О гигиене в средневековой Европе

  • 1
    14 июн. 2013
    Luna

    Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. И мы сами нередко выражаемся о ней в том же духе. О нынешних временах говорить не буду, но можно с уверенность сказать, что вплоть до 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств.

    Многие с тоской представляют себе старую Европу с благородными рыцарями (ха-ха), готовыми на подвиги во имя прекрасных дам (хо-хо), с прекрасными дворцами и галантными мушкетерами (ну-ну), с пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля. Многие думают: ну почему я не родился (родилась) в те красивые времена? Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда о чести и красоте забыли?

    Поверьте - вам очень повезло.

    До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда - она гораздо менее... хм... благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

    Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь. Теперь я понимаю князя Мышкина, который говорил, что "католичество - еще хуже, чем атеизм".

    Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.

    К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием.

    Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

    Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.

    Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

    В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.

    На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.

    Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. "Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, - писал Бильц в книге "Новое природное лечение", - После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...". Доктору мало кто верил...

    Духи - важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

    Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

    Первоначально эти "пахучие смеси" были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

    С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

    После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: "Берегись!" Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.

    Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

    В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

    То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

    Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев. Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью - чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох.

    Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью - венгерский историк Иштван Рат-Вег в "Комедии книги" приводит виды молитв из молитвенника под названием: "Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям", в число которых входит "Молитва при отправлении естественных потребностей".

    Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль "канализации" и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже - куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось - вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

    Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, "весенняя обувь" горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

    Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового "сердцееда" редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого "красавца" было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.

    Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком - для дезинфекции.

    Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял... прямо в латы.

    Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро - по запаху.

    Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.

    В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.

    Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

    Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней.

    Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.

    Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить "зоопарк", носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

    Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

    Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

    Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

    Кормить собой вшей, как и клопов, считалось "христианским подвигом". Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны - этологические корни налицо) - значило высказывать свое расположение.

    Средневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

    Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы ("черной смерти") Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия - до половины.

    Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве "обезболивающего средства" использовался тяжелый деревянный молоток, "киянка", удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит - получи огненный штырь в задницу - и свободен. Здоров.

    Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным поледствиям привести не могло.

    Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию - "зло должно выйти наружу". У истоков кровавого поверья стояли монахи - "отворители крови". Кровь пускали всем - для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода - по календарю. "Монахи чувствовали себя знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации". Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения - если улучшение у больного не наступало, то вывод делался только один - крови выпустили слишком мало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал. Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно, жизней не менее, чем чума.

    Была в средневековой европе и хирургия. Даже если хирург научился резать быстро - а к этому они и стремились, памятуя Гиппократа: "Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро" - то из-за отсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала лишь в редких случаях. В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V-III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII веках до н.э. для этой цели был впервые применен алкоголь. Но в христианской Европе обо всем этом позабыли.

    Широко распространяются в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей. Гарманн приводит также рецепт "божественной воды", названной так за свои чудесные свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; мясо, кости и внутренности разрезаются на мелкие кусочки; все смешивается и с помощью перегонки превращается в жидкость.

    Нарочитое пренебрежение к смерти и презрение к земной жизни проявилось в таком явлении, как мода на человеческие черепа. Историк Рат-Вег поражался такому обычаю, широко распространенном в Европе еще в 18-ом веке:

    "Трудно представить, что человеческий череп когда-то был предметом моды. Ненормальная мода родилась в Париже в 1751 году. Знатные дамы устанавливали череп на туалетный столик, украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него горящую свечу и временами погружались в благоговейное созерцание". Но удивляться тут особенно нечему - у такого отношения к человеческим останкам глубокие корни. Христиане тысячелетие насаждали культ поклонения мощам. Как известно, первые христиане жили в катакомбах в окружении трупов.

    Для языческой культуры это было неприемлемым явлением. Евнапий из Сард в IV веке описывал осквернение христианами языческого храма Сераписа: "они привели в это священное место так называемых монахов, которые имеют хотя человеческий образ, но .... собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлениях и казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними". Этим культом мертвых тел, а также культом евхаристии, Церковь добилась того, что народ в Европе еще в 17-ом веке свято верил, что истертые в порошок черепа и костяшки пальцев очень полезны для здоровья. Из обожженных костей счастливых супругов или страстных любовников приготовляли возбуждающий любовный напиток.

    Выражение "переплет из человеческой кожи" скорее вызовет ассоциации только с пропагандистскими байками вроде "абажуров из кожи в Бухенвальде" и "мыла из евреев". Но если на пресловутые абажуры посмотреть нигде не получится ввиду их отсутствия, то прототипы этого "навета" вполне реальны. Книг, переплетенных в человеческую кожу, в библиотеках достаточно. Книги или пергамент, обернутые в человеческую кожу, появились в средневековье, когда стало широко практиковаться дубление человеческой кожи (и сохранение других частей тела). Эти книги до нас не дошли, хотя есть некоторые исторические сообщения касательно Библии XIII-ого века и текста Decretals (Католическое церковное право), написанных на человеческой коже.

