Встали рано, в 5 час, в 5-30 позавтракали, в 6 вышли - надо стараться проходить как можно больше до наступления полуденного зноя, да и гарантированные в этом сезоне послеобеденные дожди никто не отменял.
Шлось легко, на ясном утреннем небе и со стороны Индии, и со стороны Непала сияли снеговые горы. Когда я спросила местного парня, тыча пальцем в непальскую вершину: «Ис пахар ка нам кья хе?» (как называется эта гора?), то он ответил мне, что это Эверест)).
Ну а с индийской стороны был прекрасно виден во всех подробностях Намо Пасс (Села Пасс), ведущий из долины Дарма в долину Кутти и выход к которому начинается из деревни Села.
Удивительной красоты пшеничные поля оттеняют монотонно-зеленый: Далеко внизу серебристой змейкой вьётся Махакали - через пару дней мы должны оказаться с ней на одном уровне.
Только мы задумались о том, а не пора бы немножечко подкрепиться, и стали озираться в поисках подходящего места, как тут же увидели заброшенный домик с прекрасным двориком и колонкой, из которой бежала вода: отлично, то, что надо! У нас есть и тенек, и вода, и даже лавочки, на которых можно разложиться и присесть.
Вскипятили и заварили - кому чай, а кому кофе, я раздала каждому члену команды по одной шоколадной вкусной конфете, конфетный наркоман Асин свою быстренько умял и потянулся ещё за одной, потом ещё... и ещё...Вид у него при этом был страдальческий - он явно тяготился сделанным, но ничего поделать с собой не мог, так как не мог существовать в одном пространстве с открытым пакетом, полным конфет - и не есть их. Я пакет закрыла и убрала с его глаз, объяснив, что мы должны оставить их для высоких гор).
Ну вот и Сансера.
Сансера -это огромная деревня, расползшаяся подковой по склонам ущелья. В Сансере активно строят дорогу-и правильно, деревня и сейчас очень большая, вдобавок она активно расстраивается, тут обязательно должна быть автомобильная дорога. Только не надо её тянуть дальше, пожалуйста! Оставьте заповедник заповедным, не наносите уродливые шрамы цивилизации на дикое и прекрасное лицо горных ущелий. Вон со стороны Индии есть автомобильная дорога до самых высоких перевалов - и достаточно, границ между дружественными государствами не существует, пользуйтесь индийской дорогой. А у себя приведите в порядок пешеходную тропу, чтобы она прослужила жителям высокогорных деревень ещё 200 лет, как верой и правдой служила их предкам старая дорога.
Сори за лирическое отступление, идём дальше.
В Сансере много магазинчиков, есть аптечные киоски, а вот с ночлегами дело обстоит кисло, в случае необходимости надо брать приступом дома местных жителей. Но у нас такой потребности не было, так что бог с ними, с ночлегами.
В Сансере находится пункт проверки пермитов, мы с Лавари шли и выглядывали пограничников, но так никого и не узрели. И уже на стоянке Гаутам рассказал нам, что пограничник нас с Валентиной видел, но к нам не вышел, потому что ...застеснялся своего английского)) Увидев иностранок, скромный страж порядка отсиделся в кустах, и журнал учета иностранцев заполнял со слов шедшего позади нас Гаутама, у которого были все наши данные (если помните, мы из автобуса прислали ему сканы наших паспортов).
Подобная умилительная история про застенчивого пограничника может случиться только в Непале.
На верхнем окончании Сансеры у обрыва стоит прекрасный храм Датайреи. Сам храм прост, но ухожен, место для его строительства выбрано безукоризненно. Так что будете в наших краях - встаньте на ночлег рядом с ним, не пожалеете. Там так красиво, что хоть спать не ложись.
Мы с Валентиной здорово оторвались от ребят, которых задержал застенчивый пограничник, и начали спуск к речке по ущелью, отделяющему Сансеру от Тусопани, одни. Кстати, спуск по прежнему находится в безобразном состоянии, однако тут строят аккуратную обводную пешеходную дорогу с подвесным мостом, так что на следующий год не придётся ломать ноги по живым камням.
Где-то тут или немного раньше Валентина начала взволнованно толковать про какую-то Раплу и радиалку, показывая мне перефотографированную в Катманду карту. Я сказала, что читала про этот маршрут, но, к сожалению, не перекачала в телефон информацию и маршрутные точки, и предложила на обратном пути сходить туда на разведку.
В реке вдохновенно плескались пацаны, мы им страшно завидовали, потому что был уже полдень, и мы взмокли от жары и быстрого хода.
В прошлом году на том берегу этой речки (Rithi Gad) в одиноком дукане пировала только наша команда, и я запомнила это место, потому что оно прекрасно подходит для кемпинга - именно поэтому в этом году мы выбрали его для второй стоянки. Но на этот раз вместо одинокого дуканщика мы увидели бесчисленное количество мужчин разного возраста, работающих на строительстве моста. Так мало нам было их - на прекрасной поляне были разбиты две пастушьих стоянки. Единственно, кого среди этой толпы не было, так это дуканщика.
Мы бросили у дукана свои вещи, и стали приводить себя в порядок. Да, предварительно я строго осведомилась насчёт кханы (еды), в мужской толпе прошелестело «кхана...кхана» и вышедший вперёд парень неуверенно доложил мне, что у них есть только нудл суп. Дело в том, что ребята орудовали в домике дуканщика, и я решила, что кто-то из них и есть новый хозяин заведения)))
...Эх, жаль, что я не сфотографировала, как ошалевшие мужички уселись в два ряда: в амфитеатр и на галерку (партер из скромности они не оккупировали), и наблюдали, как Валентина, отстегнув штанины от колена, осталась в бриджах и мыла свои прекрасные длинные ноги!
Надо было мне затянуть: «На речке, на речке, на том бережечке, мыла Валюшенька белые ноги»)).
Но ноги у Валентины были не белыми, а загорелыми, поэтому я петь не стала, а пошла и помыла себе хоть стопы - к сожалению, мои штанины не отстегиваются, и я завидовала Вале. Но зато я помыла голову! И теперь уже Валюшка начала мне завидовать, потому что с короткой стрижкой уход за головой не в пример легче, чем с длинными волосами. (А после трека я прикупила в Катманду такие же брючки-трансформеры))
Мужики совершенно обалдели от нашего появления и от того, как мы тут по свойски устроились (наши спутники запаздывали). Мы же вели себя совершенно непринужденно, как будто каждый день тут останавливаемся на отдых и в обязательном порядке моемся. Ребята не знали что и думать: откуда мы тут вообще взялись? Что нам тут надо? Потом подошли «наши», и получив ответы на свои вопросы, зрители с облегчением выдохнули и разошлись.
Валя с Асином начали ставить палатку, выбрали место на ровной полянке рядом с пастухами. Как только палатка была установлена, так сразу и задождило.
МапсМи наш лагерь
А мы с Гаутамом начали готовить обед.
Дуканщика среди мужичков действительно не было - он ещё не пришёл из деревни, а нам очень хотелось есть. По закону подлости дуканщик пришёл сразу после того, как я уже сделала гречку с овощами. Но мы съели и ее, и то, что приготовил он, Валентина с Асином насобирали папоротника, и нам сделали из него сабжи. Валя с этим папоротником доставала всех, она готова была есть его утром, в обед и вечером.
Чтобы не толкаться в палатке в четвером, Асин ушёл ночевать в деревню, мы заказали дуканщику завтрак и попросили Асина пригнать дуканщика из деревни как можно раньше, а сами забрались в палатку, где на троих дринкнули рокси - для сна. Валюшка пила рокси впервые и ей понравилось))