памятник не сняла - так ведь когда он там жил памятника не было
     Говорят, красивый)
  • 8
    24 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Бийск мимоходом

    Мы останавливались в Бийске дважды на обед (по дороге туда и обратно), и я непременно хочу отметить наше кафе:  "Кофейня Арабика". Будете в Бийске - вспомните про мою рекомендацию, так вкусно меня давно не кормили. Кстати, дорогие вегетарианцы, вас в этом кафе ожидают изысканные блюда! Дело в том, что часть нашей группы была вегетарианцами, и нам готовили 2 меню. И в этом кафе вегетарианское меню  не обозначало "тоже самое, только без мяса": нам подавали потрясающие салаты, невероятные супы и вторые блюда как из книги "Шедевры кулинарии"

     

    Горно-Алтайск
    В столице республики Алтай мы задержались дольше: сначала у нас была встреча с сотрудником алтайского Университета... 

     ...а потом мы отправились в Национальный музей республики Алтай  имени Анохина, где нам была прочитана блестящая лекция по шаманизму, бурхаизму а так же о знаменитых алтайских сказителях (поскольку после музея мы встречались сначала со сказителем, а потом  с представителем бурханизма, то я расскажу о всех этих культурах и верованиях подробно, но  отдельно).   

     

     
    После завершения экскурсии мы прошли в павильон, в котором хранится саркофаг "Принцессы Укока", который был закрыт: его открывают 2 раза в неделю .

    По легенде, принцесса Укока является хранительницей покоя Алтая,  и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения зла из Низших миров. Один из наших шаманов (Слава Челтуев из села Ортолык) рассказывал нам о том, что и он, и остальные алтайские шаманы были против того, чтобы вскрывали могильник принцессы и извлекали ее тело. 
      

     
    Далее из Вики:

    "В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

    Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

    В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны."



     Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки.  

     Надеты на мумии были белая шелковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Так же особенной является сложная прическа умершей — она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чем говорит количество захороненных с ней лошадей — 6.

    После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке. Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

    С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима. Для экспоната построена специальная пристройка.

    19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики. Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности — причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года)."

     

     
    Далее снова идет наша история. 

    Шаман Слава Челтуев  рассказывал нам, что бурханисты пытались взять в аренду 400 гектар земли, построить там мавзолей, в который собирались поместить принцессу Укока и взимать за посещение мемориала значительные деньги. Мемориал, по их задумке, должен был принадлежать бы частному лицу, а не государству, но у бурханистов с этой затеей ничего не вышло. Единственно, изначально "Принцесса Укока" находилась в Новосибирске, но затем, под давлением общественности Алтая, была перемещена в Горно-Алтайск, и в национальном музее имени Анохина специально для ее саркофага была сделана отдельная пристройка, в цокольный этаж которой можно спуститься из основного здания.

    Как я уже упоминала выше, шаманы Алтая предрекали беды, которые обрушатся на край, если охранительницу Нижних миров потревожат, но их голос был не услышан. Зато потом к ним обратилось руководство республики(!!!) с просьбой перезахоронить принцессу Укока. Об этом нам поведал шаман из села Балыктуюль с прекрасным именем "Леонид Ильич". Леонид Ильич категорически отказался участвовать в обряде, потому что обряд необходимо повторить в точности, не пропустив ни одной детали, иначе гнев духов рода обрушится уже на шаманов. Какой-то шаман взялся за ритуал, но сгинул. Я спросила Леонида Ильича, можно ли у духов уточнить все подробности ритуала, и из его ответа поняла, что лично он никогда не пойдет на такие риски (опасается коварства духов, которые утаят все подробности?)

    В настоящее время Леонид Ильич собирает алтайских шаманов для всеобщего камлания на благо Алтая. Каждый шаман будет камлать в своем тайном месте силы, но синхронно с остальными шаманами: будет выбрано благоприятные день и время для проведения ритуала. Каждый шаман будет обращаться к духам своего рода и проходить каждый своими путями в Нижние и Верхние миры, но цель у них будет общая: защита Алтая.

