Праджня, упайа, женщины и мужчины

  • 1
    20 сент. 2015
    Aspirina

    Честно говоря, не помню, выкладывала я эту главу из книги или нет, ну да ладно, пусть будет.

    Из книги Judith Simmer-Brown “Dakini´s Warm Breath. The Femenine Principle in Tibetan Buddhism” («Теплое дыхание Дакини. Феминное начало в Тибетском Буддизме»)

    Перевод Аспирины.

    ПРАДЖНЯ, УПАЙА, ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ

    Женщины – сумасшедшие, а мужчины – тупицы.                                                                         
    Чогьям Трунгпа Ринпоче


    На высшем уровне нет реальной разницы между женщинами и  мужчинами. Наши сущности пусты от самосуществования, они необъятны и открыты, и свободны от концептуальных понятий. И всё-таки есть священные энергии – мужские и женские – являющиеся неотъемлемой частью конгломерата тело-разум. Эти энергии не обусловлены биологией. С точки зрения ваджраяны это биология берет своё начало в этих фундаментальных энергиях ума и феноменов; они составляют каждого из нас. Все ламы, у которых я брала интервью, утверждали, что мужская и женская энергии пронизывают наши ум, эмоции, тонкие и физические тела независимо от нашего пола или гендера.

    В последней инстанции у ума нет гендера, а есть высшее знание и искусные средства, переплетающиеся во всех наших переживаниях. На уровне тонкого тела у всех людей имеются каналы и ветра, мужской и женский, которые перемежаются, но при медитации могут объединиться в центральном недуальном канале. Наши физические тела обладают как маскулинными энергиями так и феминными; в зависимости от нашей кармы и унаследованного физического тела мы обладаем различными способностями излучать энергию маскулинную или феминную. Физическое тело всегда выражает свойства присутствующие в тонких уме и теле. Эти три компонента взаимосвязаны.

    На  кажущемся уровне и уровне манифестации женщины и мужчины различны и взаимодополняемы в своих физических формах и психологических проявлениях. С точки зрения буддизма ваджраяны как феминные свойства, так и маскулинные являются исконно позитивными, пробуждающими и полезными, но в силу неведения и привычных паттернов могут выражаться в болезненных формах. Мотивированные мощным эгоизмом, отношения между женщинами и мужчинами могут вызвать драматические проявления эмотивности, концептуализации и фантазии, ведущие к страданию и отчуждению. Но независимо от формы манифестации – пробужденной или болезненной - свойства феминной и маскулинной энергий сохраняют свои характеристики. Феминная манифестация ассоциируется с энергетическим теплом и интенсивностью, а маскулинная – со стабильностью и укорененностью.

    Высшее знание (праджня, шераб), в той форме какой оно выражается в жизни женщин, - это тонкая энергия, охватывающая и очень умная, подобие проницательности или чувствительности. В своей сущностной природе - это сознание, но в обыденной жизни она проявляется как чувствительность и может быть очень интенсивной и горячей, и связана с эмотивностью. Эта чувствительность верна больше динамике нежели содержанию. Одна тибетская пословица говорит: «Ум женщины находится в очень остром и пустом углу». Это означает, что женщины обладают особой способностью опознавать и проникать в проблемы не привязываясь к результату.

    Тепло и интенсивность энергии женщин могут привести в действие эмоциональные детонанты, способные вызвать мощный хаос. В невыносимых ситуациях это может быть полезным. Например, когда бюрократия становится деспотической или в ход идет жесткая логика и накатанный стиль, интенсивная эмотивность может встряхнуть тяжелую атмосферу. Чувствительность женской интуиции способна видеть несправедливость, эмоциональные тонкости, межличностную динамику и скрытые смыслы; когда в особых ситуациях присутствуют некая неустойчивость и дефекты, острые и проницательные свойства женщин позволяют их обнаружить и привести в равновесие. Эта эмотивность может быть очень теплой, генерирующей сострадание и внимание по отношению к другим.

