3 часть
Утро. 19 августа 2015 г.
В палатке жарко, расстегиваю спальник и пытаюсь снять с себя одежду (вечером настолько примерзла, что решила поспать в одежде). Ребята уже проснулись. Открываю палатку и передо мной открывается прекрасный вид! Солнце заливает своими золотыми лучами все вокруг, неподалеку сияет отблесками озеро.
На пригорочках вокруг гуляют сами по себе коровы. Причем группками. На одном пригорке одна группа, на другом – другая и т.д. Странно, но нигде не видно ни пастухов, ни собак. Нам уже рассказывал про таких коров Антон. Назвали мы их «умные коровы». Спросите, почему? Потому что они пасутся сами по себе. Реально. Бурятка нам рассказывала о своих коровах так: «Утром выпускаем, идут толпой гулять. Во дворе оставляем теленка. Как мамаша нагуляется, ведет все стадо обратно. Пастух им не нужен».
Первая ночевка прошла хорошо, хоть и прохладно. Утром кушали вкуснейшую овсяную кашу с сухофруктами и земляничным вареньем, которым нас угостили вчера.
Вообще решили, что надо придерживаться какого-нибудь графика по времени выезда утром. Но, честно вам признаюсь, забили на это дело уже через день. Все-таки мы в отпуске, не в горах, где важна каждая минутка. Отдыхаем-расслабляемся и постигаем дзен с помощью широко открытых глаз.
Двинулись мы уже, когда солнце начало припекать. Как обычно пришлось намазывать себя солнцезащитным кремом и одевать майку с длинным рукавом, дабы не пригореть.
Сегодня предстояло нам преодолеть расстояние до Косой степи. Еще один асфальтовый день (к радости, столько асфальта на треке больше и не было).
Подъемы, спуски, степь. Картинка почти не менялась. Как и обычно, останавливались побурханить в святых местах и немножко перевести дух.
И, наконец, добрались до Баяндая. После него дорога должна повернуть направо и направляться перпендикулярно Байкалу. В Баяндае устроили большой отдых и обед. В этот раз я кушала такие блюда:
Вдоволь отдохнув, заправившись каллориями, мы выдвинулись дальше. После обеда совсем неохотно крутилось. Вернее сказать, вовсе не крутилось. Солнце припекало и жарило, было жарко и душно. Но через пару километров нас ожидал новый рельеф. Начались 12%-ые подъемы. А это было только начало!
Груженый тяжеленный велосипед совсем не хотел катить вверх. Пришлось скинуть передачи до 1-1 и прилагать большие усилия, чтобы забираться выше. После прошедшей ночевки местный мальчишка сказал, что после Баяндая будут холмы, и я мысленно уже готовилась к этому.
Первый затяжной холм казался бесконечным. Послеобеденный зной окутывал все частички тела. Пот лился рекой. Ребята разделись по пояс, я же продолжала своё движение как и прежде, на 1-1. Забравшись наверх, я поняла фишку: это многоступенчатый холм, и мы находимся не на самой вершине. Да, такой рельеф для меня впервые, нужно привыкнуть и справляться. Деваться некуда. На вторую ступень крутилось уже чуть бодрее. Я училась договариваться с собой мысленно, ставить какие-то цели, преодолевать барьеры нежелания двигаться вперед. Физически всё проходимо и возможно, люди любят себя убивать изнутри.
Добравшись-таки на самую вершину этого холма, по левой стороне дороги стоял указатель: «Беларуская вёска Тургенеўка. Заснавана ў 1909 г.», налево. Что-то про эту деревню нам рассказывала бурятка. Как-то сразу невольно напросился вопрос, а почему Тургеневка? Каким боком тут Тургенев к Беларуси? Какое он имеет отношение? Мы в неё не заезжали. Лишь потом изучила информацию по этому поводу. Как оказалось, по известной реформе Столыпина сюда перебрались жить белорусы в 1909 г. Им выделяли по нормальному плодородному куску земли, где они и обосновывались. Названия деревень присваивали по желанию начальства, и они носили литературный характер: Толстовка, Тургеневка и т.д. Вот уже более 40 лет в округе действует белорусский историко-этнографический музей, а в деревне живут дети, внуки и правнуки тех самых переселенцев. Делаем памятную фоточку и продолжаем свой путь.
На асфальте мне всегда очень грустно катить. Поэтому в одном ухе у меня играет негромкая музыка. Она помогает мне преодолевать непростые участки подъемов. Я про себя подпеваю песням и становится немножко получше. Так и еду.
… До Косой степи остается совсем недалеко. Едем по очень красивому затяжному подъему. Можно даже сказать, что на маленький перевал. Чем выше дорога поднимается левым краем над лесом, а правым вдоль скал, тем величественнее ощущается сила природы. Нельзя не остановиться и не насладиться этими чудесными видами. В такие моменты хочется помолчать, погрузиться в собственные мысли. Вдумчиво вглядываться в горизонт и наоборот, внимательно рассматривать верхушки совсем недалеких деревьев внизу.
