Мелкая декоративная скульптура
Все пространство верхних горизонтальных балок и боковых вертикальные опорных столбов заполнено изумительными барельефами из жизни Будды в разных его воплощениях.
На северных воротах запечатлена история Будды, когда он приходил на землю как милосердный принц Вессантра (Вишвантара). Был в его королевстве слон, который "обеспечивал" все царство своевременными дождями и хорошим урожаем. Говорим "слон" - вспоминаем Индру, и он тут появляется в виде брахмана, который попросил у принца слона, и тот отдал дрогоценное животное без колебаний, за что был изгнан из царства вместе с женой, сыном и дочерью. Покидали они царство на колеснице, запряженной прекрасными лошадьми. Индра опять появился перед изгнанниками и царевич отдал ему и колесницу, и лошадей.
Далее история развивалась так же, как история царя Харисчандры (основателя династии Рагху, предка божественного Рамы): принц отдал брахману последовательно сына, дочь и жену! Индра таким образом испытал праведника, появился перед ним в своем обличье и вернул ему все, что Вишвантара ему отдал.
На барельефе отражены и семья принца, которая едет на колеснице прочь из царства, в правой дальнем углу - хижина отшельника, в которой поселился принц, перед хижиной его жена готовит обед. Там же виден злополучный слон. А слева фигурка Лакшми, которую слоны поливают из хоботов - вот такой синтетический орнамент!
Обратите внимание на сколько плотно заполнено все свободное пространство панелей. "РитА" в индуизме - мировой порядок, "анритА" - отсутствие порядка. Символом непорядка в индуизме являются дыры, обрывы, они расцениваются как прорыв хаоса в мир порядка - именно так трактуют индийцы свободный фон (в отличие от пустот китайского пространства, которые объединяют сюжеты).
В Индии же мастерство скульптора и живописца оценивается по тому, как плотно он заполнил пространство. Искусство гармоничного заполнения пространства в торанах Ступы №1 достигло совершенства. Все фигуры подчинены единому ритму, пространство каждой панели сбалансированно и уравновешено.
Рассмотрим другие скульптурные группы. В центре фотографии, представленой ниже, вы видите длинную лестницу. На этом барельефе изложена история восхождения Будды на небеса для встречи с матерью, которая умерла при его рождении. После этой встречи Будда спустился по лестнице с небес на землю.
А где же тут сам Будда, спросите вы? Ведь тут и на вершине лестницы и внизу изображено дерево? Правильно, дерево это и есть Будда. На ранних памятниках вы не найдете изображения Будды в человеческом обличье, считалось, что оно слишком тесно для его личности, поэтому ему поклоняются как дереву (символу просветленной личности), как ступе (символу буддистской общины). или как Учению (в виде Дхармачакры - "Колеса Закона".
Этот Закон согласно учению является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судебИногда Будда изображается в виде трона (пустого), на котором он незримо присутствует:
Все вышеперечисленное представляет собой три драгоценности буддизма - Триратну: Будду, Учение, сангху (общину).
- Нижняя панель тораны: на данном барельефе слоны поклоняются дереву (как символу Будды)
- Средняя панель тораны: изображается Учение в виде Дхармачакры (Колеса Закона)
- Верхняя панель тораны: изображается сангха (буддистская община, сообщество носителей Закона) в виде ступ и поклоняющиеся им людей
На этом барельефе две обезьяны подносят Будде, представленному в виде дерева, горшочек с мёдом:
Еще один великолепный барельеф: искушение Будды демонами. В левом углу панели представлен в виде дерева сам Будда, правая часть полностью отдана гротескно изображенным демонам. Среди сомна демонов сделан акцент на главенствующем Маре, повелителе сил зла: он изображен несколько крупнее, чем остальные. И несмотря на то, что лица демонов искажены, картинка вызывает не отвращение, а улыбку.
Картинка говорит нам: как бы мы ни понимали Мару, он имеет власть ровно настолько, насколько мы ему это позволяем.
"В целом скульптуры и рельефы четырех торан в Санчи отражают целый мир, одновременно и реальный и фантастический. Здесь представлены народ Индии и ее природа, архитектура, быт разных слоев населения, образы поэтического мифотворчества народа в виде духов природы и фантастических существ, а также предания и легенды, повествующие о Будде, в частности „джатаки“ — легендарные истории о прежних жизнях Будды на земле, когда он именовался Бодхисаттвой."
С. И. Тюляев