-
почти 8 лет назад
wichy вообще замечательные тексты спасибо вам уже пару недель думаю как охарактеризовать их очарование получилось примерно так нам известны востоковедческие религиозные тексты научные обобщения а тут как будто голос народа спокойно местами иронично но мудро описывает довольно острые места индийского сознания и мы начинаем их видеть не как догматы а в развитии в пересечении и несовпадении времен идей и др так что при всей легкомысленности в их основе все же глубокая подложка и неподдельный интерес к своей истории и культуре ну это на первый взгляд легкомысленно я просмотрел ряд лекций этого автора и первое что мне показалось легкость в мыслях необыкновенная но это в хорошем добром смысле поскольку ряд идей никак не доступных мне ранее оказались немногословно и недидактично изложены а это ценно есть и критические возражения в частности там где автор из википедии черпает вдохновение и данные а там иногда ложь и путаница например про число и про ноль не так это было в истории ноль это не пустота ноль это точка на системе координат это рождение нового числового тренда интересной задачей из цикла игры в бисер может стать соотнесение нуля и знака энсо в японской культуре примерно 7 й век по форме ноль это родовое отверстие начало жизни нового но это все мелочи
-
почти 8 лет назад
indis сказал а интересно какой урок он вынес из такой жизни на земле в м мне кажется избрана уникальная модель расплаты за грехи нечто похожее в мировой литературе если я правильно помню только у т манна в докторе фаустусе там герои ад обсуждают и вот один из них говорит что то типа никогда не знаешь что это будет но точно это будет именно то чего ты больше всего не любишь не хочешь и боишься в отношении бхишмы кажется вариант наказания не касается его воли силы мужества добропорядочности и др но бьют что называется по интеллекту по слабому месту не понял ты многого бхишма что вокруг тебя происходило не смог или не хотел понять потому получай то чего не хочет каждый воин медленной и мучительной смерти когда ты продолжаешь быть свидетелем ужаса но сделать уже ничего не можешь как раз то что излагает кришна арджуне в бхагаватгите и есть урок для бхишмы как бы заочный тонко и точно адресованный диалог elena vasta сказал а да его облик было невозможно испортить испортить как показывает и мировой и отечественный кинематограф можно абсолютно любой образ но в данном случае согласен с вами нас пощадили
-
около 8 лет назад
женская линия поведения в эпосе и впрямь загадка но вот у меня такая версия пред нами все же не частные и сугубо женские мотивы пошалить или что либо сделать вопреки сказанному мужчиной или этакая истероидность иррациональность непредсказуемость и др возведенная в канон поведения если отойти предельно далеко от м то в центре сюжета даже не дворцовые тайны или мотивы саги но отношение к женщине сложная траектория ее судьбы а главным конфликтом является то что делают кауравы с драупади могу привести много примеров но это если спор возникнет а основном мое предположение такое любовь к богам почитание дхармы справедливость все ничто пред лицом отношения к женщине именно поэтому вьяса коллективный автор как бы уравновешивают дарами достоинствами и прочими вистами женские траектории в эпосе зачем мне кажется они вполне понимают что напиши они о достоинствах и внутренней борьбе дхармы и адхармы только мужчины все равно системы точных образов и модели целостного нравственного мира не построишь женщина непременно будет важнейшим основанием мужского мира бытия ибо мать жена и сестра поэтому в эпосе идет глубокая разработка женских образов тоже много примеров в том числе и переодевания этакий трансвестизм арджуны чтобы в действительности понять и признать роль особенных в отношении мужчины а также детей родителей долга и др мотивов женского поведения потому когда кунти пробует на магичность вверенную ей мантру боги в действительности служат ей поскольку она заслужила в этот момент она выше
-
больше 8 лет назад