    Однако, когда интенсивной чувствительности дают полную волю, феминный ум может стать корыстным. Когда это происходит феминная мудрость становится дикой и даже опасной, нарушающий свой собственный ум. Женщины имеют способность к чувствительности, которая может стать нестабильной и провокационной. Очарованность свой остротой может превратиться в привычку, то есть, раз обнаружив проблему, феминная энергия может потерять интерес к поискам её решения. Хорошей метафорой, выражающей феминную мудрость, может служить острота ножа, проникающего, но и слишком чувствительного, неустойчивого и даже опасного, если им пользоваться неосторожно. В этом случае важно обладать оппонентной энергией, сильной и ловкой, что сможет контролировать заточенное лезвие и защитить то, что не нужно отсекать.

    С другой стороны, когда искусные средства (упайя, тхап) выражаются в мужском аспекте, присутствует сила, надежность и выдержка. В противоположность феминной энергии маскулинная очевидна и имеет тенденцию к материальному миру манифестации и действию. Она также более заземленная, спящая и, когда она неуравновешена, похожа на «упрямое и брюзжащее присутствие». Несмотря на это, тем не менее, она восхваляется, потому как она сильна и преданна.

    В своей позитивной манифестации маскулинное толерантно, терпеливо и снисходительно. Фундаментальные маскулинные свойства – это невозмутимость и прямота. Мужчины обладают мудростью знать, что происходит - справедливо или несправедливо, хорошо или плохо, негативно или позитивно – и просто позволить вещам происходить. Маскулинная энергия известна своей верностью, честью и способностью объединяться в группы и достигать общие цели.

    С другой стороны, маскулинная энергия может стать слишком снисходительной, и даже ленивой, и имеет тенденцию к неуклюжести и забывчивости. Без стимула феминной мудрости маскулинная энергия может притупиться или зарасти привычной рутиной или бюрократическими решениями. Или, натолкнувшись на дикую и корыстную феминную энергию, маскулинная энергия может стать упрямой, холодной и бесчувственной. Когда она чувствует себя под угрозой, способна быть грубой и авторитарной, контратакуя без пощады. Маскулинной энергии необходима связь с остротой, потому как, несмотря на всю свою силу, она не является ни точной, ни проницательной.

    Согласно ваджраяне, любая из этих энергий взятая в отдельности может стать препятствием в духовном развитии. Одна без другой становится тягостной и создает дисгармонию в практикующем. Острота нашего конгломерата ум-тело жаждет большей прочности, а наша глупость желает живости и ясности. Объеденить эти два свойства, уравновесить их – одна из целей практики ваджраяна.

    По мере того как тантрика гармонизирует эти полярные энергии в своем опыте, он приходит к открытию, что обе они присутствуют во всем. Например, можно наблюдать взаимодействие между феминной и маскулинной энергиями в медитации в одиночестве. Они переживаются как два основных противоположных ментальных состояний, два основных препятствия, мешающих практике внимания. Большая часть нашей медитации колеблется между возбуждением, с одной стороны, и сонливостью или тупостью, с другой. В определенный момент мы вдруг осознаем себя увлеченными излишним дискурсивным процессом вкупе с интенсивной эмотивностью, что делает невозможным сохранение ментального покоя; десять минут спустя нас охватывает сонливость, состояние отсутствия и отрешенности. Практика – это работа в медитации с этими двумя препятствиями, постижение того, что происходят они из одного и того же корня.

    Однако, когда высшее видение и искусные средства признают свою взаимосвязь, происходит синхронизация этих энергий и возрождение нашего человеческого опыта. Без сотрудничества и взаимодействия этих двух энергий не было бы возможности воспринимать непосредственно мир. Например, в процессе зрительной перцепции видеть красный цвет соответствует маскулинному аспекту, а вот различать живой тон красного, его вибрирующую силу по сравнению с другими цветами или оттенками красного, требует феминного свойства. Если мы обладаем чрезмерной маскулинной энергией, мы видим цвет, но не дифференцируем его. Если в нас доминирует феминная энергия, наши сенсорные восприятия будут перескакивать с одной вещи на другую, но не видя при этом их целостности.

