Читракут - послевкусие.

  • 1
    14 июл. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    В перенаселенной Индии хватает места и для туристических резерваций, и для гармоничного сосуществования туристов и местного населения. Есть в этой необъятной стране и места, признанные ЮНЕСКО местами Всемирного наследия. 

    Но существует и другая, патриархальная Индия, Индия святых городов, Индия, лежащая в стороне от туристских троп. Иногда, описывая свои почти физически осязаемые в том или ином месте переживания, мы произносим такие слова, как "торкнуло" и им подобные, объясняя их появление святостью или намоленостью места.

     Я, готовясь к поездке в город - колыбель пантеона индийских богов - Читракут и прочитав все, что удалось найти, с трепетом ожидала прикосновения к святыням. Особенно почему-то меня взолновали Риши. Те самые, Риши, современники и предшественники Вед и Упанишад, сидящие до сих пор в недрах холма Калмангири, у подземного озера, погруженные в вечную медитацию. 

    Что я там ожидала увидеть или ощутить – а вот и не знаю! Чего угодно, но не пустоту... 

    А потом было такое чувство, что меня обманули... Или я сама себя обманула? Не надо так достраивать в воображении полученную информацию? 

     Природа в районе ашрама Сати Ансуя действительно сказачна. И этой сказачности, и этой красоты оказалось достаточно, чтобы я сразу приободрилась. Но что же получается? Святыня, не приправленная прекрасными изваяниями, старинными фресками, или чарующими пейзажами, незатейливый, а не изысканный, украшенный резьбой храм, оставляли меня равнодушной. А предмет религиозного поклонения оставался то не очень ровным камнем со странными отметинами, то самым обычным, совсем не живописным холмом, то простеньким храмиком или наивным изваянием...

    Господи, как я растроилась, увидя этого Ханумана в Хануман Дхар...

    Это ж КАК надо верить, чтобы разглядеть в этом каменном натёке Бога? 

     Представляя Читракут, я рисовала себе пасторальную картину милого провинциального городка с живописными гхатами. Какое жестокое разочарование! Да и нет таких выхолощенных от правды жизни мест в Индии. 

     Удивительно и не понятно мне сегодня, что же меня так беспокоило в этом городе. А тогда, там, все два дня у меня на груди сидел огромный индийский слон, который нехотя сполз, лишь когда мы отьехали от него на приличное расстояние. Ну не сложился у нас роман с Читракутом, не случилось любви ни с первого, ни со второго, ни с какого взгляда. 

     Обьяснить ничего не могу, но мне казалось, что где-то тут можно провалиться в самую преисподнюю. И я туда медленно-медленно качусь, и надо ухватиться за краешек, пока я туда не соскользнула, и быстро-быстро ползти отсюда. 

     Проходя чернильно-темным вечером мимо каких-то полуподвальных входов с сидящими у дверей полуголыми людьми и жестами приглашающими нас вползти туда, вглубь, где полыхало пламя под гиганскими котлами, я сжималась от липкого ничем необоснованного ужаса. 

    И все ночи напролёт разносящиеся над округой -Сита-Раам, Сита-Раам,- не умиротворяли, а беспокоили и будоражили.. 

     Но сейчас, когда позади и Читракут, и Калинджар, и Пури, и Малкангири, и Аруначала, и Ауровилль, подводя итоги пятинедельного путешествия и частично переварив и обмыслив полученные впечатления, я благодарю Читракут за бесценный опыт и душевный пилинг. Индия меня здорово встряхнула за шкирку, и после этой встряски все во мне сначала всё всколыхнулось, а потом улеглось и утрамбовалось. 

    Возможно эта встряска и это последующие трансформации сознания – самое ценное, привезенное мной из этого трипа.

    Еще я в Читракуте сильно задумалась о силе Веры индусов. Малышка, лет 12-14, выполняющая простиранием! 5 километровую парикраму вокруг холма Калмангири. 

    Ложилась лицом на земь во весь свой маленький рост, вытягивала руку с зажатым в ладошке камушком вперед себя вдоль по полу, оставляла этот камушек там, впереди, куда дотянулась ее ручка, вставала, подходила к камушку, поднимала его, становилась на место, с котого только что подняла свой камушек, и начинала с этой отметины новое простирание...

    Пацаны, лет по 16, которые зашли в храм Mattagajendreshwar,гогоча и толкаясь, и сразу умолкли, а лица их стали непритворно серьезными и строгими. Перед прикосновением к богу холма кто из них согнулся впополам, а кто упал лицом на пол.