  • 9
    24 авг. 2017
    staricc
    Elena Vasta сказал(а):
    село Сростки,
     Меня еще радует что село живет и никуда не исчезает. Как исчезла деревня моего отца.
  • 10
    24 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    staricc сказал(а):
    Меня еще радует что село живет и никуда не исчезает. Как исчезла деревня моего отца.
    Если ты слышал комментарии водителя к моему ролику, то он говорил, что сельчане гордятся своим селом, что у них сохраняется в порядке и дом Шукшина, и школа, где Шукшин учился. Да и вообще деревни и поля по Чуйскому тракту основательные, нет запустения



     
  • 11
    24 авг. 2017
    staricc
    Elena Vasta сказал(а):
    И вообще деревни и поля по Чуйскому тракту основательные, нет запустения
     Сила Алтая ?
  • 12
    24 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    staricc сказал(а):
    Сила Алтая ?
    Ну я могу сказать, что мне хочется туда вернуться - очень!) Там необыкновенно красиво, там дышится полной грудью, мне кажется, что люди на Алтае  не должны вообще болеть - там воздух насыщен здоровьем)
  • 13
    25 авг. 2017
    IrinaVolga (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    деревни и поля по Чуйскому тракту основательные, нет запустения
     Да, дорога - великое дело. Мы по Катуни сплавлялись - много заброшенных деревень. Дорог нет.  :(
  • 14
    25 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga а откуда вы стартовали и где финишировали?
  • 15
    25 авг. 2017
    IrinaVolga (модератор)
    Мы шли Урсул-Катунь. 
    Elena Vasta сказал(а):
    откуда вы стартовали и где финишировали?
     Вот блин. 17 лет прошло :(  Но, оказывается, помню. :)  Правда, по Урсулу не помню где начинали, высоко. Это основной участок маршрута был.   А вышли на берег уже с Катуни,  в районе курорта Ая.  Красотища !
  • 16
    25 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    СКАЗИТЕЛИ/КАЙЧЫ  И ГЕРОИЧЕСКИЙ АЛТАЙСКИЙ ЭПОС/КАЙ

    У каждого народа были свои сказители, исполнители фольклорного героического эпоса - алтайцы тут не уникальны. Уникальна их манера исполнения древних баллад: знаменитое горловое пение. 

    В разных странах сказителей называют по разному, но всех их объединяет одно: они исполняют перед своим народом баллады о богатырях, войнах и романтических историях древних времен. Как правило эти сказания исполняются в том или ином музыкальном сопровождении. На Алтае подобные исполнители народных баллад называются "кайчы", а  баллада, или сказание - "кай". Музыкальный же инструмент, на котором кайчы аккомпанируют себе, называется опшур" (двухструнный инструмент, похожий на казахскую домбру) 
     
    Вот классика: Болот Байрышев (1962) - певец и алтайский народный сказитель, Заслуженный артист РФ, Заслуженный артист Республики Алтай, обладатель специальной премии ЮНЕСКО «За сохранение и пропаганду этнической культуры» 
    И немножечко красивой попсы
     
    Нам повезло, наш  организатор и идейный вдохновитель религиовед Сергей Викторович Щербак устроил нам  встречу со светлым и позитивным немолодым человеком (84 года), находящимся тем не менее в замечательной физической форме. Слово "светлый" к нему можно применить в самом прямом смысле этого слова: он буквально светится добротой и здоровьем.  

    Сергей Викторович Щербак

     
     
    Шинжин Иван Боксурович (алтайское имя - Даныспай) - так звали нашего сказителя, входит в список знаменитых людей Алтая.

     
      Иван Боксурович  поведал нам историю своего рода, а так же о том, как он сам стал сказителем. (Шинжин - это и его фамилия и одновременно имя его деда, который тоже был сказителем). Его жизненный путь был предопределён: его дед, отец и старший брат были сказителями, и его самого с раннего детства, как магнитом, тянули к себе кайчы -  будучи ребенком он смог по слуху самостоятельно выучить несколько сказаний.

