Индия рассматривает китайский проект «Нового Шелкового Пути» как фактор геополитической конкуренции и использует проблему Кашмира как «необоснованное оправдание» для возражений против этой амбициозной инициативы. Об этом на днях заявили китайские государственные СМИ, которые также призвали Нью-Дели отказаться от своего «стереотипного менталитета».
«Официальная причина, по которой индийское правительство отвергло предложение присоединиться к этой инициативе (Шелковый Путь), состоит в том, что его маршрут должен пройти через Кашмир. Однако, это просто необоснованное оправдание, поскольку по кашмирскому вопросу Пекин придерживается последовательной позиции, которая никогда не менялась», — говорится в одной из двух статей, посвященных Индии и опубликованных в китайской ежедневной газете Global Times.
Авторы статьи также утверждают, что «Индия рассматривает китайскую инициативу «Один Пояс, один Путь» (ОПОП) как фактор геополитической конкуренции», и критикуют ее за то, что она препятствует росту влияния Пекина в Южной Азии и во всем мире.
«Продолжать бойкот или присоединиться к проекту «Шелкового Пути» – по-прежнему остается неразрешимой головоломкой для Нью-Дели», — пишут они, и добавляют, что помочь Индии может только она сама.
В статье говорится, что Индия должна отказаться от своего «предвзятого» отношения к китайской инициативе. «Пора отбросить стереотипное мышление, заставляющее во всем видеть геополитику. Если Индия поступит таким образом, ей наверняка откроется совершенно иной мир».
Имея в виду оговорки Индии относительно ее участия в саммите «Шелкового Пути», созванном президентом Китая Си Цзиньпином, авторы статьи высказывают мнение, что такая позиция может привести к созданию «щекотливой ситуации» для Индии, поскольку встречу поддержали граничащие с Китаем страны, в первую очередь Россия, Индонезия, Казахстан и Пакистан.
Министр иностранных дел Китая Ван И недавно заявил, что в саммите примут участие 20 глав государств, а также более 50 лидеров международных организаций, свыше 100 министров и более 1200 гостей со всего мира.
В статье упоминается комментарий первого заместителя министра иностранных дел Индии Субраманиама Джайшанкара в ходе его визита в Китай в прошлом месяце в качестве сопредседателя обновленного Индийско-китайского стратегического диалога. По его словам, Индия изучает китайское предложение принять участие в саммите и обдумывает вопрос о том, «как страна, чей суверенитет нарушен, может принять такое приглашение».
Однако, по мнению индийских аналитиков, в настоящее время китайские государственные СМИ развернули кампанию по оказанию давления на Индию, с тем чтобы она присоединилась к упомянутому саммиту.
Китай явно крайне заинтересован в участии Индии в саммите, поскольку проект «Шелкового Пути» испытывает затруднения с продвижением в регионе, за исключением 46-миллиардного Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), в рамках которого как Китай, так и Пакистан прилагают все возможные усилия, чтобы продемонстрировать первые достижения.
Китайские информационные источники сообщили, что Си Цзиньпин планирует пригласить своего американского коллегу Дональда Трампа принять участие в форуме «Шелкового пути» во время их первой встречи в начале апреля во Флориде.
В проект «Нового Шелкового пути» входит система торговых маршрутов, включая Китайско-пакистанский экономический коридор, коридор Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма, «Морской Шёлковый путь XXI века», а также сеть автомобильных дорог, которая свяжет Китай со всей Евразией.
В статье также говорится, что «по всей видимости, общепринятое мнение в Индии состоит в том, что инициатива «Шелкового Пути» имеет геополитическое значение. Исходя из этого, Индия не может допустить ее дальнейшего расширения в Южной Азии».
«Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что инициатива создания коридора Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма не привела к какому-либо прогрессу с момента ее объявления премьер-министром Китая Ли Кэцяном в 2013 году. Та же причина стоит и за явной заинтересованностью Нью-Дели в японских инвестициях в иранский порт Чабахар», — пишут авторы.
«Возможно, Нью-Дели также ощущает неловкость в связи с тем, что Москва активно откликнулась на инициативу «Шелкового Пути» и выразила желание строить экономический коридор с Китаем и Монголией», – говорится в статье. Готовность России и Ирана присоединиться к Китайско-пакистанскому экономическому коридору ставит Индию в затруднительное положение.
Пекин неоднократно по различным поводам выражал надежду на то, что Нью-Дели присоединится к грандиозному проекту, а также выказывал свою готовность предпринимать согласованные с Индией усилия по созданию экономических коридоров, связывающих Китай, Индию, Шри-Ланку, Непал, Бангладеш и Мьянму.
Другая статья в той же газете гласит, что «доброжелательная» конкуренция между Индией и Китаем может способствовать развитию Южной Азии, но они должны избегать «ожесточенного соперничества».
«Так называемая схватка между слоном и драконом, возможно, является ударом по стратегическому взаимному доверию между Пекином и Нью-Дели, однако она может способствовать развитию региона Южной Азии».
Обвиняя Индию в отсутствии «щедрости» по отношению к своим соседям, авторы этой статьи заявляют: «вопиющий дефицит инфраструктурных инвестиций в странах Южной Азии создает предпосылки для укрепления экономического сотрудничества между Китаем и этими странами».
Так, в ходе визита президента Си Цзиньпина в Бангладеш были подписаны 27 договоров стоимостью в миллиарды долларов, а кроме того китайская инициатива «Шелкового Пути» привлекает все более активное внимание властей Бангладеш.
В статье также говорится что «только инвестируя больше ресурсов в региональную интеграцию и распространяя преимущества быстрого экономического роста в Индии на другие страны Южной Азии, Нью-Дели может сохранить свое влияние в регионе».
«Доброжелательная конкуренция между Китаем и Индией будет способствовать развитию Южной Азии. Однако, открытым остается вопрос, как избежать ожесточенного соперничества, поскольку и Пекин и Нью-Дели стремятся расширить свое влияние. Индия и Китай должны стремиться прийти к общим позициям, одновременно укрепляя сотрудничество со странами Южной Азии с целью дальнейшего продвижения региональной интеграции», заключают авторы статьи в Global Times.
Источник