    Среди других переплетенных в человеческую кожу документов - копия Прав Человека и нескольких копий французской Конституции 1793 г.

    Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада (1420-1498), широко прославившийся своей священной борьбой с еретиками, стал своеобразным "лицом Инквизиции", наряду с Крамером и Шпренгером. Торквемада с истинно христианским человеколюбием сжег на кострах 10 220 человек. Гораздо меньше известно другое - сколько человеческого материала "врагов народа" было использовано более рационально. Сжигание заживо эмоционально заслоняет от нас куда большее количество "общественно полезных" приговоров образовавшейся в Испании "экономической инквизиции". Например, тем же Торквемадой к ссылке на галеры было приговорено 97 371 человек. Именно на галерах должны были эти еретики искупать свою вину перед Господом. Томас Торквемада был духовником инфанты Изабеллы Кастильской (той самой, которая гордилась тем, что мылась два раза в жизни).

    В отношении "истинных" врагов Церкви (то есть, например, тех кто отказывался признать свою вину или посмел не "заложить" свою семью, родственников и друзей) Инквизиция была непримирима - только костер. У остальных еретиков всегда был выбор: быстрая смерть в огне (тогда еще быстрая - сожжение на сырых дровах христиане придумают позже) или галеры. Ссылка на галеры фактически являлась той же смертной казнью, только отложенной - большинство приговоренных к пожизненной каторге не доживало даже до окончания второго года заключения.

    http://d-pankratov.livejournal.com/582415.html

  • 2
    14 июн. 2013
    Luna

    После революции во Франции из человеческой кожи изготавливались лосины и обувь

    Великая французская революция XVIII века унесла много человеческих жизней. Настолько много, что далеко не все трупы были похоронены, большинство из них гнили, сваленные в кучу, в разных местах. Для того, чтобы тела погибших и казнённых людей не «пропадали попусту», Комитет общественной безопасности дал разрешение на обработку человеческой кожи на кожевенных заводах, тем более, что человеческая кожа считается более эластичной и прочной, чем кожа животных. Правда для пошива лосин и сапог, которые в то время носили мужчины, подходила только мужская кожа, женская слишком тонкая и мягкая. Поэтому многие французские мужчины в те времена щеголяли нарядами из кожи других французских мужчин.

    http://www.factroom.ru/facts/28878

  • 3
    14 июн. 2013
    Irin

    По поводу вони здорово написано у Зюскинда в "Парфюмере" в свое время очень впечатлилась.

  • 4
    14 июн. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    А вот в эти же времена на Востоке быль культ омовений. Еще в Месопоттамии  - причем рекомендовалась чистота тела врачами!

  • 5
    14 июн. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Насчет Европы не совсем верно: Греки и Римляне возводили бани и термы в культ, да и водопровод  построили

  • 6
    14 июн. 2013
    Irin
    Luna сказал(а):    
    С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам.

    Забыли, я так поняла, как раз все эти греко-римские достижения.

    Много читала о древней Руси.  Баня была в каждом дворе. Топили каждую неделю. А то и чаще. Присказка- "Сперва напои-накорми, да в баньке попарь" не на пустом месте взялась. Первое, что делалось, когда приезжал гость- топилась баня. Подавали с дороги холодные закуски, квас, сбитень, потом баня, потом полноценное застолье с более крепкими напитками. Все лечение доктора проводили в банях. Роды принимали тоже там же, еще со времен язычества.  

  • 7
    15 июн. 2013
    amin

    Рыцари Европы на своей груди держали в медальоне блошку со своей дамы! Купаться дамам - более необходимо, чем вонючим мужикам!

  • 8
    15 июн. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    amin сказал(а):    
    Рыцари Европы на своей груди держали в медальоне блошку со своей дамы!

    Шутишь?

  • 9
    15 июн. 2013
    amin
    Elena Vasta сказал(а):    
    Шутишь?

    Не-а! Сам в Кутна-Горе, в костнице, видал...

  • 10
    15 июн. 2013
    Luna
    Elena Vasta сказал(а):    
    Насчет Европы не совсем верно: Греки и Римляне возводили бани и термы в культ, да и водопровод  построили

    Лен, здесь про средневековье европейское. Ты внимательно прочитала статью? Всё это было объявлено язычеством, а значит от диавола, как и мыться в ихних банях ))

    Чистыми ходили в то время только турки да русские )))

  • 11
    15 июн. 2013
    Марта

    Шветик, ты чего так конкретно за Европу то взялась ? От средневековья до наших дней, с перспективой "...что на нас движется?" )))). Чем она тебе не угодила ? )))))

    Об Авторе этой "статьи", претендующий на звание "Историк Европы" (как минимум- зуб даю - сам всё видел) :

