авторская тема Пхова как она есть

  • 1
    18 нояб. 2014
    Sanyashina
    Расскажу немного о практике Пхова.

    Буду ссылаться на авторитетные источники + мои впечатления от Пховы, которую посетила в этом январе.

    Начну сразу с главного, с отрывка из книги Согьяла Ринпоче "Книга жизни и практики умирания", в котором описана непосредственно практика Пхова в том виде, в котором её может применять любой человек, независимо от вероисповедания и картинки мира, совершая
    практику для себя или других людей.

    Полностью "Книгу жизни и практики умирания" можно скачать здесь.
    Эта книга очень перекликается с "Тибетской книгой мёртвых", но более практична и написана живым языком, понятным для каждого.

    "На что можно надеяться в отношении этой книги? – Произвести полный пересмотр того, как мы смотрим на смерть и заботимся об умирании, а также того, как мы смотрим на жизнь и заботимся о жизни."
    Согьял Ринпоче.

    «Практика пховы вызывает физические и умственные изменения. Она открывает центральный энергетический канал в наших телах и позволяет в момент смерти войти в Чистую страну Будды Безграничного Света."
    Лама Оле Нидал.


    Здесь можно подробнее почитать, что говорит о пхове Лама Оле Нидал.

    Я привожу отрывок из главы ХIII, описание практики:

    ***
    СУЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПХОВА

    Наиболее ценная и мощная из всех известных мне практик для заботы об умирающих, применяемая с энтузиазмом многими людьми, это тибетская традиционная практика, называемая пхова, что означает перенос сознания.

    Пхова для умирающих выполнялась их друзьями, родственниками или мастерами совершенно просто и естественно во всех местах современного мира – в Австралии, Америке и Европе. Благодаря ее силе тысячи людей получили возможность умереть в покое. Меня радует, что теперь я могу сделать сердце практики пхова доступным для каждого, кто пожелает использовать ее.
    Я хочу подчеркнуть, что эту практику может делать любой. Она проста, но это также и наиболее существенная практика, какую мы можем выполнять для подготовки к своей собственной смерти, и это основная практика, которой я учу своих учеников для помощи их умирающим друзьям и родственникам, а также тем их любимым, кто уже умер.
     

     

    Практика Первая: 

    Вначале устройтесь поудобнее и примите позу для медитации. Если вы делаете эту практику, приближаясь к смерти, просто сядьте как можно удобнее или лежите.
    Затем приведите свой ум домой, отпустите напряжения и полностью расслабьтесь.

    1. Призовите в небо перед собой воплощение любой, какой бы то ни было, истины, в которую вы верите, в виде сияющего света.
    Выберите любое божественное существо или святого, к которому вы чувствуете близость. Если вы буддист, призовите будду, с которым вы чувствуете внутреннюю связь. Если вы верующий христианин, всем сердцем почувствуйте живое присутствие Бога, Святого Духа, Иисуса или Девы Марии.
    Если вы не чувствуете связи с какой-то определенной духовной личностью, просто представьте в небе перед собой фигуру из чистого золотого света. Важно то, чтобы вы рассматривали то существо, которое зримо представляете, как истинное воплощение истины, мудрости и сострадания всех будд, святых, мастеров и просветленных существ. Не беспокойтесь, если не сможете очень ясно зримо представить их, просто наполните свое сердце их присутствием и верьте, что они здесь.

    2. Затем сосредоточьте свой ум, сердце и душу на призванном вами присутствии и молитесь:

    Твоим благословением, благодатью и руководством, силой того света, что истекает от тебя, Пусть вся моя отрицательная карма, разрушительные эмоции, затмения и препятствия будут очищены и удалены, Пусть я узнаю, что прощен за весь вред, что мог быть в моих мыслях и действиях, Пусть я совершу эту глубинную практику пхова, и умру хорошей и мирной смертью, И через победу моей смерти, пусть я смогу принести пользу всем другим существам, живым или мертвым.

    3. Теперь представьте, что призванное вами присутствие света настолько тронуто вашей искренней и сердечной молитвой, что отвечает вам любящей улыбкой и посылает любовь и сострадание в виде потока лучей света из своего сердца. Когда они касаются вас и проникают в вас, то очищают всю вашу отрицательную карму, разрушительные эмоции и затмения, которые являются причиной страданий.
    Вы видите и ощущаете, что полностью погружены в свет.

