Благодарности: 3513
На сайте с: 15 ноября 2012 в 06:33
Пол: Женский
Воронеж
Древние архитекторы представляли себе храм, как тело вальяжно раскинувшейся женщины, во чреве которой (гарбхе) обитает образ божества. Храмы были архитектурным празднованием чувственности и плодородия, резко контрастировавшим с монашеской стерильностью буддистских монастырей. Фактически, 1000 лет назад, до возведения грандиозных храмовых комплексов в честь мужских божеств - Вишну и Шивы, до прибытия Ислама, предпочитающего бестелесного Бога, Индия строила храмы исключительно посвященные женскому началу - круглые храмы йогини.
Выжило из них всего несколько. Два в Одише: в Хирапуре возле Бубанешвара и Ранипуре возле Болангиа. Еще три - в Мадья-Прадеш: Бхедагат возле Джабалпура, Митаоли в округе Морена, возле Гвалиора, и не столь уж круглые руины в Каджурахо. Эти храмы были заброшены уже очень давно по таинственной, неизвестной причине. Было ли то естественное угасание почитания культа в пользу Шивы и Вишну? Была ли это отдача вследствие возникновения монашеского направления в Веданте, во главе которого стали мужчины, прославляющие целибат? Было ли то появление мусульманских завоевателей, таких как афганский генерал Калапахада, атаковавшего Одишу и разрушившего большинство ее культовых сооружений? Мы можем лишь предполагать. Храмы были вновь открыты и восстановлены археологами лишь в прошлом веке. Санскритские тексты об божествах этих храмов неясны и противоречивы, с длинными списками имен, атрибутов и ритуалов, но без привязки к определенным мифологическим историям, кроме рассказов о Дурге и Кали, ведущих армии женщин-воинов, чаще всего - шакти мужских божеств, пьющих кровь асуров.
Типичный индуистский храм - прямоугольный, его ориентация линейна, божество чаще всего смотрит на восток. Но в этих круглых храмах, божества смотрят в каждом из направлений, хотя вход чаще всего тоже сориентирован на восток. Характерная вимана или купол отсутствуют, фактически эти храмы не имеют крыши. В Ориссе, в Хирапури и Ранипуре, изображения йогинь вырезаны на внутренних стенах и смотрят на центральное святилище. В Мадья-Прадеш, в Бедагат и Митаоли, каждая йогини имеет собственное святилище с колоннами и крышей, но все они открываются в центральный круглый двор. Изображения в Хирапуре, Ранипуре и Джабалпуре достаточно сохранны, в Каджурахо осталось лишь три скульптуры, в Морене вообще нет изображений. Были ли они удалены и заменены шивалингамом? Кто знает.
Изображения в Хирапуре - женские фигуры в разных позах. Некоторые танцуют, некоторые охотятся с луками и трезубцами, некоторые исполняют музыку на барабанах, другие пьют кровь или вино, а кое-кто даже выполняет домашние обязанности, держа в руках веялку. Большинство из них увешаны драгоценностями, с замысловатыми прическами. У других - головы змеи, или медведя, или льва, или слона. Пьедесталами им служат человеческие головы, тела мужчин, вороны, петухи, павлины, быки, буйволы, ослы, свиньи, скорпионы, крабы, верблюды, собаки, а иногда вода или даже пламя. Некоторые вполне узнаваемы - костлявая Чамунда, Сарасвати с виной, Лакшми с сосудом, женские формы аватаров Вишну - Нарасимхи и Варахи, или прочих ведических богов - Индрани.
Что можно сказать определенно - что эти йогини жизнеутверждающи. Если йог отвергает жизнь, бежит от нее, йогини кажутся принимающими жизнь с радостью. Если йог стремится к бессмертию, йогини не боятся смерти. Если йог старается воздерживаться от желаний, йогини дают желаниям волю.
Почему именно 64? И вновь, лишь догадки. Возможно, это связано с 64 искусствами, в которых в те времена были искусны апсары и куризанки. Возможно, здесь более эзотерический смысл, имеющий отношение к восьми единицам времени, составляющим день, или к восьми направлениям, или к восьми частям игровой доски в шахматах, игре, изобретенной в Индии.
Все эти круглые святилища имеют центральную постройку. В Хирапуре в центре -павильон, пустой и открытый небесам, с четырьмя изваяниями Бхайравы и четырьмя изваяниями Йогини на четырех стенах. В Ранипуре, центральное святилище занимает трехголовый образ Бхайравы, ужасающей формы Шивы. В Морене - лингам. В Бедагат - храм, в котором установлен образ Шивы и Парвати, восседающих на Нанди, что достаточно необычно. Возможно, он попал туда позже? Ведь для храмов Шивы более распространено поклонение Богу в образе Лингама, а не в антропоморфной форме.
Когда образ Богини отражается в форме нескольких богинь, как в тантрической традиции, даже если богини выстроены в линию, а не в круг, их обычно сопровождает один мужчина - Бхайрава, чаще всего изображенный в яростной форме и с эрегированным фаллосом. Он сопровождает их как защитник и возлюбленный. Женщины окружают его. Почему? Возможно, здесь отшельника, отрекшегося от мира, заставляют признать женское начало? Отражение ли это природы, где каждое чрево священно, а среди мужчин имеет значение лишь альфа-самец, а остальные отвергаются? А может, это тантрический предтеча того, что позже обрело образ раса-лилы, где йогини превратились в робких пастушек, а Байрава стал очаровательным Кришной? И здесь возможны лишь догадки.
И вот именно тогда, когда вы подумали, что Индия совсем забыла своих йогини, кто-то говорит тебе, что круглое святилище йогини в Митаоли вдохновляло британских архитекторов во время постройки здания индийского парламента. Да, оно тоже круглое, да, в центре круглый двор, и да, в его центре - зал. Возможно, там слишком много Бхайрав. Наверно, пришло время добавить больше йогини?
Храм в Хирапуре, Одиша (отсюда)
Храм в Ранипуре, Одиша (отсюда):