БУРХАНИЗМ (БЕЛАЯ ВЕРА)
Движение Ак Тян (Белая вера) возникло на Алтае в начале 20 века. Впервые появившись в южных районах, оно затем переместилось в долину Тюренг. В Ак Тян появляется новая обрядовая фигура - дьарлыкчы, производное от алтайсих слов "весть", "извещать". Дьарлыкчы занимался тем, что ходил по урочищам и объяснял суть этого учения.
Первое откровение, полученное бурханистами, выглядит в виде следующих заповедей (из вики):— Я был и буду во веки веков, — говорил таинственный всадник.— Я глава ойротов, что и объявляю вам, ибо время близко...— Ты, Чет, человек грешный, а дочь твоя безгрешна. Через неё я возвещу всем алтайцам свои заповеди. Заповеди мои следующие:
— Табаку не курить, а если кто не может воздержаться от этой привычки, пусть к табаку подмешивает две части берёзовой коры.— Убейте всех кошек и никогда впредь не пускайте их в свои юрты.— Не рубите сырой лес.— Не колите в пищу молодого скота.— Не ешьте крови животных.— При встрече говорите друг другу: “Jaкшы” (хорошо) и ничего нового не спрашивайте, как это делалось у вас раньше.— Каждое утро и каждый вечер брызгайте вверх и на все четыре стороны молоко.— Поставьте внутри юрты и у дверей, и в передней части юрты четыре берёзовых кадильницы и четыре берёзки.— Жгите в кадильницах вереск.— Не угощайте друг друга при встрече табаком, а вместо трубки давайте веточку вереска и говорите при этом: “Иакши”.— Бубны камов (шаманов) сожгите, потому что они не от бога, а от Эрлика (т. е. сатаны).— С христианами (с новокрещёнными алтайцами) из одной посуды не ешьте.— Дружбы с русскими не водите и не зовите их “орус”, а зовите “чичке пут” (тонконогие).— Высокая северная белая гора! Долго вы склоняли голову перед ней. Но настало время, когда белая гора нам больше не владыка.— Когда-то все были подданные Ойрота, и теперь будем знать его одного.— Будем смотреть на русских как на своих врагов. Скоро придёт им конец, земля не стерпит их, расступится, и они все провалятся под землю. Мы же будем смотреть на солнце и луну, как на своих братьев.— Повесьте на берёзках ленты пяти разных цветов в знак существующих на земле пяти главных племён и пяти главных религий.— Главное ваше знамя — белый и жёлтый цвет. Эти цвета носите на своих шапках.— У кого есть русские деньги, расходуйте их скорее на покупку пороха, свинца и товара у русских же, а оставшиеся от покупки деньги принесите все ко мне.— Не утаивайте от меня ни копейки: утаивший провалится вместе с русскими На фото - Бурханистский жертвенник (фото из архива А.А. Познякова, снятое с дагерротипа В.В. Сапожникова)
Обратите внимание на эту строку: "Ты, Чет, человек грешный, а дочь твоя безгрешна. Через неё я возвещу всем алтайцам свои заповеди."
Речь идет о Чете Челпанове, которого считают основателем бурханизма. Он и его дочь и были первыми "дьарлыкчы" (проповедниками бурханизма).
Новая религия была по сути своей освободительным движением (моё ИМХО), в ней четко прослеживалась антиправославная и антирусская направленность, и надо сказать, что для этого у алтайцев
были веские основания. В то время остро стоял земельный вопрос: прибывавшие переселенцы из России уже заполнили весь степной Алтай, и планировалось их расселение уже и по горному Алтаю. Детей же алтайцев фактически насильно крестили. Надо скать, что христиане "хулиганят" и сейчас, устанавливая на исторических местах силы шаманов кресты - нам жаловался на это шаман из села Балыктуюль. Да, не смотря на подобные "проповеди" каких-то агрессивных дейсвий по отношению к русским переселенцем и христианам не было зафиксировано.
В основе бурханизма лежали исторические мифы и вера в приход мессии - Ойрот-хана, с появлением которого вернётся золотая эра времени
Джунгарского царства.
Хан Ойрот, согласно алтайской легенде, последний потомок Чингисхана и последний правитель его империи. Побеждаемый противниками, Ойрот таинственно исчез со своими воинами, но обещал вернуться, когда изменятся очертания Белухи:
«Знаки усматривайте на Солнце и в очертаниях спин трёх снежных вершин святой горы народа алтайского Катын-Баш»6. Катын-Баш, как мы уже знаем, — и есть трёхглавая Белуха (источник).
Главным же божеством в Ак Тян считается Алтай-Кутай.
Н.К. Рерих «Ойрот – посланник Белого Бурхана»
Местные исследователи сразу назвали новую религию "бурханизмом", потому что в молениях часто произносилось слово "Алтай-бурхан". Шаманы не приняли новую веру, и покидали территории, где распространялся Ак Тян. Ну и это было не мудрено: Ак Тян с самого начала имел четкую антишаманскую направленность: признавая Верхние миры, бурханисты отрицали Нижние, называя шаманов "дьявольским отродьем". Бурханисты призывали своих последователей изгонять шаманов из сел, сжигая их дома, одежду и бубны.