    Дед его постоянно кочевал со своими стадами: на зиму спускался вниз, а летом гнал своих овец на верхние пастбища ближе к Монголии. Он был уникальным сказителем и помнил наизусть 99 каев (сказаний), его сын  (отец нашего героя) знал 77 сказаний, а его старший брат - около сорока.

    В 50-е годы сказания уже не исполняли прилюдно, особенно сказители избегали колхозов и колхозников. Кайчы уходили в тайгу, в горы или на дальние пастбища, услаждая своим пением лишь дружественных духов природы и вольных пастухов, и звуки уникального горлового пения подхватывались ветром и заглушались шумом реки.

    Все это объяснятся тем, что советская власть на Алтае проводила жестокую колониальную политику: алтайских детей  было запрещено называть алтайскими именами, и, порой, в одном классе было по шесть Вась и Коль, но ни одного мальчика с алтайским именем.  Алтайская культура безжалостно выкорчевывалась - народ пытались лишить национальной идентичности и насильно "русифицировать". Это можно заметить, изучая имена и отчества сказителей на моей фотографии выше, правда она вышла нечеткой. На ней изображены немолодые люди с русскими именами, но их отцы все без исключения имеют алтайские имена - отсюда у всех сказителей алтайские отчества. И у многих из них в скобках дописаны вторые (алтайские) имена - хотя детей с алтайскими именами не регистрировали в загсах, родители часто давали ребенку второе (алтайское) имя.

    Особому гонению подвергались шаманы, бурханисты, и, как ни странно, сказители. И если гонения на шаманов и бурханистов можно объяснить тотальной религиозной нетерпимостью советской власти, то совершенно ужасным кажется то, что исполнителей народного эпоса, охотников и пастухов, за исполнение их баллад, прославляющих героев и богатырей древности, хватали и тащили в тюрьму.

    Далее пишу небольшие выдержки из часового интервью, записаного на диктофон. Беседу с алтайским кайчы вела этнограф Юлия Кустова

    Рассказывает Иван Боксурович: 
    "В 1947 году шамана по имени Бабан из нашего  села посадили, и вышел он в 1954 году, сидел в Барнауле. Я его спрашиваю- как там было?"

    "Мучили,  говорит, меня. Потом начальник тюрьмы сказал мне, что раз ты шаман - покажи что-нибудь. Ну я посмотрел, что тут есть, и вывел ему змею из чернильницы. "О! да ты настоящий шаман! Ну иди отдыхай." И больше его не трогали, и на работу не водили, да он и пожилой уже был тогда... Он умер когда, то его похоронили отдельно (шаманов всегда хоронили поодаль)".
     
    Шинжин Иван Боксурович и Юлия Кустова

     
    Вопрос Юлии Кустовой: А как вы учились исполнять кай?

    Ответ Ивана Боксуровича: "в нашей деревнее было два сказителя. Один - полуслепой, делал шаманские бубны и исполнял сказания. Мог строить и бани! Иногда было, что он строит баню, и вдруг отложит инструмент и начинает кай исполнять! Я подкрадусь и слушаю...У сказителей нрав суровый! Если кто зашумит - всё! Прекращает петь. 
    Он и вечерами исполнял сказания - вот от него я 3-4 сказания и усвоил. Потом другой, он был табунщиком, 300 голов лошадей пас. Поднимался в горы с табунам и там пастухов человек пять - вот он им и исполнял.   Когда кайчы поёт - он как шаман, в транс входит..." 

     

    Вопрос Юлии Кустовой: а почему только в горах пел? Боялся?

    Ответ Ивана Боксуровича: "ну да. В тюрьму за кай сажали"

    Кайчы

     "Топшур (музыкальный инструмент алтайских сказителей) у него есть, он его в скалах спрячет, чтобы никто не нашел, и когда хочет петь - берет." 
     
