Alt сказал(а):
Ау! Вы "убежали" от собственных мыслей? Мы начали разговор про "почему Будда?" а вдруг возражения теперь у Вас, что мол "сейчас"....
Но это вы начали разговор "почему Будда", я же его закончила ещё ответом Лене. Я не берусь постичь истинные мотивы его подобного поведения, но меня вполне устраивают приведенные выше гипотезы. Для меня главное, чтобы именно сейчас ситуация женщин менялась и, имея перед глазами историческую перспективу, я вижу как она меняется и именно благодаря осознанным усилиям самих же женщин. Поэтому, возможно, я просто не поняла, что вы продолжаете рассуждать применительно к тому времени, 2500 лет назад.
Всё, о чём вы говорите в "защиту" Будды, умаляя способности женщин к духовному развитию, можно запросто отнести к издержкам патриархата, о чем я и писала в ответе Лене. Будда не мог не знать, что если женщин и было меньше, то не потому что у них рвения меньше, просто они уже тогда были непомерно обременены домашними заботами и привязаны к дому. Поведение женщины, выходящее за привычные рамки присужденной ей роли, осуждалось. Не случайно Будда согласился только после того как Ананда его прямо спросил: разве женщина, решившая покинуть домашний очаг и следовать монашескому пути, не способна достичь реализации и пробуждения? И Будда ответил утвердительно. Но (!) с дополнительными условиями:
1. Все монахини без исключения должны склоняться перед монахами.
2. Ритриты в дождливые сезоны монахини должны были проводить там, где бы их могли супервизировать монахи.
3. Монахи решали даты встреч в общине.
4. Монахи имели право пенять монахинь за несоблюдение религиозных норм, наоборот же ни в коем случае.
5. Монахи решали степень наказания монахинь, наоборот ни в коем случае.
6. Монахи должны обязательно присутствовать в ритуале посвящения монахинь, но не наоборот.
7. Монахини ни в коем случае не могли критиковать поведение монахов, наоборот сколько угодно.
8. Монахи имели право официально призвать к ответу монахинь, но не наоборот.
Эта дискриминация привела к тому, что женщинам было сложней прийти к статусу обучающих учителей. Потому как просто подтверждало уже устоявшееся в обществе мнение, что женщина создана для дома, а не для духовных поисков. Престиж женщины монахини не шел даже в сравнение со статусом монахов. Дотации и пожертвования женские общины получали намного меньше нежели мужские. В тибетском буддизме такое положение дел дошло до того, что традиция полного посвящения монахинь (гелонгма) просто исчезла. Её нет в тибетском буддизме. Остались только послушницы (гецулма). Для полного посвящения внутри это традиции женщины вынуждены ехать в другие страны (например, Тайвань, Гонконг), а это дорогое удовольствие.
Любопытно, в одном из интервью для той же самой курсовой работы "Феминизм и Буддизм" одна женщина монахиня (испанка) рассказывала, что нынешний Далай Лама на одном консилиуме рассматривал возможность возобновления этой традиции путем скрещения её с традициями из других стран, но тибетские монахини крепко думают, похоже что боятся потерять свою идентичность.