Save on your hotel - www.roomguru.ru

Актуальные темы

Из раздела: Пальчики оближешь!
Сегодня в 23:06
_newra сказал(а):То, что нужно готовить дольше 5 минут я не ем ) Мне кажется...
Из раздела: Визы, пограничные пункты
Сегодня в 21:48
галина сказал(а):Я - категорически против Китая(денег на него жалко), остается Япония на будущее А...
Из раздела: Всякая всячина
Сегодня в 20:41
tan_ka сказал(а):теперь страна официально объявила о «нулевой терпимости» к этой сфере экономики. Браво!Кстати, индийцы...
Из раздела: Блоги
Сегодня в 18:19
Зачем нужны обереги (и иные артефакты) В состоянии «парения» то есть «Прозрачности», не нужна- никакая боевая...
Из раздела: Философское
Сегодня в 15:41
Вот так у нас в Питере ...
Из раздела: Транспорт
Сегодня в 12:59
ekaterinaguzeeva сказал(а):Как вообще это получается, кто-то сдаёт свои билеты Да, либо снимается бронь, либо...
Из раздела: Философское
Сегодня в 11:20
staricc сказал(а): Посмотрел на пробу несколько роликов.Формат отличный.Очень подходитПервое, что Лена мне показала была...
Из раздела: Блоги
Сегодня в 11:12
Alt сказал(а): И, порой, такая "движуха" меня нехило "прибивает". Она и прибивает, но она...
Из раздела: Помогите спланировать маршрут
Сегодня в 09:41
Irin сказал(а):то в Дели в феврале с погодой? Я была там 20 февраля и...
Из раздела: Репортажи, рассказы о РФ
Сегодня в 07:27
Elena Vasta сказал(а):Таков закон Телецкого озера Прекрасный закон. :)...

Горный Алтай: в поисках сказителей и шаманов

Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

Алтай - это сгусток вихревых энергий в сочетании с вневременным  покоем, это природная гармония, проявленная через одухотворённость живой и неживой природы, это древняя вера предков, наделившая душами горы, реки и растения, и провозгласившая родину главным божеством Алтая. 

Алтай - это территория, где человек исторически  взаимодействовал с природными объектами как с равными себе в достоинстве, это территория, где понятие рода важнее понятия семьи, где смерть означает не уход, а переход на иной уровень, и души умерших продолжают взаимодействие с душами живых, не прерывая связь времён. 

В основе понимания Алтая лежит органичная целостность окружающего алтайцев мира: род каждого алтайца существовал, существует и будет существовать на территории, где все взаимосвязано, где каждый живой или неживой объект встроен в свою нишу и несет свою меру ответственности за происходящее в крае. Поэтому если с этой местностью в какой-то её части поступать по варварски, то будет рушится вся система - как неделимое целое. Отсюда уважительное, даже почтительное отношение алтайцев к природе: не стоит рвать цветок, чтобы насладиться его запахом и потом отбросить, не стоит разрушать горы и раскапывать древние могильники, не стоит шуметь, переезжая через великую реку. Любое насилие над природой должно иметь оправдание: если требуется срубить дерево, то у него просят прощения, как просят у земли разрешения на сбор лекарственных трав.

 

 Художник Г.И. Чорос-Гуркин

Для общения с духами предков и духами природы в горном Алтае испокон веков существовали посредники - камы (шаманы), а для воспитания у народа любви и почтения к своему краю и своему народу - кайчы (сказители). 

Основной целью нашего путешествия была попытка осознать уникальность края, живущего в первозданном единстве природы и человека, увидеть его  во всем территориальном разнообразии, для чего было решено пересечь  Алтай практически навылет. Но главная цель путешествия - это путевые встречи, общение с шаманами, сказителями и местными жителями.

