"Бог не умер" к Сретенью Господню

  • 1
    16 фев. 2025
    Гедеон Янг

    Ко вчерашнему празднику Сретенья Господня опубликовал очередную подборку постоянно пополняющих коллекцию регилиозных, и в частности христианской тематики фильмов. Правда, протестантских - но будут и другие, поинтереснее и концептуальнее подборки.  

    «90 минут на небесах» 

    Фильм почти не понравился, что и неудивительно - типично пропагандистский, протестантский, миссионерский, демонстрирующий неисповедимые пути Господни, величие божьего промысла и эгоистичность пастора, попавшего в жуткую аварию и напрочь не желающего преодолевать страдания и бороться за жизнь ради всех его любящих… Действительно, зачем страдать на грешной земле, когда в раю всё так прекрасно и благостно? Особенно доставило то, что, хоть пастор Дон Пайпер и строил грандиозные планы по строительству новой церкви, его друзья организовали лишь молитву по всему миру вместо средств на лечение, которых не хватало и которые его жена долго пыталась отсудить у штата. Легко, короче, быть любящим, эмпатичным и сострадательным, когда ты жив-здоров и щастлив… ну и до кучи – всё та же попсовая америкосская идеология посмертия, когда все околевшие обязательно попадают в свет, а потом в рай…. Единственно, что радует – это концовка, где герой признаётся, что благодаря этакому опыту сильно изменился и уверовал в своё служение. Как подсказывает Вика, "Фильм основан на одноимённом романе-бестселлере 2004 года", а "Компания Giving Films намеревалась пожертвовать всю прибыль от фильма на благотворительность, но не смогла это осуществить, так как фильм провалился в прокате". Неудивительно и то, что фильм получил негативные отзывы кинокритиков на двух ведущих агегаторах - его рейтинг не набирает и 30 %. Не спасло миссионерскую экранизацию даже привлечение на главную роль Хейдена Кристенсена - да, того самого Энекина Скайуокера.

    Трилогия (кажется, уже тетра-, если не пенталогия), то есть даже христианская франшиза «Бог не умер»

    Ещё один специфический образчик американского миссионерского кинотворчества – это трилогия (или франшиза) «Бог не умер». Отчасти подобная описанной ранее и более ранней трилогии «О, Боже!» (70-80-ые), «Бог не умер» повествует о защите своей веры перед атеистами вверующими американскими подростками в 2010-х годах.

    «Бог не умер» (англ. God's Not Dead) — американский драматический фильм, который основан на одноименной книге Райса Брукса и одноименной песне Newsboys. Фильм режиссёра Гарольда Кронка, и актёры: Шейн Харпер, Кевин Сорбо, Джим Глисон, Дэвид Э. Р. Уайт, Марко Хан и Дин Кейн. Фильм выпущен в кинотеатры весной 2014 компанией Pure Flix Entertainment, сообщает Вика. 

    И уже из описания следует, что эти фильмы куда более «серьёзны», чем трилогия с замечательным комиком Джорджем Бёрнсом – если там он сам в роли Всевышнего является разным людям и провоцирует их напомнить согражданам о вере, то здесь героям предстоит самим разбираться с неверующими или даже инаковерующими.

    Итак, студент-христианин (протестант, конечно же) Джош Уитон проходит испытание во время его общения с профессором философии, атеистом Джеффри Рэдиссоном. Причём уже при написании заявления его предупреждают, что его «съедят» и рекомендуют обратиться к другим профессорам. Но Уитон не прислушивается к совету и отправляется на занятие. 

    Первое же занятии профессор Рэдиссон начинает с провокативного списка известных атеистов, а потом требует от своих студентов, чтобы они подписали заявление «Бог умер» для того, чтобы получить зачёт по предмету. Джош отказывается. Чтобы остаться в классе, он принимает вызов профессора. Он должен защитить свою веру в существование Бога в течение серии дискуссий с профессором Рэдиссоном.

    Да, Рэдиссон здесь «плохой парень», а студент Уитон и пастор Дэйв – «хорошие».

    Однако трудности начинаются ещё до первой дискуссий – Джошу устраивает сцену его девушка, расписавшая всё их общее будущее и возмущённая принципиальностью своего жениха. Довольно мерзкая своей целеустремлённой настойчивостью и карьеризмом невеста.

    А затем Джош идёт к пастору Дейву и советуется с ним. 

    Будет много разнообразных забавных элементов – например, столкновение начинающей неверующей журналистки с профессиональным верующим охотником. Интерес у другим, особо не задумывающихся студентов над вопросами веры – например, красивой студентки-мусульманки с Ближнего Востока Аиши со своим огромным, фанатичным и жестоким отцом. Или даже проблемы внезапно уверовавшего студента-китайца Мартина с его упёртым отцом. 

    У Рэдиссона оказывается ещё и верующая подруга, и конфликт в Джошем добирается и до их отношений. И все они бегут за советом к пастору Дэйву.

    И вот доходит до камин аута профессора – оказывается, он утратил веру, когда его мать умерла от рака, и вообще возненавидел бога, который отнял у него всё, что ему было дорого. 

    Кульминация фильма вполне предсказуема – профессор Рэдиссон терпит полное фиаско, от него уходит девушка, а потом его насмерть сбивает машина – не забываем, что христианский бог злопамятен и мстителен. А группа Newsboys играет свою песню «Бог не умер» для 10 тысяч человек. 

