Благодарности: 45188
На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06
Пол: Женский
Москва
За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми
В Средние века трактаты по Хатха-йоге описывали конкретные терапевтические эффекты выполнения очистительных процедур, асан, пранаям и мудр. Один из поздних текстов по йога-терапии «Аюрведа-шастра» лег в основу терапевтической практики Тирумалая Кришнамачарьи и в дальнейшем был развит его учениками. А йога-терапевтические комплексы Дхирендры Брахмачари прошли клиническую апробацию и доказали высокую эффективность в лечении гипертонии, астмы, диабета, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Сегодня йога-терапия — это система восстановления здоровья и профилактики заболеваний человека. В качестве инструментов могут выступать как асаны и пранаямы, так и различные варианты медитаций и шаткарм (очистительных техник).
Йога-терапия как раздел науки получила активное развитие в ХХ веке в Индии, а затем и во всем мире. Свами Шивананда, врач по образованию, популяризировал йогу и йога-терапию. Научный подход к йоге развился благодаря Шри Йогендре и Свами Кувалаянанде, которые основали два научно-исследовательских института (Институт Йогендры в Бомбее и институт «Кайвальядхама» в Лонавале). В этих учреждениях особое внимание уделялось изучению терапевтических аспектов йоги. Дхирендра Брахмачари, правительственный гуру, обучавший йоге Индиру и Раджива Ганди, был идейным вдохновителем государственной программы по изучению и применению йога-терапии в медицинской практике. Тирумалай Кришнамачарья подробно изучал аюрведическую йога-терапию и затем передал эти знания своим ученикам — Т. К. В. Десикачару, А. Г. Мохану и Б. К.С. Айенгару, которые развили целые направления йога-терапии как отдельной науки. В Европе и США йога-терапия сегодня стала самостоятельной дисциплиной.
В 1989 году Б. К. С. Айенгар был приглашен Госкомспортом и Мин-здравом СССР на Первую всесоюзную конференцию по йоге в Москву, где его выступление имело огромный резонанс. Именно после этого события в России появилась возможность практиковать на серьезном уровне. Спустя некоторое время йога стала настолько популярной, что с начала 2000-х почти во всех городах появились группы разного уровня и направленности, которые можно посещать для занятий йогой. В их числе и группы йогатерапии.
Лечебное воздействие йоги связано с ее сложной биомеханикой, влияющей на нейрофизиологию человека и включающей в себя несколько уровней.
Физический аспект — укрепление мышц, связок, развитие гибкости, устойчивости и выравнивание костей скелета. Физиологический аспект — улучшение кровообращения и микроциркуляции, регуляция эндокринной, иммунной систем, улучшение ферментативных процессов, улучшение работы всех внутренних органов и систем организма.
Психоэмоциональный аспект — улучшение работы мозга, выделение в кровь нейромедиаторов (бета-эндорфинов, дофамина и т. д.), улучшение памяти и воли благодаря концентрации внимания.
Йога-терапия показана при любых проблемах с телом, начиная с плоскостопия и заканчивая межпозвоночными грыжами. Асаны воздействуют гораздо глубже лечебной гимнастики, так как выполняются на психофизиологическом уровне, в то время как физические упражнения имеют чисто внешний характер. Поэтому йога-терапия также применяется при заболеваниях внутренних органов и может помочь даже с корректировкой психоэмоционального состояния.
«Кришнамачарья Йога Мандирам» (Ченнаи)
www.kym.org
_____ 2. Ramamani Iyengar Memorial Yoga Institute (RIMYI)
Институт йоги им. Рамамани Айенгар (Пуна)
bksiyengar.com
_____ 3. Svami Vivekananda Yoga Anusandhana Samsthana (SVYASA)
«Свами Вивекананда Йога Анусандхана Самстхана» (Бангалор),
www.svyasa.org
. Kaivalyadhama
Институт «Кайвальядхама» (Лонавала),
www.kdham.com
6. Morarji Desai National Institute of Yoga
Институт йоги им. Морарджи Десаи (Дели),
Ведущим преподавателем в институте сегодня является Бал Мукунд Сингх, единственный официальный продолжатель линии Дхирендры Брахмачари. Брахмачари подробно изучал техники очищения физического и тонкого тела сукшма-вьяямы, шаткармы, асаны, пранаяму и мудры. Его книга «Йога сукшма-вьяяма» описывает основы работы с энергиями, а также технику всех шести шаткарм. Школа большое внимание уделяет очистительным упражнениям, которые подготавливают тело для дальнейшей работы в асанах. Асаны удерживаются длительное время, как в Йоге Айенгара, но также используются и динамические упражнения — сукшма-вьяямы — всевозможные быстрые вращения руками и ногами, которые помогают разогреть тело и размять суставы, чтобы в дальнейшем более глубоко войти в асану. Стиль запоминается некоторым количеством необычных, порой очень сложных асан, которые не встречаются в других школах.
Основан А. Г. Моханом, одним из последних учеников Т.Кришнамачарьи и практикующим йогатерапевтом с более чем 20-летним стажем. Стиль Свастха-йоги является квинтэссенцией учения Кришнамачарьи, плодом его почти полувековой йога-терапевтической и аюрведической практики, сохраненным и развитым семейством Моханов. Этот стиль одновременно мягкий и мощный, сочетает в себе детальную отстройку асан, статическое выдерживание и динамические способы входа в асану и выхода из нее (виньяса-крама), а также уделяет особое внимание компенсирующим позам (пратикрия-асанам).