Шаман Слава Челтуев

 

При написании топика использованы материалы лекций Сергея Викторовича Щербака, прочитанные нам во время нашей экспедиции
7 пользователям нравится пост
1 пользователю нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

staricc сказал(а):
На ацтека похож
 Да,  колоритный персонаж)
0 пользователям нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

НАШ МАРШРУТ

Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск - Чемал - Акташ - Чуйская степь  (конечный пункт - село Ортолык) - возвращение в Акташ - Балыктуюль -  перевал Кату-Ярык - долина Челушман -  мыс Кырсай (южный берег Телецкого озера) 

Далее, поскольку  ГуглМапс отказывается рисовать маршрут по озеру, я ставлю вторую часть карты:
 мы переплыли с юга на север все Телецкое озеро: от мыса Кырсай - до поселка Артыбаш, и далее опять пересели на автобус: Артыбаш - Горно-Алтайск - Бийск - Барнаул

В Барнауле мы  замкнули наше алтайское кольцо. 

Таким образом мы начали и закончили наше путешествие в Алтайском крае, проехав его практически без остановок (исключение - ночлег и половина дня до вылета в Москву в Барнауле, да еще по дороге туда и обратно две остановки на обед в Бийске), а в основном мы смотрели на Алтайский край из окна автобуса  - на более подробный осмотр у нас не было времени. 

Зато довольно подробно, хотя и стремительно мы увидели Республику Алтай, которая для нас началась в Горно-Алтайске: столице республики  и ее единственном городе, а далее мы побывали в Чемальском, Улаганском, Кош-Агачском, Челушманском и Турочагском районах.
4 пользователям нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

staricc сказал(а):
А Сростки далеко ?
  Мы проезжали сквозняком через родину Шукшина - село Сростки, но памятника Шукшина, установленного над Катунью, не видели. Но я засняла часть дороги на видео: специально для Старикка: 
  
 
4 пользователям нравится пост
1 пользователю нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

staricc сказал(а):
А насчет памятник не сняла - так ведь когда он там жил памятника не было
 Говорят, красивый)
0 пользователям нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

Бийск мимоходом

Мы останавливались в Бийске дважды на обед (по дороге туда и обратно), и я непременно хочу отметить наше кафе:  "Кофейня Арабика". Будете в Бийске - вспомните про мою рекомендацию, так вкусно меня давно не кормили. Кстати, дорогие вегетарианцы, вас в этом кафе ожидают изысканные блюда! Дело в том, что часть нашей группы была вегетарианцами, и нам готовили 2 меню. И в этом кафе вегетарианское меню  не обозначало "тоже самое, только без мяса": нам подавали потрясающие салаты, невероятные супы и вторые блюда как из книги "Шедевры кулинарии"

 

Горно-Алтайск
В столице республики Алтай мы задержались дольше: сначала у нас была встреча с сотрудником алтайского Университета... 

 ...а потом мы отправились в Национальный музей республики Алтай  имени Анохина, где нам была прочитана блестящая лекция по шаманизму, бурхаизму и знаменитых алтайских сказителях (поскольку после музея мы встречались сначала со сказителем, а потом  с представителем бурханизма, то я расскажу о всех этих культурах и верованиях подробно, но  отдельно).   

 

 
После завершения экскурсии мы прошли в павильон, в котором хранится саркофаг "Принцессы Укока", который был закрыт: его открывают 2 раза в неделю .

По легенде, принцесса Укока является хранительницей покоя Алтая,  и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения зла из Низших миров. Один из наших шаманов (Слава Челтуев из села Ортолык) рассказывал нам о том, что и он, и остальные алтайские шаманы были против того, чтобы вскрывали могильник принцессы и извлекали ее тело. 
  

 
Далее из Вики:

"В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны."



 Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки.  

 Надеты на мумии были белая шелковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Так же особенной является сложная прическа умершей — она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чем говорит количество захороненных с ней лошадей — 6.

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке. Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима. Для экспоната построена специальная пристройка.

19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики. Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности — причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года)."

 

 
Далее снова идет наша история. 

Шаман Слава Челтуев  рассказывал нам, что бурханисты пытались взять в аренду 400 гектар земли, построить там мавзолей, в который собирались поместить принцессу Укока и взимать за посещение мемориала значительные деньги. Мемориал, по их задумке, должен был принадлежать бы частному лицу, а не государству, но у бурханистов с этой затеей ничего не вышло. Единственно, изначально "Принцесса Укока" находилась в Новосибирске, но затем, под давлением общественности Алтая, была перемещена в Горно-Алтайск, и в национальном музее имени Анохина специально для ее саркофага была сделана отдельная пристройка, в цокольный этаж которой можно спуститься из основного здания.

