Авимукта или город семи имён (Варанаси)

  • 1
    2012-12-05 00:33:04
    Jorjetta (модератор)

    "Бенарес старше, чем история, старше, чем традиция, старше даже чем легенда, и выглядит дважды старше, чем история, традиция, и легенда, вместе взятые." Марк Твен  

    Варанаси, Бенарес, Каши…

    Считается, что это первый город на Земле, построенный ещё богами. Согласно индуистским эпосам, с этого места началось сотворение вселенной.

    Мифы и легенды рассказывают, что среди темных и неподвижных вод плавало Мировое Яйцо, ничего более не существовало. Внутри этого Яйца из золотого зародыша появился Брахма. Силой своей мысли он разделил яйцо на две части: одна половина стала небом, другая – землей. А посередине земли вознеслась гора Меру и стала поддерживать небо. Брахма был создателем мира, Вишну - его хранителем, а Шива - разрушителем, но он же восстанавливал его заново.

    Одна из легенд гласит, что однажды Вишну с Брахмой поспорили о том, кто из них могущественнее. Чтобы разрешить их спор и открыть истину, явился Шива в виде огромного огненного столба. Столб этот выглядел как огонь, пожирающий мир при его гибели, и сверкал посреди огненных венков; был он без начала, без середины и без конца. Брахма сказал Вишну: "Ты иди вверх, а я пойду вниз, чтобы найти его конец".

    Превратился Вишну в огромного вепря и тысячу лет рыл землю, но так и не дошел до основания столба. А Брахма стал белоснежным лебедем с горящими глазами, быстрым, словно мысль, стремительным, словно ветер. Тысячу лет он летел вверх, но так и не долетел до вершины огненного столба. Когда они вернулись обратно, Шива поведал им правду. С тех пор поклоняются ему во всех трех мирах. Огненный столб, ни конца, ни начала которого так и не смогли достичь Вишну и Брахма, был лингамом, фаллосом Шивы.

    А местом, где из-под земли выбился столб огня, был древний Варанаси, отсюда его название Каши («Город света»). Под таким именем он фигурирует в древних индийских эпосах: Махабхарате, Рамаяне, Пуранах и Бхагавад-гите. А им ни много, ни мало - свыше 5 тысяч лет.

    Позже боги жили в Варанаси вместе с людьми, потом Они ушли в Гималаи.

    Согласно археологическим данным, это старейший город из числа непрерывно населённых. В "Каши Пуране" написано, что человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши - и того больше, а уж пришедший в Каши - и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит уже быть на пути к просветлению. Неудивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной.

    Варанаси - центр учености и столица царства Каши, то есть «сияющий», что определяет значение Варанаси как «светлого города», места духовного прозрения. Согласно древнему преданию, Варанаси был «создан» богом Шивой, об этом повествуется в Махабхарате.

    Город расположен на трёх холмах западного берега Ганги. Эти холмы считаются тремя остриями трезубца Шивы. На другом берегу нет строений, потому что индусы считают его «миром», куда Шива переправляет души умерших.

    Город построен между впадающей в Гангу небольшой речкой Варуна на севере и почти всегда сухого ручья Аси на юге, отсюда и происходит его название. А возможно оно происходит от слова «варана», что значит «лесной слон» (мамонт), или от сочетания «вара-нас», что означает «наш круг (крепость)».

    А когда-то Варанаси имел ещё одно имя – Анандавана, что означает "лес блаженства", потому что на месте нынешних построек и пыльных улиц были леса, заполненные ашрамами.

    Ещё одно название Варанаси - Махасмасана (Большое Кладбище), потому что именно здесь любой индус мечтает завершить свою нынешнюю инкарнацию, чтобы наверняка попасть в рай Шивы.

    Странствующие буддисты, желающие приобрести заслуги и возродиться в раю Шивы, должны сначала помазать маслом Джиотир-Лингам в Золотом храме, затем искупаться на пяти самых больших гхатах: в месте впадения речки Аси (Асисангам), Дасашвамедха, Маникарника, Панчганга и, наконец, в месте слияния Варуны и Ганги (Варунасангам). Только тогда они могут совершить «большой обход» города и пройти расстояние Панчкос (пять «кос») примерно пятнадцать километров, начиная от Маникарники.

