Малкангири (Bonda hills)
Итак, наступил час икс, четверг – market-day, на который в некоторых удаленных деревнях центральной Ориссы спускаются “дикие люди” из племени бонда. Господи, сделай так, чтобы у нас всё получилось! Ведь, по совести говоря, больше всего, после океана в Пури, мне хотелось увидеть людей бонда. В Ориссе говорят, что в древности кто-то из племени бонда убил брамина, и за это Вишну проклял их род и обрек на жизнь среди зверей, на жизнь, подобную зверям. Они и живут на своих холмах Бонда Хилл, ни с кем не общаются, никого свои деревни не пускают, лишь раз в неделю спускаются на рынки в нижние деревни.
Их женщины декоративно и необычно одеты, ради этих женщин Бонда и едут на эти четверговые маркеты иностранные туристы.
…Всё думалось: а вдруг они не придут на базар?! Ведь они люди свободные. Но в тоже время я понимала, что им эти базарные дни гораздо нужнее, чем жителям равнинных деревень округа Малкангири и Корапута.
Договариваясь о поездке в Bondo Hills – так тут называют область проживания бонда, я старательно озвучивала менеджеру три деревни, в которые планировала попасть на четверговый маркет: Окунделли , Кайрапут и Кудумулугума. С Кайрапутом (Khairaput) (не путать с округом Корапут!) сложности не было, меня сразу поняли. Слово "Кудумулугума" я пропевала на разные лады, пока не отчаялась быть понятой и не сунула менеджеру под нос карту. - Look! Kudumuluguma!
- А, - сказал менеджер. - А! Кудумулугума!
И еще долго ребятишки на ресепшене тренировали меня в правильном произношении и хохотали над тем, как это у меня выходит. А я смеялась с ними и говорила, что язык ория – вообще очень быстрый, и мне ни за что не сказать, как они: Кудумулугума. Вот попробуйте сами произнести это слово в пять раз быстрее, чем вы физически это можете сделать, – тогда это будет правильно. Иначе вас, как и меня, не поймут. Итак, мы с Надей едем в округ Малкангири. Там аутентично и по-настоящему, и там два рынка, все бонда придут по случаю нашего приезда, а иначе и быть не может!
Ведь мы так далеко ехали! Но по дороге вдруг выясняется, что мы с Надей едем к бонда, а наш водитель – в пещеры Гуптешвар, и при этом мы сидим с ним в одной машине!
Я так шумела и так выходила из берегов:
- У меня чуть не украли мечту! Второй день подряд везут в пещеру!
Водитель, испуганный тем, что он чуть не перепутал маршруты, в Кайрапуте спросил у местного:
- Бонда?
И повернул куда-то в горы. Я сначала подумала, что это так удалённо от Кайрапута расположен рынок, а потом, пробравшись сквозь дремучие языковые барьеры, поняла, что мы едем прям в саму деревню бонда, и начала сходить с ума от радости. При этом почему- то шипела Надюшке, как будто водитель мог разобрать русский, а ведь он и английский знал похуже моего:
- Представляешшшь!!! Мы едем к бонда в деревню!!! Там НИКТО! НИКОГДА! Не был!!!
Конечно же, скорее всего там бывали люди до нас, и мы не были первыми, но нигде в сети я не нашла об этом упоминаний, а встречала лишь утверждения о том, что в деревню бонда попасть невозможно. Как бы то ни было, толпы туристов не ходили по этим горным деревням, так что волнительное чувство причастности к первопроходцам мешало мне спокойно сидеть на месте, и я возбужденно крутилась, как попугай на ветке перед нашим окошком в Пури. Узнав, что мы едем прям в саму деревню, а не только на четверговые маркеты, я стала возбужденно пытать водителя, насколько это возможно, ведь Бонда к себе не пускают?
И узнала о существовании некоего доктора, который за деньги разрешает пройти по деревне и поснимать бонда в, так сказать, естественной среде обитания. Долго билась, пытаясь прояснить личность доктора, но мой скромный английский наложился на его плохой английский, потому столь скупыми оказались мои разведданные.
Доктор – это мужчина бонда, к медицине отношения он не имеет, просто его так называют. Почему его называют именно доктором, а не кем-то другим, я так и не расшифровала. У доктора неограниченная власть над бонда, как он скажет, так и будет. Одному европейскому туристу он разрешил переночевать в деревне. (Плохо поняла, куда потом этот турист делся).
И вот мы въехали в Кайрапут и свернули в центре деревни налево. Сначала дорога была асфальтовой, потом каменисто-грунтовой, но вполне приемлемой. И вот на стыке этих двух типов дорожных покрытий сидят себе на обочине, встречают меня три женщины бонда! Одна старая и две молодые...
После этого благоприятного знака дорога пошла круто вверх, в джунгли.
Постоянные повороты на 180 градусов, с чередующимися наклонами машины вперед и вправо и сразу же назад и влево, кочки, камни, деревья. Летишь – то головой в стекло, то –в потолок, то – на водителя, а он одной рукой ловит тебя за шкирку, а другой твёрдо удерживает наш джип “Болеро” на дороге. А за окном – поросшие непроходимым лесом волнистые холмы.
Наш джип переваливался с одной дорожной кочки на другую, мы с Надей переваливались в нем друг на друга, но не забывали крутить головами на 180 градусов. Сначала заметили в густом лесу стоящего на небольшом пригорке одинокого мужчину, а потом услышали мычание коров. Так оказывается бонда держат скот?
В таком дремучем лесу?
Ага, вот и хатки, обнесенные аккуратным плетнем...
... и плетеные курятники, поднятые высоко над землей...
И тишина... А людей совсем нет…