Как я уже упоминала выше, шаманы Алтая предрекали беды, которые обрушатся на край, если охранительницу Нижних миров потревожат, но их голос был не услышан. Зато потом к ним обратилось руководство республики(!!!) с просьбой перезахоронить принцессу Укока. Об этом нам поведал шаман из села Балыктуюль с прекрасным именем "Леонид Ильич". Леонид Ильич категорически отказался участвовать в обряде, потому что обряд необходимо повторить в точности, не пропустив ни одной детали, иначе гнев духов рода обрушится уже на шаманов. Какой-то шаман взялся за ритуал, но сгинул. Я спросила Леонида Ильича, можно ли у духов уточнить все подробности ритуала, и из его ответа поняла, что лично он никогда не пойдет на такие риски (опасается коварства духов, которые утаят все подробности?)

В настоящее время Леонид Ильич собирает алтайских шаманов для всеобщего камлания на благо Алтая. Каждый шаман будет камлать в своем тайном месте силы, но синхронно с остальными шаманами: будет выбрано благоприятные день и время для проведения ритуала. Каждый шаман будет обращаться к духам своего рода и проходить каждый своими путями в Нижние и Верхние миры, но цель у них будет общая: защита Алтая.

7 пользователям нравится пост
2 пользователям нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

staricc сказал(а):
Меня еще радует что село живет и никуда не исчезает. Как исчезла деревня моего отца.
Если ты слышал комментарии водителя к моему ролику, то он говорил, что сельчане гордятся своим селом, что у них сохраняется в порядке и дом Шукшина, и школа, где Шукшин учился. Да и вообще деревни и поля по Чуйскому тракту основательные, нет запустения



 
7 пользователям нравится пост
0 пользователям нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

staricc сказал(а):
Сила Алтая ?
Ну я могу сказать, что мне хочется туда вернуться - очень!) Там необыкновенно красиво, там дышится полной грудью, мне кажется, что люди на Алтае  не должны вообще болеть - там воздух насыщен здоровьем)
3 пользователям нравится пост
IrinaVolga
Модератор

Сообщение

Благодарности: 3076

Авторские темы: 3

На сайте с: 09 января 2013 в 08:28

Пол: Женский

Россия, Ульяновск

Всегда !

Elena Vasta сказал(а):
деревни и поля по Чуйскому тракту основательные, нет запустения
 Да, дорога - великое дело. Мы по Катуни сплавлялись - много заброшенных деревень. Дорог нет.  :(
0 пользователям нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

IrinaVolga а откуда вы стартовали и где финишировали?
0 пользователям нравится пост
IrinaVolga
Модератор

Сообщение

Благодарности: 3076

Авторские темы: 3

На сайте с: 09 января 2013 в 08:28

Пол: Женский

Россия, Ульяновск

Всегда !

Мы шли Урсул-Катунь. 
Elena Vasta сказал(а):
откуда вы стартовали и где финишировали?
 Вот блин. 17 лет прошло :(  Но, оказывается, помню. :)  Правда, по Урсулу не помню где начинали, высоко. Это основной участок маршрута был.   А вышли на берег уже с Катуни,  в районе курорта Ая.  Красотища !
0 пользователям нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

СКАЗИТЕЛИ/КАЙЧЫ  И ГЕРОИЧЕСКИЙ АЛТАЙСКИЙ ЭПОС/КАЙ

У каждого народа были свои сказители, исполнители фольклорного героического эпоса - алтайцы тут не уникальны. Уникальна их манера исполнения древних баллад: знаменитое горловое пение. 

В разных странах сказителей называют по разному, но всех их объединяет одно: они исполняют перед своим народом баллады о богатырях, войнах и романтических историях древних времен. Как правило эти сказания исполняются в том или ином музыкальном сопровождении. На Алтае подобные исполнители народных баллад называются "кайчы", а  баллада, или сказание - "кай". Музыкальный же инструмент, на котором кайчы аккомпанируют себе, называется опшур" (двухструнный инструмент, похожий на казахскую домбру) 
 
Вот классика: Болот Байрышев (1962) - певец и алтайский народный сказитель, Заслуженный артист РФ, Заслуженный артист Республики Алтай, обладатель специальной премии ЮНЕСКО «За сохранение и пропаганду этнической культуры» 
И немножечко красивой попсы
 
Нам повезло, наш  организатор и идейный вдохновитель религиовед Сергей Викторович Щербак устроил нам  встречу со светлым и позитивным немолодым человеком (84 года), находящимся тем не менее в замечательной физической форме. Слово "светлый" к нему можно применить в самом прямом смысле этого слова: он буквально светится добротой и здоровьем.  