    А потом уже, в католическом Ченнаи меня сразили наповал прихожане католических храмов. Искренние слёзы, просьбы, разговоры тет-а-тет со своим Христом, или со своей Богоматерью, или со своим святым апостолом...И мноого таких свидетельств безоглядной веры...А мы все думаем... 

     А как надо - думать или верить? 

    Мы с Надей обьехали практически все самые важные святыни в округе. Наблюдая, с какими восхищенными глазами люди смотрят на отпечаток стопы своего Бога, ни секунды не сомневаясь, что это и есть след ноги Рама, я испытывала жуткое стеснение от неестественности и ненужности своего тут нахождения.

     Что я здесь делаю? Зачем преклоняю колени в чужих храмах и молюсь чужим богам? 

    Жесты и действа врожденно религиозных индусов естественны, как дыхание, и так безукоризненно точны, что как бы наблюдательный европеец не старался их скопировать и повторить, он все равно будет выглядеть нелепо и смешно. И по-моему, я излечилась от своего желания совать свой нос в чужой дом без приглашения. 

    Есть в Индии куча мест, где мы- желанные гости. А туда, где нас не ждут, где не место любопытствующему, типа меня, туристу, я больше не поеду... 
    Чужим здесь не место... 
     
    Или не излечилась?

    Или поеду?

    (Написано после поездки в Читракут в 2010 году)
  • 2
    14 июл. 2013
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Или не излечилась? Или поеду?
    ))) 
    такие туристы, как ты- нигде и никому не помешают! А твои читатели будут знать много такого, чего, может быть, не заметили бы и не прочувствовали  сами, приехав туда лично.
  • 3
    14 июл. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    tarjuman 
    Много воды утекло с момента написания поста! Но многое и осталось  непонятным и нерешенным.  Многие вопросы лишь обострились. 
    Я вижу, как сильно религия разобщает людей, как ей умело манипулируют разные искусники, но в то же время я вижу, какой свет исходит от некоторых верующих людей, что этот свет его чувствуют и видят Фомы неверующие . 

    Люди ищут Бога по разным причинам. Кому нужна опора, кому утешение, кому  в себе разобраться.
    Но когда они находят, своего Бога, люди эти беспокойные, они становятся очень уязвимыми - с одной стороны, и очень сильными - с другой. 
     
    И вот я думаюююю...
  • 4
    14 июл. 2013
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Но когда они находят, своего Бога, люди эти беспокойные, они становятся очень уязвимыми - с одной стороны, и очень сильными - с другой.    И вот я думаюююю...
    А че думать, Лен! Бог- он один, только в разных ипостасях. Тебе надо в суфии податься ))- они в каждой религии, в каждой традиции уважают и берут какую-то соль, в каждой из них видят суть и сущность Бога единого. Суфии- это ОО!
  • 5
    14 июл. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    tarjuman сказал(а):
    А че думать, Лен
    Я вообще - думаю. Кстати, сикхи тоже признают все религии и говорят, что Бог един. И никогда не воевали с инаковерцами.

    Я думаю - ВООБЩЕ - религия сейчас в мире занимает тоже место, что в средневековье - она рулит людскими и денежными потоками. Хотя Пророки свою Правду посвещали не Золотому тельцу, не насилию, а внутреннему миру человека. Но после их ухода религия из внутренней духовной работы стала то водоразделом между народами, а  то еще хуже ... Не Будем Нарушать Закон)))


  • 6
    25 июл. 2013
    wichy (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Я вижу, как сильно религия разобщает людей, как ей умело манипулируют разные искусники, но в то же время я вижу, какой свет исходит от некоторых верующих людей, что этот свет его чувствуют и видят Фомы неверующие .
    Лен, ты сама ответила на свои вопросы :) "Религия" и "вера" - совершенно разные вещи, воистину верующие в Бога люди и люди, просто погрязшие в "религии" - люди совершенно разного склада и с совершенно разными установками на жизнь. 
    Истинно верующие, действительно, в любой религии встречаются... и вне религий тоже. Замечу, что под "верой" я подразумеваю не то, что "я верю, что что-то там есть", а "доверие", "предание" - когда человек на самом деле имеет в сердце Бога. Если эти понятия разделить - то все становится на свои места, 
  • 7
    25 июл. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    wichy сказал(а):
    когда человек на самом деле имеет в сердце Бога. Если эти понятия разделить - то все становится на свои места, 
     Вот ты и у меня в голове все расставила по своим местам.