    Топшур
     источник фотографий

    "И вот я ездил е нему и слушал, и учил сказания. Еду обратно на коне, и у меня такие были колокольчики на сбруе, которые, как у шамана, бренчат - хорошо под эти звуки кай исполнять, они ритм задают!

    Домой приезжаю,  меня спрашивают: чего это конь в мыле? Ты как ехал: махом или так? Я говорю: махом...немножко...Так значит черти рядом сидели, раз конь так вспотел! Я сначала испугался чертей, а потом подумал: значит они сидели и слушали, как я кай исполнял - значит все хорошо сделал!"

    "...Вообще иногда сам едешь и понимаешь - нехорошее место. Переходит конь реку вброд - о, вот тут хорошо!" 
     

     

     "...Потом в 1956 брат мой старший умер, остался я из рода сказителей. Мне говорят: вот там в 20 км есть знаменитый сказитель. Денег нет, босиком, но все равно собираешься и едешь..." 

    "...Вот я сейчас записываю сказание Кхангере (???), и сделал ошибку. И как начал болеть! Пока не нашел ошибку болел."

    "... Я в школе культуры и искуства преподаю кай. Заметил,  дети наши плохо читают по алтайски, медленно. Я их отругал, прочитал сказание им сам. На следующей неделе каждый ученик исполнил мой кай точ-в-точь! Я спрашиваю - после моего урока читали книгу? Нет...Нет...Нет... Так они все со слуха, с моего голоса  запомнили! И ведь живут не рядом, а в разных деревнях! 

    Вопрос Юлии Кустовой: А может быть эти мальчики особенно одаренные от природы? 

    Ответ Ивана Боксуровича: Может...Но я так думаю, что в нашей обычной жизни очень много общего с  содержанием эпоса, поэтому это так легко детьми впитывается."

    Кусочек интервью можно прослушать тут: 
     
    "...Я тайгу люблю. Только беру с собой не ружье, а топор. Я им и в лесу могу путь проложить, и на открытом месте площадку себе выровнять и лечь спать, а ружьем разве так сделаешь?"
      

     


     

    " ...Как-то вечером ночевал у речки - она с тобой разговаривает, ну прям как человек. Слушаешь-слушаешь, слов разобрать не можешь. Я туда любил ходить, меня все это интересовало: река  шумит как будто женщина с мужчиной разговаривают. А утром  послушаешь - обычный шум воды. Взрослым сказал, они мне: "дурак! Там черти!" Я стал подальше спать."
     

     Вот такая уникальная у нас состоялась беседа...

    В качестве завершающего штриха своего краткого рассказа об алтайских сказителях ставлю вам фильм, посвященный Алексею Калкину - великому акыну Алтая. 
     

  • 17
    25 авг. 2017
    staricc
    Elena Vasta сказал(а):
     Как-то вечером ночевал у речки - она с тобой разговаривает, ну прям как человек. Слушаешь-слушаешь, слов разобрать не можешь. Я туда любил ходить, меня все это интересовало: река  шумит как будто женщина с мужчиной разговаривают. 
     Как поэтично !:))
  • 18
    25 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    staricc сказал(а):
    Как поэтично !:))
      По моему он на моем ролике рассказывает как раз об этом)
    А вообще меня эти рассказы восхищают: люди живут что в доме, что вне дома одинаково легко, вся природа вокруг - их дом
  • 19
    26 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    БУРХАНИЗМ (БЕЛАЯ ВЕРА)

    Движение Ак Тян (Белая вера) возникло на Алтае в начале 20 века. Впервые появившись в южных районах, оно затем переместилось в долину Тюренг. В Ак Тян появляется новая обрядовая фигура - дьарлыкчы, производное от алтайсих слов "весть", "извещать". Дьарлыкчы занимался тем, что ходил по урочищам и объяснял суть этого учения. 
     