Сергей Викторович Щербак

 
 
Шинжин Иван Боксурович (алтайское имя - Даныспай) - так звали нашего сказителя, входит в список знаменитых людей Алтая.

 
  Иван Боксурович  поведал нам историю своего рода, а так же о том, как он сам стал сказителем. (Шинжин - это и его фамилия и одновременно имя его деда, который тоже был сказителем). Его жизненный путь был предопределён: его дед, отец и старший брат были сказителями, и его самого с раннего детства, как магнитом, тянули к себе кайчы -  будучи ребенком он смог по слуху самостоятельно выучить несколько сказаний.

Дед его постоянно кочевал со своими стадами: на зиму спускался вниз, а летом гнал своих овец на верхние пастбища ближе к Монголии. Он был уникальным сказителем и помнил наизусть 99 каев (сказаний), его сын  (отец нашего героя) знал 77 сказаний, а его старший брат - около сорока.

В 50-е годы сказания уже не исполняли прилюдно, особенно сказители избегали колхозов и колхозников. Кайчы уходили в тайгу, в горы или на дальние пастбища, услаждая своим пением лишь дружественных духов природы и вольных пастухов, и звуки уникального горлового пения подхватывались ветром и заглушались шумом реки.

Все это объяснятся тем, что советская власть на Алтае проводила жестокую колониальную политику: алтайских детей  было запрещено называть алтайскими именами, и, порой, в одном классе было по шесть Вась и Коль, но ни одного мальчика с алтайским именем.  Алтайская культура безжалостно выкорчевывалась - народ пытались лишить национальной идентичности и насильно "русифицировать". Это можно заметить, изучая имена и отчества сказителей на моей фотографии выше, правда она вышла нечеткой. На ней изображены немолодые люди с русскими именами, но их отцы все без исключения имеют алтайские имена - отсюда у всех сказителей алтайские отчества. И у многих из них в скобках дописаны вторые (алтайские) имена - хотя детей с алтайскими именами не регистрировали в загсах, родители часто давали ребенку второе (алтайское) имя.

Особому гонению подвергались шаманы, бурханисты, и, как ни странно, сказители. И если гонения на шаманов и бурханистов можно объяснить тотальной религиозной нетерпимостью советской власти, то совершенно ужасным кажется то, что исполнителей народного эпоса, охотников и пастухов, за исполнение их баллад, прославляющих героев и богатырей древности, хватали и тащили в тюрьму.

Далее пишу небольшие выдержки из часового интервью, записаного на диктофон. Беседу с алтайским кайчы вела этнограф Юлия Кустова

Рассказывает Иван Боксурович: 
"В 1947 году шамана по имени Бабан из нашего  села посадили, и вышел он в 1954 году, сидел в Барнауле. Я его спрашиваю- как там было?"

"Мучили,  говорит, меня. Потом начальник тюрьмы сказал мне, что раз ты шаман - покажи что-нибудь. Ну я посмотрел, что тут есть, и вывел ему змею из чернильницы. "О! да ты настоящий шаман! Ну иди отдыхай." И больше его не трогали, и на работу не водили, да он и пожилой уже был тогда... Он умер когда, то его похоронили отдельно (шаманов всегда хоронили поодаль)".
 
Шинжин Иван Боксурович и Юлия Кустова

 
Вопрос Юлии Кустовой: А как вы учились исполнять кай?

Ответ Ивана Боксуровича: "в нашей деревнее было два сказителя. Один - полуслепой, делал шаманские бубны и исполнял сказания. Мог строить и бани! Иногда было, что он строит баню, и вдруг отложит инструмент и начинает кай исполнять! Я подкрадусь и слушаю...У сказителей нрав суровый! Если кто зашумит - всё! Прекращает петь. 
Он и вечерами исполнял сказания - вот от него я 3-4 сказания и усвоил. Потом другой, он был табунщиком, 300 голов лошадей пас. Поднимался в горы с табунам и там пастухов человек пять - вот он им и исполнял.   Когда кайчы поёт - он как шаман, в транс входит..." 