     

  • 2
    2012-12-05 00:38:59
    Jorjetta (модератор)

    С Варанаси связано много легенд.

    Одна из них рассказывает о появления гхата Маникарника. Маникарника – является самым священным гхатом города Варанаси.

    Когда-то давно бог Вишну вырыл на этом месте колодец с помощью своего волшебного оружия чакры в форме колеса. А потом заполнил его своим потом. Шива был в восторге от этого зрелища. Он наклонился над краем колодца, что бы полюбоваться творением Вишну и нечаянно уронил туда одну из своих серег. С тех пор гхат носит название Маникарника - «Украшение для уха».

    Рассказывают, что Каши был избран Шивой в качестве места своего пребывания на Земле. По мнению большинства жителей в городе все наполнено Шивой, каждый камень и песчинка - являются олицетворением его. В Каши Кханде сказано, что "человек, который проживает или остановился в Каши - в не зависимости от касты и вероисповедания становиться олицетворением Бога Шивы и достоин почитания и уважения, как сам Бог РудраШива. Отсюда происхождение ещё одного имени Рудраваса или Город Шивы.

    Когда Шива взял в жены красавицу Парвати - дочь Гималаев, они обосновались в его небесном доме на горе Кайлас. Но однажды, когда они рассматривали землю с высоты своего небесного пристанища, их взгляд упал на город в излучине Ганги, наполненный сияющими дворцами, высокими храмами и садами. И тогда Шива и Парвати сошли с небес, чтобы сделать Каши своим домом на земле.

    Энергия Шивы пронизывает каждый угол этого города; и даже когда Парвати начинает скучать по Гималаям и упрашивает мужа вернуться назад, Шива отказывается покинуть Каши, потому что Каши - это Авимукта; город, который он никогда не покинет.  

  • 3
    2012-12-05 00:51:41
    Jorjetta (модератор)

    Другая легенда повествует о появлении небесной реки Ганги на земле.

    Когда-то Вишну ногтем большого пальца левой ноги пробил оболочку вселенной, и оттуда потекли духовные воды причинного океана и омыли стопы бога Вишну, так появилась Ганга. Войдя в сосуд с водой Брахмы, используемая для омовения ног Вишну, Ганга обрела мощь от Брахмы и Вишну. Она выполняла суровую аскезу и тем самым заслужила силу очищения вселенной. Поэтому Вишну назвал её Гангой и дал ей пост главенствующего божества новой небесной реки. Небожители и мудрецы воспевали её славу. Стоя в божественном присутствии Ганги, небожители стали более могущественными, чем даже от выпитого Амрита – божественного нектара. Поэтому они могли противостоять нападениям демонов, а так же могли поддерживать и возрождать праведность на земле.

    Ганга от природы прохладная и спокойная, возгордилась от похвалы богов. Она забылась и стала танцевать высокими волнами. Несколько капель воды упали на Шиву, который находился в своём доме на горе Кайлас. Шива рассердился и проклял Гангу быть рождённой на земле.

    Осознав свою ошибку, Ганга молила Шиву о прощении. Но Шива был непреклонен и лишь утешил её: "Мир получит благо благодаря твоему движению по земле среди человеческих существ. Будь бесстрашна".

    Спустя долгое время на земле в царской семье родился мальчик по имени Сагара. Он рос могучим юношей и приобрёл множество сверхъестественных сил и славился наравне с небожителями. Силой йоги он создал 60000 детей и сделал их правителями многочисленных районов своей земной империи.

    Однажды Бог Индра решил подшутить над Сагарой и украл у него лошадь, предназначенную для жертвоприношения. Хитрый Индра не забрал этого коня себе, а привязал его к дереву перед мудрецом Капилой, который медитировал в подземном мире, а сам удалился.