    4. Теперь вы полностью очищены и полностью исцелены светом, истекающим от этого присутствия. Представьте, что само ваше тело, которое само было создано кармой, теперь полностью растворяется в свете.

    5. Тело света, которым вы теперь являетесь, взмывает в небо и нераздельно сливается с благим присутствием света.

    6. Как можно дольше оставайтесь в таком состоянии единства с этим присутствием.

     

     
    Практика Вторая:

    1.
    Для большей простоты выполнения этой практики, начните, как сказано выше, спокойно отдыхая, а затем призовите присутствие воплощения истины.

    2. Представьте свое сознание сферой света у вашего сердца, вылетающей из вас, подобно падающей звезде, и влетающей в сердце присутствия, находящегося перед вами.

    3. Она растворяется и сливается с этим присутствием. Посредством этой практики вы влагаете свой ум в ум мудрости Будды или просветленного существа, а это является тем же самым, что отдавание своей души в природу Бога. Дилго Кхьенце Ринпоче говорит, что это подобно бросанию камушка в озеро; подумайте, как он влетает и погружается в воду, все глубже и глубже.
    Представьте, что благословением ваш ум преображен в ум мудрости этого просветленного существа.
     


    Практика Третья:
    Самое главное в этой практике – просто слейте свой ум воедино с умом мудрости этого чистого присутствия. Решите: "Мой ум и ум Будды – одно".


    Выбирайте любой из этих вариантов практики пхова, какой вы ощущаете более удобным или который нравится вам в любой данный момент.
    Иногда самые простые практики оказываются самыми сильными. Но какую бы из них вы ни выбрали, помните, что важнее всего сейчас найти время, чтобы освоить эту практику. Как еще вам достичь уверенности, нужной, чтобы выполнять ее для себя или для других в момент смерти?

    Мой мастер Джамьянг Кхьенце писал: "Если вы всегда медитируете и таким образом делаете эту практику, то в момент смерти это придет легче".

    Фактически, вы должны настолько освоить эту практику пхова, чтобы она стала естественным рефлексом, вашей второй природой. Если вы видели фильм Ганди, то помните, что когда его застрелили, он немедленно воззвал: "Рам... Рам!", а это в индуистской религии священное имя Бога. Помните, что мы не знаем, как мы умрем, и будет ли у нас время вспомнить вообще о какой-либо практике. Как много времени, например, у нас будет, если наша машина столкнется на шоссе с грузовиком, со скоростью 100 миль в час? Не будет и секунды, чтобы подумать о том, как выполнить пхова или свериться с указаниями в этой книге. Или мы знаем практику пхова или же нет.

    Это можно просто проверить: заметьте, как вы реагируете в критической ситуации или в момент кризиса, подобно землетрясению, или в кошмарном сне. Вы тут же реагируете, делая эту практику, или же нет? А если вы делаете практику, насколько вы в ней стабильны и уверенны?

    Я помню одну мою американскую ученицу, которая однажды отправилась на прогулку верхом. Лошадь сбросила ее и потащила по земле – нога застряла в стремени. Ее ум отключился. Она отчаянно пыталась вспомнить хоть какую-то практику, безрезультатно. Она была в ужасе. Однако ужас заставил ее осознать, что практика должна стать ее второй природой. Этот был урок, который ей необходимо было получить: он фактически нужен нам всем. Как только можете интенсивно занимайтесь практикой пхова, пока не будете уверены, что станете реагировать ею на любое неожиданное событие. Этим вы обеспечите свою подготовленность, насколько это возможно, когда бы ни явилась смерть.
     

     

    ПРИМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПХОВА
    ДЛЯ ПОМОЩИ УМИРАЮЩЕМУ

    Как нам применять эту практику для помощи тому, кто умирает?

    Принцип и последовательность выполнения практики тут точно такие же, как выше; единственная разница в том, что вы зримо представляете Будду или духовную личность прямо над головой умирающего.

    Представьте, что лучи света изливаются вниз на умирающего, очищая все его существо, а затем он растворяется в свете и сливается с этим духовным присутствием.

    Делайте эту практику постоянно во время болезни любимого вами человека, и особенно (это важнее всего), когда происходит последнее дыхание умирающего, или сразу же, как его дыхание прекратится, и прежде, чем тела коснутся или как-либо потревожат его. Если умирающий знает, что вы будете делать для него эту практику, и знает, что это такое, то это может явиться для него важным источником вдохновения и утешения.