    Марта уже давала ссылку на этот пост из жж, но так мне он нравится, что я его и сюда поставлю:

    я тебе кое-что расскажу про бога, старик, хотя мне советовали молчать, и я знаю, что это был хороший совет, но ты все-таки послушай:

    бог — это не тот, кому ты молишься это не тот, кто отомстит твоим врагам это не тот, кто организует тебе вечный олл-инклюсив на том свете не тот, кто Видит Всё, причем твоими глазами не тот, кому поклонялись твои предки

    бог — то, что тобой движет, старик, в каждый отдельно-взятый момент — это то, что тобой движет то, чему ты совершенно буквально — подчиняешься, думать и чувствовать ты можешь что угодно но в момент, когда помысел или чувство тебя толкают на действие — смотри внимательно, старик, behold это твой бог

    и когда ты, например, православный, лупцуешь кого-то в сети глаголом с отсылками к завету, нет в тебе ни капли христа, хоть в праведную дрезину упейся его кровью behold, старик, behold and see his glory вот он, твой бог — с перекошенной рожей с дрожащими от раздражения пальцами с желанием урвать последнее слово припечатать замочить прогнуть выдохнуть и торжествовать смотри внимательно, смотри попробуй угадай, куда он тебя поведет дальше

    движут нами, старик, две вещи: любовь и страх и ты выбираешь, на кого работать а они танцуют такое плотное танго, что их бывает не различить поэтому иногда выбираешь — наугад и только потом узнаешь, кому служил и когда узнаешь — хорошо еще, если тебя хватит — признать правду тогда все ничего, старик тогда прорвемся

  • 8
    25 июл. 2013
    wichy (модератор)
    Лена, обалденно написано!!! Аж мурашки по коже. Спасибо, что запостила :)
  • 9
    15 окт. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Заявление Далай Ламы о религиях.

    В начале этой недели мировую общественность удивило неожиданное заявление Далай Ламы на его странице в Facebook:
    "Все основных мировые религии, с их акцентом на любовь, сострадание, терпение, терпимость и прощение могут и способствуют внутренней ценности. Но реальность сегодняшнего мира состоит в том, что заземленная этика в религии больше не является адекватной. Вот почему Я все больше убеждаюсь, что настало время, чтобы найти способ думать о духовности и нравственности вне религии в целом".


  • 10
    15 окт. 2013
    enchanted
    Elena Vasta сказал(а):
    бог — то, что тобой движет, старик, в каждый отдельно-взятый момент — это то, что тобой движет то, чему ты совершенно буквально — подчиняешься, думать и чувствовать ты можешь что угодно но в момент, когда помысел или чувство тебя толкают на действие — смотри внимательно, старик, behold это твой бог
    I beg to differ! Мне кажется автор путает Бога с собственным подсознанием. 
  • 11
    16 окт. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    enchanted сказал(а):
    I beg to differ! Мне кажется автор путает Бога с собственным подсознанием. 
    Мне кажется, что как раз автор зрит в корень и говорит о том, что люди часто путают Бога с собственным подсознанием, Я так ее поняла. Движимые своими страстями и ложными голосами, во славу того, кто их не просил об этом и его имененем творящие то, что никак не соотносится с Богом
  • 12
    16 окт. 2013
    Aspirina
    Elena Vasta сказал(а):
    Что я здесь делаю? Зачем преклоняю колени в чужих храмах и молюсь чужим богам?  Жесты и действа врожденно религиозных индусов естественны, как дыхание, и так безукоризненно точны, что как бы наблюдательный европеец не старался их скопировать и повторить, он все равно будет выглядеть нелепо и смешно. И по-моему, я излечилась от своего желания совать свой нос в чужой дом без приглашения.  Есть в Индии куча мест, где мы- желанные гости. А туда, где нас не ждут, где не место любопытствующему, типа меня, туристу, я больше не поеду...  Чужим здесь не место... 
    Ох, Лена, как же резонируют во мне твои думы! 
    И всё же... отточенность и внешняя гармоничность ритуальных движений опять же не гарантия истинной веры, а их неуклюжесть в свою очередь может быть началом очень даже искреннего порыва, а не просто копированием. Хотя не скрою, мне тоже часто простирающиеся европейцы кажутся чем-то искусственными, неестественными, возможно потому, что сама себя вижу такой. Как-то призналась об этом одному (испанскому) геше. Он меня успокоил, посоветовал не насиловать себя, а простираться лишь по зову, а не потому что так принято.      
  • 13
    16 окт. 2013
    enchanted
    Elena Vasta сказал(а):
    Мне кажется
    И мне кажется. А что автор имел ввиду на самом деле - только ему одному  и известно. Поэтому больше гипотез предлагать не буду ))