  • 2
    20 сент. 2015
    lotusik
    А зачем стирать пост? Я прочла, мне интересно было.
  • 3
    20 сент. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    lotusik сказал(а):
    зачем стирать пост? Я прочла, мне интересно было.
     Стереть пост о просьбе переименования
  • 4
    20 сент. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Aspirina 

    Отличная статья, спасибо большое, требует более детального анализа. Помнится я читала, что кто-то из великих учителей отказывал женщинам в Учении. Я сейчас про буддистское учение. Поправь меня, если я не права
  • 5
    20 сент. 2015
    _newra (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Помнится я читала, что кто-то из великих учителей отказывал женщинам в Учении.
    Такое великое испытание - двигаться к пробуждению в условиях ограниченной информации и методов, руководствуясь своей мудростью и интуицией, дается только сильным ) 
  • 6
    20 сент. 2015
    Aspirina
    Elena Vasta сказал(а):
    Помнится я читала, что кто-то из великих учителей отказывал женщинам в Учении. Я сейчас про буддистское учение. Поправь меня, если я не права
     Сам Будда, говорит традиция, не сразу согласился на создание монашеской общины для женщин, а лишь с третей попытки Ананды, ближайшего его ученика, вступиться в поддержку Праджапати, приемной матери Будды, когда та просила принять её в общину вместе с другими женщинами. В конце концов он дал своё согласие, но установил для них 8 дополнительных правил, ставящих женщин в подчинённое положение перед монахами-мужчинами. 
    Когда я проводила интервью с Ламами-женщинами для своей курсовой работы "Феминизм и Буддизм", одна из Лам рассказывала, что до сих пор, когда она ездит в традиционно буддистские страны, ей даже в голову не приходит заикаться о том, что она - Лама и на ритуальных мероприятиях вынуждена всегда проходить только после мужчин-монахов.    
    Трудно сейчас объяснить откуда у Будды взялось подобное предвзятое отношение к женщинам. Одни говорят, что Будда вынужден был считаться с издержками патриархата и не будоражить общество чрезмерно революционными нововведениями. И таким образом проявил себя умно и предусмотрительно. Другие пытаются оправдать это заботой о женщинах, для которых вести жизнь странниц в те времена было опасно. Другие, как Кен Уилбер, например, пошли дальше и увидели в этом ограниченность всеведения, то есть можно быть пробужденным, но не всеведающим. Якобы всеведения можно достичь только по окончании Истории, когда раскроются и реализуются все потенциальные возможности сознания.   
  • 7
    21 сент. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Наверное, Рамакришна - единственный святой, пророк, ну или, скажем так, религиозный авторитет Востока, которому поклонялись и принимали, как своего святого представители всех религий, и кто подчеркнуто уважительно относился к женщинам, стараясь восстановить их попранное положение. Но философ ушел, учение осталось, его чтят и поклоняются бхавану, а воз и ныне там)))
  • 8
    22 сент. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Aspirina сказал(а):
    Наши физические тела обладают как маскулинными энергиями так и феминными; в зависимости от нашей кармы и унаследованного физического тела мы обладаем различными способностями излучать энергию маскулинную или феминную.
     Прошу пояснения насчет пола у энергии. Какого пола энергия в электрической розетке?
  • 9
    22 сент. 2015
    _newra (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Прошу пояснения насчет пола у энергии. Какого пола энергия в электрической розетке?
     А обоего. + феминная и - маскулинная 


     
  • 10
    23 сент. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    _newra сказал(а):
    А обоего. + феминная и - маскулинная 
     Скорее - никакого))
  • 11
    23 сент. 2015
    Aspirina
    Elena Vasta сказал(а):
    Скорее - никакого))
     Лен, и этот вывод тебе в чём-то помог? Может, поделишься? ))
  • 12
    23 сент. 2015
    Alt
    Aspirina сказал(а):
    Трудно сейчас объяснить откуда у Будды взялось подобное предвзятое отношение к женщинам.
     Позволю себе "вступиться" за Будду, хотя он в этом и не нуждается, пожалуй :)))) Несправедлива оценка "предвзятость". Вообще, не очень "красиво" навешивать ярлыки, особенно, когда наперёд была сделана оговорка,
    что, мол, "трудно сейчас объяснить..."
    В свою очередь осмелюсь предположить, что Будда, обладая недюжинным сознанием, как мало кто, а мог предвидеть, что женщины, в большинстве своём не бывают "тотальны"...Ученичество, саньяса, как хотите назовите, это всё же тотальность...Этим нужно жить...а не "заниматься изучением"...
    Не в упрёк женщинам, у них вполне нормальные приземленные бытовые устремления... В случае, когда возникнет конфликт приоритетов между семейными ценностями и духовным, так сказать, развитием, по моим наблюдениям в большинстве случаев женщина предпочтёт первое...И это - нормально...ИМХО
    Думаю, что Будда об этом не мог не знать ;))))))


