Благодарности (164)
На сайте с: 16 ноября 2012 в
Пол: Женский
небольшой остров в северных морях
Что такое сезон дождей в Химачал Прадеш (северо-запад Индии, а также место моего временного «постоянного» проживания)? Это не просто абстрактный график температуры и осадков в путеводителе LP. Это когда: ты строишь грандиозные планы на завтра, а утром гонишь дорогого к окну посмотреть какая погода.
Получив хорошо предсказуемый ответ «там льет как из ведра и ни черта не видно», ты со спокойной совестью продолжаешь спать до полудня; открыв дверь на балкон, ты видишь или стену дождя или плотные облака, без спроса заползающие в квартиру и не обращающие внимания на работающий 24 часа в сутки, 7 дней в неделю вентилятор; это когда ты снимаешь футболку с вешалки и обнаруживаешь, что 80% всей одежды заболело зеленым лишаем и требует немедленной стирки; это когда постиранные вещи не сохнут по 3 дня; это когда любое помещение в городе жутко пахнет заплесневелым погребом, а выходя в город ты с удивлением обнаруживаешь очередной участок дороги, разрушенный свежесошедшим оползнем.
Продолжать можно бесконечно.. Причем если в июле ситуация еще терпимая, по крайней мере 3 часа солнца в день обеспечены, то август просто безнадежен.
Учитывая вышесказанное, наша отвлеченная поначалу идея свалить на север подальше от этого кошмара, из абстрактной начала трансформироваться во что-то реальное – была куплена книжка «Треккинг по индийским Гималайам» любимой серии Lonely Planet.. Майкл как-то самоустранился от активного выбора маршрута, высказав единственное пожелание о том, что ему не хотелось бы карабкаться куда-то вооружившись веревками, кошками и ледорубами. Собственно это не входило и в мои планы тоже, так что я не стала настаивать. Первоначально я думала о том, что нужно нанять гида/портера, как я это делала в Непале и ни о чем больше не париться. Газовая горелка была привезена из Москвы, палатка тоже, коврики, приличная одежда и обувь имелись у обоих. По мере прочтения книжки и долгих поисков в Интернете мой оптимизм заметно поубавился. Каждое описание трека в выбранном нами районе Ладакха Занскаре, начинался следующими словами: «продуктов с собой иметь как минимум на 5-7 дней, соответственно керосиновую горелку и керосин (к моей газовой горелке купить баллоны невозможно, да и непонятно как бы она работала на высотах выше 4000) , также периодически в требованиях встречалась веревка для прохождения водных препятствия – мосты могут быть разрушены лавинами, реками или их просто может не быть, а в некоторых случаяк ледорубы, кошки, карабины и прочая фигня. По моим скромным подсчетам, вес рюкзаков приближался к 20-25 килограммам. Ну мы же не спортсмены в конце концов! К слову, в случае наема гида/портера самостоятельно, часто требуется обеспечить его всем необходимым барахлом, т.к. он вполне может прийти к началу трека в мякгих резиновых тапочках и футболке. В общем мы пришли к выводу, что придется разориться на сильных пони и мужественных гидов, не страдающих топографическим кретинизмом и раз уж пошла такая гулянка, то и на повара.
Предварительное исследование рынка (читаем – обход всех местных агентств) повергло нас в легкий шок – мало того, что всего пару из них делали треки по Занскару, они еще хотели 90 долларов с человека в день (all incl.) и не торговались, что для Индии совсем уж не характерно. Мы, надо сказать, приуныли по этому поводу, т.к. поездка планировалась на 28 дней+мы должны были встретиться в Лехе с другом Майка, с которым тоже собирались сходить куда-нибудь дней на 5. Т.е. это 5040 долларов + нетрековые расходы. Сумма впечатляющая не только для Индии. Как то мы зашли на чашечку чая к друзьям, у которых своя гостиница и агентство в McLeod Ganj и пожаловались на сложившуюся ситуацию, на что Гулза сказал: «фигня вопрос, мы вас отправим в 2 раза дешевле, все организуем, вам понравится». Мы взяли пару дней на раздумье и согласились.
Первоначально мы хотели ехать до Манали а оттуда до небольшого поселочка Дарча, откуда и начинался предполагаемый 10 дневный трек Дарча – Падум. Но наши друзья посоветовали не начинать с Манали, где в это время тоже сезон дождей, а предложили первую чась трека сделать по Кашмиру. Про Кашмир было мало что известно, даже в инете подробных описаний треков я не нашла.Больше какой-то политической информации о том, что район это был и остается не совсем спокойный. Треккинговый рай до 1989 года... а потом началась война с Пакистаном и местные экстримисты тоже зажигали. Так в 1995 году со стоянки в Лиддервате – на популярном треке от Пахалгама, была похищена группа иностранных туристов, один из которых был обезглавлен на месте, а остальные убиты позже. Пары подобных случаев и артелерийских обстрелов спорной территории оказалось достаточным для того, чтобы прежде значительный поток туристов окончательно иссяк. Но последние пару лет ситуация более-менее нормализовалась и мы с удовольствием приняли это предложение.