 

Вопрос Юлии Кустовой: а почему только в горах пел? Боялся?

Ответ Ивана Боксуровича: "ну да. В тюрьму за кай сажали"

Кайчы

 "Топшур (музыкальный инструмент алтайских сказителей) у него есть, он его в скалах спрячет, чтобы никто не нашел, и когда хочет петь - берет." 
 
Топшур
 источник фотографий

"И вот я ездил е нему и слушал, и учил сказания. Еду обратно на коне, и у меня такие были колокольчики на сбруе, которые, как у шамана, бренчат - хорошо под эти звуки кай исполнять, они ритм задают!

Домой приезжаю,  меня спрашивают: чего это конь в мыле? Ты как ехал: махом или так? Я говорю: махом...немножко...Так значит черти рядом сидели, раз конь так вспотел! Я сначала испугался чертей, а потом подумал: значит они сидели и слушали, как я кай исполнял - значит все хорошо сделал!"

"...Вообще иногда сам едешь и понимаешь - нехорошее место. Переходит конь реку вброд - о, вот тут хорошо!" 

 "...Потом в 1956 брат мой старший умер, остался я из рода сказителей. Мне говорят: вот там в 20 км есть знаменитый сказитель. Денег нет, босиком, но все равно собираешься и едешь..." 

"...Вот я сейчас записываю сказание Кхангере (???), и сделал ошибку. И как начал болеть! Пока не нашел ошибку болел."

"... Я в школе культуры и искуства преподаю кай. Заметил,  дети наши плохо читают по алтайски, медленно. Я их отругал, прочитал сказание им сам. На следующей неделе каждый ученик исполнил мой кай точ-в-точь! Я спрашиваю - после моего урока читали книгу? Нет...Нет...Нет... Так они все со слуха, с моего голоса  запомнили! И ведь живут не рядом, а в разных деревнях! 

Вопрос Юлии Кустовой: А может быть эти мальчики особенно одаренные от природы? 

Ответ Ивана Боксуровича: Может...Но я так думаю, что в нашей обычной жизни очень много общего с  содержанием эпоса, поэтому это так легко детьми впитывается."

Кусочек интервью можно прослушать тут: 
 
"...Я тайгу люблю. Только беру с собой не ружье, а топор. Я им и в лесу могу путь проложить, и на открытом месте площадку себе выровнять и лечь спать, а ружьем разве так сделаешь?"
 

 

" ...Как-то вечером ночевал у речки - она с тобой разговаривает, ну прям как человек. Слушаешь-слушаешь, слов разобрать не можешь. Я туда любил ходить, меня все это интересовало: река  шумит как будто женщина с мужчиной разговаривают. А утром  послушаешь - обычный шум воды. Взрослым сказал, они мне: "дурак! Там черти!" Я стал подальше спать."
 

 Вот такая уникальная у нас состоялась беседа...

В качестве завершающего штриха своего краткого рассказа об алтайских сказителях ставлю вам фильм, посвященный Алексею Калкину - великому акыну Алтая. 
 

8 пользователям нравится пост
staricc

Сообщение

Благодарности: 2428

Авторские темы: 0

На сайте с: 14 июня 2014 в 19:30

Пол: Мужской

Россия

Elena Vasta сказал(а):
 Как-то вечером ночевал у речки - она с тобой разговаривает, ну прям как человек. Слушаешь-слушаешь, слов разобрать не можешь. Я туда любил ходить, меня все это интересовало: река  шумит как будто женщина с мужчиной разговаривают. 
 Как поэтично !:))
0 пользователям нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

staricc сказал(а):
Как поэтично !:))
  По моему он на моем ролике рассказывает как раз об этом)
А вообще меня эти рассказы восхищают: люди живут что в доме, что вне дома одинаково легко, вся природа вокруг - их дом
4 пользователям нравится пост
Elena Vasta
Сайт Админ

Сообщение

Благодарности: 21454

Авторские темы: 77

На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06

Пол: Женский

Москва

Среди нехоженых путей Один - пусть мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной

БУРХАНИЗМ (БЕЛАЯ ВЕРА)

Движение Ак Тян (Белая вера) возникло на Алтае в начале 20 века. Впервые появившись в южных районах, оно затем переместилось в долину Тюренг. В Ак Тян появляется новая обрядовая фигура - дьарлыкчы, производное от алтайсих слов "весть", "извещать". Дьарлыкчы занимался тем, что ходил по урочищам и объяснял суть этого учения. 
 