    Тихо сидите с умирающим, зажгите свечу или лампу перед изображением или статуей Будды или Христа, или Девы Марии. Затем сделайте для умирающего эту практику. Вы можете выполнять ее тихо, и этому человеку даже не нужно знать об этом; с другой стороны, если этот человек готов ее воспринять, как иногда бывает с умирающими, объясните, как ее делать, и делайте ее вместе.

    Меня часто спрашивают: "Если мой умирающий родственник христианин, а я буддист, нет ли здесь какого-либо противоречия?"
    Но как же это вообще возможно? Я отвечаю: вы призываете истину, а Христос и Будда оба являются сострадательными проявлениями истины, по-разному появляющимися, чтобы помочь существам.

    Я настоятельно советую врачам и медсестрам также выполнять практику пхова для своих умирающих пациентов. Представьте только, как чудесно может изменить больничную атмосферу, если те, кто ухаживает за умирающими, будут также делать эту практику.

    Я вспоминаю смерть Самтена в моем детстве, когда мой мастер и все остальные монахи делали практику для него. Насколько мощным и возвышающим это было! Моя самая глубокая молитва – пусть каждому будет дано умереть с той же благодатью и миром, какие были в его смерти.

    Я специально составил эту существенную практику пхова из традиционной тибетской практики для умирающих так, чтобы в нее входили все наиболее важные принципы. Так что это не только практика для умирающих, но ее также можно применять как для очищения, так и для исцеления; она важна и для живущих, и, особенно, для болеющих. Если человека можно исцелить, она будет способствовать исцелению; если он умирает, она поможет ему и исцелит его дух в смерти; а если он умер, она продолжит очищать его.

    Если вы не уверены, выживет ли тяжелобольной или умрет, то всякий раз, когда вы его навещаете, делайте для него эту практику пхова. А вернувшись домой, делайте ее вновь. Чем больше вы будете ее делать, тем больше будет очищен ваш умирающий друг. Вам неизвестно, когда вы вновь увидитесь со своим другом, или будете ли вы присутствовать при его смерти. Поэтому завершайте каждое ваше посещение этой практикой, просто для подготовки, и продолжайте выполнять ее в любые свободные моменты.

    ***

    Вышесказанного достаточно, чтобы начать практиковать пхову))
    Практиковать желательно регулярно.

    Если делать практику для умершего человека в момент его смерти, то особо важным считается, что тело никак не следует тревожить и перемещать до окончания практики. Но можно делать пхову и для тех, кто умер давно.
    Можно также делать пхову для любых живых существ, свидетелем чьей смерти вы стали. То есть нет ничего предосудительного, если вы увидели, например, как машина насмерть сбила собаку и остановились, чтобы провести пхову собаке.
    Духу любого существа будет полезна такая поддержка при переходе.
  • 2
    18 нояб. 2014
    Sanyashina
    От себя я добавлю еще пару моментов:

    Пхову можно проводить на любого человека, не обязательно больного или умирающего. Любого, кому вы по той или иной причине хотите помочь. Это будет работать очень мощно. Можно делать на человека, который проявляется к вам негативно, таким образом вы разрядите напряженную ситуацию, а также поможете этому человеку.

    И еще один секрет: если будет необходимость сделать кому-нибудь подарок - представьте его в детском возрасте, и туда, в его прошлое, отправьте посыл пховы, пошлите через практику этому человеку прощение и очищение.

    От такой поддержки у человека могут очень сильно измениться обстоятельства в лучшую сторону. Может внезапно "слететь" 30кг лишнего веса, отыскаться призвание в жизни, исчезнуть хронические болезни, раскрыться таланты...что угодно. Не знаю, как это работает:) Возможно, "часть кармы прощается по-просьбе трудящихся" но практика, сделанная с искренним намерением, подействует как чудо.

