В отличие от комплекса Эллоры пещерные храмы Аджанты расположены довольно компактно. Поэтому если вы не такая черепаха, как я, и не собираете материалы для печати или публикации, то успеете посетить все пещеры, не пропуская ни одной, и у вас еще останется время на прогулки, о которых я расскажу позднее. Для тех же, кто стеснен во времени, я позволю себе отметить то, что нужно осмотреть в приоритетном порядке.
Пещеры №1 и №2
Безусловно, эти пещеры относятся к тому, что принято называть
"must see" - даже при том, что их знаменитые росписи видно плохо. Особенно вышесказанное относится к первой пещере: это визитная карточка Аджанты. Напомню, что нумерация пещер ведется по возрастающей - от входа в комплекс, а не от даты создания, и первая пещера - это означает первая от входа, а что касается даты ее создания, то это одна из самых поздних, если не самая поздняя пещера (её датируют 5-м веком нашей эры, а если говорить об этапах становления буддизма, то к более позднему - к Махаяне)
Для продвинутых дилетантов, к коим я отношу и себя, напомню, что судить о том, какая именно эпоха буддистского искусства вам представлена, вы можете по поклонному образу, установленному в чаитье (святилище). В эпоху раннего буддизма там находилась ступа, так как в буддистской иконографии вплоть до 1-2 в. н.э. отсутствовали антропоморфные (в человеческом облике) изображения Будды Гаутамы, а основной доминантой было поклонение Учению и памяти Учителя, а не его образу. Поклоняться же Будде в человеческом образе стали в эпоху Махаяны.
Пещера №6
Пещера номер 6 - единственный двухэтажный монастырь Аджанты. Кроме великолепных барельефов и скульптурных групп на втором этаже вы можете обнаружить "поющие колонны" - их моей сестре показал хранитель пещеры. Со второго этажа можно сделать очень удачный снимок всей Аджанты.
В пещере много хорошо сохранившихся скульптурных группкой и прекрасных барельефов
Подниматься на второй этаж лучше босиком: и не из-за того, что таковы требования. Ступени очень крутые и чрезвычайно скользкие, у голой стопы гораздо лучше сцепление с поверхностью камня.
Ну в общем я вас предупредила)
Пещера №8
Она закрыта, но знать о ней надо - тут находится спуск к туалетам и подход к мостам, ведущим на другую сторону реки Вагхоры и к смотровым площадкам
Пещера №9
Обязательна к посещению. Датируется 1-2 веком до нашей эры. Скульптурные изображения Будды, высеченные рядом и по бокам этой пещеры относятся к более позднему периоду (5 в.э. н.э.) – времени доминирования буддистской традиции Махаяна (т.е. они были выточены на несколько веков позднее, чем была создана сама пещера).
Это одна из самых старых пещер комплекса и классический пример чаитьи: в отличие от предыдущих она является лишь святилищем, не приспособленным и не предназначенным для проживания помещением. В конце пещеры находится ступа-значит это пещера относится к эпохе раннего буддизма. Вдоль стен за колоннами находится пространство, предназначенное для парикрамы (кругового обхода ), сейчас оно закрыто.
Пещера №10
Так же обязательна к посещению. Это тоже одна из самых древних пещер комплекса. Так же, как и пещера №9 является чаитьей: молельной залой продолговатой формы с поклонным образом в виде ступы и с галереей для кругового обхода. Знаменита тем, что именно ее заметил удачливый охотник за тиграми Джон Смит, о чем и расписался на колонне №14
В этой пещере вы можете видеть неплохо сохранившиеся росписи на колоннах и стенах, но Спинку удалось доказать, что эти росписи были сделаны на несколько веков позднее - в 5-м веке.
Пещера №12
Это - самая древняя пещера, датируется 2-м веком до нашей эры. Пещера №12 - это вихра (монастырь), по периметру залы находятся монашеские кельи с каменными лежанками и каменными изголовьями - можете залезть в одну из них и представить, как 22 столетия назад тут проживали и практиковали буддистские монахи
Пещера N 16
Пещера N 16 датируется 460-480 г.г н.э. – периодом, когда в Аджанте велись самые интенсивные работы и были сооружены или начаты большинство пещерных храмов и монастырей. В соответствии с найденными в ней надписями установлено, что эта пещера сооружалась под патронажем Варахадевы (Varahadeva) – главного министра великого Харишены.
Она расположена на верхнем уровне и на ее веранду ведет широкая каменная лестница, входной проем которой украшен двумя огромными барельефами слонов.
На нижней лестничной площадке прямо напротив входа находится небольшое святилище владыки нагов Мучалинды (наги – мифическии змеи, обычно изображаемые в виде гигантских кобр), который укрыл Будду от грозы на седьмой неделе его медитации перед просветлением, развернув над ним свой капюшон (вернее всем семь капюшонов, т.к. Мучалинда – семиглавый).
В главном святилище находится четырехметровая фигура Будды, на левой огромной стопе которого высечено прямоугольное углубление, вероятнее всего являющееся реликварием (местом, куда замуровывают священные реликвии).
Пещера N 17
Знаменита своими сохранившимися фресками
Пещера N 19
Это небольшое, но очень гармоничное по пропорциям и изящное по оформлению сооружение, возможно самое красивое в Аджанте.
Высеченный в неглубокой нище фасад Пещеры N 19 украшен хорошо сохранившейся изысканной каменной резьбой и выглядит просто сказочно.
Что касается типа пещеры - это чаитья (святилище), которое можно уверенно датировать началом эпохи Махаяна: тут есть и ступа, характерная для святилища эпохи раннего буддизма, но на ней уже есть и изображение самого Будды - в данной пещере - в полный рост
Слева от входа на примыкающей к фасаду стене в неглубокой нише находится знаменитый барельеф с изображением Нагараджи (Nagaraja, владыка змей-нагов) с супругой и служанкой.
Пещера N 26 Это моя любимая пещера - именно тут находится потрясающей красоты семиметровое изображение Будды в Паранирване, да и все пространство парикрамы (пространство кругового обхода, находящееся за колоннами) богато украшено разнообразными скульптурами. Как по мне - так это именно она достойна называться "царской пещерой"
Эта пещера, как и пещера №19 относится к самым первым махаянским храмам не только Аджанты, но и всей Индии: в святилище пока еще находится ступа, но перед ней помещено прекрасное изображение Будды