 
Первое откровение, полученное бурханистами, выглядит в виде следующих заповедей (из вики):

— Я был и буду во веки веков, — говорил таинственный всадник.

— Я глава ойротов, что и объявляю вам, ибо время близко...

— Ты, Чет, человек грешный, а дочь твоя безгрешна. Через неё я возвещу всем алтайцам свои заповеди. Заповеди мои следующие:

— Табаку не курить, а если кто не может воздержаться от этой привычки, пусть к табаку подмешивает две части берёзовой коры.

— Убейте всех кошек и никогда впредь не пускайте их в свои юрты.

— Не рубите сырой лес.

— Не колите в пищу молодого скота.

— Не ешьте крови животных.

— При встрече говорите друг другу: “Jaкшы” (хорошо) и ничего нового не спрашивайте, как это делалось у вас раньше.

— Каждое утро и каждый вечер брызгайте вверх и на все четыре стороны молоко.

— Поставьте внутри юрты и у дверей, и в передней части юрты четыре берёзовых кадильницы и четыре берёзки.

— Жгите в кадильницах вереск.

— Не угощайте друг друга при встрече табаком, а вместо трубки давайте веточку вереска и говорите при этом: “Иакши”.

— Бубны камов (шаманов) сожгите, потому что они не от бога, а от Эрлика (т. е. сатаны).

— С христианами (с новокрещёнными алтайцами) из одной посуды не ешьте.

— Дружбы с русскими не водите и не зовите их “орус”, а зовите “чичке пут” (тонконогие).

— Высокая северная белая гора! Долго вы склоняли голову перед ней. Но настало время, когда белая гора нам больше не владыка.

— Когда-то все были подданные Ойрота, и теперь будем знать его одного.

— Будем смотреть на русских как на своих врагов. Скоро придёт им конец, земля не стерпит их, расступится, и они все провалятся под землю. Мы же будем смотреть на солнце и луну, как на своих братьев.

— Повесьте на берёзках ленты пяти разных цветов в знак существующих на земле пяти главных племён и пяти главных религий.

— Главное ваше знамя — белый и жёлтый цвет. Эти цвета носите на своих шапках.

— У кого есть русские деньги, расходуйте их скорее на покупку пороха, свинца и товара у русских же, а оставшиеся от покупки деньги принесите все ко мне.

— Не утаивайте от меня ни копейки: утаивший провалится вместе с русскими
 

 На фото - Бурханистский жертвенник (фото из архива А.А. Познякова, снятое с дагерротипа В.В. Сапожникова)

Обратите внимание на эту строку:  "Ты, Чет, человек грешный, а дочь твоя безгрешна. Через неё я возвещу всем алтайцам свои заповеди." 

Речь идет о Чете Челпанове, которого считают основателем бурханизма. Он и его дочь и были первыми "дьарлыкчы" (проповедниками бурханизма).

Чет Челпанов 

 

Новая религия была по сути своей освободительным движением (моё ИМХО), в ней четко прослеживалась антиправославная и антирусская направленность, и надо сказать, что для этого у алтайцев были веские основания. В то время остро стоял земельный вопрос: прибывавшие переселенцы из России уже заполнили весь степной Алтай, и планировалось  их расселение уже и  по горному Алтаю. Детей же алтайцев фактически насильно крестили. Надо скать, что христиане "хулиганят" и сейчас, устанавливая на исторических местах силы шаманов кресты - нам жаловался на это шаман из села Балыктуюль. Да, не смотря на подобные "проповеди" каких-то агрессивных дейсвий по отношению к русским переселенцем и христианам не было зафиксировано.