    А если кто хорошо управляется с ментальными образами, можно попробовать еще одну штуку: в завершение этой практики, мысленно сделайте человеку подарок - подарите ему какой-нибудь образ, совершенно любой, какой захочется, хоть зелёный экскаватор, но с намерением, чтобы этот образ принес человеку например здоровье...или душевное спокойствие...и т.д. Можно будет пронаблюдать интересное явление: этот образ так или иначе проявится в жизни у человека в ближайшее время. Он может начать рисовать ЭТО, увидит ЭТО на улице и внезапно обрадуется...да что угодно. А вы сможете удивляться, что вот как оно бывает:))

    Практика дарения - вполне самостоятельная практика, используется в самых разных школах, и
    психологами, и эзотериками. Но что-то вот к слову вспомнилась.

    Вернёмся к пхове :)
  • 3
    18 нояб. 2014
    Sanyashina
    Как я уже говорила в теме про мототрип, пхова звала меня давно. Откровенно говоря, тема смерти и того, что за ней, стала мне особо интересна лет 12 назад, после клинической смерти дочки и прочих перепетий с этим связанных, но это совсем другая история.

    Про практику я узнала лет наверное 8 назад, и регулярно натыкалась на нее тут и там.
    Уже даже почти поехала к ламе Оле Нидалу, который как раз уполномочен и благословлён нести пхову на запад, и который регулярно проводит обучение в Европе и Украине в том числе. Но наткнулась в сети на упоминание об Аянге Тулку Ринпоче,о том, что он проводит каждый январь пхову в Индии, бесплатно. Меня привлекла личность Ринпоче, то, что он передает пхову сразу двух имеющихся традиций: Ньингма и Дрикунг,  то, что Оле Нидал получал передачу пховы как раз от Аянга Ринпоче...а возможно, я просто пала жертвой очарования этого замечательного человека:) 

     Фото Ринпоче не мои, утащила с  mahayana.ru

    И я передумала ехать к Оле Нидалу, загорелась желанием попасть именно к Его Преосвященству Аянгу Ринпоче. Ничто не предвещало, но буквально через пару месяцев после этого мужу пришло предложение поработать в Индии. Конечно, мы не устояли перед таким соблазном))
    Оказалось даже, что от индийского дома до места проведения пховы, Бодхгайи, всего-то 800км, что с учетом размеров Индии вообще по-соседству. Как я туда ехала можно почитать в этой темке ;)

    Сама же Пхова проходит в специально отведённом месте, сразу за территорией храма Махабодхи. Надо пройти через главные ворота насквозь, выйдя с территории попадаешь на рынок, тут же свернуть на право и дорога сама приведёт. Но несмотря на картинку с подробным рисунком того, где это место и как пройти - искала я долго. Что поделать, есть у меня недостаток - в трёх соснах могу блуждать неделю.

    Поначалу показалось, что это на территории храмового комплекса. Попыталась пройти внутрь, но с первого раза не получилось: с собой нельзя проносить телефоны, а фотокамеры можно, только если заплатишь за съемку. Пришлось топать обратно за ворота, сдавать всё в камеру хранения.
    Тех у кого маленькие сумочки пропускают быстро, а у меня с собой был небольшой но полный рюкзак, и девочки на КПП не успокоились, пока не перерыли его до дна. Уфф. Как я потом узнала - не так давно к Махабодхи ступе пробирался террорист и пытался взорвать, так что меры предосторожности усилили.

    Пховного места я там не нашла, зато ознакомилась с самим Махабодхи, посмотрела на простирающихся монахов, обошла ступу и покрутила все молитвенные барабанчики.
    Выйдя, сразу наткнулась на тибетца, точно знавшего где проходит пхова :)

    А что до самой пховы, то как тут что опишешь?

    Саму практику, как её давал Ринпоче, он же и просил не рассказывать "в суе". Основные её вехи описаны выше, а при передаче используются определенные визуализации, принятые в традиции, и молитвы.
    Передача длилась 10 дней, с утра до вечера с перерывом на обед. Сначала по техникам одной традиции, затем по техникам другой.
    Практика учит выносить сознание из физического тела через правильные "врата" и устремлять его в Чистую Землю - мир, обещанный Буддой Амитабхой для всех, кто желает в него попасть. В этом мире, с благословления Будды, всё устроено так, что сознание любого уровня очень быстро очищается от омрачений и получает полное освобождение. 

     

    Также Ринпоче много рассказывал о тибетском восприятии смерти, о том, как всё происходит в её процессе (это тоже можно прочесть в книге Согьяла Ринпоче). Например о том, что после смерти многие люди, поскольку они не обладают достаточно развитым и сильным сознанием, не понимают, что они умерли (примерно как во сне ты не осознаешь что спишь) и их сознание имеет свойство цепляться за этот мир, за людей и любимые места, за дом...

