Честно говоря, не помню, выкладывала я эту главу из книги или нет, ну да ладно, пусть будет.
Из книги Judith Simmer-Brown “Dakini´s Warm Breath. The Femenine Principle in Tibetan Buddhism” («Теплое дыхание Дакини. Феминное начало в Тибетском Буддизме»)
Перевод Аспирины.
ПРАДЖНЯ, УПАЙА, ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ
Женщины – сумасшедшие, а мужчины – тупицы.
Чогьям Трунгпа Ринпоче
На высшем уровне нет реальной разницы между женщинами и мужчинами. Наши сущности пусты от самосуществования, они необъятны и открыты, и свободны от концептуальных понятий. И всё-таки есть священные энергии – мужские и женские – являющиеся неотъемлемой частью конгломерата тело-разум. Эти энергии не обусловлены биологией. С точки зрения ваджраяны это биология берет своё начало в этих фундаментальных энергиях ума и феноменов; они составляют каждого из нас. Все ламы, у которых я брала интервью, утверждали, что мужская и женская энергии пронизывают наши ум, эмоции, тонкие и физические тела независимо от нашего пола или гендера.
В последней инстанции у ума нет гендера, а есть высшее знание и искусные средства, переплетающиеся во всех наших переживаниях. На уровне тонкого тела у всех людей имеются каналы и ветра, мужской и женский, которые перемежаются, но при медитации могут объединиться в центральном недуальном канале. Наши физические тела обладают как маскулинными энергиями так и феминными; в зависимости от нашей кармы и унаследованного физического тела мы обладаем различными способностями излучать энергию маскулинную или феминную. Физическое тело всегда выражает свойства присутствующие в тонких уме и теле. Эти три компонента взаимосвязаны.
На кажущемся уровне и уровне манифестации женщины и мужчины различны и взаимодополняемы в своих физических формах и психологических проявлениях. С точки зрения буддизма ваджраяны как феминные свойства, так и маскулинные являются исконно позитивными, пробуждающими и полезными, но в силу неведения и привычных паттернов могут выражаться в болезненных формах. Мотивированные мощным эгоизмом, отношения между женщинами и мужчинами могут вызвать драматические проявления эмотивности, концептуализации и фантазии, ведущие к страданию и отчуждению. Но независимо от формы манифестации – пробужденной или болезненной - свойства феминной и маскулинной энергий сохраняют свои характеристики. Феминная манифестация ассоциируется с энергетическим теплом и интенсивностью, а маскулинная – со стабильностью и укорененностью.
Высшее знание (праджня, шераб), в той форме какой оно выражается в жизни женщин, - это тонкая энергия, охватывающая и очень умная, подобие проницательности или чувствительности. В своей сущностной природе - это сознание, но в обыденной жизни она проявляется как чувствительность и может быть очень интенсивной и горячей, и связана с эмотивностью. Эта чувствительность верна больше динамике нежели содержанию. Одна тибетская пословица говорит: «Ум женщины находится в очень остром и пустом углу». Это означает, что женщины обладают особой способностью опознавать и проникать в проблемы не привязываясь к результату.
Тепло и интенсивность энергии женщин могут привести в действие эмоциональные детонанты, способные вызвать мощный хаос. В невыносимых ситуациях это может быть полезным. Например, когда бюрократия становится деспотической или в ход идет жесткая логика и накатанный стиль, интенсивная эмотивность может встряхнуть тяжелую атмосферу. Чувствительность женской интуиции способна видеть несправедливость, эмоциональные тонкости, межличностную динамику и скрытые смыслы; когда в особых ситуациях присутствуют некая неустойчивость и дефекты, острые и проницательные свойства женщин позволяют их обнаружить и привести в равновесие. Эта эмотивность может быть очень теплой, генерирующей сострадание и внимание по отношению к другим.