    Сагара взбесился, узнав о пропаже коня, и приказал 60000 сыновьям найти и привести его обратно. Когда на земле коня не обнаружили, то решили искать его в подземном мире. С усилием они стали рыть землю, и нашли туннель. В конце туннеля они увидели мудреца, сидящего в состоянии экстаза, а рядом они обнаружили привязанную к близлежащему дереву лошадь. Принцы вошли и стали проклинать мудреца. Капила выбрал одинокое место для медитации, однако из-за шума его медитация была нарушена. Он зло посмотрел и все 60000 принцев были прокляты и превращены в прах. В образе мудреца медитировал сам бог Вишну.

    Долгое время Сагара был в неведении о судьбе принцев. Но когда узнал грустную новость, то сильно опечалился, его сердце было разбито. Тогда он отправил своего внука к Капиле, что бы просить его вернуть коня для выполнения жертвоприношения и освободить от проклятия его дядей. Капила выслушал принца и ответил, что только если божественная Ганга, небесная река, потечёт по земле и коснётся праха, их души вырвутся из низкого мира и будут прощены.

    Сагара услышав от внука такие новости, удалился от власти и отправился в лес. Прошло много лет, не один правитель сменился на троне. И только правнук Сагары по имени Бхагирата смог своими аскезами добиться милости богов.

    Ганга явилась Бхагирате и на его просьбу ответила: «Если я прыгну с небес на землю, то вся земля может быть смыта моим ударом и мой поток опять достигнет небес с помощью ветра. Только Шива может вынести мой удар, когда я падаю с небес на землю.»

    Тогда долгими аскезами Бхагирата добился милости Шивы и тот спросил его: "Скажи мне, что ты хочешь иметь?". Бхагирата смиренно ответил: "Любезно позволь Ганге возродить моих предков, пусть она пройдёт по земле. Пусть Ганга течёт непересыхающим потоком до конца Мира. Пусть миллионы людей будут благословлены ей".

    И Шива превратил тонкую форму Ганги в материальную. Воды Ганги хлынули на голову Шивы и спустились по его волосам в горы Гималаев, откуда река взяла своё начало. Бхагирата сел в быструю колесницу, а поток Ганги последовал за ним. Когда поток коснулся пепла предков Бхагирата, все их грехи были искуплены и ушедшие души отправились в высшие духовные миры. Варанаси для индусов стал тем же, чем является Мекка для мусульман.

    Каждый клочок земли в городе Варанаси связан с легендами о когда то живших здесь богах и мудрецах.

    По одной из них, мудрец Вьяса (составитель Махабхараты), попал в Каши и стал просить милостыню, как положено всякому искателю истины. Никто ему не подавал, и он проклял негостеприимный город, предсказав, что богатство, дружба и ученость исчезнут здесь прежде, чем пройдет срок трех поколений жителей. Тогда Шива встал на сторону своего города и в облике хозяина одного из домов Варанаси принес мудрецу пищу, чтобы утолить его голод и его гнев.

    Существует и такая история:

    Варанаси в течение пятнадцати лет подряд страдал от засухи, и его жители держались из последних сил. Тогда некий мудрец вонзил в землю трезубец Шивы, и тут же в этом месте забил источник. Чтобы вознаградить жителей за их набожность, Шива превратил эти влажные, болотистые места в благодатный край.

    А по другой версии, засуха наступила когда войска Аурангзеба стали разрушать индуистские храмы древнего города. И мудрец предрёк, что благодать наступит только тогда, когда храмы будут вновь восстановлены.  

  • 4
    05 дек. 2012
    Jorjetta (модератор)

    Наше знакомство с городом началось с прогулки по гхатам.

    Наш гест находился ближе всего к Джайн гхату, от него мы и начали своё путешествие. На гхатах нас постоянно атаковали местные аборигены с заученной фразой «Привет. Как тебя зовут? Давай фото и тен рупий». Иногда текст сокращался или видоизменялся, и только тен рупий неизменно присутствовали в любой из произносимых фраз.

    Первой нашей остановкой стал Харишчандра гхат. На нём горело несколько погребальных костров. Говорят, что в соответствии с пожеланием покойного здесь был развеян прах Джорджа Хариссона, одного из Beatles.