yes сказал а получается что я сделал себе плохо открыв для себя наконец то понимание юга вот вот от многой мудрости много скорби и умножающий знание умножает печаль но уже вроде кратко говорили об этом знание без нравственного развития точно умножает печаль думаю авторов м эта проблема тоже волнует когда они хотят показать исключительно положительного героя впрочем не уверен что они этого хотят то у него продвижение в знании уравновешивается всякими аскезами служениями обретением новых жизненных обязательств и др таким образом освоив иной жанр или стиль в музыке вам следовало бы возможно шучу признать для себя что противостояние восточной и западной музыки это положение навязанное музыковедами а самая главная музыка она внутри у каждого человека как продолжение его могучих образов речи своей и чужой и образов среды в которой он живет и ориентируется музыка возникла не для украшения не для эстетики а для прагматически точного оформления мелодико ритмически гармонического образа своего бытия к бюхер работа и ритм она подхватила неопределяемые речью смыслы и связала их со внешними звуковыми событиями и дело здесь не в количестве тоновых делений в индийской музыке в сравнении с европейской их действительно больше но в мощности музыкального высказывания в развернутости его средств и возможностей вариантах мелодичности симфоничности полифоничности разнообразии музыкальной семантики и др а здесь пожалуй европейская музыка погуще будет вот признание вами этого факта было бы аскезой позволившей примирить север
-
больше 8 лет назад
yes сказал а я вот думаю изображение вишну в мести ашваттхамана это сторукое тысячеголовое и т д как многообразие жизненных форм всё иллюзия в конце концов как то настораживает что мой друг брамин упорно и даже я бы сказал упёрто хранит молчание по поводу этой главы наверное это один из самых трудных моментов эпоса не хочется цитаты из текста привлекать но его мотивы мести кажутся обоснованными если учесть бесконечное унижение всей жизни его и его отца и понятно почему этим героем является сын гуру которого убили его же ученики вообще этот эпизод кажется чем то вроде чистилища тотальное обнуление настоящего ради открытого будущего только вот где гуманизм а я думаю что вот где у меня во втором классе был приятель и я позвал его в кинотеатр на фильм про войну ну в мое школьное время таких много было а фильм этот закончился смертью главных положительных героев и приятель выйдя как и я из кинотеатра со слезами на глазах сказал мне ты дескать меня на такие фильмы больше не води наши должны всегда побеждать и выживать конечно я ему по катарсис и великое очищение сердца через трагедию рассказать не мог но сейчас могу махабхарата по жанру трагедия а не бесхребетный эпос или семейная сага yes сказал а я слышал что iq в первый раз применили в сумасшедших домах для определения уровня интеллекта а потом вынесли на здоровых людей не не так а бине француз это придумал чтобы детишков в правильную и вспомогательную школу отбирать
-
больше 8 лет назад
yes сказал а каждому возрасту свои исследования скорее всего так хотя в этом обмене мнениями у меня все яснее складывается образ того что в махабхарате законов внешних внутренних логических и интуитивных исходящих из качества или количества чего бы то ни было и т д и т п не существует более того ни рок ни сила богов ни какие то условия слова обязательства поступки молодости и др не имеют решающего значения для сюжета по моему у гегеля где то примерно так было в жизни все дело в самой жизни т е в сложной суперпозиции воль интересов возможностей следованию правилам и долгу и др т е в актуальном течении жизни а не трансцендентном в этом же контексте а также к теме ума и возраста вспомнился один текст который мне довелось переводить в юности это было исследование проведенное начинающим американским психологом в 60 е годы в районе берега слоновой кости он пытался тупо мерить iq у африканских школьников возрастная выборка была где то около 10 лет то что у него получилось однозначно указывало на расистскую гипотезу что черным до белых сто лет и все лесом идти а потом он понял что они просто задания на iq не принимают так же как их американские сверстники он с ними поиграл поучил их читать на французском порисовал схематизации научил кроссвордам и т д и где то месяца через 3 повторил iq этой выборки сравнялся с американской школьной
-
