Вся жизнь в Майяпуре регламентировалась строгим графиком: на рассвете дархан –арати (пробуждение богов с утренней процедурой омовения, переодевания, окропления ароматическими маслами, кормления и пр), потом пение гимнов в их честь, прославление, завершаемое экстатическим киртаном ( танцами)
Потом прасад и (завтрак) для преданных. До обеда лекции, тренинги или парикрама (паломнические походы по святым местам Шри Чайтаньи Махапрабху, очень почитаемого святого (15-16 в), давшего начало вишнуитскому почитанию Кришны. После обеда опять лекции или новые святые места…
Ужин и новые мероприятии в концертном зале, где йоги демострируют свое искусство , мировые знаменитости и коллективы местной детской самодеятельности ( певцы, музыканты и танцоры) славят Кришну и Шри Чайтанью, с которого начался новый духовный подъем нации, породивший вдохновенную поэзию и свой особый стиль в музыке, танце, театральной эстетике. ( кстати, литературное наследие самого Чайтаньи всего восемь четверостиший, конечно, не считая проповедий и, наверное, философских трудов ?). Вот такая культурная программа! А 7 дней полностью отданы парикраме.
Я уже признавалась вам, что ринулась в это предприятие единственно из желания вновь оказаться в Индии, в этом я честно призналась и в анкете, которую заполняла в майяпурском отеле, поэтому придется прибегнуть к пространному цитированию преданной ( так кришнаиты обращаются друг к другу) из интернета, которая дает ценные советы и предупреждения для неофитов:
«Эта информация в основном для тех, кто уже решил на эту парикраму идти. Как показывает опыт, когда знаешь, чего ожидать, идти обычно легче. ( Кто бы спорил!) . Эту парикраму совершают прежде всего для того, чтобы получить духовное благо.
Участвуйте в киртанах, (от себя добавлю, что идти с киртаном куда легче, чем тащиться в конце или бежать в начале (это не я, а преданная говорит: я-то бегала от хвоста к голове колонны, а потом тащилась в конце, замыкая шествие) . «Пойте и танцуйте – Навадвипа – это земля совместного пения святого имени.» (Петь я стеснялась, конечно)
«Слушайте лекции. Поскольку зрение большинства из нас «закрыто облаками иллюзии», увидеть истинный облик святой дхамы мы можем только «ушами» - то есть в словах чистых преданных. Иначе, пройдя парикраму, вы можете так и не понять, где же побывали. ( Святая правда- так со мной и произошло) . Неплохо заранее ознакомиться с Навадвипа – дхама – махатмьей и книгами об играх Господа Чайтаньи – особенно если у вас проблемы с английским языком. (Все про меня!) И даже если нет проблем с переводом – воспринять уставшим мозгом большое количество новых историй бывает затруднительно…» (Это истинная правда: подтверждаю справедливость этих слов! Жаль, что не знала их раньше…)
Эти наставления, как вы понимаете, я прочла по возвращении домой , в интернете, что называется, постфактум: а там мой «уставший мозг», действительно, не в состоянии был вникнуть в суть и довольствовался только внешней, чисто декоративной, впрочем, как и положено в лилах (играх бога- проказника и жизнелюба) игровой стороной дела, отдаваясь, происходящему всей душой и сердцем.
Я ошалела.. от бесконечного праздника и всеобщего ликования.. Безумный драйв и радость заразительны, все притягивало и завораживало. Я, конечно , была зрителем, но зрителем сопереживающим и благодарным.
В Майяпуре я плыла, как в теплом молоке, наслаждаясь наивно- детским проявлением любви собравшихся со всех континентов паломников - вайшнавов к своим богам, острым и терпким ощущением жизни, пусть и чужой, непонятной, но близкой и притягательной...
Было удивительное чувство человеческого родства… И люди были вокруг замечательные, одухотворенные, искренние, бескорыстные и благодарные… Почти все…