    В отличие от других гхатов, наверху здесь только дрова, заботливо уложенные в поленницы. Название гхат получил от мифологического короля Хариш Чандра (царя Солнечной династии), который в целях самоуничижения, подтверждения правдолюбия и милосердия, исполнял здесь работы по кремации. За его упорство боги наградили его, восстановили на троне, причислили к лику святых и вернули к жизни умершего сына. В 1740 году Нараяна Диксит, местный гуру восстановил этот гхат, и с тех пор это один из двух кремационных гатов в Варанаси (второй - Маникарника). Здесь имеются святилища, они посвящены разным божествам.

    То ли в силу наводнений, то ли ещё по каким то причинам, но берега Ганги на многих гхатах сильно занесены илом и глиной. По этому можно наблюдать картину, как мужчины вручную из брансбойтов смывают этот налёт. Рядом играют дети,  в воде от жары спасаются чёрные буйволы, по соседству с ними «прачки» стирают бельё,  жизнь идёт своим чередом.

     

  • 5
    05 дек. 2012
    Jorjetta (модератор)

    Время давно перевалило за полдень, солнышко припекало и очень хотелось пить. Мы решили поискать какой-нибудь ресторан, где можно утолить жажду. Таким рестораном оказался «Дельфин», он находится в гостинице с одноимённым названием и расположен на крыше одного из зданий Мана Мандир гхата. Цены в ресторане достаточно высоки, но с него открывается не только красивый вид на реку и сам Варанаси, но и на обсерваторию, расположенную на крыше соседнего дворца. В 1585 году амберский раджа Саваи Мана Синх построил здесь этот дворец и гхату дали его имя. А в период с 1710 по 1737 год под руководством министра-астролога на крыше дворца была построена обсерватория. Она содержит 4 основных астрономических инструмента, и претерпела 2 реконструкции в 1850 и 1912 под патронажем королей Джайпура.

    После передышки мы решили пойти в отель.

    Обратно возвращались по узким улочкам старого города. На мой взгляд, именно они передают атмосферу Варанаси. По крайней мере, я  полюбила Варанаси именно за эти улицы. В них какая то особая непередаваемая атмосфера. В последующие дни мы не раз гуляли по этим узким переулкам, в которых очень просто заблудиться. На первый взгляд они похожи друг на друга, но каждая имеет свой колорит.

    Здесь в маленьких мрачных комнатушках живут простые бенаресцы, здесь масса всевозможных магазинчиков, кондитерских, музыкальных «салонов», маленьких храмов, едален, гладилен, интернет-кафе… Глаза разбегаются от разнообразия. И здесь ты окунаешься в реальную жизнь простых людей. Ты улыбаешься им, произносишь простое слово «намасте» и в ответ получаешь такие искренние приветствия и радость.

    Да, здесь грязно и местами пахнет совсем не розами.

    Здесь не в каждый закоулок заглядывают солнечные лучи.

    Но здесь всё настоящее, не приукрашенное для глаз заезжих туристов. Варанаси вообще, как и вся Индия искрений. И не зря его называют городом света. Этот свет внутри людей, его просто нужно разглядеть.  

  • 6
    05 дек. 2012
    Jorjetta (модератор)

    Утро следующего дня началось ещё до рассвета. Прогулку на лодке мы заказали в отеле. Примерно в половине шестого за нами пришёл лодочник и проводил до отправной точки.

    Непривычно пустынные переулки, пара поворотов и мы у реки. Мы загрузились в лодку, и наше путешествие  началось. С воды, в предрассветные часы гхаты выглядели несколько иначе,  чем накануне.

    Некоторые из них пустынны, а некоторые заполнены людьми, совершающими омовения. На Ганге можно наблюдать ежедневную пуджу. Этот ежедневный обряд включает в себя омовение на восходе (или закате) дня и чтение священных писаний. Сопровождается пуджа зажжением свечи, установленной в маленькой бамбуковой плошке вместе с цветами, которую опускают в реку. Удивляет, что люди, приходящие для утренних процедур, совсем не обращают внимания на фотографирующих их туристов. Видимо, помыслы их полностью заняты молитвой.

