Elena Vasta сказал(а):
Кстати, если вернуться к Дхармакшетре, кто кого считает виновным в случившемся? Я - царя Шантану, который привел в царский дом вожделенную рыбачку. Далее образовалась цепочка из самоустранения от правления сына Ганги, Великого Бхишмы, которого я тоже считаю ответственным
_newra сказал(а):
То, что существует в комфортных стабильных условиях, неизбежно деградирует и умирает. А то, что сталкивается с давлением и борьбой, становится сильнее и развивается. Можно трактовать "благой путь" Кришны и с этой точки зрения.
Если пребывать в сюжетном контексте "Махабхараты", я согласна с Еленой, что первым камень с верхушки горы пнул царь Шантану, а когда камень начал катиться вниз, его мог бы остановить Бхишма, если бы следовал Дхарме повелителя. Бхишма едва ли не больший виновный в победоносном шествии Адхармы этого царского рода.
Но если подняться на уровень выше и отказаться от людского менталитета, становится виден божественный замысел Вишну как Хранителя Законов Космоса и Человечества. Вишну видел приближение новой эпохи в жизни Человечества - Кали-Юги - и стремился перед её наступлением вновь дать людям Урок Дхармы. Его Учение Дхармы должно было стать факелом, освещающим Мрак Невежества в новую эпоху и вооружающим людей в борьбе против Тьмы. Он сделал своими "инструментами" собственного Аватара (Кришну) и всех участников Махабхараты. Включая антипод Кришны - Шакуни.
Здесь справедливо упоминание Нюрой теории "антихрупкости". Закон эволюции Человечества и заключается в постоянном продвижении вверх и активном усовершенствовании Сознания. Это как река: если плывёшь вверх, против течения, то постепенно поднимаешься к истокам - и к Великому Истоку. Если складываешь ручки, река уносит тебя своим течением вниз, пока в конце концов не окажешься в илистом устье и не вольёшься в Хаос - первичное бесформенное и беспорядочное состояние мира.