    Поэтому есть традиция: в течение 21 дня после смерти человека, кто-то из близких ежедневно читает вслух "Книгу Мёртвых" у него дома. Это делается для того, чтобы если дух мёртвого будет возвращаться домой, не понимая, что тело мёртво, он услышал строки из книги и это помогло ему пробудиться и понять свое состояние.

    Ринпоче давал передачу на тибетском и английском языках, для группы русских был дополнительно организован переводчик.
    Основная масса присутствующих была тибетцами и монахами, много китайцев, немало европейцев из разных стран.
    Большинство определённо составляли буддисты.
    Молитвы и вообще все материалы по практикам приобретаются на месте за условные суммы. 

     

    Низкий поклон Аянгу Ринпоче за его такую ежегодную работу! Совсем не просто с 7 утра до 10 иногда вечера учить людей, повторяя материал на двух языках, передавать практики и состояние. И всё это с чудесным чувством юмора, добротой и улыбкой)

    Что касается моих личных ощущений - я немного засмущалась количеством молитв, предписанных в традиционных практиках.
    Видимо, я не вписываюсь настолько в буддистский "эгрегор", чтобы всерьёз ощутить необходимость длинных молитв для входа в практику. Вот же оно - настроился через основную краткую молитву, представил, намерение, открытое сердце и ум...и всё, получилась пхова. Два часа начитывать молитвы...я просто не чувствую необходимости, мне скучно становится, да простят меня Ринпоче и Будда Амитабха.

    И с простиранием, принятым перед духовными лицами, у меня та же история: я чувствую глубокое уважение, мне не лень наклониться или встать на колени - но я не улавливаю смысл. Понимаю мозгом, но не чувствую необходимости так делать. А тупо повторять в след за большинством - глупо, имхо, не сочтите за гордыню.

    Но мне определённо стоило туда съездить, на пхову. Я еще не до конца поняла зачем, но да.
    Когда-то давно, не один год назад, я думала что вот, получу практику и начну её всем делать, всех лечить и облегчать переход из этого мира. Я в этом даже усматривала какое-то своё предназначение, собиралась буквально ходить по больницам.

    Сейчас я думаю, что это больше пригодится мне самой, чем "нести в массы". Ну да дальше видно будет.
    Кстати, есть поверье, ходит среди практикующих у Оле Нидала, что после удачной передачи практики на макушке головы образуется маленькое отверстие, в которое можно вставить травинку)) Не знаю, мы травинками друг друга не тыкали. Но с головой и так творились разные вещи, было не до того, чтобы сено в темечко пихать)
  • 4
    2014-11-19 00:05:16
    Sanyashina
    Вот прямо еще дописать не успела и фотки вставить, а уже читают:))
  • 5
    2014-11-19 00:14:40
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Sanyashina сказал(а):
    Но мне определённо стоило туда съездить, на пхову. Я еще не до конца поняла зачем, но да. Когда-то давно, не один год назад, я думала что вот, получу практику и начну её всем делать, всех лечить и облегчать переход из этого мира. Я в этом даже усматривала какое-то своё предназначение, собиралась буквально ходить по больницам. Сейчас я думаю, что это больше пригодится мне самой, чем "нести в массы"
    Ну вот ты все равно привнесла ее в массы. И жалко, что я не знала о такой практике, когда уходили из жизни близкие дорогие мне люди.
    Спасибо тебе большое, я еще потом поспрашиваю, надо обдумать и пропустить через сознание
  • 6
    2014-11-19 00:15:13
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Sanyashina сказал(а):
    Вот прямо еще дописать не успела и фотки вставить, а уже читают:))
     Ну да, я ждала этот рассказ)
  • 7
    19 нояб. 2014
    Sanyashina
    Elena Vasta сказал(а):
    жалко, что я не знала о такой практике, когда уходили из жизни близкие дорогие мне люди.
     Зато теперь ты знаешь, Индия уже как дом родной, а следующая пхова в Бодхгайе не за горами, в январе ;) Я бы и сама еще раз съездила, чтобы "окунуться". Там были европейские ребята, у которых это далеко не первая пхова, про тибетцев и монахов я вообще молчу.