На "перевал" на высоте 946 метров (а стартовали утром с 550 м) приезжаем уже порядком подуставшие. Там находится торговый ряд с сувенирами и несколько позных (от слова поза). Так же стоит информационный стенд с картой, на котором говорится, что мы сейчас находимся прямо на въезде в Ольхонский район.
Рядом бегают пару облезлых собак. Несмотря на усталость, эта новость заставляет воспрянуть духом: не зря столько крутили, Байкал где-то сравнительно недалеко. Скорее всего, завтра уже увидим его каменистые берега. Так же рядом есть стенд с могущественным названием «Планета Байкал». На нём легенда про хозяина Ольхона. Имя хозяина с первого раза выговорить довольно трудно: Ойхони эжэн Хан-Хото баабай. Он был женат на Сарма-Саган-Хатан. Детей у них не было, поэтому этот вот Хан усыновил трех орлов и отдал на воспитание своим приближенным – шаману Награю и шаманке Заграй. Позже от трех орлов от местных женщин появилось потомство – род ольхонских шаманов птичьего происхождения «шубуни ноёд». Хозяин Ольхона распоряжался тремя призрачными дворцами и тридцати тремя присутственными местами, в которых он со своими уполномоченными и писарями разбирал дела человеческих душ и их участь. В мировоззрении коренных жителей Трансбайкалья непочтительное отношение к огню, земле, воде, деревьям наказывалось болезнями, несчастьями, смертью и отдаленными последствиями. Духи воды, покровители местностей и сакральных ландшафтов, невидимо присутствуя рядом с ними. Могли гневаться на их поступки и радоваться хорошим делам, бережному отношению к окружающему миру, непрерывающейся традиции почитания святынь и уважению старших.
По традиции почитания святынь, привязываем ленточки разных цветов к столбам и отдыхаем. Там хорошо: в тени приятная прохлада с легким ветерком. Солнце уже скоро пойдет на заход, поэтому нужно поторопиться доехать до Косой Степи и поставить лагерь.
С перевала летим на всех парах – дорога идет стремительно вниз. Скорость развивается внушительная, внутри проскакивает страх и рефлекторно пальцы постоянно находятся на тормозах. Скидывем высоту с 946 м до примерно 650 м за 15 км. Всё это время я вовсе не педалирую, а только внимательно слежу за дорожной обстановкой и наслаждаюсь скоростью.
Вскоре появляется знак «Косая степь», почему-то с простреленными дырами.
Фотографируемся на память, быстро ищем местный магазин, чтобы докупить необходимую провизию, но совсем забываем про воду. Магазин закрывается. Наконец, с асфальта съезжаем на грейдер и спустя несколько км ищем место для ночевки. Стремительно наступают сумерки, действовать нужно максимально быстро. Ребята нашли удобное место на краю леса под горой, где не будет сильно продувать ветер, там и поставили лагерь. Как-то в спешке уже не было времени искать реку, и т.д. А как наступила темнота, так смысла уже идти-ехать на поиски никакого. Только дожидаться утра. Воды нет. Осматриваем свои личные запасы, и понимаем, что вроде должно хватить, но строго в экономном режиме. И отказаться от вечернего чая. Ну что ж…
Вечер был отличным – мы поужинали, общались. Сверху раскинулось бархатное небо с яркими маленькими бриллиантами. Ночь была звездная. Странно, но там мне показалось, что небо стало ближе. Как здорово было лежать на траве и просто молча смотреть на звезды. В голове крутились мысли, много мыслей. Я готовилась завтра увидеть Байкал. Сколько времени прошло с тех пор, как у меня в голове появилась эта мысль – уже не один год. А тут я его увижу уже завтра. Я смаковала вкус предвкушения. Это непередаваемое чувство. А тем временем на долину спустился туман и стало достаточно холодно. Я снова максимально утеплилась и побрела спать.
Утро было снова холодное и влажное. Но какое красивое! Солнце поднималось, освещая всё еще не рассеившийся в долине туман.
Но похоже, там был не только туман. Был ещё дым. Он тянулся плотной стеной с одной стороны, заполоняя всё на своем пути. Это всё очень медленно, но охватывало большие площади. Этот факт заставил немного напрячься. Неизвестность: что будет дальше, там пожары? Где они? Что горит? По телевизору видела что-то про эвакуацию людей из района бухты Песчаной. Не хотелось бы оказаться в такой же ситуации. За утренним бытом готовки завтрака, сбора лагеря волнение немного ослабевает.
Мой велосипед. Похоже, что плохо настроены переключатели и было бы хорошо укоротить новую цепь. Ребята охотно помогают, из-за этого задерживаем выезд. Что значит все-таки уровень навески на велосипеде. Тут бюджетные переключатели, сразу видна разница с моим Scott.
Рано или поздно, но мы выезжаем! Съезжаем вниз долины, находим реку. Стоп, стоянка. Впервые за наше путешествие набираем воду для питья из реки, а не бутилированную. Мне немного страшно пить эту воду, с опаской заглядываю в бутылку. Антон успокаивает, что в этом нет ничего страшного. Обычное дело набирать воду из рек, здесь они достаточно чистые. Утренние процедуры умывания, наслаждения водой и вновь выдвигаемся в путь.