     
    Первое откровение, полученное бурханистами, выглядит в виде следующих заповедей (из вики):

    — Я был и буду во веки веков, — говорил таинственный всадник.

    — Я глава ойротов, что и объявляю вам, ибо время близко...

    — Ты, Чет, человек грешный, а дочь твоя безгрешна. Через неё я возвещу всем алтайцам свои заповеди. Заповеди мои следующие:

    — Табаку не курить, а если кто не может воздержаться от этой привычки, пусть к табаку подмешивает две части берёзовой коры.

    — Убейте всех кошек и никогда впредь не пускайте их в свои юрты.

    — Не рубите сырой лес.

    — Не колите в пищу молодого скота.

    — Не ешьте крови животных.

    — При встрече говорите друг другу: “Jaкшы” (хорошо) и ничего нового не спрашивайте, как это делалось у вас раньше.

    — Каждое утро и каждый вечер брызгайте вверх и на все четыре стороны молоко.

    — Поставьте внутри юрты и у дверей, и в передней части юрты четыре берёзовых кадильницы и четыре берёзки.

    — Жгите в кадильницах вереск.

    — Не угощайте друг друга при встрече табаком, а вместо трубки давайте веточку вереска и говорите при этом: “Иакши”.

    — Бубны камов (шаманов) сожгите, потому что они не от бога, а от Эрлика (т. е. сатаны).

    — С христианами (с новокрещёнными алтайцами) из одной посуды не ешьте.

    — Дружбы с русскими не водите и не зовите их “орус”, а зовите “чичке пут” (тонконогие).

    — Высокая северная белая гора! Долго вы склоняли голову перед ней. Но настало время, когда белая гора нам больше не владыка.

    — Когда-то все были подданные Ойрота, и теперь будем знать его одного.

    — Будем смотреть на русских как на своих врагов. Скоро придёт им конец, земля не стерпит их, расступится, и они все провалятся под землю. Мы же будем смотреть на солнце и луну, как на своих братьев.

    — Повесьте на берёзках ленты пяти разных цветов в знак существующих на земле пяти главных племён и пяти главных религий.

    — Главное ваше знамя — белый и жёлтый цвет. Эти цвета носите на своих шапках.

    — У кого есть русские деньги, расходуйте их скорее на покупку пороха, свинца и товара у русских же, а оставшиеся от покупки деньги принесите все ко мне.

    — Не утаивайте от меня ни копейки: утаивший провалится вместе с русскими
     

     На фото - Бурханистский жертвенник (фото из архива А.А. Познякова, снятое с дагерротипа В.В. Сапожникова)

    Обратите внимание на эту строку:  "Ты, Чет, человек грешный, а дочь твоя безгрешна. Через неё я возвещу всем алтайцам свои заповеди." 

    Речь идет о Чете Челпанове, которого считают основателем бурханизма. Он и его дочь и были первыми "дьарлыкчы" (проповедниками бурханизма).

    Чет Челпанов 

     

    Новая религия была по сути своей освободительным движением (моё ИМХО), в ней четко прослеживалась антиправославная и антирусская направленность, и надо сказать, что для этого у алтайцев были веские основания. В то время остро стоял земельный вопрос: прибывавшие переселенцы из России уже заполнили весь степной Алтай, и планировалось  их расселение уже и  по горному Алтаю. Детей же алтайцев фактически насильно крестили. Надо скать, что христиане "хулиганят" и сейчас, устанавливая на исторических местах силы шаманов кресты - нам жаловался на это шаман из села Балыктуюль. Да, не смотря на подобные "проповеди" каких-то агрессивных дейсвий по отношению к русским переселенцем и христианам не было зафиксировано.

    В основе бурханизма лежали исторические мифы и вера в приход мессии - Ойрот-хана, с появлением которого вернётся золотая эра времени Джунгарского царства

    Хан Ойрот, согласно алтайской легенде, последний потомок Чингисхана и последний правитель его империи. Побеждаемый противниками, Ойрот таинственно исчез со своими воинами, но обещал вернуться, когда изменятся очертания Белухи: «Знаки усматривайте на Солнце и в очертаниях спин трёх снежных вершин святой горы народа алтайского Катын-Баш»6. Катын-Баш, как мы уже знаем, — и есть трёхглавая Белуха (источник).