Однако, когда интенсивной чувствительности дают полную волю, феминный ум может стать корыстным. Когда это происходит феминная мудрость становится дикой и даже опасной, нарушающий свой собственный ум. Женщины имеют способность к чувствительности, которая может стать нестабильной и провокационной. Очарованность свой остротой может превратиться в привычку, то есть, раз обнаружив проблему, феминная энергия может потерять интерес к поискам её решения. Хорошей метафорой, выражающей феминную мудрость, может служить острота ножа, проникающего, но и слишком чувствительного, неустойчивого и даже опасного, если им пользоваться неосторожно. В этом случае важно обладать оппонентной энергией, сильной и ловкой, что сможет контролировать заточенное лезвие и защитить то, что не нужно отсекать.
С другой стороны, когда искусные средства (упайя, тхап) выражаются в мужском аспекте, присутствует сила, надежность и выдержка. В противоположность феминной энергии маскулинная очевидна и имеет тенденцию к материальному миру манифестации и действию. Она также более заземленная, спящая и, когда она неуравновешена, похожа на «упрямое и брюзжащее присутствие». Несмотря на это, тем не менее, она восхваляется, потому как она сильна и преданна.
В своей позитивной манифестации маскулинное толерантно, терпеливо и снисходительно. Фундаментальные маскулинные свойства – это невозмутимость и прямота. Мужчины обладают мудростью знать, что происходит - справедливо или несправедливо, хорошо или плохо, негативно или позитивно – и просто позволить вещам происходить. Маскулинная энергия известна своей верностью, честью и способностью объединяться в группы и достигать общие цели.
С другой стороны, маскулинная энергия может стать слишком снисходительной, и даже ленивой, и имеет тенденцию к неуклюжести и забывчивости. Без стимула феминной мудрости маскулинная энергия может притупиться или зарасти привычной рутиной или бюрократическими решениями. Или, натолкнувшись на дикую и корыстную феминную энергию, маскулинная энергия может стать упрямой, холодной и бесчувственной. Когда она чувствует себя под угрозой, способна быть грубой и авторитарной, контратакуя без пощады. Маскулинной энергии необходима связь с остротой, потому как, несмотря на всю свою силу, она не является ни точной, ни проницательной.
Согласно ваджраяне, любая из этих энергий взятая в отдельности может стать препятствием в духовном развитии. Одна без другой становится тягостной и создает дисгармонию в практикующем. Острота нашего конгломерата ум-тело жаждет большей прочности, а наша глупость желает живости и ясности. Объеденить эти два свойства, уравновесить их – одна из целей практики ваджраяна.
По мере того как тантрика гармонизирует эти полярные энергии в своем опыте, он приходит к открытию, что обе они присутствуют во всем. Например, можно наблюдать взаимодействие между феминной и маскулинной энергиями в медитации в одиночестве. Они переживаются как два основных противоположных ментальных состояний, два основных препятствия, мешающих практике внимания. Большая часть нашей медитации колеблется между возбуждением, с одной стороны, и сонливостью или тупостью, с другой. В определенный момент мы вдруг осознаем себя увлеченными излишним дискурсивным процессом вкупе с интенсивной эмотивностью, что делает невозможным сохранение ментального покоя; десять минут спустя нас охватывает сонливость, состояние отсутствия и отрешенности. Практика – это работа в медитации с этими двумя препятствиями, постижение того, что происходят они из одного и того же корня.
Однако, когда высшее видение и искусные средства признают свою взаимосвязь, происходит синхронизация этих энергий и возрождение нашего человеческого опыта. Без сотрудничества и взаимодействия этих двух энергий не было бы возможности воспринимать непосредственно мир. Например, в процессе зрительной перцепции видеть красный цвет соответствует маскулинному аспекту, а вот различать живой тон красного, его вибрирующую силу по сравнению с другими цветами или оттенками красного, требует феминного свойства. Если мы обладаем чрезмерной маскулинной энергией, мы видим цвет, но не дифференцируем его. Если в нас доминирует феминная энергия, наши сенсорные восприятия будут перескакивать с одной вещи на другую, но не видя при этом их целостности.