Марфа-Джомсом
Ну что ж, однако, пора прощаться с Марфой! Нам предстоит несложный путь в Джомсом, поэтому я рассчитываю по дороге взойти к древней Katsapterenga Gompa, затем посидеть и перекусить на берегу Думпа-лейк, и, тем не менее, прийти в Джомсом в полдень. Пообедать, рассчитаться с Учителем и уехать на джипе в Ранипаву. Я с трепетом жду встречи с Муктинатхом, о котором столько читала. Почему-то волнуюсь!
Не могу предположить, сколько проведу там времени – ведь это уже 3800 м над уровнем моря, и не известно, как я себя буду чувствовать. Помнится, в Мачапучхаре бейс кемп горняшка меня здорово скрутила. К трем тысячам мой организм приспособился и перестал замечать высоту. А как восставал в начале трипа! Поэтому в Джомсоме я не планирую покупать билет на самолет – не хочу подстраиваться к фиксированной дате. А после Муктинатха пойду пешком одна в Какбени: это не далеко, и дорога идет все время вниз. Проведу в Кагбени день-два, и спущусь в Джомсом - тоже одна.
Предвкушая одиночный поход, я особенно мила с Учителем, и для этого мне не приходится себя ломать. Чувство вины, помноженное на радость расставания, совершили чудо, и меня скорее веселят, чем злят его забегания вперед, наперекор моим просьбам и его собственным стараниям угодить. Учитель решает выучить несколько русских фраз, заодно и несколько французских, узнав, что в моем меню они тоже есть. Способность к языкам у него фантастическая, слух великолепный, и он передает слова практически без искажений.
Здешние пейзажи прекрасны по-своему. Они пустынны и монотонны, но в этой монотонности есть свой изыск и строгий вкус. Нет буйства растительности, да ее вообще нет – кроме яблоневых садов Марфы, о которых я забыла упомянуть, я видела только жалкую низкую поросль. Серый, желтый и сиренево-фиолетовый цвета правят бал, но это не смотрится уныло, потому что тот, чей вкус совершенен, добавил в палитру снежного белого и небесного голубого.
Колючие ветра причудливо изваяли свои каменные шедевры, и эти абстрактные скульптуры со вкусом расставлены по долине. Забыла сказать, что мы и тут идем по альтернативном маршруту: как вышли из ворот старой Марфы, так стали забирать правее. Перешли на восточный берег – прощай автомобильная дорога!
Поднимаясь в гомпу, проходим мимо старинной деревушки, кажется Thini. Женщины и девушки убирают камни на обочине дороги, и девушки явно смущены встречей с нами! Неожиданно!
Гомпа стоит на вершине холма, с которого открывается замечательный круговой обзор. С одной стороны открывается ледяной чертог Снежной Королевы - где-то там пролегает дорога на Тиличо, а с другой стороны можно разглядеть аскетичные Марфу, Джомсом и Cьянг.
Прекрасно видно заходящие на посадку и взлетающие самолетики. Они летают так низко, что видно членов экипажа!
А если пройти по гребню холма на север, то можно увидеть Думба-лейк, с покрытыми хвойными деревьями берегами. Какое же оно маленькое, это озерцо! Напоминает нежный голубой топаз, которому искусный ювелир придал форму сердечка.
При входе в монастырь с меня неожиданно просто ПОТРЕБОВАЛИ деньги. Первый раз за мои странствия по Азии я платила за вход в буддистский монастырь! Со дна бездонного колодца стало подниматься раздражение и подступать к горлу, требуя выхода. Что-то выплеснулось (немного), остальное удалось затолкать назад.
Оплатила свечи за здравие близких и дорогих, постояла, посмотрела, как они горят, и собралась уходить. Учитель меня спросил:
- А вы разве не войдете в молельный зал?
Я подумала – подумала, и вошла.
В небольшом помещении среди древних стен и подновленных росписей я провела волшебных полчаса в полном уединении и вышла умиротворенной.
Спустились к Думба-лейк, которое неожиданно оказалось обнесенным по периметру сеткой.
Проход в сетке нашли скоро, и уселись на берегу поглощать ланч. Я распечатала бутылочку с соком из знаменитых яблок Марфы и выпила ее практически одна. Учитель пил воду. Было ветрено, неуютно, мы долго не высидели и пошли в Джомсом.
Через какое-то время меня стало немного подташнивать, и начала кружиться голова. Я ждала, что все пройдет, но нездоровье нарастало. Появились и другие симптомы, говорящие о том, что это либо горняшка, либо отравление. Я была обескуражена. Высоты мы практически не набрали, да и уже 20 дней я хожу вверх-вниз. Откуда же быть горняшке? Но голова кружилась так лихо, что я не смогла перейти речку по бревну, что уже делала неоднократно, и мы пошли искать более основательный мостик. И желудочные расстройства нарастали с космической скоростью.
В Джомсом я просто-таки вплыла в полубеспамятстве, но, не смотря на это, сделала несколько фотографий))
Заселилась в первый от аэропорта гест, и рухнула на кровать. Пришла головная боль и чуть меня не убила своим железным обручем. А мне было так плохо, что я не могла встать и поискать в рюкзаке таблеток. В след за головной болью пришел Учитель, я с ним рассчиталась, он что-то такое говорил про то, что он не портер, я согласно кивала, лишь бы он поскорее ушел.