    По мере освещения набережных утренним солнцем, краски меняются и всё преображается. Серые сумерки отступают и здания окрашиваются в золотистый цвет. Город проснулся и начинает жить привычной жизнью.

    Мы проплыли от Джайн гхата до Маникарники. Вот информация о некоторых гхатах, которой я запаслась ещё до поездки. Здесь нет хронологии посещения гхатов, но есть (как мне кажется) интересная информация.

    Кедар гхат. Этот гат весьма популярен у жителей Бенгалии и Южной Индии. Ниже находится Гаури кунд (искусственный водоем), вода из которого обладает лечебными свойствами. Этот водоём связан с женой Шивы Парвати, также известной под именем Гаури. Считается, что Гаури жила в Гималаях рядом с водоемом и занималась там йогой. Возле него Шива объяснился ей в любви, после чего они вскоре поженились. Так же этот кунд связан с легендой возникновения любимого божества Индии – Ганеши. Считается, что именно около этого источника в Гималаях он приобрел свою слоновоголовость. Храм Шивы Кедарнатх был построен одним из махараджей империи Виджаянагар, знаменитого тем, что в погребальном костре вместе с ним сожгли 3000 жен и наложниц. Храм Кедара и его гат становятся центром активности во время периода дождей священного месяца Сравана (июль-август).

    Виджая Нагарам гхат. Раз в месяц женщины приходят сюда, чтобы помолиться о семье, детях, здоровье, загадать желание на мужей и детей. Для усиления молитв они спускают на воду тарелочки с ноготками и лепестками лотоса, пропитанными маслом и поджигают их. Гхат назван в честь существовашего ранее в Южной Индии царства Виджаянагар. Правитель этого королевства основал фонд для строительства гата в 1890 году. Расположенный рядом храм посвящен Нилакантха (Шиве). А наверху находится ашрам Свами Карапатри.

    Лали гхат. Этот гат был построен раджой Варанаси в 1778 году. Наверху находится несколько храмов, посвященных различным богам и богиням, таким как Киратешвара и Махалакшми.

    Харишчандра гхат. Как я уже писала ранее, это один из двух кремационных гхатов. Здесь имеются святилища, они посвящены божествам Харешчандрешвара, Рохитешвара, Ади Маникарникешвара и Вриддха Кедара. Стоимость сожжения на костре из дерева составляет 3000 рупий, немыслимая сумма для большинства индусов. Цена значительно выше, если используются дрова сандалового дерева. Прежде чем возложить умершего на костер, его сначала омывают в водах Ганги, потом сжигают, а останки снова опускают в реку. То есть процедура выглядит так «вода-огонь-вода». Таким образом, стихии воды и огня очищают карму человека от всех накопленных грехов. В качестве альтернативы существует электрический крематорий, который обходится в 300 рупий. Чтобы уменьшить загрязнение воды и справиться с большим количеством трупов, нуждающихся в кремации, правительство штата Уттар Прадеш в 1986-87 годах построило этот крематорий с современным способом сжигания. Однако он не очень востребован, даже нищими. Естественное уничтожение тела на костре предпочтительнее, по этому на эту процедуру верующие индусы копят деньги всю жизнь. Есть исключения: детей, беременных и прокаженных, умерших от укуса змеи, а также садху не кремируют на костре. Им привязывают камень на шею и бросают в воду.

    Карнатка гхат. Этот гхат был построен правительством штата Карнатака в 1910 году. Здесь есть святилище Руру "Собаки" Бхайравы (Бхайрава - особо разрушительный и ужасающий аспект Шивы).

    Прачина Хануман гхат. Построен в 1825 и имеет отношение к святому Валлабха, положившему философское начало почитания Кришны. Здесь празднуют его день рождения в апреле-мае. Святилище содержит 5 Шива-лингамов: Рамешвара (в честь Рамы), Лакшманешвара и Бхаратешвара (в честь двух его братьев), Ситешвара (в честь его жены) и Ханумадишвара (в честь божественной обезьяны Ханумана).

    Хануман гхат. Этот гхат ранее назывался Рамешварам гхат, так как считалось что его построил сам Рама. В настоящее время он находится внутри храма, в котором в разное время жили аскеты. Район рядом населяют выходцы из Южной Индии.