Вот собственно говоря, вся нитка нашей поездки: McLeod Ganj (1800) – Pahalgam (2140) (на джипе). Кашмирский трек (7 дней): Pahalgam - Aru (2410) – Lidderwat (3050) – Kolahoi Glacier(~4000 at present time) – Lidderwat – Seikwas (3420) – Tar Sar lake (3900) – Seikwas – Sonamous (3340) via Sonamous pass (3960) – Sumbal village (окончание Кашмирского трека) Sumbal village to Padum via Sonmarg , Kargil на 3-х разных джипах. Трек по Занскару (10 дней с одной дневкой): Padum (3500) – Pishu (3470) – Hanumil (3380) – Snertse (3710) via Purfi La pass (3850) – Lingshet (3800) via Hanuma La pass (4650) – base of Singge La pass (4400) via Netuke La pass(4280), Khyupa pass (4360) – Photaksar (4100) via Singge La pass (5010) – Honupatta(3900) via Sisir La pass (4720) – Wanlah(3150) – Lamayuru (3430) via Prinkiti La pass (3650) Lamayuru – Leh(3505) на джипе. Окончание трека Не относящееся к оплаченной части: Leh – Manali (2050) – McLeod Ganj
23 августа. 5 часов утра. Грузимся в джип. В Индии я научилась ездить на заднем сиденье, т.к. сидя спереди меня порой тошнит еще сильнее. От страха. Езда по дорогам Индии, особенно по горным, требует здоровой, лучше заторможенной психики и философского отношения к собственной жизни. Дурацкое наследие колонизации страны Англией – левостороннее движение+полное отсутствие каких либо правил дорожного движения. Машины вылетают на встречу и каждый раз, глядя несущемуся в лоб грузовику, ты думаешь: «ну п...ц». В общем, тут действительно ОЧЕНЬ ВАЖЕН хороший водитель, если уж хочется не получать удовольствия от поездки, то хотя бы не дрожать как осиновый лист. Наш водила был на высоте, в конце длинного пути хотелось дать ему орден «лучший водитель джипа в Индии». Мало того, он даже был одет в костюм и если бы не его дурацкая манера постоянно плеваться в окно, можно было бы сказать, что он безупречен. Средняя скорость не очень большая, несмотря на то, что мы выехали в 5 утра, уже часам к 7-8 движение было очень интенсивным, дорога паршивая, через каждые метров 200 дорожные рабочие разгребают оползни, убирают камни и пилят упавшие на дорогу деревья. Перед въездом в штат Джамму&Кашмир (J&К) длиннющая, вонючая пробка почти на 2 часа. Паспортный и автомобильный контроль. Отличительной особенностью штата в т.ч. является огромное количество вооруженных солдат, военных баз и пропускных пунктов, где проверяют документы, а всех иностранцев переписывают в специальную тетрадку.
Дорога очень живописная с огромным количеством дорожных знаков предупреждающих об разных опасностях, подстерегающих вас буквально за каждым углом, как то: «Внимание – зона оползней», «Внимание – зона камнепадов», забавно выглядела череда знаков «Внимание – лавиноопасная зона №1. Парковка и остановка запрещены», через 200 метров «конец лавиноопасной зоны №1. Все ограничения сняты». Еще через 200 метров все тоже самое, только лавиноопасная зона №2, ну и так далее на несколько десятков километров. Реже встречаются дорожные лавинные укрытия – железобетонная крыша над небольшим участком дороги метров в 15. Также очень популярны знаки против пьянства и лихачества за рулем. Многие из них рифмованные, типа «If you slip, your family will whip», «after viski driving risky», «better later than never» и тому подобные перлы. К сожалению, удалось запомнить только эти. Так вот, дорога живописная, большей частью серпантинка по лесистым горам с огромными соснами, кое где видели групки обезьянок, страшно напоминающих своим видом и манерами молоденьких свежообритых новобранцев – такие же жалкие и ушастые.
Не обошлось и без несчастных случаев, это, к сожалению обязательный атрибут индийских дорог. Если путь дальний, больше 10 часов, то шанс увидеть что-нибудь эдакое, почти 100%. В этот раз парнишке повезло, фура, которая его сбила, шла на поворот и в горку, так что его здорово ударило, но не переехало. Пробка стояла где-то часа полтора, пока не приехала военная машинка с крестом и не увезла пострадавшего. Прямо на въезде в (J&К) висит плакат «Кашмир – рай на земле». Сложно с этим не согласиться, по крайней мере в том, что касается природы. Многие пейзажи напоминают картинки из Библии для детей – зеленые холмы, прекрасные долины с чистейшими реками, водопады, чистый воздух, пастухи, овечки и т.п. Действительно, штат очень зеленый. Большая часть гор тоже покрыта лесом до верхушек и имеет плавные очертания. И тут несравнимо чище и ухоженнее, чем в остальных частях Индии.