В основе бурханизма лежали исторические мифы и вера в приход мессии - Ойрот-хана, с появлением которого вернётся золотая эра времени Джунгарского царства

Хан Ойрот, согласно алтайской легенде, последний потомок Чингисхана и последний правитель его империи. Побеждаемый противниками, Ойрот таинственно исчез со своими воинами, но обещал вернуться, когда изменятся очертания Белухи: «Знаки усматривайте на Солнце и в очертаниях спин трёх снежных вершин святой горы народа алтайского Катын-Баш»6. Катын-Баш, как мы уже знаем, — и есть трёхглавая Белуха (источник).

Главным же божеством в Ак Тян считается Алтай-Кутай. 

Н.К. Рерих «Ойрот – посланник Белого Бурхана»

 Местные исследователи сразу назвали новую религию "бурханизмом", потому что в молениях часто произносилось слово "Алтай-бурхан". Шаманы не приняли новую веру, и покидали территории, где распространялся Ак Тян. Ну и это было не мудрено: Ак Тян  с самого начала имел четкую антишаманскую направленность: признавая Верхние миры, бурханисты отрицали Нижние, называя шаманов "дьявольским отродьем". Бурханисты  призывали своих последователей изгонять шаманов из сел, сжигая их дома, одежду и бубны.

Да, а почему же Ак Тян, или бурханизм называли "белой верой?" Потому что дьарлыкчы облачался в белую одежду, белую шапку и в обрядовых действиях использовали белую пищу. 

 Интересные факты:

Алтайцы-бурханисты не строят храмов, они поднимаются на холмы, где сооружают из камней подобие тумб - тандал, на эти тумбы помещают фигурку из молочной пищи - это и есть бурханистское жертвоприношение божеству
 
 
Душа животных и человека у алтайцев называется "кут", отсюда и название Верхнего мира - "Закутай". И когда божества Верхнего мира спускают кут на землю, то для этих незащищённых душ специально устанавливались такие охранные колыбели, сделанные из лука и стрел. 

Модель колыбели
 

 Куш-птица. Устанавливалась на длинных шестах над святилищами бурханистов 

 Немного истории
Хотя лидером бурханизма и признавался Чет Челпанов, но исследователи  считают, что за ним стояли люди более образованные.  По сути дела он (или те, кто за ним стоял) создали синкретическую религию, вобравшую в себя и элементы буддизма, и элементы христианских культовых служений, хотя основной их идеей было поклонение Алтаю...и отрицание всего русского. 

В 1904 году бурханисты собрались в долине Тюрем в ожидании появления Ойрот-хана. Но вместо Ойрот-хана пришли казаки и разогнали ожидающих пророка. А на следующий день всех тех, кто собирался в долине Тюренг арестовали и посадили в бийскую тюрьму. Богатые альтайские баи наняли адвокатов, которые в 1906 году добились освобождения задержанных. 

 В конце 20-х годов бурханисты, как шаманы и сказители, подверглись массовым репрессиям.

 В настоящее время бурханизм на Алтае жив, хотя претерпел значительные трансформации, мы встречались с одним из его представителей - Сергеем Кыныевым  (второе имя - "Акай Кине"), довольно странного, надо сказать, вида, мужчиной средних лет. Из его многословных и пространных речей я сделала вывод, что от бурханизма в его изначальном виде мало чего осталось, или националистические призывы сейчас не афишируются. Позднее, уже вернувшись домой, я прочитала, что бурханизм сейчас называют  алтайским буддизмом, хотя ранее в нем ничего от буддизма не было. Противопоставление себя христианству исчезло из провозглашаемых им доктрин, однако сохранилось противопоставление шаманизму, а так же вера в Алтай-Кутай. 


 
 А вот кусочек интервью: 
 
И не смотря на  заверения нашего визави о распространенности бурханизма, я позволю себе  в этом усомниться: специально спрашивала местное население о бурханизме: сколько людей в их  селе  являются последователями "Белой веры"? Ответ меня изумил: от нуля до полного незнания и не понимания - о какой "белой вере" я их спрашиваю? Я уж называла и её ("Белую веру") и бурханизмом, и Ак Тян - результат оставался тем же. 

Однако наша чудесная женщина-экскурсовод явно была последователем бурханизма.   

