Благодарности: 45493
На сайте с: 13 октября 2012 в 20:06
Пол: Женский
Москва
За пределами представлений о правильном и неправильном есть поле. Я встречу тебя там. Руми
Йогарадж Борис Сахаров (Аров)
Этот небольшой рассказ о выдающемся йоге 20-го века — Борисе Сахарове. Он родился 12 декабря 1899 года в Одессе (по некоторым данным в Жмеринке) в богатой семье одесского судовладельца. В 1917 большевики сначала лишили его семью имущества, а потом и казнили родителей, юноше же удалось бежать от расправы в Германию. Там он увлекся восточной философией и йогой, а чтобы читать тексты в оригинале выучил санскрит. Борис Сахаров был учеником Свами Шивананды Сарасвати (скорее всего по переписке). Этому есть подтверждение: в своей книге «Практические уроки Йоги», впервые опубликованной в 1938 г., Свами Шивананда Сарасвати (1887 г. – 1963 г.) упоминал студента «по переписке» украинца Бориса Сахарова (1899 г. – 1959 г.).
Этот момент в истории йоги кажется особенно интересным в наше время, когда всё большее значение придаётся прямым взаимоотношениям «гуру-шишья» (учитель-ученик), которые поддерживают «духовный рост».
В 1937 г. Сахаров открыл первую в Германии школу хатха-йоги в Берлине. Есть свидетельства того, что Сахаров приехал в Германию только в 1926 г. (Tietke 2011, 83).
На тот момент йога была скорее культурным гибридом, нежели устойчивой концепцией. Она возникла без прямого контакта с каким-либо Индийским учителем и базировалась на литературе.
Борис Сахаров был первым, кто представил в Германии комплексный физический метод под названием «хатха-йога», которому он обучался у Свами Шивананды. На первой странице своих брошюр Сахаров называет технику на языке того времени как «практический метод физической культуры в соответствии с Индийским стандартом». Концепция «физической культуры», которую он излагал, отличалась от западной, ориентированной, прежде всего, на стремление к спортивным достижениям. И хотя на западе существовали такие физические практики как «гармоничная гимнастика» и «экспрессивный танец», в основе которых лежала идея о том, что движение духовно само по себе, Шивананда и Сахаров говорили о том, что тело должно быть чистым, сильным, здоровым, но это лишь инструмент для получения опыта самореализации. Шивананда писал: «Хотя моё тело – это Jada (неодушивлённая материальная оболочка), оно остаётся важным инструментом самореализации. Этот инструмент должен быть чистым, сильным и здоровым». (Sívānanda2004(1931),xv).
Как телесная практика система йоги Сахарова не имела себе равных в детализации и точности: её действительно было реально практиковать. Беря за основу концепт хатха-йоги Шивананды, система Сахарова соединила многие элементы, которые являются составляющими современной йоги: сложные физические асаны, дыхательные упражнения, медитацию. Вполне возможно, что Свами, знавший об увлечённости западных людей телесными практиками и получивший западное медицинское образование, был вовлечён в создание удобной для практики версии асан, адаптированной к развивающемуся дискурсу на тему здоровья.
Шивананда в своей автобиографии писал, что корректировал практику в соответствии с потребностями студента (не только физическую, но и духовную): «Я наблюдал за лицами учеников, чтобы понять, нравится ли им их работа, затем выбирал что-то подходящее в соответствии с их предпочтениями и темпераментом и поручал задание. Иногда мне приходилось делать всё самому. Я люблю студентов. Я всегда думаю об их потребностях». (Śivānanda 1995 (1958), 18)
В 1947 году Борис Сахаров получил диплом Divine Life Society и титул Yogiraj. В западном мире до сих пор используются переведённые Сахаровым названия асан йоги.
источники информации: взято отсюда, отсюда и еще помаленьку много откуда