Потом героическим броском к рюкзаку я добыла таблетку, и через какое-то время мне стало просто плохо, а не смертельно плохо, и я смогла позвонить по скайпу друзьям и родственникам и поплакаться. Совместным мозговым штурмом установили причину: яблочный сок. Я долго еще советовалась с друзьями: возвращаться ли мне завтра вниз, в Покхару, или , если полегчает, подниматься к Муктинатху? Но внутренне я уже приняла решение. Оно было таким: ХВА-ТИТ!
Мне к вечеру здорово полегчало, и даже захотелось есть. Хозяин сказал, что кроме риса он мне ничего не даст, так как больше мне ничего нельзя. Его семья трогательно заботилась обо мне: все по очереди бегали в мою комнату с чайниками горячего чаю, и это было очень важно, потому что я не чувствовала себя уж совсем несчастной и брошенной)
Головная боль начала сдаваться, и я решила почитать чего-нибудь умственное. Открыла журнал vetka-twi прямо на нужном мне месте. Я скопировала ее аналитические медитации в свой телефон, изредка заглядывая туда и наслаждаясь лаконичными фразами. Но вот пришло время, когда умные тексты упали в подготовленную и удобренную моим путешествием почву, и зазвучали для меня совсем иначе.
Если вы доверяете мне, то пройдите по этой ссылке. Вас ждет огромное удовольствие общения с думающим и умеющим излагать свои мысли и наблюдения человеком.
Я зачиталась ВОСЕМЬЮ СТРОФАМИ. УПРАЖНЯЮЩИМИ УМ. И не менее важными, чем сами ВОСЕМЬ СТРОФ, для меня были толкования Намджонга-ла и самой Ветки. Я нашла ответы на свои вопросы, я увидела лик Будды среди множества лиц моего спутника и лицо адского создания среди множества собственных. Мой спутник Учитель оказался для меня действительно Учителем. Как я его записала в своих записках первого дня – Учитель с большой буквы, потому, что забыла на тот момент его имя, так осознанно потом и не поправляла.
Вы сможете просмаковать все строфы по отдельности в Веткином журнале, а я перепощу сюда её заключительное рассуждение по строфе восьмой, и вам станет понятна цепочка моих рассуждений и открытий, сделанных двумя строчками выше.
Итак, СТРОФА ВОСЬМАЯ
Если бы все это осталось незамутненным
Незапятнанным Восемью Земными Беспокойствами
Если бы я мог постичь иллюзорную природу всех явлений
Чтобы избавиться от зависимости и освободиться от пут
Далай-лама в комментариях к строфе восьмой перечисляет восемь земных беспокойств:
- испытывать душевный подьем, когда тебя хвалят
- расстраиваться, когда тебя оскорбляют или не ценят
- испытывать счастье, когда переживаешь успех
- впадать в депрессию, когда переживаешь поражение
- радоваться, приобретая богатство
- падать духом, когда становишься бедным
- испытывать довольство, когда к тебе приходит слава
- Огорчаться, когда тебя не признают.
Намджонг-ла, намечая маршрут медитации, в своих заметках предлагает подумать, сколько жизненной энергии мы тратим на эти Восемь земных Беспокойств. Когда придет смерть. – говорит он, - то единственное, что будет иметь значение, - это добрые и мудрые поступки, которые мы совершили за свою жизнь.
В одной из буддистских молитв есть такие слова:
Эта жизнь мимолетна, как пузырь на воде. Не успеешь опомниться, как распад и смерть придет. Словно тень, следующая за телом, наша черная и наша белая карма следуют за нами.
И Шантидева с его «лодкой человеческого тела»:
Человеческое тело подобно лодке, в которой мы можем пересечь великий океан страданий
Такую лодку нелегко будет найти снова, так что нет времени спать, глупец!
Бодхичитта переводится как «пробужденное сознание». Иногда переводят как «открытое сердце». Думаю, можно описать бодхичитту как «орган», которым мы испытываем сострадание. Бодхичитту иногда сранивают с родничком младенца – до того, как затвердевают кости черепа. У нас у всех есть бодхичитта, но она покрыта скорлупой, - твердой, как скорлупа грецкого ореха.
Есть два вида бодхичитты: относительная и абсолютная. Относительная бодхичитта есть сострадание. Абсолютная бодхичитта – это мудрость, познавшая Пустоту и постигшая природу реальности. Две последние строки Строфы Восьмой направлены на развитие абсолютной Бодхичитты:
Если бы я мог постичь иллюзорную природу всех явлений
Чтобы избавиться от зависимости и освободиться от пут.
Чтобы постичь пустоту, нам надо научиться состраданию. Чтобы научиться состраданию, нам нужно постичь пустоту. Это не замкнутый круг. Это – разомкнутый круг: любая, произвольно взятая точка на его окружности является открытой дверью.
Говорят, что Будда получил способность видеть истинную суть явлений и вещей. Зрение Будды категорически отличается от нашего, ограниченного и замутненного, подобного слепоте.
Как бы это представить? Глядя на лицо своего собеседника, Будда одновременно будет все лица этого человека, все выражения этих лиц. Он будет видеть это лицо одновременно и прекрасным и уродливым. Юным и старым. Счастливым и искаженным болью. Смеющимся и плачущим. Улыбающимся и задумчивым.
Кроме того, он будет одновременно видеть лица всех тех существ, которыми этот человек когда-либо был, и лица тех, которыми он будет в будущих жизнях.
Лица счастливых богов и лица адских созданий
Лица людей и животных
Лица голодных духов и демонические лица ревнивых богов
А еще он будет видеть лицо Будды, которое спрятано под наслоениями всех прочих лиц.