    Маханирвани гхат. Назван в честь Маханирвани, секты Святого Змея. Здесь рядом расположены 4 небольших святилища, посвященных Шиве. Их возвел непальский махараджа. В 7-м веке здесь жил известный философ Ачарья Капил Муни. Рядом находится дом матери-Терезы.

    Ниранжани гхат. Также принадлежит секте Святого змея, которая основала здесь в 1897 году святилище Ниранжани Акхара. Здесь имеется 4 святилища, включающие отпечаток ноги Ниранжани Махарадж Дурга Гаури Шанкар и образы Ганги.

    Чета Синх гхат. Это место было ареной жестокой схватки между войсками Уоррена Гастингса и Чет Сингха в 1781 году. И сам форт и гхат был отвоеван у британцев во второй половине 19 века махараджей Прабху Нараян Сингхом. Гхат имеет 3 храма постройки 18 века, посвященных Шиве.

    Панчкота гхат. Дворцовое здание и одноименный гат были построены королем из Бенгалии во второй половине 19 века. Внутри дворца расположено 2 святилища.

    Нишад гхат Здесь можно увидеть многочисленных лодочников с их плавсредствами и сетями. Гхат обладает храмом Нишадрадж, который на самом деле был построен на пожертвования лодочников совсем недавно.

    Джайн гхат. Джайны осуществляют омовения и проводят религиозные обряды на южной стороне гата, а северную оккупировали семьи лодочников, придавая ему совершенно другое звучание. У гата есть 2 джайнских храма.

    Вакчараджа гхат. Был построен торговцем по имени Вакчараджа во второй половине 18 века. Считается, что 7 учитель-тиртханкар Супаршванатха родился поблизости. Сегодня здесь живет большинство джайнов. Идущая вверх к улицам лестница имеет три небольших святилища, посвященных Шиве, Ганеше и великолепной Ганге, оседлавшей крокодила. Время от времени здесь проводят культурные мероприятия.

    Манасаровара гхат Этот небольшой гхат назван так в честь одноименного священного озера в Тибете (близ Ганготри), у подножия горы Кайлас, гималайского жилища Шивы. Наверху гата, действительно, имеется небольшой пруд. А построен этот гат был раджой Ман Сингхом из Джайпура в 1585 году, и был перестроен в 1805. Рядом находятся святилища, посвященные Раме и Лакшману.

    Нарада гхат. Был сооружен Даттатрея Свами, главой монастыря, в 1788 году. Этот гат посвящен Саге Нарада, божественному музыканту и мудрецу. Здешнее святилище содержит изображения 4 божеств: Нарадешвара, Атришвара, Васукишвара и Даттатреяшвара.

    Раджа гхат. До 1887 года это была очень известная пристань. Со строительством моста (с 1 января 1887 года), его значение, как переправы, было утеряно. В старой литературе этот гхат неоднократно упоминается за свои заслуги.

    Панда гхат. Назван так в честь известного борца Бабуа Панде. Рядом находится святилище Сомешвара (Шивы). По соседству находится еще одна святыня – Прабха Тиртха. Здесь обычно сушится белье. Простыни прямо выложены квадратами на откосах. Считается, что на солнце из белья испаряются злые силы.

    Диджпатья гхат. Он расположен почти на самом берегу реки, сами сходы узкие и крутые, но широкие. Дворец представляет собой изысканную архитектуру Севера Индии и нынче известен как как «Ашрам Каши». Он был построен в 1830 году бенгальским раджой Диджпатья.

    Каусаттхи гхат. Название ‘causatthi’ происходит от слова ‘chausatha’, означающего 64. Это указывает на число йогиней, прислужниц грозной богини Кали. Храм Чаусаттхи Деви расположен неподалеку. Храм был восстановлен в 1670 году королем Удайпура. Сегодня в храме представлено только 60 йогинь, четыре из них находятся в других местах. Этот гхат привлекает толпы паломников во время полнолуния в период марта-апреля. Другим важным событием, отмечаемым здесь, является яркий праздник Холи. Большой песчаный дворец возвышается над этим гхатом, он был построен в 1807 году. Сейчас его используют для религиозных церемоний, а иногда и для проведения музыкальных концертов.