    Конечно, вся приведённая в фильме аргументация, персонажи и сюжетные ходы наивны и просты – а чего ещё можно ожидать от американских протестантов? Но протагонист Джош и некоторые другие персонажу всё же внушают уважение своей настойчивостью и верностью к своим убеждениям и идеалам.

    «Бог не умер - 2».

     Продолжение франщизы, пожалуй, в чём-то даже интереснее и актуальней для современных россиян и за пресловутого отделения церкви от государства. Потому как если героям фильма при одинаковом законодательстве приходится бороться за возможность рассказов о религии в частном порядке, то россиянам, пожалуй, скоро придётся за удаление религии из госучреждений…. 

    Вот краткая фабула фильма:

    Преподавательница истории и христианка Грейс Уэсли (Мелисса Джоан Харт), однажды замечает, что одна из её студенток, Брук Таули (Хэрли Оррантия), замкнулась в себе после гибели брата. И когда однажды Брук спрашивает Грейс, где она находит свою надежду. Грейс отвечает ей: «в Иисусе», и Брук начинает читать Библию своего погибшего брата. На одной лекций Грейс о Махатме Ганди и Мартине Лютере Кинге-младшем, Брук спрашивает, имеют ли их учения отношение к библейской Нагорной проповеди. Грейс отвечает утвердительно, и в подтверждение цитирует Св. Писание. Некоторые студенты стучат своим родителям о состоявшемся случае, и прецедент вызывает гнев директора Кинни (Робин Гивенс). Она отругала Грейс, ставя той в вину её веру. Грейс вызывают на разборки в совет школы, а затем против неё возбуждают судебный иск за нарушение принципа разделения церкви и государства. Этот случай Грейс привлекает внимание Тома Эндлера (Джесси Меткалф), харизматичного адвоката, который помогает её, несмотря на собственное неверие.


    То есть и в этом случае, но несколько в другом ключе, один человек (точнее, два – учительница и ее ученица) являются жертвой коллективной атеистической агрессии. Вернее, жертвой косной и репрессивной государственно-политической системы. Отец китайца Мартина из первой серии обвинял его в том, что он «обесчестил нашу семью» и приехал забрать его домой. И, конечно же отрёкся от сына, после того как тот отказался отречься от Христа.

    После долгих прений, приглашения нескольких свидетелей-учёных, доказавших историчность Иисуса, и хитрой обманной тактики адвоката свидетели выносят приговор в пользу Грейс, то есть полностью оправдывают её.

    Всё это происходит под звуки очередного концерта Newsboys.

    «Бог не умер-3. Свет во тьме»

    Героем третьей части франшизы становится всё тот же пастор Дэйв, и начинается она ровно с того места, где закончилась вторая – заключение под стражу пастора Дэйва за отказ предоставить суду тексты своих проповедей. И вот его выпускают, непонятно, по какой причине – возможно, после массовых акций протеста, охвативших весь Фолк Спрингс? 

    Теперь борьба продолжится за церковь, нахождение которой в здании студенческого кампуса светские власти и особенно фанатичные антиклерикалы считают нежелательным. На руку им сыграл глупый поступок озлобленного своей размолвкой с верующей девушкой студента (с говорящим именем Адам), швырнувшего кирпич в окно церкви, и в результате взрыва газа погибает друг Дэйва – темнокожий пастор Джуд.

    Сгоревшую церковь пытаются снести, Дейв оперативно начинает богослужение прямо на пепелище, и на защиту её приезжает его брат – юрист.

    Потерпев временную неудачу в рейдерском захвате, руководство университета пытается подкупить пастора, но он в лучших традициях идеалистических кинообразов и самой франшизы, разумеется, отказывается.

    На поддержку ему встают студенты, распространяющие информацию в сети.


    После возмущенного нападения пастора на злосчастного виновника происшествия коллизия усиливается – с одной стороны, преступление по неосторожности, однако повлекшее за собой смерть человека, с другой – нападение пастора на ребёнка.

    Пастор Дэйв отчаянно пытается бороться, и здесь прекрасно показаны все варианты христианской реакции на подобные непростые ситуации – гнев, упрямая решимость идти до конца, отчаяние, обида, раскаяние и смирение.  

    В кульминации фильма пастор просит прощения у толпы протестующих перед зданием сгоревшей церкви, отказывается от борьбы и предлагает примириться и сотрудничать.

    Ну и подытоживая, что ещё сказать - при всё своём личном и весьма критичном отношении как к самому протестантизму, так и к американской культуре, традициям, юриспруденции и всему прочему, все эти пусть даже показательные и постановочные активности в защиту своих прав верующих производят куда более приятное и позитивное впечатление, чем подобные "акции" отечественных скрепоносных "оскорбленных" верующих.
    Там - симпатичные девушки и пассионарные вьюноши, в едином порыве объединяющиеся в массовых акциях, демонстрациях, пикетах и стояниях со свечками. исключительно мирных и законопослушных, туда же и харизматичные юристы - волонтёры.
    И здесь - седобородатые старперы-хоругвеносцы с людоедскими лозунгами, попы-мизогины, ОМОН, системные судьи и административный ресурс.

    Воистину, Спаси и Сохрани!

    Гедеон Янг, журналист, публицист, кинообозреватель