 И не только потому что она говорила о нём с большой симпатией, но и потому, что часто сбивалась, рассказывая о бурханизме, с "они" на "мы, нас" (мы не строим храмов, мы не совершаем кровавых жертвоприношений и другие подобные оговорки).  Зато при опросе жителей горных сёл я узнала, что к шаманам и гадалкам бегают и христиане (они сами мне говорили об этом) и мусульмане (об этом мне говорили местные, что мусульмане тоже обращаются к шаманам). 

Хотя бурханистские жертвенники я во время путешествия видела: вот один из них: 

 

ИМХО ДИЛЕТАНТА
Из древних родовых религий бурханизм дипломатично принял древнее почитание пантеона духов природы, признавая наличие их у каждого растения, реки, озера или горы, он впитал в себя  шаманизм, выведя за скобки  его главных "действующих лиц" - шаманов, подменив их на дьарлыкчы.  И мне это не нравится, хотя я понимаю желание более просвещённых основателей движения "очиститься" от средневековых пережитков. Кстати, я думаю, что именно  в этом желании дистанцироваться от "диких средневековых обрядов" лежит ключ к пониманию того, почему бурханизм  более популярен в просвященном Горно-Алтайске. Однако мне кажется, что из старого здания невозможно вытащить камушек - без вреда для всего здания. 

Хотя кошек убивать тоже нехорошо! А бурханисты продолжают требовать уничтожения кошек, ибо, по их мнению, кошка -  дьявольское существо и  проводник в Нижние миры))

Безусловно мои наблюдения неревалентны и поверхностны,  а возможно и ошибочны, но я сделала вывод, что за пределами столицы может быть только в долине Тюренг  бурханизм имеет какой-то вес и своих последователей, а по всей остальной республике на генетическом уровне побеждает вера предков - в сердцах алтайцев её не смогли заглушить даже привнесённые в республику искусственно могущественные религии: христианство и ислам. И как тут не вспомнить слова шамана из села Ортолык:

"Религии приходят и уходят, а духи остаются."

Об исконной алтайской религии - шаманизме будет следующий пост. Но так или иначе к теме шаманизма и сказительства я буду обращаться постоянно.

4 пользователям нравится пост
tarjuman
Модератор

Сообщение

Благодарности: 3099

Авторские темы: 2

На сайте с: 16 ноября 2012 в 15:27

Пол: Женский

Наша, матушка Russia

Elena Vasta сказал(а):
это территория, где понятие рода важнее понятия семьи, где смерть означает не уход, а переход на иной уровень, и души умерших продолжают взаимодействие с душами живых, не прерывая связь времён. 
 Как хорошо, что эти понятия где-то сохранились!

Elena Vasta сказал(а):
Любое насилие над природой должно иметь оправдание: если требуется срубить дерево, то у него просят прощения, как просят у земли разрешения на сбор лекарственных трав.
 Вот, люди, которые умеют сохранять веру. Ведь всему этому были научены все народы.

Elena Vasta сказал(а):
Шаман Слава Челтуев
 На индейца похож!


Elena Vasta сказал(а):
нам была прочитана блестящая лекция по шаманизму, бурхаизму и знаменитых алтайских сказителях
 Здорово! С удовольствием бы тоже послушала.

Elena Vasta сказал(а):
Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию.
 Там есть такой Совет? Имеет какую-то силу? (Надо же, и все это в одной и той же России.)

Elena Vasta сказал(а):
Уникальна их манера исполнения древних баллад: знаменитое горловое пение. 
 Дааа! Мне так нравится!
А бурханизм совсем не нравится!))) 

Elena Vasta сказал(а):
"Религии приходят и уходят, а духи остаются."
 Изначально всем народам были даны знания о стихиях и духах природы, которые приняли потом вид язычества и многобожия. Это были начальные классы человечества. Люди должны были сначала научиться чувствовать и беречь природу, уважать землю. По-видимому, алтайцы очень крепко усвоили эти уроки, так, что не принимали больше ничего другого. А другие народы, приняв посвящение в "старшие классы", забыли основной  материал)   На все воля Всевышнего. 
4 пользователям нравится пост
Написать пост
Написать пост как пользователь соц. сети        или как    пользователь сайта