Сегодня предстоит преодолеть расстояние до деревни Бугульдейки и дальше. Т.к. плана не было, то Антон строит оптимистический план доехать до Бухты Саган-Заба. Но плану не довелось свершится. Наконец-то нет асфальта. Это радует. Здесь уже едем непосредственно единясь с природой. Вся дорога – грейдер. Рельеф сегодня не такой злой, но присутствует. Я уже начинаю привыкать к постоянному движению то вверх, то вниз. Для интереса пробую различные тактики. Либо скидывать передачу до 1-1, либо крутить на низком каденсе с максимальным усилием, не переключаясь..
Грейдер в основном свободный, только иногда по нему едут автомобили. Поэтому наконец-то можно поболтать с ребятами. Так заболтались с Леной, что километры пролетали незаметно. И немудрено: дорога идет параллельно реке Бугульдейке, которая впадает в Байкал, а значит мы спускаемся. С 650 м до 450 м. Ехать легко, погода отличная. Когда проезжали какую-то деревню по пути, зашли магазин. Он приятно порадовал ассортиментом. Приятно было увидеть белорусские консервы. В магазине как и обычно местные расспрашивали кто мы, откуда. Куда держим путь, который день в пути. К белорусам все относятся благосклонно. Мы в свою очередь интересуемся обстановкой с пожарами. Местные, разводя руками, обнадеживают: уже несколько дней густой дым затягивает всё в округе. «Куда вы едите. Опомнитесь, там все горит!» Но план у нас двигаться только вперед.
Дорога, которая постоянно шла вверх, вдруг резко завивается в сторону и открывается вид. Вид, который настолько завораживает, что все останавливаются. В этот раз я не могу сдержать слов восторга. Вы только взгляните!
Спускались по этому круговому спуску на тормозах. Велосипед подкидывало на камнях, было опасно. Внизу река, я быстро простирала некоторые свои вещи и повесила на сушку на багажник, поехали дальше.
Где-то после обеда наконец-то добрались до нужной деревни, проехались по улицам и направились на берег Байкала.
Вот он, уже совсем рядом. Осознаю ли я, что мы так близки? Еще каких-то 800 м и я смогу дотронуться до холодных вод этого массивного чистейшего озера. Берег. Он каменистый.
Мы настолько довольны, немного вымучены постоянным движением, все махом скидываем вещи и запрыгиваем в воду. Вода бодрит, около 12 градусов, сводит конечности. Но это не важно! Я сейчас, здесь и сейчас, не во сне, купаюсь в Байкале. Радости нету предела. Эмоции зашкаливают. На берегу все абстрагированы. Кто-то лежит на камнях и смотрит на небо, кто-то вглядывается в нескончаемую даль озера. Я любуюсь скалами, которые окутаны дымкой, рассматриваю камни под прозрачной, как стекло, водой.
Немного опомнившись, всё-таки чувствую голод. Обеденное время уже давно позади. А мы ведь не обедали. Благо, недалеко находится какое-то прибрежное кафе. Совсем простое. Идем туда, берем позы. Тут уже есть омуль (эндемик Байкала): вяленый, сушеный, копченый. Берем омуля под пиво (наконец-то можно немножко расслабиться, но это единственный раз, когда позволили себе расслабиться среди ходового дня). Омуль вкусный, напоминает селедку, но не такой жирный.
Так хорошо становится, что просто любуюсь Байкалом. Не могу оторвать своего взора с его пленящей синевы воды. Мы понимаем, что стоит выдвигаться, время не резиновое. Но так хотелось бы, чтоб оно в тот момент остановилось.
Снова движение. У фэта Антона что-то с колесом (у него стоит бескамерка, видимо прокол и герметик не может справиться). Починились, катим дальше. Как же не вовремя подъёмы. На расслабленное, вкушающее красоты природы тело, не очень хорошо они заходят. На протяжении 18 километров набираем около 300 м высоты. Я вроде договорилась с собой и перешла в режим доезжания. А вот у Лены дела идут не очень хорошо. Высокий пульс и желание отдохнуть, вверх совсем не катит. До Саган-Забы далековато, поэтому приняли решение остановиться на ночевку где-нибудь в близлежащих просторах. Впервые за 3 дня включили навигатор, чтобы посмотреть, где находится река, и поставить лагерь возле неё.
Снова стоим в живописном месте, и как по команде, с заходом солнца, резко холодает до +8. Ужинаем, чаёвничаем, общаемся, завтра ждёт интересный день.
Итог 2-го ходового дня:
19 августа 2015 г.
Пройдено 100,2 км
Набор высоты 1356 м
Потеря высоты 1222 м
Примерный трек (рисовала от руки по памяти):
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=iwtnixoeyrcpwqkz Итог 3-го ходового дня:
20 августа 2015 г.
Пройдено 57,75 км
Набор высоты 791 м
Потеря высоты 772 м
Примерный трек (рисовала от руки по памяти):
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ztunbwhbavolquoc В следующих частях расскажу про красивейшую бухту Саган-Заба, тажеранские степи и много чего интересного