больше 8 лет назад
yes сказал а развитием ума в индии никто не занимался весь гений индии был направлен на медитацию ум считался болезнью и все пороки пришли в мир через его развитие особенно через этот непробиваемый логический ум наверное это из серии многознание уму не научает с этим согласен в нашем языке даже есть удачное для этого феномена слово умничанье видимо вы об этом но ум это не только и даже не столько математика или формальная логика ум это возможность ориентироваться в новом для человека незнаемом предметно и принципиально отличном от его опыта обратите внимание на то сколько усилий в махабхарате по работе с молодежью по обучению и развитию сколько славных слов написано о гуру их методе обучения их отношениях с учениками а многовековая методика обучения монахов включающая в качестве основного момента имитацию споров и дискуссий решение загадок и подбор ответов на неожиданные вопросы это ж все школа мышления не так ли я бы даже сказал что образование и воспитание вторая задача для населения махабхараты после соблюдения нравственных законов но вот как они это делают здесь конечно различие с европой огромное помню еще в студенческую пору писал реферат по системе нравственного самовоспитания у индийских йогов по с вивекананде понятно писал ничего другого и не было так вот там основной идеей было саморазвитие т е каждый шаг последующего движения в жизни и в развитии определяется человеком самостоятельно не так как мы привыкли в нашей культуре когда условный гуру все наперед знает
-
больше 8 лет назад
yes сказал а даже думаю по прежнему что махабхарату сначала арийцы сочинили а потом дравиды добавили к ней из шиваизма бхагават гиту и месть ашватхамана и махабхарата стала всеиндийской и совершенной да редкий случай когда очень мудрые люди к бумаге руку приложили а она еще и до нас дошла чтобы удержаться от сказочного сюжета и не уподобиться мифам как бы поточнее это сказать с заранее известной почти голливудской фабулой древние авторы махабхараты сочетали несколько принципов изложения фантазирования мне пока трудновато точно сформулировать но кажется что эти авторы додумались что разумность и добро идут от уже познавших зло а вот изначальная природа человека лукава и порочна поэтому жизнь есть бесконечная проверка на дорогах это же касается трудного вопроса дхармы и адхармы у них нет абсолютного знака иногда разум доминирует над эмоциями и это правильно а иногда самого главного глазами не увидишь зорко одно лишь сердце а вот принцип отличить одно от другого как я понимаю из идей кришны собственный опыт человека в том числе а может даже и впереди всего опыт потери вообще создавать такие сюжеты явный признак человеческой зрелости свободной от дидактизма как будто автор подводит итог жизни целой цивилизации и говорит что никто не победил и почти никто ничему не научился ибо такова человеческая природа
-
больше 8 лет назад
newra сказал а вот эта аллегория мне не особенно понятна больше нравится что они 5 принципов дхармы кришна говорил что это знание любовь справедливость преданность и терпение мне вот тоже не очень понятна но кое что нашлось что открывает слегка загадку пятимужества драупади это из ее прошлой жизни https books google ru books id frgqawaaqbaj pg pt267 dq d0 b7 d0 b0 d0 b3 d0 b0 d0 b4 d0 ba d0 b0 d0 b4 d1 80 d0 b0 d1 83 d0 bf d0 b0 d0 b4 d0 b8 hl ru sa x ved 0ahukewipjluonkdnahubb5okhydsb8mq6aeihtaa v onepage q d0 b7 d0 b0 d0 b3 d0 b0 d0 b4 d0 ba d0 b0 20 d0 b4 d1 80 d0 b0 d1 83 d0 bf d0 b0 d0 b4 d0 b8 f falseвообще хотелось бы отметить что по глубокой событийной логической и психологической разработанности сюжета махабхарата видимо не имеет аналогов в мировой литературе кирпичик к кирпичику деталь к детали поступок к поступку так реконструируется нравственное пространство своего цивилизационного времени божественному произволу и случайности противопоставляется последовательность и логичность безотказное действие определенных принципов конечно есть дидактизм стремление к энциклопедичности к всеобщности но когда задумаешься а что есть современное нравственное пространство жертвоприношение антихрист левиафан не а все не то пафосно написал есть такое всерьез не воспринимать