    Панкратов Дмитрий Владимирович Дата рождения: 1 сентября 1974 года (воскресенье; 07:45 утра) Место рождения: Россия, Тамбовская область, г. Кирсанов (52.651031-42.727772) Место проживания: Московская область (п.Газопровод, 5 км от МКАД) Национальность: Русский Вероисповедание: Родновер (язычник) Рост: 183 см Вес: 88 кг Телосложение: спортивное, атлетическое Род занятий: госслужащий (военный в третьем поколении, уже на пенсии) Группа крови: I (0) Rh + Семейное положение:  женат; детей пока нет Убеждения: традиционалист Характер: сангвиник (реалист + оптимист) Образование: высшее юридическое + два высших военно-прикладных (IQ 135-160) Интересы: психология, физическая культура, военное дело, история и традиции Руси, творчество

    Отдельного внимания заслуживает биография автора. Царь. Просто Царь. )))))

  • 12
    15 июн. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Марта сказал(а):    
    Царь. Просто Царь. )))))

    А Марта Шерлок Холмс)))

  • 13
    15 июн. 2013
    Марта

    Elena Vasta :

    Не дразнись. Щас Светик придет, мне пиз***ей навешает ))))

    Пока не навешали, выкажу некоторое недоумение по поводу прочитанного :

    Luna сказал(а):    
    До 19 века в Европе царила ужасающая дикость.

    А фигли тогда наш Петруша еще в начале 18 века долбил окно в Европу  и таскал оттуда в Русь-матушку передовые идеи ? Да внедрял их в головы наших чистых и разумных сородичей кнутом, да плетками ?

    Каша какая то в голове у Автора... Средневековьем, похоже называется и 19 век....

  • 14
    16 июн. 2013
    Улиша

    вчера вспомнила, что по телику ВВС крутил сериал о грязи в средневековых метрополиях. Точно, есть на тубе. Возможно, есть вся серия, а в этом фильме о Лондоне 

    чего то у меня фильм не крепится??

    в детстве у меня была книжка (затерялась при моей бурной жизни) - "Эпоха Возрождения"... Мне запомнилась искусная палочка для почесывания головы (парик то был многоэтажный), когда вши уж совсем сжирали))) 

     

  • 15
    16 июн. 2013
    Luna

    Лиля, мне просто в дебрях инета попадается любопытный материал и если он второй раз про Европу, то это чисто совпадение. Могу больше ничего не размещать, не вопрос.

  • 16
    16 июн. 2013
    Марта
    Luna сказал(а):    
    Могу больше ничего не размещать, не вопрос.

    Свет, вопрос то не про то "размещать-не размещать". А про то, кто это написал. 

    Ты же не будешь, наверное, спорить, что ЖЖ-сообщество бОльшей частью состоит из людей-пылессосов. Которые шарятся на просторах инета, собирая инфу, обобщая ее в меру своего IQ и выдавая вот такие вот "шедевры".... 

    Тем более товарищ Панкратов так и пишет в своей визитке " Историческая информация, собранная здесь не является авторской и не имеет ограничений к распространению"

    Лично мне очень странно, что Автор, рассуждая о манерах средневековья, неоднократно упоминает 19 век как дикое и варварское время. Режет глаз так сказать....  

    Описанные манеры средневековья у меня сомнения не вызывают (хотя про широкополые шляпы - это очень смелое предположение), но приписывая 19 век к средневековью - это.... мягко говоря....ну посмотрел бы в справочных материалах "рамки времени Средневековья".

    Ну вообщем, я за то, чтобы плясать не от текста, а от автора этого текста. 

    Или читать такие тексты через строчку  (как сделала Васта ))))))

  • 17
    16 июн. 2013
    Breen

    Ну, есть же приблизительные оценки жертв эпидемий в средние века. По ним можно оценивать состояние гигиены. Та же чума  -  прямое следствие распространения блох. 

  • 18
    16 июн. 2013
    Luna
    Марта сказал(а):    
    Ну вообщем, я за то, чтобы плясать не от текста, а от автора этого текста. 

    Я авторами не интересовалась и не интересуюсь, такая вот незадача. Просто многое тут обобщённое я читала из других источников. Доверять или не доверять - дело сугубо личное. Можешь удалить тему и даже обе, если так всё не нравится, я не обижусь.

  • 19
    16 июн. 2013
    Марта
    Luna сказал(а):    
    Можешь удалить тему и даже обе, если так всё не нравится, я не обижусь.

    Да Бог с тобой.... Это я такая занудистая, читающая внимательно, а пипл ничо так, хавает не анализируя...

    Значит "научный" материал имеет место быть. 

    Вот думаю, может еще на ФБ лайкнуть ? ))))))))

  • 20
    16 июн. 2013
    Luna
    Марта сказал(а):    
    Это я такая занудистая, читающая внимательно, а пипл ничо так, хавает не анализируя...

    Истинно так, о мудрейшая ))) Чем же ещё чилаут заполнять, как не чем-то порождающим дискуссию, а также возможностью сверкнуть гранями эрудиции и научной дотошности ))

    Слово какое, кстати... Очевидно означает состояние до тошноты или близкое к оному )))))))