Благодарности: 45123
На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06
Пол: Женский
Москва
За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми
Я не знаю, как у вас, а у меня обычно маршрут формируют несколько ключевых точек, которые я соединяю на карте и смотрю – что интересного можно увидеть между пунктами А, В и С. Одной из таких ключевых точек моего путешествия по Андра Прадеш и Карнатаке являлся Бидар и «бидри» - уникальное искусство жителей Бидара. Причем, сначала я узнала о существовании «бидри», и лишь потом в моем поле зрения возник Бидар - ныне мало кому известный провинциальный городок Южной Индии, а в ранее – столица султаната Бахманидов.
А дело было так: в январе 2009 года, разглядывая подписи к музейным экспонатам Биджапура, я наткнулась на незнакомое слово – «бидри» и потянула за серебряную ниточку, которая в январе 2013 года и привела меня в индийский Бидар.
Исскуство Бидри зародилось семь веков назад, когда султан Ahmad Shah Wali (1422-1436) привлек в свой новый город искусных чеканщиков из Ирана во главе с замечательным художником того времени, мастером - ремесленником, Abdullah-bin-Kais. Персидские мастера привезли в Южную Индию нехарактерные для нее узоры и технологии. И вот, впитав в себя соль земли индийской, появился новый способ обработки металла и инкрустации изделий серебром - замечательное персидско – индийское искусство "бидри”.
Говоря: " впитав в себя соль земли индийской” я нисколько не преувеличиваю – именно индийская земля, а точнее – земля Бидара, необычайно богатая селитрой, является изюминкой этой древней технологии.
Расплавленную массу, состоящую на 12 процентов из меди, на 83 процента из цинка, на 2 процента из олова и на 3 из свинца, заливают в углубление в земле, для улучшения ковкости добавляя в кипящую массу смолу и масло.
В результате к мастеру поступает довольно пластичный светло-серый кусок металла - он на фотографии лежит немного позади мастера.
Затем, воздействуя на остывший металл медным купоросом, получают вместо серого - черный цвет. На металл наносят (нацарапывают в виде углубленных борозд) рисунок...
...и аккуратно работая маленьким молоточком, вколачивают в эти борозды серебряную нить, выкладывая на гладкой поверхности серебряные узоры дивной красоты.
Затем изделие полируют пастой, основное действующее вещество которой – богатая селитрой земля Бидара, а так же хлорид аммония и вода.
В завершение, для блеска, готовый предмет еще раз полируют, только уже не пастой, а мягкой тряпочкой, смоченной в кокосовом масле.
Так я читала, но увидела на месте немного иное. Мастер инкрустировал серебро как в необработанный, еще пока серый и бесформенный кусок металла, а потом чернил изделие, причем серебро цвет не меняло...
...так и в готовое, уже черное, но пока еще скушное изделие.
Если и вы хотите увидеть - КАК рождается “бидри”, то поезжайте в Андра Прадеш, в Бидар, и найдите эту улицу ремесленников и мастеров бидри на ней. Вам будет проще – потому что я расскажу, ГДЕ именно нужно ее искать.
Нам было сложнее, поскольку мы располагали весьма скудной информацией, с точностью до нескольких десятков километров: иди – туда, не зная – куда, найди то, не знаю – что. Но мы пошли, вооруженные лишь знанием того, что "бидри" делают в Бидаре, и таки нашли вожделенные мастерские! Вы будете смеяться, но нашли мы их по звуку стучащих по металлу маленьких молоточков, потому что город уже накрывали сумерки, и видимость окрест нас была очень неважная. Но мы заприметили это место, и пришли туда на следующий день.
А идти надо так:
....повернувшись спиной к великой Медресе Махмуда Гавана, осмотр которой никак нельзя пропустить...
...по улице, перпендикулярной той, на которой стоит эта Медресе, пойти в сторону центральной площади, с установленными на ней башней с часами. Как дойдете до этой башни – поворачивайте направо и внимательно смотрите по сторонам.
В проемах домов и будут гнездиться мастера, в этих проемах на ваших глазах будет повторяться история, которой уже минуло семь веков, в этих проемах будут витрины с прекрасными изделиями на любой кошелек. Цена зависит от количества затраченного серебра и сложности узора, а совсем не от размеров, например, кувшина. Маленькая вазочка может весить намного меньше – в граммах, но намного больше – в цене.
Но не опускайте руки, бекпекеры – все доступно! Надо поговорить, повосхищаться, поторговаться – и унести в клювике интересный сувенир с древней традицией. Может быть очень маленький - но все равно очень красивый.
А если вам Бидар вам не по пути, то “бидри” продают и в Хайдерабаде, и в Бангалоре, и в Майсоре. Немного дороже и не так интересно, как принять вожделенный сувенир прямо из рук мастера.
Выставлены шедевры мастеров Бидри и в музеях Индии - вы теперь их легко сможете узнать сами.