    Главным же божеством в Ак Тян считается Алтай-Кутай. 

    Н.К. Рерих «Ойрот – посланник Белого Бурхана»

     Местные исследователи сразу назвали новую религию "бурханизмом", потому что в молениях часто произносилось слово "Алтай-бурхан". Шаманы не приняли новую веру, и покидали территории, где распространялся Ак Тян. Ну и это было не мудрено: Ак Тян  с самого начала имел четкую антишаманскую направленность: признавая Верхние миры, бурханисты отрицали Нижние, называя шаманов "дьявольским отродьем". Бурханисты  призывали своих последователей изгонять шаманов из сел, сжигая их дома, одежду и бубны.

    Да, а почему же Ак Тян, или бурханизм называли "белой верой?" Потому что дьарлыкчы облачался в белую одежду, белую шапку и в обрядовых действиях использовали белую пищу. 

     Интересные факты:

    Алтайцы-бурханисты не строят храмов, они поднимаются на холмы, где сооружают из камней подобие тумб - тандал, на эти тумбы помещают фигурку из молочной пищи - это и есть бурханистское жертвоприношение божеству
     
     
    Душа животных и человека у алтайцев называется "кут", отсюда и название Верхнего мира - "Закутай". И когда божества Верхнего мира спускают кут на землю, то для этих незащищённых душ специально устанавливались такие охранные колыбели, сделанные из лука и стрел. 

    Модель колыбели
     

     Куш-птица. Устанавливалась на длинных шестах над святилищами бурханистов 

     Немного истории
    Хотя лидером бурханизма и признавался Чет Челпанов, но исследователи  считают, что за ним стояли люди более образованные.  По сути дела он (или те, кто за ним стоял) создали синкретическую религию, вобравшую в себя и элементы буддизма, и элементы христианских культовых служений, хотя основной их идеей было поклонение Алтаю...и отрицание всего русского. 

    В 1904 году бурханисты собрались в долине Тюрем в ожидании появления Ойрот-хана. Но вместо Ойрот-хана пришли казаки и разогнали ожидающих пророка. А на следующий день всех тех, кто собирался в долине Тюренг арестовали и посадили в бийскую тюрьму. Богатые альтайские баи наняли адвокатов, которые в 1906 году добились освобождения задержанных. 

     В конце 20-х годов бурханисты, как шаманы и сказители, подверглись массовым репрессиям.

     В настоящее время бурханизм на Алтае жив, хотя претерпел значительные трансформации, мы встречались с одним из его представителей - Сергеем Кыныевым  (второе имя - "Акай Кине"), довольно странного, надо сказать, вида, мужчиной средних лет. Из его многословных и пространных речей я сделала вывод, что от бурханизма в его изначальном виде мало чего осталось, или националистические призывы сейчас не афишируются. Позднее, уже вернувшись домой, я прочитала, что бурханизм сейчас называют  алтайским буддизмом, хотя ранее в нем ничего от буддизма не было. Противопоставление себя христианству исчезло из провозглашаемых им доктрин, однако сохранилось противопоставление шаманизму, а так же вера в Алтай-Кутай. 


     
     А вот кусочек интервью: 
     
    И не смотря на  заверения нашего визави о распространенности бурханизма, я позволю себе  в этом усомниться: специально спрашивала местное население о бурханизме: сколько людей в их  селе  являются последователями "Белой веры"? Ответ меня изумил: от нуля до полного незнания и не понимания - о какой "белой вере" я их спрашиваю? Я уж называла и её ("Белую веру") и бурханизмом, и Ак Тян - результат оставался тем же. 

    Однако наша чудесная женщина-экскурсовод явно была последователем бурханизма.   