      
  • 13
    23 сент. 2015
    Alt
    Alt сказал(а):
    когда возникнет конфликт приоритетов между семейными ценностями и духовным, так сказать, развитием, по моим наблюдениям в большинстве случаев женщина предпочтёт первое...И это - нормально...
     Для несогласных самый, что ни на есть показательный пример:
    - при рождении ребенка для женщины не возникает выбора между материнством и "аскезой" в ущерб здоровья малыша, она не пойдёт, бросив младенца за Учителем "на край света" и т.д. и т.п.;
    - в вопросе замужества нормальная женщина станет скорее приобщать мужа к близкой ей практике, нежели откажется от мужчины, ради практики "до победного конца"...
    ...
  • 14
    23 сент. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Aspirina сказал(а):
    Elena Vasta сказал(а): Скорее - никакого))  Лен, и этот вывод тебе в чём-то помог? Может, поделишься? ))
     Я пытаюсь понять написанное. И у меня возникают вопросы, я их озвучила. Я не хотела тебя обидеть, а автора высмеять. Но странно довольно получается, что нет женских или мужских человеческих качеств, а вот энергия женская и мужская есть. То, как я понимаю энергию, ну как нам её давали в учебнике по физике, мешает выделить в ней пол.
  • 15
    24 сент. 2015
    Aspirina
    Elena Vasta сказал(а):
     Я пытаюсь понять написанное. И у меня возникают вопросы, я их озвучила. Я не хотела тебя обидеть, а автора высмеять.
     Я так и поняла, что ты хочешь что-то выяснить для себя. Никаких обид ни подозрений на высмеивание у меня и в помине не было. Просто попыталась проследить ход твоих мыслей и никак не могла понять, что именно тебе может прояснить определение пола у электричества )))

    Elena Vasta сказал(а):
    Но странно довольно получается, что нет женских или мужских человеческих качеств, а вот энергия женская и мужская есть. То, как я понимаю энергию, ну как нам её давали в учебнике по физике, мешает выделить в ней пол.
     Кстати, я тоже часто думаю над этим, но, честно говоря, у меня пока нет вразумительного объяснения.   
  • 16
    24 сент. 2015
    Aspirina
    Alt сказал(а):
    Вообще, не очень "красиво" навешивать ярлыки, особенно, когда наперёд была сделана оговорка, что, мол, "трудно сейчас объяснить..."
     Я прекрасно осознавала, что кому-то это может показаться некрасиво. 
    Alt сказал(а):
    Ученичество, саньяса, как хотите назовите, это всё же тотальность...Этим нужно жить...а не "заниматься изучением"...
     У женщин это как раз очень не плохо получается судя по высказываниям многих учителей, поскольку мужчины всё-таки чаще живут в голове, они более отщеплены от чувств, просто потому, что их так учили из поколения в поколение.
    Alt сказал(а):
    Не в упрёк женщинам, у них вполне нормальные приземленные бытовые устремления... В случае, когда возникнет конфликт приоритетов между семейными ценностями и духовным, так сказать, развитием, по моим наблюдениям в большинстве случаев женщина предпочтёт первое...И это - нормально...ИМХО
    Она может предпочесть семейные ценности просто под давлением интроецированного чувства долга и/или божественного предназначения женщины, внушенного родителями, обществом, культурой или просто выбора не остаётся. По большому счету духовное развитие вовсе не противостоит семейным ценностям, смысл духовности не в том, чтобы избежать быта и освободиться от семейных обязанностей, а наоборот сделать эти обязанности в радость, но, к сожалению, в современных условиях это можно сделать только в том случае, если рядом есть мужчина, разделяющий как поиски женщины так и бытовые заботы. Есть другой вариант для женщины - не обременять себя семьёй. Таких тоже всё больше становится.      
    Alt сказал(а):
    в вопросе замужества нормальная женщина станет скорее приобщать мужа к близкой ей практике, нежели откажется от мужчины, ради практики "до победного конца"...
     видимо, мы живем с вами в разных мирах или наш взгляд цепляет разное. Возможно, я - ненормальная женщина ибо после 10 лет замужества отказалась от мужчины, которому неинтересны были мои поиски. Духовными я их тогда ещё не называла. Буддистские общины переполнены такими ненормальными женщинами. Женщин вообще больше во всех практиках. (До этого я тусила с суфийским мастером и наблюдала там ту же картину.) На 7 девочек приходится разве что 3, ну может 4 мальчика. Уж не говорю о христианских традициях. 
    Alt сказал(а):
    бросив младенца за Учителем "на край света" и т.д. и т.п.;
    ни на какой край света сейчас идти не нужно, чтобы практиковать. Учителя вполне доступны, как в мужском облике так и в женском. Но у тех и у других больше учениц, чем учеников. К тому же на Западе женщины давно уже скооперировались и помогают друг другу, например, в присмотре за детьми во время групповых ретритов.   
  • 17
    24 сент. 2015
    Alt
    Aspirina сказал(а):
    очень не плохо получается
     