    Ситала гхат. Он называется так из-за находящегося рядом храмом Богини болезней (ситала). В марте-июле и сентябре-октябре здесь празднуется «8 день» в честь богини Ситала Астхами. Сюда также приходят на поклонение молодожены и члены их семей. Они совершают здесь последовательные ритуалы после выхода из храма.

    Дасашвамедх гхат. В переводе «место принесения в жертву 10 коней». Иногда его еще называют Мэйн-гхатом. В соответствии с мифом, посвященным Дивадаси (царю ариев), Брахма осуществил жертвоприношение именно на этом месте. Шива и Парвати ожидали, когда у царя лопнет терпение, и он покинет город Каши, позволив им вернуться туда. Однако сложная серия жертв помогла царю Девадаси закрепиться в городе надолго. На вершине лестницы находится несколько святилищ: Сулатанкешвара, Брахмешвара, Варахешвара, богинь Ганга и Банди Деви. Все они включены в обязательное посещение для паломников. Здесь самое популярное, доступное и святое место для утреннего омовения с целью избавления от грехов. Здесь под большими бамбуковыми зонтиками сидят местные массажисты в ожидании клиентов.

     

    Раджендра Прасад гхат. Почти до конца 19 века каменная статуя лошади украшала этот гхат, в доказательство жертвоприношения. В связи с этим гат имел и другое имя "Гхода" ("Лошадиный"). Считается, что это изображение лошади переместили в храм Санкатмочана. Согласно легендам, служанки Бхара Шива Нагас купались здесь. В настоящее время здесь ежедневно проводятся разнообразные культурные мероприятия проходящие на специально построенной для этих целей сцене. Узнать это место можно по двум водонапорным башням, окрашенным в нежно-розовый цвет, с расположенными внизу огромными изображениями божеств.

    Маникарника гхат Является самым священным гхатом города Варанаси. Именно здесь проходит наибольшее число кремаций.

    Во время нашего пребывания у этого гхата мы наблюдали грустную картину. Двое усопших «ждали» своей очереди для ритуала кремации. Домы убирали останки догоревшего кострища и ссыпали останки в общую кучу золы. У воды в поисках еды сновали собаки. Одна из них выловила в реке недогоревший череп с частью позвоночника и начала жадно вгрызаться в находку. Другая собака захотела получить часть добычи «удачливой» соперницы, завязалась драка. В это время в водах, грязных от гор мусора и пепла, нырял человек с большим блюдом в руках. Он погружался в воду с головой и собирал со дня реки глину. Потом тщательно промывал её. Лодочники объяснили нам, что таким образом он ищет мелкие предметы (серёжки, браслеты или другие украшения, которые могли быть на умерших). Постояв около Маникарники примерно 10 минут, мы отправились в обратный путь.

     

     

     

     

     

     

     

    Днём мы снова гуляли по узким улочкам, а вечером отправились на вечернее Ганга Аарти. Интересное зрелище. Несколько юношей в атласных одеждах стоят на специальных постаментах. На протяжении часа они совершают выверенные синхронные движения. В ритуале используются различные масляные лампы, какие то метёлочки, веера из павлиньих перьев. На вечернюю пуджу собирается очень много народа. Как правило, индусы наблюдают за церемонией с гхатов, а иностранные туристы с лодок.

     

  • 7
    05 дек. 2012
    Jorjetta (модератор)

    Следующий день был последним. Но так как наш поезд отправлялся только вечером, у нас был почти целый день на осмотр самых дальних от нас гхатов. До самой дальней точки решено было доехать на тук-туке, а обратно вернуться пешком. Погрузившись в это чудо техники, мы «помчались» по «проспектам» Варанаси. Мчаться пришлось не долго, так как мы достаточно быстро попали в пробку. В результате вместо экономии времени, мы вынуждены были тратить его в пустую. Но ни что не бывает бесконечным и мы наконец то добрались до нужной точки. Тукер остановился за мостом, напротив забора, за которым «прятались» купола сооружения, похожего на усыпальницы периода великих моголов. Пробка бессовестно съела приличную часть времени, которую мы планировали потратить на осмотр города, по этому мы не стали останавливаться у этой достопримечательности, а двинулись дальше, к гхатам.