     И не только потому что она говорила о нём с большой симпатией, но и потому, что часто сбивалась, рассказывая о бурханизме, с "они" на "мы, нас" (мы не строим храмов, мы не совершаем кровавых жертвоприношений и другие подобные оговорки).  Зато при опросе жителей горных сёл я узнала, что к шаманам и гадалкам бегают и христиане (они сами мне говорили об этом) и мусульмане (об этом мне говорили местные, что мусульмане тоже обращаются к шаманам). 

    Хотя бурханистские жертвенники я во время путешествия видела: вот один из них: 

     

    ИМХО ДИЛЕТАНТА
    Из древних родовых религий бурханизм дипломатично принял древнее почитание пантеона духов природы, признавая наличие их у каждого растения, реки, озера или горы, он впитал в себя  шаманизм, выведя за скобки  его главных "действующих лиц" - шаманов, подменив их на дьарлыкчы.  И мне это не нравится, хотя я понимаю желание более просвещённых основателей движения "очиститься" от средневековых пережитков. Кстати, я думаю, что именно  в этом желании дистанцироваться от "диких средневековых обрядов" лежит ключ к пониманию того, почему бурханизм  более популярен в просвященном Горно-Алтайске. Однако мне кажется, что из старого здания невозможно вытащить камушек - без вреда для всего здания. 

    Хотя кошек убивать тоже нехорошо! А бурханисты продолжают требовать уничтожения кошек, ибо, по их мнению, кошка -  дьявольское существо и  проводник в Нижние миры))

    Безусловно мои наблюдения неревалентны и поверхностны,  а возможно и ошибочны, но я сделала вывод, что за пределами столицы может быть только в долине Тюренг  бурханизм имеет какой-то вес и своих последователей, а по всей остальной республике на генетическом уровне побеждает вера предков - в сердцах алтайцев её не смогли заглушить даже привнесённые в республику искусственно могущественные религии: христианство и ислам. И как тут не вспомнить слова шамана из села Ортолык:

    "Религии приходят и уходят, а духи остаются."

    Об исконной алтайской религии - шаманизме будет следующий пост. Но так или иначе к теме шаманизма и сказительства я буду обращаться постоянно.

  • 20
    27 авг. 2017
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    это территория, где понятие рода важнее понятия семьи, где смерть означает не уход, а переход на иной уровень, и души умерших продолжают взаимодействие с душами живых, не прерывая связь времён. 
     Как хорошо, что эти понятия где-то сохранились!

    Elena Vasta сказал(а):
    Любое насилие над природой должно иметь оправдание: если требуется срубить дерево, то у него просят прощения, как просят у земли разрешения на сбор лекарственных трав.
     Вот, люди, которые умеют сохранять веру. Ведь всему этому были научены все народы.

    Elena Vasta сказал(а):
    Шаман Слава Челтуев
     На индейца похож!


    Elena Vasta сказал(а):
    нам была прочитана блестящая лекция по шаманизму, бурхаизму и знаменитых алтайских сказителях
     Здорово! С удовольствием бы тоже послушала.

    Elena Vasta сказал(а):
    Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию.
     Там есть такой Совет? Имеет какую-то силу? (Надо же, и все это в одной и той же России.)

    Elena Vasta сказал(а):
    Уникальна их манера исполнения древних баллад: знаменитое горловое пение. 
     Дааа! Мне так нравится!
    А бурханизм совсем не нравится!))) 

    Elena Vasta сказал(а):
    "Религии приходят и уходят, а духи остаются."
     Изначально всем народам были даны знания о стихиях и духах природы, которые приняли потом вид язычества и многобожия. Это были начальные классы человечества. Люди должны были сначала научиться чувствовать и беречь природу, уважать землю. По-видимому, алтайцы очень крепко усвоили эти уроки, так, что не принимали больше ничего другого. А другие народы, приняв посвящение в "старшие классы", забыли основной  материал)   На все воля Всевышнего.