    Случается )))))))))))))

     

    Aspirina сказал(а):
    Она может
     

    Может ))))))))))


    Aspirina сказал(а):
    Есть другой вариант для женщины - не обременять себя семьёй. Таких тоже всё больше становится.      
    Есть такое )))))))) 
  • 18
    24 сент. 2015
    Alt
    Aspirina сказал(а):
    видимо, мы живем с вами в разных мирах или наш взгляд цепляет разное.
     
    Aspirina сказал(а):
    ни на какой край света сейчас идти не нужно, чтобы практиковать. Учителя вполне доступны, как в мужском облике так и в женском. Но у тех и у других больше учениц, чем учеников. К тому же на Западе женщины давно уже скооперировались и помогают друг другу, например, в присмотре за детьми во время групповых ретритов.   
     

    Ау! Вы "убежали" от собственных мыслей? Мы начали разговор про "почему Будда?" а вдруг возражения теперь у Вас, что мол "сейчас"....Мы не в разных мирах живем. Мы говорим о разных временах и разных культурах.... Но, повторю, разговор был про то, что было ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД!!! Высказал свою версию....

    Будда, по легендам, путешестовал. За ним нужно было идти, если кто-то был его учеником... Или мы уже не о Будде?


    Aspirina сказал(а):
    на Западе женщины давно уже скооперировались и помогают друг другу, например, в присмотре за детьми во время групповых ретритов.   
     

     Будда жил на Востоке, вроде бы? И так ли давно женщины "скооперировались"? 

    В общем "кто в лес, а кто по дрова" )))))))))))))))))))))) по Будду забыли, так понимаю?

  • 19
    24 сент. 2015
    Alt
    Elena Vasta сказал(а):
    а вот энергия женская и мужская есть.
    Подозреваю, что эти понятия весьма и весьма условны. И подозрения мои не беспочвенные... 
  • 20
    24 сент. 2015
    Alt
    Elena Vasta сказал(а):
    Про энергии я не знаю, не совсем понимаю этот термин применительно к человеку. 
     

     Как это, не понимаешь? "Пойдём простым логическим ходом", как говорил один из героев "С легким паром...!"

    Человек потребляет пищу (энергию), затем он её тратит...К слову, наука не может (вроде бы пока) объяснить, как балерины умудряются при малом количестве пищи тратить энергии больше, чем потребляют :))))))))))) Но это лишний раз доказывает, что энергию мы берем не только из пищи...Те же "солнцееды", опять же....

    Не усложняя и не вдаваясь в подробности...в космосе, предположительно откуда мы берем "основную" энергию, нет женского и мужского...а в процессе "течения" в то или иное тело (или через него), условно говоря, эта энергия приобретает те или иные "оттенки"....То есть, пусти ту же воду через одну трубу или через другую (возьмем разного диаметра), на выходе давление будет разное.... 

    В фильме "Маленький Будда" Лама наглядно показывал, как чай был в чашке, после на полу из разбитой чашки, после в полотенце, но....тот же чай...Не стоит обращать внимание, что тот пример был про реинкарнацию, он и здесь уместен... 

    Прости за сумбур  Предлагаю тебе попробовать пойти таким "ходом" дальше... :)))))))))))