    Elena Vasta сказал(а):
     Ну да, я ждала этот рассказ)
     Я прямо вот ощущала, что надо его запостить побыстрее! Но я очень не совпадаю с интернетом - то он есть, то я свободна, то есть желание что-то писать, и всё это не одновременно))))
  • 8
    19 нояб. 2014
    Aspirina
    Sanyashina сказал(а):
    И с простиранием, принятым перед духовными лицами, у меня та же история: я чувствую глубокое уважение, мне не лень наклониться или встать на колени - но я не улавливаю смысл. Понимаю мозгом, но не чувствую необходимости так делать. А тупо повторять в след за большинством - глупо, имхо, не сочтите за гордыню.
     Не сочтём. Сами такие ;) Обычная история. Я как-то одному Геше испанского происхождения поведала о своих затруднениях. Сказал, что не надо себя мучать. И вообще на этом зацикливаться.  

  • 9
    19 нояб. 2014
    Sanyashina
    Aspirina сказал(а):
    Сказал, что не надо себя мучать. И вообще на этом зацикливаться.
     Вот я и не мучилась:) И даже молитвы переставала вслух читать, если чувствовала что это мне сейчас больше мешает, чем помогает. Одно дело произносить слова наизусть, понимая, что говоришь, и другое - читать с бумажки транскрипцию тибетского.
    Потом, когда освоил текст, он сам гармонично льётся, а по началу хотелось только впитывать практику и наблюдать состояние ума.
  • 10
    19 нояб. 2014
    renya
    Sanyashina , спасибо большое!

    Не до конца поняла: практики Первую, Вторую и Третью надо делать вместе, подряд, или выбрать какую-то одну и придерживаться ее в дальнейшем?

    Посмотрела сегодня, происходит ли что-то на тему Пховы в Москве - оказалось, не далее, как в ближайшую субботу будет проводиться групповая практика. Но только для имеющих передачу Аянга Тулку Ринпоче! Он там, а мы  - тут. Какая ирония)
  • 11
    20 нояб. 2014
    Aspirina
    renya 
    ответ в самом тексте: 
    Sanyashina сказал(а):
    Выбирайте любой из этих вариантов практики пхова, какой вы ощущаете более удобным или который нравится вам в любой данный момент. Иногда самые простые практики оказываются самыми сильными. Но какую бы из них вы ни выбрали, помните, что важнее всего сейчас найти время, чтобы освоить эту практику.
     
  • 12
    20 нояб. 2014
    renya
    Aspirina , спасибо. Я в тексте на это обратила внимание. Но почему-то все равно сомнения оставались)

  • 13
    20 нояб. 2014
    Sanyashina
    renya сказал(а):
    практики Первую, Вторую и Третью надо делать вместе, подряд, или выбрать какую-то одну и придерживаться ее в дальнейшем?
      да, тут за меня уже ответила Aspirina, спасибо ей, а я подтвержу: выбрать одну, которая больше по  душе. Можно попробовать одну, потом другую...суть то у них одинаковая.

    renya сказал(а):
    Он там, а мы  - тут.
     Да, Ламу Оле Нидала проще заловить на просторах России и Европы)) Ринпоче в Германию вроде приезжает частенько.
    Формируйте намерение попасть в Индию или чтобы Ринпоче сам на Русь приехал:)
  • 14
    20 нояб. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Sanyashina сказал(а):
    чтобы Ринпоче сам на Русь приехал:)
     Аспирина живет в Мадриде, и в России бывает реже, чем в Индии)
  • 15
    2014-11-21 00:19:03
    Sanyashina
    Elena Vasta сказал(а):
    Аспирина живет в Мадриде
      А я renya имела ввиду ;)
  • 16
    05 мая 2017
    Daria9
    Добрый день!  Меня интересует такой момент. Вы пишете,  что эту практику можно и нужно делать в любой момент и для любого человека (здорового,  больного),  а все остальные источники пишут,  что только после настоящей смерти и что это очень плохо,  если сделать раньше.  Могли бы Вы прояснить этот момент?  Буду очень признательна. 
  • 17
    01 авг. 2017
    siotoo
    Даша, слияние со Светом можно практиковать на любой стадии жизни. А практика, связанная с умиранием непосредственно - это визуализация резкого выброса сознания через темя в этот самый Свет (этот момент даже усиливают резким криком обычно).