    В отличии от увиденных нами ранее «набережных», эти гхаты казались более пустынными. Туристов здесь практически не оказалось, мы лишь изредка видели бледнолицых братьев и то всего пару раз. Если бы нам позволяло время, я непременно настояла бы на том, что бы углубиться в темноту этих малолюдных улочек, вверх по крутым каменным ступеням.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Но время неумолимо бежало, и нужно было возвращаться в отель. Мы дошли до Маникарники и прошли по её задворкам. С «внутренней» стороны этот гхат не производил никакого удручающего впечатления. Всё те же узкие улочки с извилистыми ответвлениями, может чуть менее пёстрые и шумные. Иногда приходилось уступать место похоронным процессиям, которые очень торопливым шагом несли носилки с усопшими к месту их последнего пристанища. В остальном  это всё тот же, уже ставший привычным для нас Варанаси. 

  • 8
    05 дек. 2012
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Отлично! Спасибо, историческая ты наша)))

  • 9
    05 дек. 2012
    boatman

    Jorjetta    Чтобы разрешить их спор и открыть истину, явился Шива в виде огромного огненного столба.

     

    Jorjetta    А местом, где из-под земли выбился столб огня, был древний Варанаси

    Да? А я и читал, и слышал от брахманов, что это место - гора Аруначала.

  • 10
    05 дек. 2012
    Jorjetta (модератор)

    boatman    Да? А я и читал, и слышал от брахманов, что это место - гора Аруначала.

    Я с брахманами не общалась :-) А то что прочитала, пересказала здесь.

    В любом случае это было так давно, что очевидцев не осталось :-))) И правды мы не узнаем.

  • 11
    05 дек. 2012
    Jorjetta (модератор)

    Elena Vasta    Спасибо, историческая ты наша)))

    Спасибо, что читаете! :-)))

  • 12
    05 дек. 2012
    boatman

    Jorjetta    это было так давно, что очевидцев не осталось

    Как это не осталось? А Главные Герои этой истории?!)))))

  • 13
    05 дек. 2012
    Jorjetta (модератор)

    boatman    А Главные Герои этой истории?!)))))

    Ну когда у нас будет возможность поговорить с ними лично, думаю это уже будет не актуально :-)))

  • 14
    19 июл. 2013
    tarjuman (модератор)
    Спасибо за замечательный рассказ и прекраснейшие фотографии! Твой Варанаси- божественный! 
    ( а это фото с разодетыми козочками не забуду никогда))) 
  • 15
    21 июл. 2013
    Jorjetta (модератор)
    Козочки и правда забавные. Прямо как в наших русских сказках "не пей из лужицы, козленочком станешь". Видимо не послушались, напились :-)
  • 16
    2016-06-12 00:32:33
    Fortuna
    Jorjetta 
    спасибо, прочитала с большим интересом.. а фотографии просто чудо, погружают, возвращают..
    спасибо :-))

  • 17
    12 июн. 2016
    Jorjetta (модератор)
    Fortuna  рада, что понравилось и показалось интересным.:)
  • 18
    12 июн. 2016
    SHVETA


    Jorjetta, браво! Ждем еще репортажей! ))

  • 19
    12 июн. 2016
    Jorjetta (модератор)
    SHVETA
    ну пока не предвидится, но можно если не читали, посмотреть мои "рассказы" про Ришикеш, Агру, Дели, Камбоджу, Израиль и Тай (Самуи, Бангкок, Чанг,  Краби)
  • 20
    12 июн. 2016
    SHVETA
    Jorjetta сказал(а):
    SHVETA  ну пока не предвидится, но можно если не читали, посмотреть мои "рассказы" про Ришикеш, Агру, Камбоджу и Тай.:)
     Спасибо! Посмотрю обязательно. Это на твоем же блоге?