Да, а почему же Ак Тян, или бурханизм называли "белой верой?" Потому что дьарлыкчы облачался в белую одежду, белую шапку и в обрядовых действиях использовали белую пищу.
Интересные факты:
Алтайцы-бурханисты не строят храмов, они поднимаются на холмы, где сооружают из камней подобие тумб - тандал, на эти тумбы помещают фигурку из молочной пищи - это и есть бурханистское жертвоприношение божеству
Душа животных и человека у алтайцев называется "кут", отсюда и название Верхнего мира - "Закутай". И когда божества Верхнего мира спускают кут на землю, то для этих незащищённых душ специально устанавливались такие охранные колыбели, сделанные из лука и стрел.
Модель колыбели
Куш-птица. Устанавливалась на длинных шестах над святилищами бурханистов Немного истории Хотя лидером бурханизма и признавался Чет Челпанов, но исследователи считают, что за ним стояли люди более образованные. По сути дела он (или те, кто за ним стоял) создали синкретическую религию, вобравшую в себя и элементы буддизма, и элементы христианских культовых служений, хотя основной их идеей было поклонение Алтаю...и отрицание всего русского.
В 1904 году бурханисты собрались в долине Тюрем в ожидании появления Ойрот-хана. Но вместо Ойрот-хана пришли казаки и разогнали ожидающих пророка. А на следующий день всех тех, кто собирался в долине Тюренг арестовали и посадили в бийскую тюрьму. Богатые альтайские баи наняли адвокатов, которые в 1906 году добились освобождения задержанных.
В конце 20-х годов бурханисты, как шаманы и сказители, подверглись массовым репрессиям. В настоящее время бурханизм на Алтае жив, хотя претерпел значительные трансформации, мы встречались с одним из его представителей - Сергеем Кыныевым (второе имя - "Акай Кине"), довольно странного, надо сказать, вида, мужчиной средних лет. Из его многословных и пространных речей я сделала вывод, что от бурханизма в его изначальном виде мало чего осталось, или националистические призывы сейчас не афишируются. Позднее, уже вернувшись домой, я прочитала, что бурханизм сейчас называют алтайским буддизмом, хотя ранее в нем ничего от буддизма не было. Противопоставление себя христианству исчезло из провозглашаемых им доктрин, однако сохранилось противопоставление шаманизму, а так же вера в Алтай-Кутай.
И не смотря на заверения нашего визави о распространенности бурханизма, я позволю себе в этом усомниться: специально спрашивала местное население о бурханизме: сколько людей в их селе являются последователями "Белой веры"? Ответ меня изумил: от нуля до полного незнания и не понимания - о какой "белой вере" я их спрашиваю? Я уж называла и её ("Белую веру") и бурханизмом, и Ак Тян - результат оставался тем же.
Однако наша чудесная женщина-экскурсовод явно была последователем бурханизма.
И не только потому что она говорила о нём с большой симпатией, но и потому, что часто сбивалась, рассказывая о бурханизме, с "они" на "мы, нас" (мы не строим храмов, мы не совершаем кровавых жертвоприношений и другие подобные оговорки). Зато при опросе жителей горных сёл я узнала, что к шаманам и гадалкам бегают и христиане (они сами мне говорили об этом) и мусульмане (об этом мне говорили местные, что мусульмане тоже обращаются к шаманам).
Хотя бурханистские жертвенники я во время путешествия видела: вот один из них:
ИМХО ДИЛЕТАНТА
Из древних родовых религий бурханизм дипломатично принял древнее почитание пантеона духов природы, признавая наличие их у каждого растения, реки, озера или горы, он впитал в себя шаманизм, выведя за скобки его главных "действующих лиц" - шаманов, подменив их на дьарлыкчы. И мне это не нравится, хотя я понимаю желание более просвещённых основателей движения "очиститься" от средневековых пережитков. Кстати, я думаю, что именно в этом желании дистанцироваться от "диких средневековых обрядов" лежит ключ к пониманию того, почему бурханизм более популярен в просвященном Горно-Алтайске. Однако мне кажется, что из старого здания невозможно вытащить камушек - без вреда для всего здания.
Хотя кошек убивать тоже нехорошо! А бурханисты продолжают требовать уничтожения кошек, ибо, по их мнению, кошка - дьявольское существо и проводник в Нижние миры))
Безусловно мои наблюдения неревалентны и поверхностны, а возможно и ошибочны, но я сделала вывод, что за пределами столицы может быть только в долине Тюренг бурханизм имеет какой-то вес и своих последователей, а по всей остальной республике на генетическом уровне побеждает вера предков - в сердцах алтайцев её не смогли заглушить даже привнесённые в республику искусственно могущественные религии: христианство и ислам. И как тут не вспомнить слова шамана из села Ортолык:
"Религии приходят и уходят, а духи остаются."
Об исконной алтайской религии - шаманизме будет следующий пост. Но так или иначе к теме шаманизма и сказительства я буду обращаться постоянно.